Презентация урока +технологическая карта урока
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Лебедева Оксана Анатольевна

Дан полный конспект урока по теме "Грамматические значения слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_znacheniya_slova_4_klass.docx52.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Грамматические значения слов»

Учитель: Лебедева Оксана Анатольевна

 Тема урока

Слова как часть речи.Грамматические значения слов.

 Тип урока

Изучение нового материала

 Цель урока

Дать общее представление о понятии грамматическое значение , развивать умения различать изученные части речи,

 анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи,

Развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свои рассуждения.

 Планируемые результаты

Личностные УУД:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

-Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД.

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные УУД.

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию.

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

 Основные понятия

Части речи: самостоятельные и служебные; существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, союз, предлог, частица; признаки частей речи: род, число, падеж, время, лицо.

                                                                                                             Ход урока

Этапы урока и его цели

 Деятельность учителя (Виды работы)

                Деятельность учащихся

         УУД

  1. Орг.момент

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Приветствие.

Настрой на работу:

         На уроке не зевай –

         Сразу всё запоминай!

         Чтоб минутка не пропала,

          Мысль чтоб точно в цель попала!

          Чтобы в русском языке

           Равных не было тебе.

Девиз урока:

         «Учись, смекай, активней будь!

          И к знаниям откроешь путь!»

Дети проговаривают девиз урока.

                   

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «лексическое значение слова», «значимые части речи», «служебные части речи» и использовать их в активном словаре;

— определять тип словаря для выявления лексического значения слова и обосновывать своё мнение;

— определять условие для изменения грамматического значения слова и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

 планировать своё действие в соответствии с целью задания;

— выполнять взаимооценку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— определять слова, которые являются значимыми частями речи, и выписывать их;

— определять общее грамматическое значение группы слов, выделяя графически их окончания;

— определять часть речи, не имеющую лексического значения, используя её грамматические признаки;

— определять часть речи, которой является слово, и указывать графически его роль в предложении;

— классифицировать слова по частям речи и писать их в соответствующей группе;

— подбирать к имени прилагательному подходящее имя существительное и писать его, указывая род;

— заменять выражение, не имеющее лексического значения, словом соответствующей части речи, имеющим лексическое значение, и писать полученный вариант;

Оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные УУД

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

 1.Повторение

Сихотворение

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

             А. Шибанов

- Что такое слово?

-Что изменится в слове,если мы изменим его форму?

-Изменится ли лексическое значение слова?

-Что изменится при образовании однокоренных слов?

-Какие значимые части слова входят в основу?

-Участвуют ли эти части слова в формировании его лексического значения?

-Лексическое значение слова?

Мы рассматривали слово с разных сторон:с точки зрения его звучания,с точки зрения его значения и словарного состава.

А кроме его лексического значения,какое ещё есть значение у слова?

       

Слово - основная единица речи. Словами обозначают конкретные предметы, понятия, чувства, настроения, действия, признаки и т.д.

 

(Окончание)

(Нет,лексическое значение слова не изменится)

(Основа)

(Приставка,корень,суффикс)

(Да,потому они и называются значимыми)

(Это его содержание)

.

1.Регулятивные-постановка учебной задачи.

2.Коммуникативные-участие в диалоге,ответы на вопросы.

  1. Проектирование и фиксация новых знаний.

Цели:

- выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности;

- согласовать тему и цель урока;

- организовать применение нового знания.

                                     

1.-Догадались ли вы:  какая будет сегодня тема урока?

                  Мы начинаем изучать раздел»Слово как     часть речи.»

А темой сегодняшнего урока как раз и будет ещё одно значение,но пока это тайна.

Постановка цели урока-узнать новое значение слова

2. Самоопределение к деятельности.

Прелес.ный,проб.гал,б.седка,гиган.ский,

др.мал,чес.ный,сч.стье, л.тишь,б.рёза,

опас.ный,нап.сал,сл.ды.,закр.чал.

- На какие большие группы можно поделить эти слова? Дайте характеристики группам.

-Какие самостоятельные части речи вы знаете?

3.На доске загадка Л.В.Щербы

Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка.

Что в этих словах может  помочь вам в понимании предложения?

Работа с правилом (на карточках)

Формулировка правила о грамматических значениях слов.

Дети высказывают предположения 

         

Разноуровневое задание

Работаиндивидуальная,затем взаимопрверка и проверяют с правильным ответом на доске.

Дети читают предложение и пытаются его понять.

Морфемы!Корни слов придуманы,а окончания и суффиксы такие же как и в реальных словах.Именно они и помогают соотнести каждое слово с определённой частью речи.

  • Затем дети читают объяснения в учебнике.
  • Сравнение своего правила с правилом в учебнике.

Регулятивные----

-целеполагание как постановка учебной задачи.

-планирование

-прогнозирование

Познавательные-

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя

Познавательные УУД-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные-признание каждого на свое мнение.

Регулятивные-изучение нового материла.

Коммникативные-сравнение,инициативное сотрудничество.

Личностные –ориентация на учёт чужого мнения.

Умение принимать решение самостоятельно.

Личностные-смыслообразование

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: закрепление умения соотносить части речи с их грамматическими значениями..

Самостоятельная работа с таблицей

Соотнесение частей речи с их грамматическим значением.

Затем фронтально. Даётся характеристика каждой части речи.

- Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных?

- Какие части речи могут иметь род, число, падеж, время, лицо?

- Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени?  Местоимения 3-го лица?

- Каким членом предложения может быть каждая часть речи?

3. Образуй от одних частей речи другие:

Россия-

верность-

защита-

Отечество-

 Взаимопроверка

           

Физкультминутка

                   

   

Дети образуют от существительных глаголы и прилагательные.

Пишут самостоятельно, затем

взаимопроверяют.

россиянин

верный

защищать

отечественная

Личностные умения:

 проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание употреблять части речи так, чтобы не совершать ошибок в устной и письменной речи.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД-

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Познавательные УУД

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение ,сравнение.

Познавательные

-построение логической цепочки рассуждения

-поиск и выделение необходимой информации

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Итог)

Цели:

-  зафиксировать содержание урока;

 - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной ученой деятельности;

- соотнести её цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Ответьте на мои вопросы:

-Кого можно похвалить?

- Умею отличать все части речи друг от друга.

-Понял ,что такое «грамматическое значение «слова

-Знаю грамматические признаки каждой части речи .

-Умею определять время глагола и число.

Оцените свою работу на уроке, используя шкалы

Оценки детям за работу на уроке.

   

Дети отвечают на вопросы.

Ставят на своих шкалах крестик уровня.

           

Оценивать правильность выполнения действия

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

  1. Домашнее задание.

Разноуровневое

2.Составить зашифрованную загадку.

3.Упр №198 стр 112

Познавательные

-умение структурировать свои знания

-Регулятивные

-осознание того,что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Проектирование технологической карты урока"

Презентация рекомендована для обучения составления технологической карты урока....

Презентация к технологической карте урока

Презентация к уроку технологии в 1 классе...

Презентация к технологической карте урока математики 2 класса

Презентация привязана к уроку математике. Удачно распределены слайды  для показа  материала  закрепления свойств умножения во 2 классе....

Презентация к технологической карте урока математики 1 класса.

Презентация к технологической карте урока математики 1 класса, по теме " Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Сравнение длин ломаных линий", позволяет дополнить урок наглядным интернет рес...

Презентация к технологической карте урока математики. Вычитание однозначного числа из двузначного (16-2). Название компонентов и результат вычитания.

Данная презентация является дополнительм материалом к методической разработке  "Вычитание однозначного числа из двузначного (16-2). Название компонентов и результат вычитания" и предназ...