Сопоставление ь - показателя мягкости и разделительного ь.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Николаева Елена Николаевна

Русский язык. 2 класс. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_snezhki.docx11.05 КБ
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass_urok.doc37 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №488 Выборгского района Санкт-Петербурга

План урока

по теме «Сопоставление Ь- показателя мягкости

и разделительного Ь»

Русский язык

2 класс                                          

Разработан  Николаевой Е.Н.

Санкт-Петербург

2013


Русский язык 2 класс.

Тема: Сопоставление ь - показателя мягкости и разделительного ь.

Цели урока:

 - проанализировать в сопоставлении использование ь - показателя мягкости и разделительного ь;

 - развивать речь детей;

 - воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: иллюстрации животных., панорама зимнего леса, карточки, фонограмма,

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Повторение изученного материала.

  2.1. Фонограмма "Ветер"

- Налетел яростный ветер. Закружились снежные вихри. Белой пеленой снег укрыл ветви  деревьев.

  2.2. Подбор родственных слов.

 - Какие родственные слова спрятались на ветвях дерева с корнем - зим-?

 - Запишем в тетрадь.

    Зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье, перезимовать.

- Найдем общую часть. Как проверить безударную гласную в корне?

   - Какие из этих слов являются проверочными? Подчеркните.

  2.3. Словарная работа.

- Снежинки закружились в вальсе. Отгадаем их секреты.

 - То я в клетку, то в линейку

   Написать на мне сумей - ка.

   Можешь и нарисовать

   Что такое я? (Тетрадь)

 

 - Есть, ребята, у меня

   Два серебряных коня.

   Езжу сразу на обоих

   Что за кони у меня? (Коньки)

 - Просыпается весной,

   А зимой под вьюжный вой

   Спит в избушке снеговой. (медведь)

  - Профессия (Учитель)

  - Верхняя одежда (Пальто)

Что общего у слов, которые вы записали?

 

3. Постановка целей урока.

  - Сегодня на уроке. Мы будем говорить о работе, которую выполняет мягкий знак.

4. Изучение нового материала.

  4.1. Составление предложения.

   - Как красиво в лесу! Только где же спрятались обитатели леса? Давайте их разыщем.

Запись на доске. Крепкозаснулмедведьвберлоге.

Составьте предложение. Найдите слово с мягким знаком. (Открываю картинку медведя на панораме леса.

Запишем в тетрадь.

А берлога чья?

Медведь              медвежья

  4.2. Составление предложений из слов.

(Устно)ветра, дупле, от, белка, в, спряталась.

Найдите слово с мягким знаком. В какой столбик мы его запишем?

спряталась. Чье дупло?   беличье

4.3. Отгадывание загадки.

  Вытаскиваю из "сугроба" загадку про зайца.

Кто это Чья шуба?   Запишем, в какой столбик?              

                       заячья

Какая шубка у него зимой?

беленькая

4.4. Фонограмма "Лиса"

 - Кто это? (лиса). Где спряталась? Чья нора?      

                         лисья

Лиса какая?

рыженькая

4.5. Вывод.

 - Какую работу выполняет мягкий знак в словах первого столбика? (Мягкий знак - показатель мягкости)

- Второго? (Показывает, что гласные обозначают два звука)

 - Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? (ЕЁЮЯИ)

4.6.Минутка чистописания. Фонетическая зарядка.

 - Хорошо ли вы слышите лесные звуки и умеете их записывать.

м мь ми мьи мы л ль ля лья  ла

4.7. Зрительный диктант.

Вьюги и метели под февраль налетели.

- Найдите слова с безударной гласной.

- С мягким знаком. Какую работу он выполняет?

- Выделим эти орфограммы.

- Сколько в этих словах звуков и букв?

5. Закрепление изученного материала.

  5.1. Выборочный диктант.

     - Холодно в лесу. Давайте соберем веточки для костра и согреемся. Я подбираю, а вы записываете в строчку, через запятую. Девочки записывают слова с разделительным ь, а мальчики с мягким знаком - показателем мягкости.

Девочки : вьюга, деревья, хлопья, ночью.

Мальчики: метель, ель, сильный, льдина.

Проверка.

  5.2. Физминутка. "Игра в снежки".

  5.3. Работа по карточкам. Вставка пропущенных букв.

 - Снежки прилетели и к вам. Вставь пропущенные буквы. Где и зачем пишется ь?

Кто нашел ошибки?

  5.4. Мини - сочинение.

 - А теперь напишем мини - сочинение на тему "Зима в лесу" с этими словосочетаниями.

            Зима в лесу.

   Замела метель в лесу. Деревья покрылись пушистым снегом. Под елью медвежья берлога. У сосны лисья нора. А вот заячьи следы.

 

  5.5. Запись под диктовку. Высоко на дереве беличье дупло. Большими хлопьями падает снег. Как красиво в лесу!

  5.6. Синтаксический разбор первого предложения.

Замела метель в лесу.

  6. Итог урока.

- Какую работу выполняет мягкий знак?

 -Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Разделительный ь

Презентация состоит из набора упражнений, ребусов, загадок и теста для проверки знаний по теме. Может использоваться как во втором, так и в третьем классе...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных»

Логопедическое занятие предполагается как групповое занятие в начальной школе. Методы и приёмы коррекционных упражнений направлены на дифференциацию  разделительного мягкого знака и мягкого знака...

Русский язык 2 класс. Тема "Проверка знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных". (конспект урока)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме "Проверка знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных"....

Мягкий знак - разделительный и мягкий знак-показатель мягкости.

Цели:- учиться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости;- расширить свои знания о  городах Москве и Самаре....