Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Урок русского языка 3 класс ПНШ Существительные третьего склонения

     Жигалко Светлана Алексеевна
    УМК ПНШ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

    356817, Ставропольский край, Будённовский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12

    тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: school-3-26rus@yandex.ru

    ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001

    КОНСПЕКТ УРОКА №2

    В3 КЛАССЕ

    ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

    ПО ТЕМЕ:

    «Существительные третьего склонения»

    Разработала:

    учитель начальных классов:

    Жигалко Светлана Алексеевна

    2014-2015 учебный год

    Тема «Существительные третьего склонения». ( УРОК 1/1) (1 – ый слайд)

    Цель:учить детей распознавать существительные  3 - его склонения, отличать их от  существительных  м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также  изменять существительные 3 – его склонения по падежам; познакомить с новым для них устойчивым выражением «как аршин проглотить».

    Задачи урока:

    Добиться осознания того,что у одного типа склонения одинаковые окончания;

    что ударные и безударные окончания  при этом пишутся одинаково.

    Планируемые результаты:

    Личностные:формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

    Тип урока:уроки общеметодологической направленности(формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)

    Форма работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, работа в тетради, работа с толковым словарем.

    Ход урока

    I.Орг.момент (Эмоциональный настрой) (2 – ой слайд)

    II.Актуализация знаний

    Какую большую тему изучаем? (Скл.Имен существительных)

    -Что называется склонением?

    (Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)

     - Какие же существительные относятся к первому склонению?  - Приведите примеры.

     - Какие существительные относятся ко второму склонению?   Приведите   примеры.

     - А к третьему? Приведите примеры.

    III.Определение темы и целей урока

    Какую большую тему изучаем? (Склонения  имен существительных)

    -Что называется склонением?

    (Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)

     - Какие же существительные относятся к первому склонению?  - Приведите примеры.

     - Какие существительные относятся ко второму склонению?   Приведите   примеры.

     - А к третьему? Приведите примеры.

    -  Ребята, какие склонения подробно мы уже рассмотрели? (I и II склонения)

    - Определите по содержанию тему сегодняшнего урока? ( Существительные III склонения. )

    (3 – ий слайд) 

    -Откройте учебник на стр.125, отметьте закладкой.

    - Запишите в тетрадях: число, Классная работа, новую тему урока.

     - Что же мы узнаем на уроке? (4 – ый слайд)       Исходя из темы урока дети сами ставят цели и задачи .   (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения.)

    - Мы будем учиться находить  существительные третьего склонения, отличать их от других существительных и, конечно, изменять их по падежам.

    IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ

    Работа по теме урока.(5 – ый слайд)   

    - Откройте учебник на нужной странице.

    а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений.

     

     - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке.

     -  Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу.

     - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?

    Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.

     - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница.

     - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.

     - Правильно  ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница?

    ( Миша неправильно понял устойчивое выражение).

    А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю.)

     - К какому словарю  нужно обратиться?

    (На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф. )

    -Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 ( Ангелина читает громко! )

    Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь.

    - А что же такое Аршин? «Аршин»). ( 6 – ой слайд)

    (Ангелина продолжает):

    Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет

    двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил».(щелк)

    б) Ответы детей на поставленные вопросы.    ( 7 – ой слайд)

      - Вы можете помочь Мише ответить на её вопросы?

    - Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы?

    - Какого они рода?

    - Какие у них окончания в начальной форме?

    - К какому склонению относится слово медведь? (II cкл.)

    - А существительное лошадь?(III cкл.)

    -А в чем особенность сущ. III cкл.? ( принадлежность к ж.р. и  ь)

      - Давайте найдем этому подтверждение.

    ( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса).

    Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной     форме относятся к IIIсклонению.

      - Так какие существительные относятся к  IIIсклонению?

    в)  Работа по учебнику ( 8 – ой слайд)

    Выполнение упражнения  №117 с. 126.  ( Коллективно разбираем задание, затем учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки).

    -С каким словарем предстоит работать?

     (Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли  условное обозначение «Я – А».)

    Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.

     - Какие существительные третьего склонения вы нашли?

     -  Значение всех ли слов вам понятны? Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В толковом словаре.)

    (Объясняется значение слова: выпь.)

    Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель – ( 9 – ый слайд)

      - Это упражнение поможет выполнить подсказка летучей мыши.

     Дети читают плакат Летучей Мыши.(10 – ый слайд)

    Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и.

     Сейчас мы в этом убедимся…

    И.п.  Жизнь, степь

    Р.п. Жизни, степи

    Д. п.  Жизни, степи

    В.п. жизнь, степь

    Т.п. Жизнью, степью

    П.п. о жизни, о степи

    - В каких падежах  сущ-е имеют окончание -и?( в Р. п., Д. п. и П.п.)?

     -Расскажите правило друг-другу по парам.

    ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глази пальчиков)

    в) Работа с учебником (11 – ый слайд)

    С. 127 №118 - читайте задание про себя.

    - Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении? (разные)

    - Что интересного вам удалось обнаружить?

    (Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.)

    И.п.  Парус              запись

    Р.п.   паруса            записи

    Д. п.  парусу            записи

    В.п.   парус              запись

    Т.п.   парусом          записью

    П.п.  о парусе          о записи   (12 – ый слайд)

    - В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? (Уч-ся видят, что окончания сущ-х II и IIIскл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти сущ-е склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний )

    С. 127  № 119  Прочитайте задание про себя. Что мы должны сделать?

     – Определите основу в словах сухарь и соль.

     На какой звук оканчиваются слова? (На мягкий) Значит, какая основа у этих слов?( мягкая) (13 – ый слайд)

    - Давайте  поучимся определять склонения существительных с основой на мягкий согласный, с ь на конце.

    - Скажите, это слова одушевленные или неодушевленные? (неодушевленные)

    - Сможете определить их склонения? СУХАРЬ – 2 скл.СОЛЬ-3 скл. Как определили? (в 3 скл. особенность – на конце ь и ж.р., а сухарь – м.р. с нулевым окончанием).

     Выполняя упражнение, мы будем пользоваться таблицей на стр. 127.

    - Удалось подтвердить наше предположение?

    6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

    (14 – ый слайд)

    -Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

    (Учились отличать существительные мужского рода с нулевым окончанием в

    начальной форме  от существительных  женского рода с нулевым окончанием.  Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.)

    -А для чего нам нужны эти знания? (Чтобы не допускать ошибок в  написании падежных окончаниях имен существительных.)

    На уроке:

    - я узнал…

    -у меня получилось…

    -мне захотелось...

     

    VI.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):

    (15 – ый слайд)

     - А теперь давайте  с вами  дадим оценку нашей работе. Оцените каждый свою работу:       ( На партах у детей лежат  три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.)

     - Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.

     - Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.

     - Выберите красный, если вам было трудно.

     - Молодцы, спасибо за урок!      (16 – ый слайд)

     

    VIII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

    Д.з. Уч. с. 128 № 120 ,  правила  на с.126 – 127. (17 – ый слайд)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

    Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....

    Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"

    Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...

    План-конспект урока по русскому языку 3 класс ПНШ "Существительные 3 склонения"

    План - конспект по русскому языку.  3 класс ПНШ " Существительные 3 склонения"...

    Технологическая карта урока Русский язык 3 класс. "Имя существительное. Обобщение"

    Выполнила: Сысо Яна АндреевнаДата проведения: 18.02.2016Технологическая карта урока Русский языкпо теме «Имя существительное. Обобщение», 3 класс Программа «Школа России», предмет «Русский язык»,...

    Технологическая карта урока русского языка 3 класс ПНШ

    Технологическая карта урока русского языка 3 класс ПНШ по теме "Что такое устойчивые выражения"...

    Конспект урока русского языка 3 класс - Имя существительное. Диктант. УМК Перспектива

    Конспект урока русского языка 3 класс - Имя существительное. Диктант. УМК Перспектива...