Семинар. Фразеологизмы - самоцветы родного языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Разработка внеклассного  занятия по курсу «Занимательный русский язык»    (Л.В.Мищенкова) учителем начальной школы МБОУ  «Гимназия №6»г. Брянска Чирковой Натальей Владимировной

Тема:   «Фразеологизмы – самоцветы родного языка»

Тип занятия: объяснение нового материала.

Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy_-_samotsvety_rodnogo_yazyka.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного  занятия по курсу «Занимательный русский язык»    (Л.В.Мищенкова) учителем начальной школы МБОУ  «Гимназия №6»г. Брянска Чирковой Натальей Владимировной

Тема:   «Фразеологизмы – самоцветы родного языка»

Тип занятия: объяснение нового материала.

Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.

Цели: 

  • познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
  • развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
  • воспитывать любовь к слову и к родному языку;
  • совершенствовать навыки связной речи учащихся;
  • развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;
  • воспитывать интерес к изучению родного языка.

 Дидактическое и методическое оснащение занятия:

-дополнительная литература: словари фразеологические;

- презентация.

 Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение  темы и целей занятия.
  3. Введение нового материала.
  4. Работа  со словарём
  5. Закрепление материала
  6. Фразеологическая викторина.
  7. Подведение итогов занятия.

 

    Круг рассматриваемых вопросов: фразеология; фразеологические единицы; явления синонимии и антонимии среди фразеологизмов.

       В конце занятия      

 учащиеся должны знать:

         • определение фразеологических оборотов;

         • основные источники появления фразеологизмов;

         • значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;

    учащиеся должны уметь:

         • объяснять значение устойчивых оборотов речи;

         • пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.

  • Находить фразеологизмы в предложениях и определять их синтаксическую роль.

                                                   Ход занятия

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.(слайд1,2)

    -      Здравствуйте , ребята , садитесь.

      Сегодня мы  отправляемся в новое путешествие по планете Занимательного русского языка . Как всегда,  сопровождает нас Мудрая сова. Она предлагает нам взять с собой ключик , чтобы открыть ворота в новую страну знаний. Ключик этот вы видите сейчас на экране. Прочитайте высказывание русского писателя Максима Горького. Как вы его понимаете?

-  Почему М.Горький называет русский язык инструментом? (С помощью языка мы общаемся , выражаем свои мысли и чувства…)

- А что значит хорошо знать язык и хорошо им владеть? (знать значения слов , уметь строить предложения , тексты, говорить понятно , красиво, точно выражать свои мысли , чтобы нас хорошо понимали.)

- Давайте посмотрим , как сова оценивает наши ответы. Она  говорит , что вы молодцы и теперь можете узнать тему нашего занятия.

2.Сообщение темы и целей урока.(слайды 3-5)

-  Что  же случилось с темой? Какой сигнал посылает нам сова? (SOS - это сигнал о помощи)

- Давайте попробуем  определить , какое слово здесь пропущено. Читайте  вслух выражения , которые появляются на экране. Вы знаете какие-то из этих выражений?

А каким научным словом их можно назвать?

- Итак , тема нашего занятия «Фразеологизмы – самоцветы родного языка».

- Ребята, в любое путешествие отправляются с какой-то целью.  Дайте определим цели нашего путешествия .  Для этого закончите предложения на экране.

- Что мы должны узнать? На какой вопрос отвечать? ( Что такое фразеологизмы)

     - А с чем познакомимся? Вам были понятны все выражения , которые мы читали? ( со   значением некоторых фразеологизмов)

- А чему будем учиться? Зачем нам всё это знать ? ( чтобы употреблять в своей речи)

- И ещё постараемся ответить на вопрос , почему учёный Ефимов назвал фразеологизмы « самоцветами родного языка»?

    - Теперь можем  отправляться в страну Фразеологизмов  за новыми знаниями и меткими выражениями. Сядьте удобно . Положите голову на руки. Представьте , что вы садитесь в огромный воздушный шар, который поднимается высоко-высоко в небо.

Вокруг сияют огромное количество звёзд. Вдруг одна звезда упала. Можно загадать желание. Загадайте. А теперь на счёт раз, два , три мы открываем глаза .

         И перед  нами возникает волшебная страна Фразеология. Нас встречает самый добрый из всех фразеологизмов . Прочитаем его все вместе: «Добро пожаловать!» Мудрая сова полетела в музей Фразеологизмов.  Мы направляемся за ней .      

3. Введение нового материала. (слайд 7)

- Первый зал ,в который привела нас Сова – научный зал.

- Давайте прочитаем , как фразеологизмы представляют себя. Эти слова есть у вас на карточках. Какое слово подчёркнуто? ( устойчивы)

Слово фразеологизмы состоит из двух греческих корней. Прочитайте как они переводятся.

    Фразеологизмы -   устойчивые  выражения , которые нельзя разделить . Фразеологизмы нельзя понимать в прямом значении, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Например , золотые руки. Здесь нет ничего сделанного из золота.  А где мы можем узнать значение фразеологизма?( в словаре) Сегодня на занятие вы принесли свои словари по русскому языку. В содержании найдите фразеологический словарь (страница120). А теперь давайте поищем значение фразеологизма «золотые руки». На какую букву будем искать? (с.129) Сколько значений у этого фразеологизма? Прочитайте. Какой вывод можем сделать.  ( фразеологизмы – устойчивые выражения, и узнавать их значение надо в словаре)

У вас на карточке есть определение фразеологизмов. Какое слово мы должны дописать?

( устойчивые)

4. Закрепление нового материала. (слайд 8)

 Физкультминутка

- А теперь,  ребята, я вам предлагаю , не откладывая в долгий ящик,  приступить к увлекательной работе над фразеологизмами.

 И сейчас мы посмотрим инсценировку , которую приготовили ваши одноклассники.

Инсценировка стихотворения «Коварная лиса».

- Ребята, это стихотворение есть у вас в тетрадях на печатной основе. Откройте их на странице 18. На пропущенные строчки впишите подходящие по смыслу фразеологизмы. Они у вас есть в словах для справок.

1.Не сочти за труд

 2.Бежит бегом.                                                                                                                                           3.В обиду не дам.                                                                                                                                                                                      

Придумайте предложения с данными фразеологизмами.

 5. В мастерской фразеологизмов. ( слайды  9-11)

А сейчас мы направляемся в Мастерскую фразеологизмов, где  узнаем как образуются устойчивые выражения. А поможет нам в этом Артём.

     (Были в мастерской две дужки и стержень , которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их , включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали , ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний , но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость , слова сливаются в устойчивые сочетания – фразеологизмы. Вот символ фразеологизма , слившегося из деталей в букву Ф.  Например, существуют слова: вода , не , разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля. сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов , вернее из сочетаний слов , рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом. Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.) Найдите значение этого фразеологизма в словаре на странице 123. Прочитайте.

- Давайте потренируемся употреблять фразеологизмы в речи. Перед нами стихотворение о мальчике Глебе. В это стихотворение нужно  вставить фразеологизмы из слов , которые здесь есть.

Вам понятно значение этих фразеологизмов?  

Вешать нос – приходить в уныние , огорчаться.

Краснеть до корней волос – сильно краснеть , вспыхивать румянцем.

Сквозь землю провалиться – очень сильно желать исчезнуть.

Бить баклуши – бездельничать.

В каком из этих фразеологизмов есть непонятное слово. (Бить баклуши)

Сейчас Рита  расскажет нам историю происхождения этого фразеологизма.

  • Баклуша - деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши - набить чурок из бревна - считалось несложной работой, не  требующей умения и сноровки, и её мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно её поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли "баклушечниками". Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении - "праздно проводить время". ("Большой фразеологический словарь ")

6. В историческом зале ( слайды 12-14).

- Ребята , вы увидели , что история происхождения некоторых фразеологизмов тесно связана с историей нашего народа. И сейчас мы отправимся в исторический зал , где познакомимся с историей ещё нескольких фразеологизмов.

- Работаем в тетрадях на странице 19. Прочитайте задание. У вас на карточках вверху чистый лист. Вы можете сейчас на нём работать.

- Какой фразеологизм у вас получился? Прочитайте значение этого фразеологизма. А сейчас Максим нам расскажет об истории происхождения этого фразеологизма.

- Ребята ,вы  поработали расшифровщиками , глаза у вас устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

7. Привал (слайды 15-17).

 - А сейчас нас ждёт привал. Достаньте свои танграмы . отгадайте загадку.

По лужку в развалку бродит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки.

В перьях ходит , не спешит,

Часто на людей шипит.

Я чуть-чуть его боюсь.

Угадали? Это … (гусь)

Выложите по памяти фигурку гуся из деталей танграма. Кто затрудняется откройте страницу 33 своих тетрадей.

- Ребята , вы знаете фразеологизмы со словом гусь. Сейчас Саша расскажет нам , почему так говорят.

8.Это интересно (слайд 18).

А сейчас рубрика «Это интересно».

У писателя Виталия Бианки есть рассказ , который называется «Где раки зимуют».

Давайте прочитаем отрывок из этого рассказа. Он у вас на карточке.

Виталий Бианки «Где раки зимуют»                                                                                     

              Рак вылез из норки и с новыми силами отправился в путь

 – туда , где все раки зимуют.

       Плыл- плыл по ручьям терпеливый рак – и , наконец , попал            

 в широкую реку. В крутых берегах под водой – в несколько

этажей пещерки , как гнёзда ласточек вверху над водой , в

обрыве. И из каждой пещерки рак глядит , шевелит усами ,

 грозит клешнёй. Целый рачий город . Обрадовался рак –

 путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл

 себе уютную  норку – пещерку. Наелся поплотней и

залёг зимовать , как медведь в берлоге.

          Заткнул рак вход в пещерку своей большой клешнёй  ,

поди-ка сунься к нему! И заснул.

          Так и все раки зимуют.

А теперь Егор расскажет нам стихотворение , которое тоже называется «Где раки зимуют?»

Сейчас мне покажут,
Где раки зимуют…...
Где раки зимуют, мне растолкуют.
Ведь неизвестно,
Где раки зимуют!
Неинтересно, где раки зимуют.
Пускай где угодно раки зимуют.
Где раки зимуют, меня не волнует.
Этого мне не показывайте!
Вы меня
Не наказывайте!

- Ребята , почему герой этого стихотворения просит , чтобы его не наказывали ? Ведь ему только хотят показать , где раки зимуют?  Оказывается есть ещё и фразеологизм «показать , где раки зимуют». На странице 142 ваших словарей посмотрите значение этого фразеологизма. А сейчас  Егор расскажет нам историю его происхождения .

9. Пантомима ( слайд19).

1. Водить за нос (обманывать , вводить в заблуждение).

2.Обвести вокруг пальца (ловко обманывать кого-нибудь).

3.Два сапога пара (  одинаковы ,похожи друг на друга).

4.Сесть в лужу ( оказаться в глупом положении).

5.Тянуть за уши (всеми способами помогать кому-то).

10. В библиотеке фразеологизмов ( слайд 20).

- И последнее , что мы посетим в стране фразеологизмов - это библиотека.

- Посмотрите , сколько много здесь книг . И в каждой из них есть фразеологизмы. Потому что писатели очень часто используют фразеологизмы в своих произведениях. Как вы думаете почему? А потому ,что фразеологизмы украшают нашу речь. Помните,  как назвал их Ефимов?( «самоцветы родного языка»). Они , ещё раз повторяю , украшают речь , делают её более эмоциональной , образной.

Игра «Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольёшь).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

Фальшивят , путают слова ,

поют кто в лес …(кто по дрова).

Ребята слушать их не станут.

От этой песни уши…(вянут).

- Ребята , на отдельной полке в библиотеке фразеологизмов стоит специальная научная литература- это словари.

- Вы тоже нарисовали рисунки устойчивых выражений. Мы с вами тогда ещё не называли их научным словом – фразеологизмы. Давайте посмотрим , что у вас получилось.

11. Ни пуха , ни пера.

 - Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Фразеологизмов. А прощаются с нами жители этой страны фразеологизмом «ни пуха , ни пера». Саша прочитает нам стихотворение об этом фразеологизме. А Настя расскажет историю его происхождения.

Рано утром мама – квочка

В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и  в  самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

12.Рефлексия.

- Ребята давайте подведём итоги нашего путешествия.

- Что такое фразеологизмы?

-В каком значении чаще всего употребляются?

- Почему Ефимов назвал их «самоцветами родного языка»?

А теперь продолжите , пожалуйста , любую из фраз , которые вы видите на экране.

 - А теперь выберите фразеологизм , который отражает ваше внутреннее состояние .

На седьмом небе ( испытывать большую радость , удовлетворение).

Как в воду опущенный ( грустный , печальный )

Вот и закончилось наше занятие. Говорят – «Конец - делу венец» И хочется верить , что вы сегодня ещё раз убедились в том , как интересно изучать русский язык. А теперь можете поделится своими впечатлениями.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

Фразеологизм. Его возможности в формировании интереса ребёнка к родному языку.

Фразеологизм. Его возможности в формировании интереса ребёнка к родному языку.Программа  « Начальная школа 21 века»Где современный ребёнок может расширять свой словарный запас?...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...