Владение перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Духанина Татьяна Борисовна

Статья содержит практический материал для легкого запоминания словарнных   слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Т. Б. Духанина, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия им. И. С. Никитина» г. Воронежа

Владение перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога.

       Деятельность педагогов современной школы основана на разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, направленных на вовлечение обучающихся в активный процесс познания, способствующий достижению ими высоких результатов в обучении, так как это является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников.

        В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Выделяют следующие педагогические технологии:

  1. Игровые.
  2. Догматические, репродуктивные.
  3. Объяснительно-иллюстративные.
  4. Развивающее обучение.
  5. Проблемные, поисковые.
  6. Программированное обучение.
  7. Диалогические.
  8. Творческие.
  9. Саморазвивающее обучение.
  10. Информационные (компьютерные).
  11. Здоровьесберегающие.

          Современный учитель постоянно находится в поиске новых наиболее эффективных технологий, методов и приёмов организации учебно-воспитательного процесса, повышающих качество знаний.

          Мне бы хотелось затронуть использование игровых и здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка.

         Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Использование игровых технологий способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведёт к более осмысленному усвоению знаний.

         Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

          В эту систему входит:

  1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  2. Учет  особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии,  соответствующей    особенностям        памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
  3. Создание        благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

          В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования - воздействие информационного стресса на здоровье детей.

           Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

            Память - один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

          Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

             В большинстве случаев методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить? Существуют различные методы запоминания и обработки информации. Система эйдетики - память без границ.

         «Эйдос» в переводе с греческого – «образ». Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры. Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

       Еще одно важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.

        Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов.

         Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

          Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со

своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.          При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти.

          Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. «Подсказка-образ» может быть яркой, смешной, даже несуразной. Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии.

       Приемы и методы запоминания слов делятся на несколько групп:

  1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Багаж  – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»

Базар – бабы на базаре.

Береза – белая береза.

Билет –  автобус сигналит: "Бии, купи билет!"

Герой –  Гена - герой (или у героя герб на щите).

Железо – железо режу еле-еле.

Запад –  на западе солнце падает.

Инженер – Женя – инженер.

Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап.

Комната –  комната у Наты.

Магазин –  магазин под названием «Ага».

Мебель –  мебель белая.

Пассажир –  пассажир берет билет в кассе.

Паук –  у паука папа.

Пенал –  пенал моют пеной.

Сапоги - Саша в сапогах.

Собака –  жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня.

Тарелка – тарелка - это тара.

Улица – на улице встречаю знакомые лица.

У Павла – пальто, у Кости – костюм.

Чувство - уважай чужие чувства.

  1. В слове спряталось другое слово. Богатство – бог дал богатство.

Валенки – валенки у Ленки.

Сверкает – в новом платье сверкает Вера.

Гореть – горе гореть!

Горизонт - гори, зонт! (нарисуй этот фантастический сюжет).

Лисица – братец Лис.

Облако – на облаке лак.

Пловец – пловец плывет в плове.

Ракета – в ракете рак.

Соловей – соловей поет соло.

Трамвай – трамвай съело чудовище - ам!

Ужин – ужи на ужин?

  1. Графические" ассоциации (по схожести изображения). Суть - увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки.
  2. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.            Аптека - там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» - очки, похожие на букву «о». Погода - погоду наблюдают по годам.

Спасибо - значит спаси (спас) тебя Бог!

Библиотека – библия.

Сегодня - сего дня (при Петре I).

Урожай - земля рожает урожай.

  1. Нахождение проверочного слова.

Берег - брег (у Пушкина).

Ботинки – боты.

 Воскресенье – воскрес.

 Пшеница – пшёнка.

  1. Подкрепление слов, которые трудно проверить.

    Суть - подкрепить словами подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.

     Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики предлагаю решить эту проблему раз и навсегда!

Шёл - шедший - можно так, но дети забывают это проверочное слово.

А можно иначе. Букву «ё», вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек.

  1. Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.
  2. Как звучат слова в других языках.

Я работаю в школе с углубленным изучением французского языка.

Например: аллея от фр. аller (идти),

эскалатор от фр. escalier (лестница).

  1. Составление        ребусов.

Восемь – в «о» 7.

Заяц - Яц (за буквой «я» буква «ц»).

Катя и Коля аккуратные.

В субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости.

10. Запоминание условных фраз. Рифмовки.

-Как окончанье глагола узнать?

Начальную форму глаголу придать!

Если - ить в конце услышишь,

-И, - ат, - ят в глаголе пишешь.

Не на - ить - запомни тут:

В окончанье - е, - ут, - ют.

     Таких способов запоминания накоплено сотни. Попробуйте эти приемы, это интересно и увлекательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад « Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразов...

Диагностика успешной деятельности педагога

Материал + презентация по теме "Диагностика успешной деятельности педагога"...

Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога

Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога...

Современные педагогические технологии в профессиональной деятельности педагогов

Представлены в презентации педагогические технологии на основе активизации и  интенсификации деятельности обучающихся...