Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Малышева Ирина Александровна

       Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе по трём направлениям.

       Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение отличать литературный («правильный») язык от нелитературного (от просторечия, диалектов, жаргонов).

       Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом.

       И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфоэпии. Всё это тоже не приходит к ребёнку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

    Третья сфера работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи учащихся, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_konkurs.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики администрации

 Лысковского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Лысково Нижегородской области

Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР

Автор: Малышева Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4 г.Лысково

г. Лысково, 2014 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...

3

1.Теоретическая база и условия функционирования опыта……………………………..

7

2.Практическая часть………………………………………………………………………..

11

Заключение…………………………………………………………………………………..

23

Список использованной литературы………………………………………………………

26

Приложения………………………………………………………………………………….

27

Введение

«Две вещи, лучшие в человеческой природе: разум и речь».

Плутарх

Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе по трём направлениям.

Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение отличать литературный («правильный») язык от нелитературного (от просторечия, диалектов, жаргонов).

Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом.

И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфоэпии. Всё это тоже не приходит к ребёнку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи учащихся, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей.

Новизна опыта заключается в комбинировании, а также разработке различных приемов и методов речевой  деятельности, которые создают условия для формирования коммуникативной компетентности школьников, а также поддержания положительной учебной мотивации как средства развития речи с учётом личностно-ориентированного подхода.

Длительность работы над  опытом можно определить так: 26 лет педагогической деятельности, когда ежедневно встаёт вопрос о том, как разбудить стремление ученика работать над собой, расширять свой кругозор путём чтения, развивать умение общаться на родном языке, различать литературные жанры и уметь использовать каждый из них при необходимости. Но работать над данной темой с целью обобщения опыта я начала два с половиной  года назад, когда набрала 1-й класс детей с ЗПР и увидела, что именно эти дети нуждаются в речевом развитии как обязательном условии их психического  развития (см. условия возникновения опыта).

Диапазон опыта – система уроков русского языка в 1-4 классах. Также для повышения уровня развития речи младших школьников используются отдельные педагогические ситуации, системная работа по предмету, внеклассная работа, индивидуально-групповые занятия совместно со специалистами (логопед, педагог-психолог).

Исходя из практики, мы знаем, что есть учащиеся, которые с первых недель обучения в школе нуждаются в дополнительном педагогическом внимании и поддержке. Их интеллектуальное и речевое развитие имеет свои специфические особенности и требует организации коррекционно-развивающего воздействия.

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию − детей с временной задержкой психического развития.

Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Исследование особенностей развития речи, как одно из важнейших направлений в изучении детей с ЗПР, проводилось многими учеными (Т.П. Артемьева, Н.Ю. Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н. Рахманова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко).

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно. В этом я вижу актуальность работы над данной проблемой.

Я убеждена, что проблема расширения словарного запаса детей, обогащения их речи исконно русскими словами носит актуальный и перспективный характер ещё и в связи с тем, что в последние годы русский язык активно «засоряется» иностранными словами, словооборотами жаргонного характера, поэтому задачей каждого учителя является сохранение языка Пушкина и  Толстого.

Кроме того, если мы посмотрим на список общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, предлагаемых Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [7], то увидим, что многие из них связаны с коммуникацией:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;
  • владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
  • владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
  • составлять план, тезисы, конспект.

Целью  данного опыта является создание условий для полноценного речевого развития младших школьников с ЗПР на уроках русского языка через организацию углубленной словарно-лексической работы.

Основными  задачами опыта являются:

  • использование возможностей уроков русского языка для развития речевой деятельности детей с ЗПР;
  • развитие речи учащихся в неразрывном единстве с усвоением фонетики, орфографии, морфологии;
  • определение направления и организационных форм, способствующих формированию базовых психических функций (интеллекта) у младших школьников на уроках русского языка.

Исследуя названную проблему, я выдвинула гипотезу: в вопросе развития мышления большая роль отводится речи и речевым упражнениям, но при этом нельзя отождествлять речевое развитие с развитием мышления.

Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В отвлечённом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.

Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» [4]. Знания, факты, т.е. информация, − материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления нельзя. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Психологи выделяют наглядно-образное и действенное мышление. Работа мысли, усложняясь в связи с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.

Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечит связь мышления и речи.

«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом», – так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы [5]. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке! Ученики сами в процессе обучения должны «пораскинуть умом», задуматься, и главное – выразить свою мысль словом.

1.  Теоретическая база и условия функционирования опыта

         Теоретическую основу опыта составляют гуманистические выводы К.Д. Ушинского о том, что в человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития, и что эти возможности под воздействием науки и воспитания могут быть умножены.  «Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению и чистая детская нравственность» [6]. Не секрет,  что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Кроме этого, в работе я опиралась на  исследования Ю.Н. Караулова взаимосвязей языкового образования школьника и воспитания его как «языковой личности», подходы Ф.И. Буслаева, Д.И. Тихомирова, И.И. Срезневского к изучению родного языка как важному фактору развития речи, умственных способностей учащихся, их нравственных качеств и в целом личности ребенка. «Родной  язык, −  писал Ф.И. Буслаев, −  так сросся с личностью ребенка, что учить оному значит вместе с тем развивать духовные  способности учащегося» [1].

 В классе, где я работаю, обучается 10 человек. Возраст учащихся 9-12 лет. С 1 класса вместе обучаются лишь 6 учащихся. Во 2 классе по решению ПМПК были переведены (добавлены) еще 3 учащихся. С 9 декабря 2013 года (3 класс) прибыл еще 1 человек. Таким образом, детям пришлось адаптироваться к новым условиям, новой школе, классному коллективу, привыкать к учителю.

Первичная диагностика показала различный уровень подготовки каждого учащегося к новой ступени обучения, что не позволяло на уроках разделить класс на группы. Каждому учащемуся требовался индивидуальный подход.

К числу детей с ЗПР относятся такие, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития имеются отклонения в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения  (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Основные отклонения у детей с ЗПР.

Большие трудности в освоении родного языка дети испытывали по причине наибольшого числа логопедических  нарушений (Таблица 1).

Таблица 1. Основные логопедические ошибки по классу на начало учебного года

Основные логопедические ошибки.

Количество человек

%

Замена гласных: а—о, е—и, и—а, ю—е, о—е, а—я, и—е, ы—у

10 чел.

100%

Пропуски гласных и согласных

10 чел.

100%

Недописывание слов

5 чел.

50%

Замена согласных: ф—в, т—д, з—с, б—п

5 чел.

50%

Неправильное употребление падежных форм

10 чел.

100%

Трудности в употреблении ь и ъ знаков, написании мягких согласных

4 чел.

40%

Ошибки на выделение звука в слове, определение места звука в слове

4 чел.

40%

Очень медленный темп письма

4 чел.

40%

Неразличение при письме сходных по звучанию букв

4 чел.

40%

Можно сделать вывод, что все учащиеся класса с низким уровнем языковой подготовки.  Это обусловлено несколькими причинами: 

  • во-первых, некоторые дети не посещали детский сад, отсюда − отсутствие занятий со специалистами в рамках дошкольной подготовки;
  • во-вторых, диалектная среда. Школа расположена в старой черте города, социально неблагополучном районе. Вблизи находится частный сектор, где присутствует особенная языковая среда, сложившаяся в течение некоторого времени под влиянием местных диалектов;
  • в-третьих, занятость родителей не позволяет уделять должного внимания ребенку, с ним мало общаются. Информация идет в основном из телевизора;
  • в-четвёртых, социальная среда окружения детей: 60% детей класса из неполных и  многодетных семей, при этом родители, воспитывающие ребёнка, имеют среднее или (реже) средне-специальное образование, 25% детей воспитываются в семье опекуна. Мотивация к обучению и образованию  у самих родителей крайне низкая, как и их культура  общения.
  • в-пятых, учащимся данного класса поставлен диагноз ЗПР.

Остановлюсь подробнее на особенностях речевого развития детей с ЗПР.

Недостатки речи у детей с ЗПР проявляются уже при элементарном языковом общении. В речи таких детей имеются  следующие особенности:

  • ограниченный запас знаний и представлений о ближайшем окружении;
  • отсутствие даже очень распространенных словесных обозначений;
  • ограниченность лексических средств;
  • несформированность устной речи обуславливает и нарушение письма у детей с ЗПР.

При письме дети допускают  следующие ошибки:

  • замена букв;
  • искажение звуковой структуры слова;
  • пропуски букв, их перестановки, добавления, что обусловлено неполноценностью фонематического восприятия и несформированности звукового анализа, как умственного действия по выделению звуков из слова;
  • искажение слоговой структуры слова.

У всех детей встречаются синтаксические ошибки − неумение выделить слово, предложение из текста и др.

О специфике словаря у детей с ЗПР можно сделать следующие выводы:

  • значительное расхождение между пассивным и активным словарем (необоснованно частое употребление небольшого количества слов);
  • неточное употребление слов;
  • мало слов, обозначающих общие понятия и конкретизирующих эти понятия;
  • затруднена активизация словарного запаса;

Все это ведет к тому, что в устной речи детей сочетаются речевые штампы, междометия и диалектизмы. Дети практически не могут выразить свои мысли, им трудно общаться. К тому же, на мой взгляд, предусмотренная программой работа по развитию связной речи младших школьников должным образом не реализована в учебниках русского языка и методических пособиях. Работая по традиционной программе русского языка и чтения, не получала ожидаемых результатов по развитию речи. Отсюда увидела необходимость углубить, разнообразить, дополнить работу над словом, предложением, текстом более эффективными методами и формами, а также сделать попытку определить направления и организационные формы, способствующие формированию базовых психических функций у младших школьников данной категории на уроках русского языка.

2. Практическая часть

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Я пришла к выводу, что нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которую  планирую на каждый урок русского языка.

В начальных классах возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию речи, по её совершенствованию. И успешность всей работы зависит от двух основных факторов: во-первых, от внимания к слову, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих, т.е. от речевой среды; во-вторых, от организации речевой практики самих детей: разносторонней, интересной, научно обоснованной, контролируемой учителем.

Работу по развитию речи на уроках русского языка можно представить в виде схемы 1:

Схема 1. Работа по развитию речи на уроках русского языка

Я остановлюсь подробнее на каждом из указанных в схеме моментов.

  1. Словарная работа.

В словарной работе выделяю четыре направления:

1 – обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, неизвестных детям ранее;

2 – уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их  оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов,  анализ многозначности и т.д.;

3 – активизация словаря, т.е. включение как можно большего количества слов в речь детей;

 4 – устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в книгах для чтения. При подготовке к уроку чтения я выявляю те слова, которые могут вызвать у детей трудности в понимании и которые войдут в словарь детей в результате чтения, пересказа, бесед. Планируя урок, намечаю, какая именно работа будет проведена с теми или иными словами.

Я хочу поделиться своим некоторым накопленным опытом работы по успешному усвоению учащимися правописания словарных слов.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным − задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим значением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка:

1. Фонетические упражнения.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

2. Орфографические упражнения.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.

3. Словообразовательные упражнения.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление у учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

4. Морфологические упражнения.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

5. Синтаксические упражнения.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

6. Лексические упражнения.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед нами стоит задача − активизировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

В заключение хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.

Я хочу предложить карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2-3 классах, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов, с которым учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются

Так, например, во втором классе был выделен блок «Животные», в который вошли следующие слова: корова, медведь, лисица, собака, заяц. В третьем классе слова: огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь были объединены в блок «Огород».

В приложении 1 приведены примеры дифференцированных заданий, которые использую при изучении учащимися слов из данных блоков.

  1. Работа над усвоением синонимов.

Синонимы – это слова, по-разному называющие одно и то же понятие. Они различаются по эмоционально-экспрессивной окраске по сферам употребления.

В начальных классах не даётся никаких теоретических сведений о синонимах. Система практических упражнений по синонимам складывается примерно из следующего:

  • обнаружение в читаемых текстах слов, близких по значению; объяснение значений и оттенков этих слов;
  • подбор близких по значению слов к данному, объяснение различий в значениях этих слов;
  • выполнение упражнений по активизации синонимов.

Приведу основные типы упражнений с синонимами, которые я применяю на своих уроках.

 1. Выбор и группировка слов, близких по смыслу. В упражнении даны слова одной части речи, например, глаголы. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда даются 1-2 лишних (т.е. конфликтных) слова:

 Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит.

В зависимости от уровня подготовки детей, упражнение может облегчаться или         усложняться. Так, могут быть даны синонимические группы; могут быть введены разные части речи; увеличено число конфликтных слов.

2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (градация синонимов). Детям даются группы синонимов: огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный, микроскопический.

Дети составляют ряды по возрастанию (убыванию) размеров. С этими словами составляются предложения, например:

 В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, микроскопические  букашки. В горах встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утёсы.

3. Подбор синонимов к данному слову. Даются слова смешной (при изучении прилагательных), работать (при изучении глаголов), метель (при изучении существительных). Дети подбирают синонимы. Если необходимо, то указываются оттенки синонимов и составляются с каждым из них предложения, которые помогают понять значение синонима.

4. Замена синонима в предложении. Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Это бывает достаточно сложно для детей, поэтому в примерах, предназначенных для исправления, лучше дать нейтральный синоним, а дети заменят его выразительным.

                         Я читал интересную книгу. (увлекательную, захватывающую)

5. Выбор одного из данных близких по смыслу слов. Например:

Небо (заволокло, закрыло) тучами. Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

Дети обосновывают выбор синонима.

  1. Работа над усвоением антонимов.

Антонимы – слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста.

Работа над антонимами, как и над синонимами, начинается в 1 классе и, усложняясь, проводится постоянно. На уроках чтения – в связи с читаемым текстом. На уроках грамматики – в связи с изучением частей речи - можно выделить следующие упражнения с антонимами:

  1. Группировка антонимов по парам. Даётся список слов (например, имён прилагательных), которые могут образовывать антонимические пары. Могут быть включены «конфликтные» слова. Задание: выписать пары слов с противоположным значением.
  2. Подбор антонимов к данным словам. В целях активизации работы над антонимами можно предложить учащимся составить с ними предложения или словосочетания.
  3. Продолжение начатого предложения с антонимами.

В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике…(тепло  и спокойно).

  1. Подбор антонимов к словам, выступающим в различных значениях. Слова даются в словосочетании; учащиеся должны подобрать к ним словосочетания с противоположными значениями.

свежий хлеб – чёрствый хлеб

свежий ветер – тёплый ветер

свежая газета – старая газета

свежие яблоки – сушёные яблоки

старый дом – новый дом

старый человек – молодой человек

  1. Подбор синонимических групп антонимов.

солнце яркое, жгучее; луна …(бледная, холодная)

в лесу тихо, спокойно; в лесу…(шумно, тревожно)        

  1. Работа над многозначностью слов.

        С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно. Поэтому важно своевременно научить детей распознавать и понимать многозначность слова.

        Детям можно предлагать выполнять такие упражнения на многозначность слов:

  1. Прочитайте текст. Найдите слова, которые употреблены в переносном значении.
  2. Подберите сами такие слова, которые имели бы по два (три, четыре) значения. Объясните эти значения. Составьте предложения с каждым значением.
  3. Что означают слова: мир, полотно, ракета, высота, язык? Какие значения этих слов вы знаете? Составьте предложения с каждым значением.
  4. Назовите данными словами другие предметы:

                             Ножка ребёнка (стула), идёт мальчик (дождь), и т.д.

  1. Сравните значения слов.

                              Идут часы – идут дети – идёт строительство.

  1. Подберите близкие по смыслу слова к каждому значению.

                                                   влажный, мокрый (земля)

                         сырой

                                                   незрелый, зелёный (виноград)

  1. Подберите противоположные по смыслу слова к каждому значению.

                                      сухой                                                      чёрствый

              сырой                                                свежий

                                      зрелый                                                    тёплый

  1. Активизация словаря.

        Активизация – это употребление новых слов, выражений в собственной речи детей. Цель словарной работы – активизировать (т.е. перенести их пассивного словаря в активный) как можно большее количество слов, научить использовать их правильно, к месту, научить выбирать нужное слово.        Можно выделить несколько способов активизации словаря.

  1. Составление словосочетания с нужным словом.
  2. Составление предложений с заданными словами (или словом). Активизация слов способом включения их в словосочетания или предложения осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения.
  3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала. Пересказ, с одной стороны, должен быть самостоятельным. С другой же стороны, пересказ помогает активизировать и обогащать лексику, следовательно, в нём должны использоваться слова и сочетания, употреблённые автором.
  4. Рассказы по наблюдениям с использованием так называемых опорных слов, письменные сочинения по опорным словам.
  1. Наблюдения, сравнение, работа над понятиями и установление временной последовательности.

Необходимо следить за тем, чтобы речь школьников всегда опиралась на реальную основу, чтобы она была наполнена содержанием. Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь, всё то, что окружает детей, их собственный опыт. И здесь важное место занимает опыт, накопленный в результате наблюдений. Материал, собранный в наблюдениях, служит и для словарных упражнений, и для составления предложений, и для устных рассказов и письменных сочинений, и для разнообразных бесед.

Соединение материала наблюдений и непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг, также служит средством развития мышления и речи школьников, особенно в связных текстах.

Школьники часто затрудняются в выделении признаков, и особенно существенных признаков предметов, явлений, действий. Вот несколько образцов упражнений на выделение признаков для устного или письменного выполнения.

  1. Что можно сказать об арбузе по форме, по цвету, по вкусу? О вишне? О помидоре? О моркови?
  2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, электролампы. Укажите их общий признак.
  3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно:

мягкий, тёплый, пушистый;

высокий, стройный, красивый;

сочный, сладкий, ароматный;

быстрый, ловкий, проворный.

  1. Про кого (или про что) можно сказать высокий и про кого (или про что) – низкий; белый – чёрный; сладкий – горький?
  2. Назовите общие признаки весны и осени; вороны и скворца; пшеницы и овса; лошади и собаки. Затем назовите те признаки, по которым эти предметы различаются.
  3. Укажите несколько признаков (свойств) какого-то предмета, например, зеркала (гладкое, стеклянное, в деревянной раме, большое, новое, в него смотрятся – оно отражает). Какое из этих свойств самое главное, существенное?

 К.Д.Ушинский писал: «Всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение» [6].  В самом деле, сравнение служит одним из важнейших приёмов мышления.

Сравнивать – это значит устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями. Оно (сравнение) возможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметов и отличают существенные признаки от несущественных, т.к. сравнивать можно лишь по существенным признакам.

При составлении заданий на сравнение нужно учитывать некоторые требования:

а) сравнивать можно только такие предметы и явления, между которыми действительно есть что-то общее;

б) сравнение должно быть целенаправленным, например, волка с собакой можно сравнить не только по внешним признакам, но и по их характеру, по приносимой пользе.

Всякое сравнение необходимо завершать выводами.

Одна из важнейших задач мыслительного развития учащегося – это формирование понятий, основных единиц логического мышления.

Понятия бывают более общие (родовые) и менее общие (видовые).

Выделю некоторые упражнения в обобщении.

  1.  Перечисление предметов с последующим обобщением.

 Это клён. Это липа. Это яблоня. Все вместе – деревья.

  1. Нахождение лишних (конфликтных) слов среди других.
  2. Операция, подобная первым двум, проводится с более или менее подробным описанием признаков, назначения.

Сеялка, сенокосилка, комбайн и плуг – это машины, они работают в поле. Плугом пашут поля. Потом сеют пшеницу, нужна сеялка.

  1. Обобщение по одному понятию. Суть его состоит в том, чтобы учащийся подвёл не группу видовых понятий под родовое, а определил родовое понятие по отношению к одному видовому, например:

Жёлтая акация – это что?

Жёлтая акация – это кустарник.

  1.  Раскрытие объёма родового понятия. Даётся родовое понятие, например, грибы. Дети должны назвать известные им грибы. Желательно, чтобы при этом получился небольшой связный рассказ.
  2. Двойное обобщение, например:

Что такое сосна, берёза, тополь? – Это деревья.

Что такое шиповник, орешник, смородина? – Это кустарники.

Как назвать и то, и другое одним словом? – Растения.

Суждения всегда связываются между собой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним.

Приведу несколько примеров заданий и их выполнения для тренировки учащихся в связывании         суждений, в словесном выражении причинно-следственных зависимостей.

  1.  К.Д.Ушинский писал, что логика природы – самая доступная для младших школьников. Материалом для кратких рассказов или записей могут служить наблюдения за первыми признаками весны; за жизнью птиц: их перелётом, появлением гнёзд, яиц, затем птенцов и т.п.
  2.  Составление плана прочитанных рассказов, в которых действие развивается во времени.
  3. Специальные упражнения на восстановление временной последовательности. Детям даются серии сюжетных картинок – от двух до шести штук. Нужно разложить их по порядку, озаглавить каждую картинку, затем составить рассказ по серии картинок (или письменное сочинение).
  4. Приучить детей задавать вопросы: друг другу, учителю. Вопрос почему? Должен звучать и в процессе наблюдений природы, и на уроках математики, труда. Постоянное обращение к причинным зависимостям в процессе познания – это залог развития мышления и речи.
  1. Работа над словосочетанием и предложением.

        Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение.

        В работе над словосочетаниями надо иметь в виду две их стороны: структуру, т.е. слова, входящие в их состав, вопрос, который может быть поставлен от подчиняющего слова к подчинённому, употребление предлога, необходимой формы согласования или управления, и семантику словосочетания, выражающего единое значение.

        Приведу образцы упражнений со словосочетаниями, в которых основное внимание обращено на развитие речи.

  1. Постановка вопросов к подчинённым словам от главных в предложении.
  2. Схематическое изображение связей между словами в предложении.

солнышко                                        отражается

весеннее                                           в озере

  1. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний.

                           Жёлтый клён глядится в озеро.

  1. Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте. Желательно, чтобы задания такого типа заканчивались составлением предложений, т.е. употреблением словосочетаний в собственной речи.
  2. Составление словосочетаний в связи с грамматическим изучением слов – имён существительных, имён прилагательных, глаголов, предлогов, местоимений, наречий.

        Большие возможности развития устной и письменной речи даёт предложение.

        Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы.

  • Упражнения на основе образца, или подражательные, могут содержать элементы собственного, самостоятельного труда учащихся, но всё-таки в их основе всегда лежит данный учителем или учебником образец.
  • В конструктивных упражнениях дети учатся строить предложения без образца, в соответствии с практически усвоенными правилами связей, учатся перестраивать предложения, соединять 2-3 простых предложения в одно сложное, заменять элементы предложений и т.д.
  • Творческие упражнения не содержат ни образца, ни частных конструктивных задач. Выполняя их, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

Рассмотрю основные приёмы работы над предложением.

  1. Чтение образцов, отработка интонаций, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание, заучивание предложений. При этом грамматический анализ предложения не обязателен. Дети должны услышать, почувствовать предложение.
  2. Построение предложений по вопросам учителя.

Что дети собирали в лесу? – В лесу дети собирали грибы.

  1. Составление предложений, аналогичных данному, но на другую тему.
  2. Построение предложений из разрозненных слов. Варианты этого упражнения:

а) все слова даны в нужной форме: синем, в, хлещут, море, волны;

б) некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной;

в) все слова даны в начальной форме.

  1. Деление текста на предложения.
  2. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов.
  3. Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
  4. Составление предложений по данной синтаксической схеме:                                                     

подлежащее               сказуемое

втор. член                  втор. чл.          втор. чл.            

              Прожорливые скворцы уничтожают вредных  гусениц.      

  1. Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки или недочёты.
  2. Творческие работы – самые свободные упражнения, поэтому они более разнообразны.

На уроках русского языка (можно и ознакомления с окружающим миром, и литературного чтения) провожу сочинения-миниатюры. Такие сочинения состоят из 1-3 предложений. Детям даётся тема и немного времени (не более 5 минут). Особенно учащимся нравится тема «Я −…», например: «Я – снежинка», «Я – любой предмет». Здесь ребёнок должен не только проявить максимум фантазии, но и постараться войти в образ предмета. Вот выдержки из наиболее интересных работ детей.

  • Я – собака. Я не хочу сидеть на привязи. Я хочу укусить хозяина.
  • Я – заяц. Мне хочется есть. И за мной кто-то гонится.
  • Я – снежинка. Я прыгаю с парашютом. Но парашют не раскрылся, и я упал в лужу и начал таять.
  • Я – тетрадь. Я вижу перед собой ученика. И меня щекочет ручка.
  • Я – солнце. Очень горячее. Очень тёплое и светлое. Очень жёлтое. И лучистое.
  • Я – снежинка.

           Я красивая и таю.

           Меня любят дети,

           Когда я сверкаю.

Часто на уроках я провожу с детьми развивающую игру «Нет». Дети должны дописать предложения по образцу:

Нет зимы… (без снега).

Нет дождя…(без воды).

Нет лета… (без солнца).

Нет цветка… (без лепестков).

Нет яблока… (без яблони).

Нет моря… (без берегов).

Нет школы… (без учителя).

В начальных классах возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию речи, по её совершенствованию. И успешность всей работы зависит от двух основных факторов: во-первых, от внимания к слову, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих, т.е. от речевой среды; во-вторых, от организации речевой практики самих детей: разносторонней, интересной, научно обоснованной, контролируемой учителем [Приложение 2].

Заключение

Я придерживаюсь той мысли, что результат тем выше, чем полнее учебный процесс направлен на удивление ребенка чем-то необычным, на применение нестандартных форм урока. В этом как раз и отражается суть уроков словесности.

Сравнивая словарный запас, с которым дети пришли в 1 класс, с той лексикой, которую они приобрели в процессе обучения, можно легко убедиться в том, что речь моих учеников стала отличаться содержательностью, логичностью, последовательностью, точностью.

К концу 1 полугодия 3 класса мои ученики свободно оперируют усвоенной терминологией, включают в свой активный словарь и синонимы, и фразеологизмы, и эпитеты, умеют рассуждать, доказывать, а в итоге такая работа оживляет словесное творчество, помогает углубленному восприятию литературных произведений.  

Известны слова К.Г. Паустовского о том, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Я считаю, что в моей работе сочетается и то, и другое, так как она направлена на развитие, обогащение речи, формирование творческой личности, привитие детям духовно-нравственных качеств, а это является залогом повышения качества знаний.

Проводя сравнительную диагностику в форме тестирования «Понимание лексической сочетаемости слов», предложенную Н. Нечаевой, можно сделать вывод о повышении уровня усвоения учениками понятий «слово», «предложение». В таблице отражено безошибочное выполнение тестирования.

2 класс

2012-2013

3 класс

2013-2014

На «4 и 5»

25%

30 %

Продвижение в развитии учащихся на уровне текста можно проследить на примере сравнительного сопоставления результатов обучающих изложений.

Класс

Качество знаний

(составление текста)

1 класс

0 %

2 класс

25 %

3 класс

50 %

Анализ административных контрольных работ по русскому языку показывает положительную динамику по показателям основных умений учащихся:

Низкий

уровень

Ниже среднего

уровень

Средний

Выше среднего

2 кл

3 кл (1 полуг)

2 кл

3 кл (1 полуг)

2 кл

3 кл (1 полуг)

2 кл

3 кл (1 полуг)

1

Умение ставить ударение в слове

50%

0

26%

50%

12%

12%

12%

38%

2

Делить слова на слоги

38%

0

26%

24%

24%

26%

12%

50%

3

Звуко- буквенный анализ слова

88%

52%

12%

24%

0

12%

0

12%

4

Находить главные члены предложении я

38%

12%

26%

24%

12%

12%

24%

50%

5

Восстанавливать последовательность слов в предложении

50%

0

12%

26%

12%

12%

26%

50%

6

Восстанавливать логическую последовательность предложений в тексте

38%

12%

38%

12%

12%

26%

12%

50%

 

Положительная динамика наблюдается в логопедической работе, сокращение числа основных речевых ошибок по классу.

Основные логопедические ошибки.

На начало учебного года

На конец второго полугодия

Замена гласных: а—о, е—и, и—а,  ю—е, о—е, а—я, и—е, ы—у

100%

100%

Пропуски гласных и согласных

100%

87,5%

Недописывание слов

50%

37,5%

Замена согласных: ф—в, т—д, з—с, б—п

50%

50%

Неправильное употребление падежных форм

100%

62,5%

Трудности в употреблении ь и ъ знаков, написании мягких согласных

100%

100%

Ошибки на выделение звука в слове, определение места звука в слове

37,5%

25%

Очень медленный темп письма

37,5%

25%

Неразличение при письме сходных по звучанию букв

50%

12,5%

Наблюдается положительная динамика по всей шкале ожидаемых результатов в интеллектуальном развитии учащихся.

Хочется отметить, что, проводя углубленную словарно-лексическую работу на уроках русского языка, я решаю задачу развития речи младших школьников в неразрывном единстве с усвоением фонетики, орфографии, морфологии. Вся эта работа носит не только образовательный и развивающий характер, но и имеет важное воспитательное значение, так как на примере богатого лексического материала детям прививаются духовно-нравственные качества, навыки культуры поведения.

Список использованной литературы

  1. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка./Ф.И.Буслаев − С.-Петербург: Едиториал, 2007, с.46.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник избранных трудов / Л.С.Выготский. − М.: Смысл, 2006. − 235с.
  3. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов. − М.: АГК и ППРО, 2005. − 15 с. 
  4. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития / М.Р.Львов. −  М., «Просвещение»,  1975.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А.Сухомлинский. − М.: Просвещение, 1987, с.37.
  6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 3,10.
  7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальная школа. Министерство образования Российской Федерации / М.: Дрофа, 2007 г.  – с.14.

Приложение 1. Словарная работа на уроках русского языка

Самый простой способ объяснения слов – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Иногда возможен показ рисунка или иллюстрации.

Другой способ, который также доступен и понятен, − подстановка синонимов. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, дети уясняют его значение. Нельзя забывать, что синонимы не тождественны, каждый из них обладает различиями, как в значениях, так и особенно в оттенках.

Нередко содержание слова можно раскрыть способом логического определения, т.е. выделением видовых признаков. Например, слово фургон можно объяснить таким способом:

                                       автомобиль (род)

фургон

                                       крытый (отличительные признаки)

                для перевозки продуктов, мебели, других товаров, боящихся дождя

        Писать на доске схему определения, которая изображена здесь, не обязательно, определение может быть дано устно. Логическое определение желательно сопровождать показом иллюстраций.

Но не всякое понятие может быть определено по такой чёткой схеме, какая приведена выше. Многие слова могут быть объяснены с помощью развёрнутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда – из нескольких предложений. Этот способ объяснения слов особенно удобен в анализе художественных текстов, т.е. он может быть сделан в ходе беседы.

Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Весь смысл фразы наталкивает ученика на понимание слова. Желательно, чтобы эти новые слова были включены в предложения самими учащимися – теми, кто эти слова понимает. Например, слова примус и ходики:

Налили в примус керосину.

На стене тихо тикают ходики, время показывают.

Этот приём полезен тем, что приучает детей понимать смысл слова в контексте. Это умение пригодится детям при самостоятельном чтении художественной литературы.

Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним. Так, слово тусклый становится понятным, если ему противопоставить слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначение начала и конца пути соревнующихся. Примером использования этого приёма в словарной работе может служить стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Многие слова могут быть объяснены через анализ их морфологической структуры и словообразования. Такой путь заинтересовывает детей, развивает их мышление. Например, отрывок из стихотворения С. Есенина:

Поёт зима, аукает…

Проводится разбор слова аукает: оно произошло от слова ау.

Словообразовательный анализ слова – это один из способов раскрытия его значения перед учащимися.

2 класс

Фонетические упражнения.

1 уровень.

Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.

2 уровень.

Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.

3 уровень.

Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения. 

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.

Орфографические упражнения.

1 уровень.

Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение.

Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..

2 уровень.

Запиши слова в два столбика: в первый - с проверяемой гласной, во второй - с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..

3 уровень.

Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака

Синтаксические упражнения.

1 уровень.

К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... . Составь предложение с одним из словосочетаний.

2 уровень.

Восстанови пословицы, используя словарные слова.

1. Хорош ... – белый, а охотник – смелый.
2 .... черна , да молоко у нее бело.
3. ... – старая льстица.
4. Для ... зима – одна ночъ.
5. ... – верный друг человека.

3 уровень.

Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.

Косой – ..., Буренка –..., рыжая плутовка –..., Топтыгин – ..., пес –... .

1. За двумя ... погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Ешь ... соломку, поминай лето.
3. Старую ... не травят молодыми собаками.
4. Два ... в одной берлоге не живут.
5. Без ... зайца не поймаешь.

Лексические упражнения.

1 уровень.

Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.

1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.
2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
3. В лесу живет, кур крадет.
4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком.
5. Зимой беленький, летом серенький..

2 уровень.

Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,

1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко.
2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.
3. Хвост пушистый, мех золотистый.
4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков.
5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

3 уровень.

Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.

1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
2. Это слово означает “едящий мед”.
3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере.
5. Еще одно значение этого слова — пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.

3 класс

Фонетические упражнения.

1 уровень.

Выпиши слова в которых есть мягкие согласные.

Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака.

2 уровень.

Выпиши слова в два столбика: в первый − с глухими согласными на конце слова, во второй − со звонкими согласными на конце слова.

Огород, морковь, помидор, овощ, картофель, город, карандаш, огурец, ученик, мороз.

3 уровень.

Замените цифры буквами алфавита и запишите слово.

16,4,16,18,16, 5.
16,3,16,27.
17,16,14,10, 5,16,18.
16,4,21,18,6,24.
12,1,18,20,16,22,6,13,30.
14,16,18,12,16,3,30.

Орфографические упражнения.

1 уровень.

Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь, огород.

2 уровень.

Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

Помидор, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо.

3уровень.

Спиши, исправляя ошибки.

Весь день отец агародничал: сажал капустную рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие ветки малины. В середине сентября начинают копать картофель. Пусто было в агароде: ни морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой мойте горячей водой.

Словообразовательные упражнения.

1 уровень.

№1. Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи чего они образовались.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.

№2.Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь

2 уровень.

№1. Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка, помидорный, помидоровый, помидорки.
Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.
Огородик, огородник, огород, огородничать, огородники, огородишко.
Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.
Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофельное.

№2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Картофель ранн_, овощи варен_, огурец солен_, огород небольш_, помидор крупн_, морковь сладк_.

3 уровень.

№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.

1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец).
2. Дениса послали на рынок за (морковь).
3. Марина принесла с (огород) пучок укропа.
4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками.
5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).
6. На колхозных полях начали уборку (овощи).

№2. Составь и запиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.

салат

работать

сажать

помидор

вскопать

огород

ухаживать

ходить

выращивать

угощать

торговать

овощ

приготовить

морковь

купить

убирать

Морфологические упражнения.

1 уровень.

№1.Спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словаря.

1. Оля любит есть на завтрак тертую ... .
2. Митя увидел крупные, розовые клубни ... .
3. Среди овощей нет сочней ... .
4. Сзади дома был большой ... с грядками, кустами смородины и малины.
5. Всякому ... свое время.
6. Сеня взял с тарелки соленый ... .

№2.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение.

г_род, з_мл_ника, ов_щи, к_ртоф_лъ, б_реза, п_м_дор, м_рковъ, яг_да, _гурец, ябл_ко.

2 уровень.

Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.

1. Леня с папой все утро работали .... (огород).
2. Мама приготовила салат ... (огурец).
3. Бабушка испекла пироги ... (морковь).
4. На обед дети ели котлеты ...(картофель).
5. На полке стояли банки ... (помидор ).

3 уровень.

№1.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных.

Спелые помидоры, вскопать огород, вкусный огурец, торговать овощами, салат из моркови, крупный картофель.

№2. Замените предложение одним словарным словом, измените это слово по падежам.

Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем.
Участок земли, где устроены грядки с овощами.
Огородное растение, растущее обычно кочаном.

Синтаксические упражнения.

1 уровень.

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Молодой картофель, морковный сок, овощные грядки, огородные растения, урожай огурцов, красные помидоры.

2 уровень.

№2. Со словами из словаря на тему «Овощи» составьте предложения различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

3 уровень.

Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос.

Как вкусен был картофельный суп с грибами!
Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.
На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!
До обеда Таня решила полить огуречные грядки.
Дождик, дождик, посильней, огород ты наш полей!

Приложение  2. Работа по развитию речи (текст, предложение).

1. Спиши. Поставь, где надо точку.

Пришла зима выпал снег поле бело красив лес зимой

Вот и зима рады дети Ваня взял санки Петя надел лыжи дети идут в лес ребята катались с горки

Пришла зима ребята идут в парк у Зины санки Вася взял лыжи вот и парк малыши катались с горки

На реке раскрылись жёлтые кувшинки буйно цветет над водою водяная кашка дикая утка вывела из осоки маленьких утят летают над водою стрекозы хорошо бегать по душистому лугу

2. Из слов каждой строчки составь и запиши предложение. В каждом предложении подчеркни главные члены.

Гроза.

гроза, сильная, началась

дымом, всё, небо, затянулось

лягушки, и, замолчали, птицы

лес , прокатился, первый, через , гром

деревья, заскрипели, старые

треск, раздался, страшный

хлынул, за, каплями, ливень, первыми

3. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связанный рассказ.

1. Вдруг в кустах зашуршали листья. Мальчик испугался. А это был ёж. Алёша искал в лесу грибы.

2. Ты так рано прилетела

   Для чего, певунья птичка,

   В наши дальние края ?

   Птичка резвая моя,

3. Клонит ветер до земли

    И тростник сухой и жёлтый

   Заслонили солнце тучи,

   Небо всё заволокли .

4.  Смелый поступок.

Мальчик не испугался и открыл ворота.

Вдруг в тишине раздалось мычание коров.

Рано утром Толя пошёл ловить рыбу.

Смелый мальчик спас всех коров.

Горела уже крыша сарая.

4. Запиши ответы на вопросы словами текста или своими словами.

Строительство площадки.

 Миша и  Алёша на песке строили площадку для запуска космического корабля. Мальчики вырыли яму, уложили её кирпичом, а в центре оставили место для ракеты.

 К мальчикам подошла девочка. Она стала помогать мальчикам. Скоро площадка была готова. Все от радости закричали и захлопали в ладоши.

  1. Что строили Миша и Алеша ?
  2. Что сделали мальчики ?
  3. Кто помог мальчикам ?
  4. 4. Чему радовались дети ?

5. По данным вопросам составь и запиши рассказ, напиши название рассказа.

1.Куда пошли дети с корзинками ?

2. Что дети делали в лесу ?

3. Где отдыхали дети ?

4. Когда они вернулись домой ?

1.Где живет белка ?

2. Какая у неё голова ? Уши? Хвост?

3. Где устраивает белка своё гнездо ?

4. Чем питается белка ?

5. Вредна или полезна белка ?

6. Допиши рассказ по его началу. Запиши название рассказа.

Был тёплый летний день. Ярко светило солнце. Школьники шагали по тропинке леса. Вот и берег реки…..

Охотник шел берегом лесной реки. Вдруг он услышал треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи…..

7. Дополни предложение.

В парке уже пожелтели …

Небо покрылось темными …

Ребята пошли …

Мороз ….  стёкла белыми …

Шустрые …  прыгают  …  снегу.

Резкий ветер ….

Мороз сковал  (что?)  (чем?)

С утра в лесу  (что делает?) пение  (кого?)

Приложение  3. Конспект урока русского языка.

3 класс

Тема: «Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении».

Задачи:

1.Ознакомить с ролью главных и второстепенных членов предложения.

2.Развивать умение устанавливать связь слов в предложении.

3.Развивать устную речь, умение составлять предложения.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Чистописание. Постановка цели и задач урока.

3. Работа по теме урока.

4. Первичное закрепление знаний. Распространение предложений.

5. Словарная работа.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

У. Внимание, ребята! Сейчас у нас урок русского  языка. А все ли готово к уроку? Учебник, тетрадь, дневник, карандаш и линейка.

Д. показывают готовность светофорчиком.

У. В стране языка

Много правил и тайн.

Будь настойчивым ты

И все это узнай.

2. Чистописание. Постановка цели и задач урока.

У. Открыли тетради. Запись числа с комментированием.

У. Отгадайте загадку.

 

-На этой букве

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

У. Что это за буква?

Д. Н.

1. У. Пропишите соединения буквы .

Запись на доске:

 Нн на Нн ны Нн ни Нн ну Нн не Нн нэ Нн ню

2. У. Прочитайте предложения.

Никита шел.

Никита шел по дорожке.

Никита шел по лесной дорожке.

Никита шел по лесной дорожке к реке.

У. Что вы можете сказать об этих предложениях?

Д. Все предложения о Никите.

Каждое следующее предложение более полное, чем предыдущее.

У. Спишите последнее предложение красиво и правильно. Подчеркните главные члены.

Д. Записывают предложение.

У. Что можно сказать о первом предложении?

Д.  Оно состоит только из главных членов подлежащего и сказуемого. В нем нет слов, которые поясняют главную мысль.

У. Такое предложение называют нераспространенным, так как в нем нет других слов которые бы пояснили главную мысль.

3. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между словами в предложении.

3. Работа по теме урока.

У. Для чего в предложении кроме главных употребляют и второстепенные члены.

Д. …

1. Работа с правилом на с. 44.

2.Выполнение упр.92.

У. Прочитайте текст. Сосчитайте, сколько в нем предложений.

1 уровень.

Выполняет 1-2 предложение.

2 уровень.

Выполняет 1-3 предложения.

Проверка и оценивание учащихся.

Дополнительные вопросы:

Что такое предложение?

Как пишутся имена, отчества, фамилии людей?

Что такое текст?

Какие слова называются однокоренными?

3.Разбор по членам предложения.

а) запись предложения на доске.

Старшие школьники летом работали на стройке.

Составление алгоритма разбора предложения.

У. Назовите главные члены предложения.

Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Назовите слова, которые относятся к подлежащему.

Назовите слова, которые относятся к сказуемому.

Учащиеся выполняют работу вместе с учителем .

б) чтение алгоритма по памяткам.

1. Находим подлежащее, определив, о ком или о чем говорится в предложении.

2. Находим сказуемое.

3. Находим второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее. Для этого задаем вопросы от подлежащего.

4. Находим второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое. Для этого задаем вопросы от сказуемого.

* Физкультминутка.

4. Первичное закрепление знаний.

Ученик работает у доски.

У. Запишите предложение.

Ребята построили спортивную площадку.

Пользуясь памяткой, ученик разбирает предложение.

5. Словарная работа.

1. На доске карточка со словом желтый.

У. Какое значение имеет это слово?

Что оно обозначает?

Д. …

У. Запишите это слово, поставьте ударение.

Подберите однокоренные слова к слову желтый.

Желтый, желтизна, желток, желтуха.

Поставьте в словах ударение, выделите корень.

2.Фронтальная работа с учителем.

- Самостоятельная работа.

1 уровень.

Спишите предложение, подчеркните главные члены, укажите второстепенные.

2 уровень.

Составьте и запишите из данных слов предложение

Полетели, листья, желтые, с деревьев.

Проверка и оценивание учащихся.

Проверяется выполнение задания 2 уровня.

6. Подведение итогов урока.Рефлексия.

У. Как называются предложения, в которых есть только главные члены?

Как называются предложения, в которых есть и главные и второстепенные члены?

Какую роль выполняют второстепенные члены?

7. Домашнее задание.

С. 44, читать сведения, упр. 94.

1 уровень.

1-2 предложение

2 уровень.

1-4 предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ителлектуально-речевая среда на уроках русского языка как условие всестороннего развития личности ребёнка

" Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им с изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка" К.Д.Ушинский Данны...

Развитие речевого творчества на уроке русского языка.

Русский язык- основной предмет в школе, вызывающий трудности у учеников. Многие ассоциируют изучение языка со знанием набора правил, терминов, грамматических разборов. На самом деле, задача учителя со...

Методические рекомендации по развитию и совершенствованию речевых навыков на уроках русского языка

Представленная методическая разработка «Развитие и совершенствование речевых навыков на уроках русского языка» посвящена методике организации работы по развитию речи на уроках русского языка на разных...

«Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»

1.     Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающу...

Речевые ситуации на уроках русского языка в плане развития монологической речи учащихся

Не дя кого не секрет, что предмет русскокий язык для детей труден и даже является скучным.Поэтому, чтобы дети полюбили этот предмет важно использовать разные формы проведения уроков. Моя цель, чтобы д...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...