конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксо -ек и -ик"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в рамках научно-практического семинара «Использование технологии проектирования В.М. Монахова»

Цели урока:

-сформировать практический навык правописания слов с суффиксами –ик-  -ек- (уметь определять, какую букву гласных  следует писать  в словах с суффиксами –ик- -ек-);

-развивать орфографическую зоркость учащихся;

 

-воспитывать умение наблюдать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir_konspekt_uroka_pravopisanie_ikek_3_kl.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в рамках научно-практического семинара «Использование технологии проектирования В.М. Монахова»

Тема: Правописание суффиксов –ик- -ек-.

        Класс: 3а.        

Учитель: Кирсанова Э. Г.

Дата проведения: 18 декабря 2008г.

Цели урока:

-сформировать практический навык правописания слов с суффиксами –ик-  -ек- (уметь определять, какую букву гласных  следует писать  в словах с суффиксами –ик- -ек-);

-развивать орфографическую зоркость учащихся;

-воспитывать умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование:

-учебник  «Русский язык» 3 класс Л. М. Зеленина;

-рабочая тетрадь «Русский язык» 3 класс Л. М. Зеленина;

-тетрадь  «Чистописание» 3 класс;

-плакат  «Алгоритм правописания  суффиксов - ик- -ек- »

-телевизор, DVD, диск с записью мультфильма «В стране невыученных уроков».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Чистописание с.23. Правила посадки при письме.

  1. Введение в тему урока.

Учитель - О чем говорили на прошлом уроке?

Дети - Мы говорили о правописании безударных гласных в корне слова, в приставке слова, т. е. в различных частях слов.

Учитель – Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте проанализируем два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

Моим помощником будет… (1 ребенок у доски).

Запишите слова (на доске и в тетради).

ключик

замочек

Учитель - Как найти орфограмму безударных гласных в этих словах? Вспомним алгоритм.

Учитель - Значение слова алгоритм?  

 Дети  -  Это порядок действий.

Алгоритм на доске (см. приложение).

Дети -1 шаг: поставить ударение(работа у доски и в тетрадях).

Дети -2 шаг: найти звук в слабой позиции.(ребенок у доски объясняет).

Дети -3 шаг: определить, в какой части слова стоит этот звук ( разбор слова по составу).

На доске:

ключик

замочек

Учитель - В какой части слова стоят звуки в слабой позиции?

Дети - В слове « ключик» в суффиксе, в слове «замочек» в корне и в суффиксе.

Учитель - О правописании безударных гласных в корне слова мы уже знаем?

Дети - Да! Надо подобрать проверочное слово - замкнутый.

Учитель - Что теперь нас будет интересовать?

Дети - Суффиксы –ек- -ик-.

Учитель - Давайте подумаем, совпадает или расходится произношение этих гласных с их обозначением на письме?

Дети - В слове «ключик» совпадает, в слове «замочек» расходится.

Учитель - Сделайте вывод.

Дети - Безударные гласные в  корне слова являются орфограммой, их надо проверять.

Учитель - Сформулируйте тему урока.

Дети - Правописание суффиксов –ик- -ек-.

Тема -  на доске.

Учитель - Цель нашего урока – научиться определять, в каких случаях пишется –ек- , а в каких-ик-.

На доске в алгоритме:

4 шаг-?

  1. Физминутка.

«Зоркие глазки»: 6 кругов глазами по часовой стрелке, 6 кругов – против часовой (на доске - макет часов).

«Стрельба глазами»: вверх -  вниз – влево - вправо и т. д. 6 раз.

Закрыли глазки, отдохнули.

  1. Наблюдение и  вывод правила.

Учитель - Итак. Наша задача самим вывести правило, как проверять правописание суффиксов  –ик-  -ек-. Ваши предположения?

Дети - Может  проверочное слово подобрать?

Учитель - Как?

Дети - Однокоренное слово найти.

Учитель - Ищем!

Дети подбирают однокоренные слова.

Учитель - Получается?

Дети - Нет! В однокоренных словах нет суффиксов  –ик- -ек-.

Дети - Может изменить форму слова?

Учитель - Измените!

1 ученик  у доски, остальные в тетради.

Учитель - Что надо сделать, чтобы изменить форму слова?

Дети - Можно поставить во множественное число.

Дети - Можно задать косвенный вопрос.

На доске:

Ключик – ключики  - ключика

Замочек – замочки – замочка

Учитель - Что заметили?

Дети - В слове «ключик» -  « и» остается, в слове «замочек» - «е» «убегает».

Учитель - Сделайте вывод.

Дети - Чтобы правильно написать суффиксы  –ик- -ек- , надо изменить форму слова. Если «и» остается - суффикс –ик-, «е» «убегает» - ек-.

На доске открывается 4 шаг алгоритма.

  1. Физминутка.

Учитель - Если услышите слово с приставкой – руки в сторону, с суффиксом – «домик» над головой.

Лесник, поезд, носище, дочка, надрез, загадка, выход, набег.

Учитель - Слово – «ловушка» ?

Дети - Загадка - есть и суффикс, и приставка.

6.     Первичное закрепление.      

 Учитель - Проверим наш вывод по учебнику с. 69 – читаем  сведения о языке.

                1 ребенок читает вслух.

Учитель - Правильно сделали вывод?

Дети - Да!

Учитель - Теперь, пользуясь этим  правилом  поупражняемся в написании слов. Учебник с. 69 упр.109.

1 ученик работает у доски с комментированием (первые 4 слова), остальные – в тетрадях.

Учитель - Оставшиеся 3 слова – самостоятельно, 1 ученик – за «шторкой».

Учитель - Проверим работу на доске и у себя. Сделаем вывод:  «работает» правило?

Дети - Да, правило «работает».

Учитель - Как вы думаете, какое значение придают словам суффиксы –ик- -ек- ?

           7.     Словообразовательная работа.

Дети - Уменьшительно-ласкательное значение.

Учитель - Почему?

Дети - Например: слон - большой, слоник – маленький, назван ласково.

Учитель - Поупражняемся в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Рабочая тетрадь с. 46, упр.3.

Дети читают задание.

Учитель - Что надо сделать?

Дети - Надо вставить слова по смыслу.

Коллективная работа, дети читают предложения, вписывают слова.

Учитель - Что общего у всех слов, которые вы вписали?

Дети - Суффикс  –ик-.

Учитель - Как проверяли?

Дети - Изменяли форму слова.

              8.    Итог урока.

Учитель - Чтобы подвести итог урока, посмотрим фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».

Показ видеофрагмента.

Учитель - Ребята, правильно выполнил Витя это задание?

Дети - Да!

Учитель - Скажите, а какие новые, непонятные для вас  слова вы услышали в этом фрагменте?

Дети - Склонение, падеж.

Учитель - Эти понятия мы будем изучать позже, но хочу сказать, что склонение – это изменение формы существительного по вопросам.

Учитель - Итак, дополните предложения (на доске):

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Сегодня мне удалось…

 Ученики дополняют.

Учитель - Домашнее задание: учебник с.69 упр.110 – все по заданию.

Учитель - Спасибо за урок!

 

                         

                 

           

Приложение1

Технологическая карта урока.

Правописание безударных гласных в разных частях слова.

                Д1

2

1

                                                                                                  А1                                           А2                 

В1. Сформировать практический опыт правописания слов с суффиксами –ик- -ек-.

А1. Уметь определять, какую букву гласных следует писать в словах с суффиксами –ик- -ек-.

А2. Обобщить знания и умения по нахождению орфограммы безударных гласных в различных частях слова.

Д1.

  1. Подбери и запиши проверочное слово, вставь в суффиксы –е- или –и-.

_____________ - хвост…к

_____________ -уголоч…к

_____________ -гвозд…к

_____________  -дружоч…к

_____________ -звоноч…к

_____________ -журавл…к

_____________ -корабл…к

  1. Вставь пропущенные буквы.

Тарантас тронулся. Колокольч…ки заплакали. Бубенч…ки засмеялись. С поля доносился треск кузнеч…ков. Маша держала в руках сверточ…к. В нем были яблоки и кусоч…к пирога.

  1. Подумай, какую букву нужно записать. Запиши слова в 3 столбика:

Сад…к, букет…к, платоч…к, к…ньки, мешоч…к, молоточ…к, мост…к, ореш…к, сн…жинка, хвост…к, носоч…к, огород…к.

 

           -ек-                         -ик-        ?

        4.  Образуй однокоренные существительные                                                     от основ данных слов Запиши эти существительные       после проверочных слов.

платок-________________________________

топор-_________________________________

билет-_________________________________

подарок-_______________________________

орех-___________________________________

порог-__________________________________

солдат-_________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -о и -а в наречиях" 4 класс

Цели урока:-совершенствование умения находить наречия в тексте;-составление алгоритма правописания а- и о- в наречиях и работа с ним;-развитие речи, мышления, памяти.Урок содержит алгоритм правописани...

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...

Конспект урока по русскому языку " Правописание суффиксов в именах существительных: -ик-, -ек-"

Конспект урока русского языка поможет вашим ддетям доступно объяснить новый материал!...

Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ек-, -ик-" 3класс

Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ек-, -ик-"(3класс)...

Конспект урока по русскому языку "Написание суффикса –ок- в существительных после шипящих" (УМК "ПНШ" 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с суффиксом –ок- имен существительных после шипящих, c суффиксами –онок- (-ёнок-), их значением и написанием; формирование нав...

Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ик, -ек".

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание суффиксов -ик, -ек" разработан в соответствии со всеми стандартами ФГОС. В занимательной форме учащиеся 3 класса  исс...