Конспект урока русского языка по теме" Правописание о, ё после шипящих" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему


2 урок по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Учимся писать буквы о,ё после шипящих в корне»

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в написании слов с о,ё после шипящего в корне слова, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий –  алгоритма написания гласных о,ё после шипящих

Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о правописании букв о, ё после шипящих в корне слова;  учить классифицировать слова,познакомить учащихся с новым словарным словом – трамвай; повторить уже изученные словарные слова; выполнить упражнения.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки правописания изученных орфограмм, память, логическое мышление, связную речь, воображение, умение анализировать и синтезировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес, толерантность, аккуратность в письме, уважение к своим товарищам и взрослым ,ответственное отношение к учёбе.

Этап урока

Цель

Ход урока

Деятельность учителя, учащихся

Формируемые УУД

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:

  • создать условия для  возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)

исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

1. Орг. момент

Говорю вам «Добрый день!».
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.

– Начинаем урок русского языка

2. Минутка чистописания.

Запишите в тетрадях число и классную работу.
– Сегодня на чистописании мы будем писать заглавные и строчные буквы в соединении с элементами других букв.


У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю, почему:
«Чёлка пчёлке ни к чему».

Организует уч-ся на урок, учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

Уитель организует работу, ученики выполняют упражнение по чистописанию

Личностные

Регулятивные

Личностные, коммуникативные

Этап актуализации и пробного учебного действия

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Для этого необходимо:

  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.

  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа

  • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

3. Посмотрите на скороговорку.Какой звук мы слышим часто?

Какой это звук?Какие ещё шипящие ззвуки знаете?

Какую орфограмму вы знаете с этой буквой?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Кто сформулирует цель нашего урока? Для чего мы  будем учиться писать слова с о,ё кпосле шипящих в корне слова?

Прочитайте тему и цель нашего занятия.

4. Картинный словарный диктант:

песок, пирог,свёкла,остров, малина, ракета,морковь,огород,осина, яблоко.

(Самопроверка).

Что мы делали на этом этапе? Работа с таблицей  контроля умений.

Знакомство с новым словарными словами

газета, трамвай

образуйте от данных слов форму множественного числа и уменьшительно – ласкательную форму.

- Составьте и запишите предложение с этими словарными словами.

Учитель задаёт вопросы, подводит к формулировке темы, цели урока, корректирует ответы учащихся.

Ученики отвечают на вопросы учителя, формулируют  тему урока.

Учитель ведёт показ предметных картинок, ученики записывают словарные слова и работают с ними.

Проводят самопроверку и самооценку.

Организует работу по изучению  нового словарного слова

Записывают слова, составляют предложение

Предметные, регулятивные, коммуникативные

Личностные. Предметные, регулятивные

Регулятивные

Предметные. коммуникативные

Этап локализации индивидуальных затруднений

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения

  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

5. Работа по локализации затруднений

Прочитайте следующие строчки .

Цапнула цапля ч…рные чернила.
Ч…рная цапля циркулем чертила.

Как обозначается звук ]после шипящих в корне слова?

Можно ли сказать, что звук ] будет обозначаться одной и той же буквой во всех словах? Можете ли вы определить закономерность выбора о или  ё?

Повторение алгоритма.

Кому трудно объяснить выбор буквы?

(сборка алгоритма)

Ученики выполняют задание и анализируют собственные затруднения

Учитель задаёт вопросы, учаащиеся отвечают на вопросы, проводя самоанализ работы

Регулятивные, коммуникативные

Предметные, коммуникативные

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)

выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)и самооценку

Какая цель будет у каждого ученика(ответы детей) при выполнении упражнений?

Упр1 стр 114

Потренируемся в подборе родственных слов.

Оцените умение подбирать родственные слова

ФИЗМИНУТКА

Формулируют цель работы, выполняют работу, проводят самоанализ и самооценку.

Выполняют упражнения физминутки

Личностные, коммуникативны

Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки

*в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки

*далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки

*решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу)

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

УПР 2 (работа в парах)

Оцените самостоятельную работу

УПР 3 (самостоятельная работа)

-Соотнесите свою работу с эталоном

Оцените работу.

Учитель организует работу в парах.

Учащиеся работают в парах, соотносят свой результат с эталоном.

Личностные, регулятивные

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели:

организуется обсуждение типовых затруднений

проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения

Повторение алгоритма слабыми учащимися.

Слабые учащиеся повторяют алгорита, сильные работают самостоятельно

Личностные (самоопределение0

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

  • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки

  • проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты

фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу

УПР 3 (самостоятельная работа)

-Соотнесите свою работу с эталоном

Оцените работу.

Регулятивные, предметные

Этап рефлексии деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок

  • называют способы действий, вызвавшие затруднение

  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности

  • оценивают собственную деятельность на уроке

  • намечают цели последующей деятельности

в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)

Подведём итог урока(работа с таблицами)

Самооценка работы на уроке по достижению цели урока.

Домашнее задание ТПО с.33 упр3

Подводят итог своей работы на уроке

Личностные, коммуникативные

Фамилия, имя_______________________________

Виды умений

5

4

3

2

Умение работать со словарными словами

Умение применять алгоритм для выполнения задания

Умение доказывать правильность написания буквы ё после шипящих

Умение проводить анализ написания слова и работать в паре

Умение работать самостоятельно

Умение подбирать родственные слова

Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.

Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном". 3 класс. Т.Г. Рамзаева.

Урок "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс. Дети повторяют и обобщают изученный материал играя. А что в начальной школе может быть лучше? Только заинтересовав ребёнка, можно добиться пол...

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...