Проект урока мастера по русскому языку в 4 классе " Правописание безударных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Полюшина Светлана Федоровна

 Психолого-педагогическая характеристика класса.                         Способы определения уровня развития школьников

 

Диагностика объема логической памяти учащихся, Определение устойчивости внимания. Методика «Исправь ошибки».Восстановление текста Характеристика  исходного уровня знаний                                        Структура и основные этапы урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_mastera.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шиморская средняя общеобразовательная школа

Проект урока

Тема: «Правописание безударных  окончаний глаголов»

Выполнил

учитель начальных классов

МБОУ Шиморская СОШ

Полюшина С.Ф.

2015 год

 Психолого-педагогическая характеристика класса.

         Учащиеся 4 «Б» класса обучаются по программе четырёхлетней начальной школы.  

Всего в классе 29 человек: 15 мальчиков и 14 девочек. В коллективе 4 ребят из многодетных семей,  4 - из неполных семей, 1 - находится под опекой. На протяжении четырех лет обучения, в класс пришли 5 учеников из других школ.

Результаты диагностики и наблюдений показали, что по своему развитию класс делится на 3 группы:

         8 человек- с высоким уровнем обучаемости.

         Эти учащиеся с удовольствием посещают школу. Осознают важность и необходимость учения. У них сформировано отношение к себе, как к школьнику.  Они уравновешенные, владеют развёрнутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов. Быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Быстро усваивают учебный материал.

         Любознательны, развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая память. Они легко запоминают учебный материал. Способны сохранять его в памяти на долгое время.  У учащихся этого уровня развито произвольное внимание. Они способны распределять и легко переключать внимание. Появляется смысловое запоминание.

         Любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи. Развиты такие мыслительные операции как: анализ, синтез, сравнение, логическое мышление. Ответы этих учеников отличаются глубиной, содержательностью. Учатся грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения.

          Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Развито творческое воображение. В процессе творческих заданий обнаружено, что они хорошо находят рифмы, сочиняют интересные предложения, рассказы, и даже небольшие стишки.  Любят читать. С удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им.

         

          17 человек - со средним уровнем обучаемости.

         Эти учащиеся проявляют интерес к учёбе по – разному. Отношение к себе, как к школьнику практически сформировано. Мотивация учения положительная, осознанная.  

         Они обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Проявляют интерес не ко всем школьным предметам, но всё-таки добиваются хороших результатов в учёбе. Они не сразу усваивают учебный материал, требуется 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Учащиеся  временами требуют к себе внимания и контроля со стороны учителя и родителей. По ходу работы допускают немногочисленные ошибки, которые не замечают, но при указании на них могут исправить сами. Преобладает механическая память.

         У учащихся этого уровня недостаточно развито произвольное внимание, но им доступно сохранять внимание в течение всего урока.

         Преобладает наглядно-образное мышление, формируется и развивается – логическое. Они умеют анализировать, синтезировать, сравнивать. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя или сильных учащихся.

         Воображение развито хорошо. Развивается творческое воображение.

         Эти учащиеся меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, затрудняются  выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают. Характер учебных действий – среднего уровня. Они способны хорошо учиться.

         4 человека– с низким уровнем обучаемости.

         Это учащиеся с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.  У учеников этой группы отношение к школе положительное, но школа больше привлекает внеучебными сторонами.

         Они обладают низким уровнем познавательной активности и самостоятельности. Диагностика показала, что эти учащиеся не уверены в своих силах, у них занижена самооценка. Слабое развитие воли, отсутствие должных познавательных интересов.

         Учебную задачу принимают лишь частично, не могут сохранить её в принятом объёме до конца занятия. Допускают ошибки не по невнимательности, а так как не запомнили правила. Ошибки не замечают и не исправляют ни по ходу занятия, ни в конце урока.

         У этих учащихся внимание рассеянное. Они тяжело переключают внимание с одного вида деятельности на другой. Запоминают в основном всё яркое, красочное. У них преобладает непроизвольное запоминание. Процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа. Им необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила необходимо подкреплять практической работой с объяснением каждого действия, рассуждения, что делать вначале, что потом. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя.

         Развито наглядно-образное мышление. Без опоры на наглядный материал не умеют осуществлять простейшие мыслительные операции. С трудом находят различия и сходство. Эта группа учащихся плохо читает, затрудняется рассказывать, обобщать, делать выводы.

         Учебные действия – предметные. Не развит самоконтроль.

         В целом класс уравновешен. Ребята способны к волевому усилию. Сформирован дружный коллектив. Ученики  охотно общаются друг с другом, помогают друг другу.  

Ребята проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива.

Большинство учащихся занимается в учреждениях дополнительного образования, как спортивного, так и эстетического направления.

У ребят привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели, проявляют огромный интерес к общественным делам.

         Для выявления наиболее существенных свойств коллектива, межличностных отношений и взаимодействия, а также уровня развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, было проведено обследование обучающихся 4 « Б» класса.

Направление активности

Класс активен, полон творческой энергии. Ребята в своих делах ставят перед собой общественно полезные цели, положительные духовные запросы. Их объединяет  общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого ученика в отдельности. Четвероклассники стремятся постоянно общаться и сотрудничать друг с другом. Их  отличают устойчивые интересы.

Организованность

В коллективе справедливо относятся ко всем одноклассникам, стремятся поддержать слабых в общей деятельности;  разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают класс. Класс доброжелательно, участливо относится к новым членам коллектива, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду.

Интеллектуальная коммуникативность

Большинство ребят класса прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению, легко находят общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.

Психологический климат

В классе преобладает  добрый общий тон, доброжелательность во взаимоотношениях. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса, здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности.

                         Способы определения уровня развития школьников

Диагностика объема логической памяти учащихся

  Методика позволяет определить развитие логической и механической памяти. Может применяться как индивидуально, так и в группе, начиная с 8-летнего возраста.

Ход выполнения  задания:

Преподаватель прочитывает испытуемым ряд слов, которые они должны запомнить, причем эти слова составляют часть предложений. Вторые части будут прочитаны несколько позже. Психолог читает слова первого ряда с 5-секундным интервалом. После 10-секундного перерыва зачитывает слова второго ряда с интервалом в 10 с.

Учащиеся записывают предложения, составленные из слов первого и второго рядов.

Материал

Два ряда слов и предложения, составленные из этих слов.

Первый ряд БАРАБАН СЕЛА НА ЦВЕТОК ГРЯЗЬ ТРУСОСТЬ

ПРОИЗОШЕЛ НА ФАБРИКЕ В ГОРАХ В КОМНАТЕ СОН

Второй ряд

ВОСХОД СОЛНЦА ПЧЕЛА

ЛУЧШИЙ ОТДЫХ ПОЖАР

ВИСЕЛ НА СТЕНЕ ДРЕВНИЙ ГОРОД ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ОЧЕНЬ ЖАРКО

МОСКВА МЕТАЛЛЫ НАША СТРАНА ПРИНЕС КНИГУ

МАЛЬЧИК ЖЕЛЕЗО И ЗОЛОТО ПРИЧИНА БОЛЕЗНИ ПЕРЕДОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Предложения

БАРАБАН ВИСЕЛ НА СТЕНЕ

ПЧЕЛА СЕЛА НА ЦВЕТОК

ГРЯЗЬ - ПРИЧИНА БОЛЕЗНЕЙ

ТРУСОСТЬ - ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО

ВОСХОД СОЛНЦА В ГОРАХ

 НА ФАБРИКЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР

В КОМНАТЕ ОЧЕНЬ ЖАРКО

ЛУЧШИЙ ОТДЫХ - СОН

МОСКВА - ДРЕВНИЙ ГОРОД

ЖЕЛЕЗО И ЗОЛОТО –МЕТАЛЛЫ

НАША СТРАНА - ПЕРЕДОВОЕ ГОСУДАРСТВО

МАЛЬЧИК ПРИНЕС КНИГУ

Обработка результатов

Подсчитать: а) количество правильно запомнившихся слов в составленных предложениях; б) количество ошибочно воспроизведенных в предложениях слов из обоих рядов и внесенных самим испытуемым.

Коэффициент относительного развития логической памяти — дробь, где числитель - количество слов, вошедших в логические предложения у испытуемого, знаменатель — общее число слов первого и второго рядов.

Коэффициент относительного развития механической памяти тоже дробное число: числитель —    число отдельно воспроизведенных слов, знаменатель — общее число слов первого и второго рядов.

Результаты диагностики:

Высокий уровень-12 уч-ся (41.4%)

Средний уровень-10 уч-ся (34.5%)

Низкий уровень-7 уч-ся (24.1%)

Определение устойчивости внимания. Методика «Исправь ошибки»

Цель: установление уровня устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.

Ход эксперимента: для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно изменить задание, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Готовый текст задания:

Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты.

Обработка полученных данных:

Надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное ниже 0,5 — внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.

Оценить выполнение предложенного задания можно и по абсолютным цифрам:

— не заметили 2 ошибки — хорошее внимание;

— не заметили 3—4 ошибки — средний уровень внимания;

— не заметили 5 и более ошибок — низкий уровень внимания.

Результаты диагностики:

 Хорошее внимание – 18 уч-ся ( 62%)

Средний уровень внимания – 8 уч-ся (27%)

Низкий уровень внимания -3 уч-ся (11%)

 

Восстановление текста

В данной методике детям предлагается прослушать аудиозапись диалога детей с встроенными шумами вместо одного из высказываний — им нужно было восстановить короткий текст. Детям предъявляются следующие тексты (10):

—  Почему ты вчера не был в детском саду? — /шум/ — У меня тоже болело горло, а я пришел!
—  Ты вчера смотрел мультфильмы? — /шум/ — Ты что, сам не помнишь?
—  Куда ты засунул мою шапку? — /шум/ — Но ее там нет!
—  Я вчера сам застегнул молнию на шортах. — /шум/ — Очень просто.
—  Мне скучно. Что мне делать? — /шум/ — Но я не умею!
—  Подпрыгни до потолка! — /шум/ — У меня тоже не получится!
— Зачем ты взял стул? — /шум/ — Тогда поставь на него еще табуретку, а то не достанешь.
— Отдай мой карандаш! — /шум/ — Тогда я пожалуюсь воспитательнице!
— Дай мне конструктор, пожалуйста! — /шум/ — Я хочу построить мост.
— Хочешь поиграть со мной? — /шум/ — А во что будем играть?
— Ты будешь врачом, когда вырастешь? — /шум/ — Ты что, еще не придумал?

Оценивались:

— успешность восстановления текста, навыков упреждающего синтеза — по 1 баллу за каждый фрагмент — итого ребенок мог получить от 0 до 10 баллов;
—- возникновение компенсационных языковых ориентировок на уровне текста в случае затруднений на уровне слова и предложения — от 0 до 3 баллов (низкий, средний или высокий уровень);
— интеграция языковых и интеллектуальных, коммуникативных ориентировок, проявляющаяся в успешности эмоциональной и интеллектуальной децентрации — от 1 до 3 баллов (низкий, средний или высокий уровень).

В конце все баллы переводились в проценты с помощью метода «перевода сырых баллов в процентную шкалу, затем подсчитывались средние арифметические значения по каждой группе параметров и в целом за выполнение всех заданий.

 

Результаты диагностики.

Высокий уровень-10 уч-ся (34.5%)

Средний уровень-13 уч-ся (44.8%)

Низкий уровень- 6 уч-ся (20.7%)

Характеристика  исходного уровня знаний

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Знают части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол

1. Допускают ошибки в определении частей речи, когда они стоят в косвенных падежах.

2. Умеют находить  главные и второстепенные члены предложения.

2. Умеют находить главные члены предложения, некоторые испытывают затруднения в подчёркивании второстепенных членов предложения (дополнение, определение).

2. Нуждаются в помощи учителя при нахождении главных и второстепенных членов предложения.

3. Знают личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Глаголы-исключения

 

 3. Имеют понятие о глаголах – исключениях.

4. Умеют распознавать глаголы, знают их грамматические признаки (вид, формы глагола, лицо и число, спряжение)

4. Умеют распознавать глаголы. Допускают ошибки в определении некоторых грамматических признаков

 (лицо и спряжение).

4. Допускают ошибки в распознавании глагола и в определении грамматических признаков.

5. Умеют разбирать слова по составу

5. Допускают ошибки в разборе слов.

6. Знают пословицы и могут дополнить задание грамотно составленными предложениями.

6. Не могут подобрать пословицы и испытывают затруднения при составлении предложений.

                                        Структура и основные этапы урока

1. Мотивация к учебной деятельности…………………………………………1-2 мин

 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Формулирование целей урока…………………………….5-6 мин

3. Выявление места и причины затруднения…………………………………..2-3 мин

4. Построение проекта выхода из затруднения. Возникновение проблемной ситуации…………………………………………………………………………..4-5 мин

5. План действий. Реализация построенного проекта…………………………5-6 мин
5.1. Минутка чистописания……………………………………………………...1 мин
5.2. Закрепление алгоритма определения спряжения глагола, алгоритма правописания окончаний глагола с проговариванием во внешней речи……………………...4-5 мин
5.3.Физкультминутка……………………………………………………………..1 мин

 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону………………………4-5 мин
6.1. Физминутка для глаз………………………………………………………   1 мин
6.2. Зрительный диктант-игра. ………………………………………………… 3-4 мин

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока……………………………….2-3 мин

7.1. Самооценка знаний…………………………………………………………..2 мин

8. Домашнее задание……………………………………………………………...1 мин

Цели и задачи:

 

Цель урока: формирование умения писать безударные личные окончания глаголов; развитие умения обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов.

Задачи урока:

Обучающая:  отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов, проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме, развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение).

Развивающая: развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление).

Воспитательная: развивать волевые качества, эмоциональную сферу путем подбора интересного материала, использования нестандартной формы проведения урока (урока-путешествия); воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах, воспитывать чувство ответственности за успех своей команды; учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.

Оборудование: учебники русского языка, тетради, презентация на мультимедийной доске: экологическое панно – план города Глагольска с названиями остановок, нарисованный автобус, путешествие по станциям и соответствующие задания; на доске эпиграф к уроку: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р. Декарт; класс разбит на 3 команды.

                            Методическая система достижения поставленных задач

     Данный урок находится в блоке «Правописание». Тип урока – специализированный, нестандартный, закрепление. Форма обучения – групповая.

    Урок проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО. Изучаемый материал соответствует задачам урока, программе, дидактическим принципам (научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, связи с жизнью).

Использованные методы:

1. Деятельностный: при введении нового материала организуется исследовательская работа детей, чтобы дети сами решили ключевую проблему урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

2. Передачи и восприятия знаний: по источнику передачи и восприятия учебной информации – словесные (беседа), наглядные (глагол в виде сказочного героя); методы передачи информации с помощью практической  деятельности (практические упражнения, дидактическая игра, трудовая деятельность);

по логике передачи и восприятия учебной информации –

  • аналитические методы (анализ и выделение главного, классификация);
  • синтетические (доказательство, обобщение, систематизация);
  • индуктивные (движение мысли от частного к общему);
  • дедуктивные (движение мысли от общего к частному);

по степени самостоятельности мышления –

  • репродуктивные (запоминание путем повторения материала);
  • частично-поисковые (формирование учебных выводов, обобщений); 
  • проблемно-поисковые (создание проблемных ситуаций, доказательство учебных гипотез);

по степени управления учебной работой –

  • учебная работа под руководством учителя (постановка вопросов в определенной логической последовательности;
  • дозированная помощь ученику (дифференциация обучения: в классе дети разного уровня, учащимся с высоким уровнем обучаемости  давались задания посложнее, со слабым – более легкие);
  • самостоятельная работа учеников (выполнение заданий с применением алгоритма; коррекция ошибочных ответов).

3. Стимулирования и мотивации учащихся:

  • методы стимулирования интереса к учению (создание ситуации успеха, использование игровой ситуации, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, опоры на жизненный опыт);
  • методы стимулирования долга и ответственности в учении (убеждение в значимости учения, создание ситуации взаимопомощи, информация о результатах – выставление оценок).

4. Методы контроля и самоконтроля:

  • устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос);
  • письменные (самостоятельная работа);
  • самоконтроль (проверяли свою работу с работой уч-ся, зачитывающего ответы).

5. Формы организации работы на уроке:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • групповая.

Ход урока

Этапы урока

Методы

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, прочитайте эпиграф к уроку: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р.Декарт.
– Как вы понимаете эти слова? Именно эти слова и будут
девизом нашего урока.

Передачи и восприятия знаний: по степени управления учебной работой, постановка вопросов в определенной логической последовательности.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желание учиться.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Формулирование целей урока.
– О какой части речи говорится в стихотворении?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет. 
(о глаголе)
– Почему? 
(Глаголы обозначают действие предметов или их состояние) Привести примеры.

проблемно-поисковые (создание

проблемных ситуаций, доказательство учебных гипотез)

Личностные: формирование интереса к изучению предмета.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности.

Познавательные: овладение логическими действиями анализа и синтеза.

3. Выявление места и причины затруднения.
– Какие трудности в правописании глаголов нам встречаются? (Правописание безударных личных окончаний)
– Как правильно написать безударные личные окончания глаголов?
( Учащиеся: 
Определить спряжение глагола. Для этого нужно поставить глагол в неопределенную форму. Если неопределенная форма глагола оканчивается на –ить(кроме брить,

стелить), значит, это глагол второго спряжения. В его личном окончании пишем гласную и. Если неопределенная форма глагола оканчивается на –еть, ать, оть…, это глагол первого спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную е.
– Молодцы, ребята. Мы вспомнили изученный материал, а теперь, согласно эпиграфу, будем применять знания на практике.

Деятельностный: организована

исследовательская работа детей, чтобы дети сами решили ключевую проблему

урока и сами объяснили, как

надо действовать в новых условиях;
частично-поисковые (формирование

 учебных выводов, обобщений)

Познавательные общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процессов и результата деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Возникновение проблемной ситуации.
– На нашем уроке мы будем формировать умение писать безударные личные окончания глаголов.
– Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие. Мы с вами отправляемся в необыкновенный город 
Глагольск. Улицы города имеют разные названия. На каждой улице есть автобусные остановки. Во время путешествия по городу Глагольску мы закрепим, как пишутся безударные личные окончания глаголов. Путешествовать мы будем вот на этом  автобусе. За каждый правильный ответ получаете проездной билет. Команда, получившая наибольшее количество билетов будет являться победительницей.
А еще вы будете  работать в группе.
– Какой девиз работы в группе?
(Учащиеся: Один за всех и все за одного!).

Передачи и восприятия знаний:

по источнику передачи и

 восприятия учебной

информации – словесные(беседа), наглядные

 (экологическое панно, глагол в виде сказочного героя)

Личностные: самоопределение,

смыслообразование.

Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

 структурирование знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью ,учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5. План действий. Реализация построенного проекта.
5.1. Минутка чистописания.
– Откройте свои тетради. Начинаем путешествие по городу Глагольску.
Упражнения для разминки пальцев: «Пальчики здороваются».
– Запишите дату, минутку чистописания: на доске написаны слова - лампа, ветка, отлетел.

-Определите букву, которую мы будем писать  на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук (л)
5.2. Закрепление алгоритма определения спряжения глагола, алгоритма правописания окончаний глагола с проговариванием во внешней речи.
Остановка «Вспоминайка»

– Первая остановка – «Вспоминайка».
– Как определить безударные личные окончания глаголов?
– На доске для каждой команды написаны (волной) предложения. 

Вы должны вставить пропущенные буквы и доказать правильность своего ответа. А так же разобрать предложения по членам предложения, сделать разбор по составу выделенных слов.
По л.сной 
тр.пинке шага.т группа туристов.
На смелого с.бака ла.т, а 
трусливого куса.т.
Дружная сем.я и
 землю превраща.т в зол.то. Дифференцированное задание. Группе учащихся предложить восстановить рассыпанные пословицы и вставить пропущенные буквы( работа с карточками).
(По одному участники вызываются к доске. Каждый доказывает правильность своего ответа, остальные ребята работают в тетрадях). 
– Коллективная проверка. (За правильные ответы выдаются билеты).
5.3. Физминутка музыкальная («…про глагол и про тире и про дождик на дворе…») –  выполняются танцевальные движения 
– Следующая остановка – «Поиграйка».
– В каком глаголе слышится 100 нет? 
(Стонет)
– Объясните орфограмму в личном окончании глагола.

 Физминутка в режиме поиска.
– Я буду читать слова, а вы найдите на стене и покажите нужную табличку с окончанием глаголов.
– Прокомментируйте свой ответ.
Ката
ете
Кле
ит
Мог
ут
Держ
ишь
Чита
ем
Кле
им
Пил
ите
Вяж
ешь
Уч
ат
Стро
ят
Жале
ет
Ла
ют
Вер
ите
(За правильные ответы выдаются билеты) 

методы передачи информации

с помощью практической

деятельности
(практические упражнения,

дидактическая игра,

трудовая деятельность);
по логике передачи и

восприятия учебной

информации –аналитические
методы
 (анализ и выделение

 главного, классификация);
синтетические (доказательство,

обобщение, систематизация);
индуктивные (движение мысли

от частного к общему);
по степени самостоятельности

мышления – репродуктивные

(запоминание путем повторения

материала);
частично-поисковые 

(формирование учебных выводов,обобщений);проблемно-поисковые 

(создание проблемных ситуаций, доказательство учебных гипотез);
дозированная помощь ученику(дифференциация

обучения:в классе дети разного уровня,сильным уч-ся давались задания потруднее, слабым – более легкие);  запись

текста «волной»,

 сенсорно-поисковый метод

Личностные УУД: создать условия для приобретения, расширения знаний и способов действий.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: повторение звуко-буквенного анализа слова, морфологических признаков глагола, синтаксический разбор простого предложения, разбор слов по составу.

Коммуникативные: развитие умения составлять предложения, выражать свои мысли.

Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников

Регулятивные: формирование чувства прекрасного, ритма, пластики и эстетических чувств.

 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
 Остановка «Распределяйка».
– Продолжаем наше путешествие. Следующая станция – Распределяйка».
-Как определить спряжение глагола?
– Распределите глаголы по спряжениям в 2 столбика. (Текст написан на экране. Для учащихся с низким уровнем обучаемости задание в учебнике на с. 137, упр.2).

Работают самостоятельно в тетрадях, обозначая окончания глаголов).
Кто поздно сеет, тот редко веет. Скромность украшает человека. Правда и реку остановит. Труд кормит, а лень портит. От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Словами поля не засеешь. Где строят, там и роют.( Группе учащихся с высоким уровнем обучаемости предложить дописать 2 пословицы о труде).
– Два человека (из разных команд) у доски пишут в два столбика глаголы для проверки, а в это время работа с классом :
– Что это за предложения?
– Что такое пословица?
– Какие еще виды фольклора вы знаете?
– Давайте сравним свою работу с работой на доске.
– Ребята, докажите правильность своих ответов.
Устная проверка. Столбики, записанные на доске, проверяются учащимися. (За правильные ответы выдаются билеты).
6.1.. Физминутка для глаз
6.2. Зрительный диктант- игра. Остановка «Запоминайка»
– Кто больше запомнит и правильно запишет (слова записаны на экране):
Носит, тает, посмотришь, тужит, пахнет.
Набегает, светлеешь, баюкают, читаем, ходишь.
Коллективная проверка, выделяя окончания глаголов. Учащимся с высоким и средним уровнем предлагается устно составить предложения с этими глаголами. За правильные ответы выдаются билеты. 

дозированная помощь ученику(дифференциация обучения;
самостоятельная работа учеников(выполнение заданий с применением алгоритма; коррекция ошибочных ответов)
Методы контроля и самоконтроля:
устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос);
письменные (самостоятельная работа);
самоконтроль (проверяли свою работу с работой ученика, зачитывающего ответы); 

физминутки

Регулятивные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
7.1. Остановка «Выиграйка».
– Наше путешествие подходит к концу. Остановка – «Выиграйка».
А теперь – аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот
 награды получает!
Каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду. За каждый правильный ответ – проездной билет. Выигрывает команда, набравшая большее количество билетов. 
– Что такое глагол?
– Начальная форма глагола.
– Как изменяется глагол?
– Как определить спряжение глагола?
– Какие личные окончания имеют глаголы первого, второго спряжения?
– Как не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола?
– Приведите примеры глаголов первого и второго спряжения с безударными личными окончаниями. Докажите правильность своих ответов.
7.2. Самооценка знаний.
– Командиры команд оценивают игроков своей команды.
Учитель выставляет оценки.
– Ребята, как вы думаете, в течение урока мы придерживались нашего девиза?
– Почему вы так считаете?
– Давайте подведем итог. Какая команда становится победительницей и обладательницей главного приза «Глагола».
Вы все очень хорошо поработали на уроке. Молодцы! Согласно эпиграфу к нашему уроку, вы умеете применять полученные знания на практике.
7.3. Задание на дом.
Записать в тетрадь 5 глаголов первого спряжения и 5 глаголов второго спряжения  с безударными личными окончаниями. Доказать графически правильность их написания.

Методы стимулирования и мотивации учащихся:
создание ситуации успеха, использование игровой ситуации, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, опоры на жизненный опыт;
методы стимулирования долга и ответственности в учении(убеждение в значимости учения, создание ситуации взаимопомощи, информация о результатах – выставление оценок).

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности

                                         

                                                                     Самоанализ проекта урока

        Урок повторительно – обобщающий по разделу: « Правописание безударных окончаний глаголов». Содержание материала соответствовало типу урока, поставленным задачам и целям и отбиралось с учетом реальных возможностей учащихся. На уроке были систематизированы знания учеников, полученные на предыдущих уроках, посвященных изучению глаголов. Отбор форм и методов работы осуществлялся в соответствии с целями урока.

        Урок построен в соответствии с системно-деятельностным подходом, а именно:

1. Формирует готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.

2. Развивает учебно-познавательную активность обучающихся, соответствует их индивидуально- возрастным и психологическим особенностям.

3. Гарантирует достижения планируемых  результатов.

       Все этапы урока рациональны и последовательны, соответствуют требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта НОО. Учебный материал изучался через постановку проблемных вопросов, создание проблемной ситуации или организацию исследования с последующими выводами, что позволило поддерживать интерес учащихся, вовлечь их в познавательную деятельность.

       На мотивационно – ориентировочном этапе учащиеся быстро включились в работу, было организовано внимание всех учащихся. В ходе проверки знаний, было выявлено, насколько правильно все учащиеся знают алгоритм определения спряжений глагола и правописания безударных личных окончаний глаголов.

      В классе была создана атмосфера значимости и важности работы, осуществляемой учащимися на уроке. Совместная постановка цели урока  и проблемное задание для всего класса способствовали формированию познавательного интереса, создали учебную мотивацию и нацелили учащихся на   учебную деятельность.

      На операционно - исполнительском этапе учащимися была продемонстрирована высокая активность познавательной деятельности. Задания, выполненные учащимися показали объем и качество усвоения материала и степень сформированности общеучебных навыков. Использовались различные способы активизации мыслительной деятельности.

      Проводимые в ходе урока задания показали степень усвоения учащимися учебного материала. Качество ответов  было достаточно высоким.  Повышался уровень осмысления изученного материала и глубина его понимания. Вырабатывалось умение оперировать полученными знаниями.

      Фронтальная, групповая, индивидуальная работа строилась с учетом индивидуальных особенностей учеников, уровня их обученности и обучаемости.

      В ходе этого этапа учащиеся путешествовали по станциям, работали с пословицами, выполняли дифференцированные задания  с текстами. Все эти формы работы были нацелены на анализ и обобщение материала.

      На рефлексивно – оценочном этапе учащиеся  смогли самостоятельно сделать выводы по уроку, определили, что было главным на уроке, это послужит материалом для дальнейшего анализа учителем уровня сформированности базовых знаний, умений и навыков. Выводы учащихся были систематизированы и конкретизированы учителем.

      На уроке использовались возможности учебного кабинета, соблюдался гигиенический режим: обеспечение температурного и светового режимов, расположение учащихся по слуху и зрению; проводилась профилактика переутомления путем использования здоровьесберегающих технологий: запись предложений «волной», физминутка в режиме поиска, сенсорно-поисковый метод, физминутка для глаз, используя экран, режим смены динамических поз.

       В ходе урока велась работа по развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения), развивались речь,  память и внимание. Большое внимание уделялось контролю и самоконтролю. Материал на уроке был доступен учащимся, соответствовал уровню развития класса. В ходе урока развивались общеучебные и коммуникативные навыки.

       Рационально и комплексно использованы средства обучения: учебная литература, мультимедийное оборудование, ОЭР, наглядность.

       Урок цели достиг. Запланированный объем учебного материала  выполнен. Урок решает главную цель формирования умения учиться, включая содержание обучения в контекст решения знания жизненных задач.

   

        

       

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»

Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»...