Урок русского языка по теме:"Наклонение глагола"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Любимова Любовь Михайловна

данная разработка подходит для 4 класса начальной школы по программе "начальная школа 21 века", а так же может использоваться в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx13.06 КБ
Файл stsenariy_uroka.docx20.97 КБ
Office presentation icon urok_-_naklonenie_glagola.ppt967.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Цели деятельности педагога

Выработать умение работать с учебной информацией, развивать коммуникативные умения

    Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты образования

Предметные: выработать умение различать  наклонение глагола

Личностные: 

работать над адекватной самооценкой и адекватным пониманием причин успеха неуспеха в учебной деятельности;

способствовать проявлению сознательной инициативы в оказании помощи соученикам;

осуществлять взаимный контроль,  оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

УУД

Регулятивные:

Фиксировать индивидуальные затруднения;

способствовать выполнению проблемного учебного действия;

учить принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль   над результатом действия.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные:

создавать условия для сотрудничества с учителем и сверстниками;

способствовать взаимодействию ребёнка с соседом по парте;

помочь ребёнку в аргументации своего мнения.

Формы и методы обучения

Фронтальная, парная,индивидуальная; проблемно-поисковый

Основное содержание темы,  понятия, термины

Наклонение глагола: изъявительное, повелительное, условное

Образовательные ресурсы

Печатные пособия: карточки с заданиями, учебник, тетради,

ТСО: классная доска, персональный компьютер, презентация,



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

1.Организационный

момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую  учитель хочет достигнуть на данном этапе: способствовать созданию   положительного настроя на урок.

Предлагает ответить на вопрос:

-О чём звучала музыка на перемене?

Нравится ли вам учиться в школе?

Чтение стихотворения:

Я, ты, он, она

Вместе дружная семья!

Улыбнись соседу слева!

Улыбнись соседу справа!

За работу нам пора!

-Что пожелаем себе, друг другу в начале урока?

- Что  поможет в выполнении этого пожелания?

Расположите тетрадь на столе так, что бы  руки были на столе, спина прямая.

Отвечают на вопрос

( быть внимательными, дружными, думать, рассуждать, аккуратно и правильно писать)

Записывают число, выполняют каллиграфическую минутку

самооценка

2. Актуализация знаний

А) повторение

Цели, которые учитель ставит перед учащимися:

 Выявить собственные знания и незнания по изученным темам,

выполнить самооценку и взаимооценку знаний

Цель, которую учитель хочет достичь: 

-выявить  знания детей по изученной теме,

- выявить затруднения в деятельности учащихся;

-способствовать объективной самооценке своих знаний учащимися

 Предлагает посмотреть  слайд№1 презентации и выполнить задание: Исключите все глухие согласные и узнаете тему нашего урока.

Слайд №3  найдите, те понятия, которые к слову глагол не относятся.(Смотр знаний)

Работа в парах по карточкам. Даны группы слов, в каждой группе найдите лишнее слово и  аргументируйте свой ответ.

Что нужно уметь делать, чтобы справиться с заданием?

Самостоятельная устная работа- получают слово  «глагол»

Фронтальная работа - убирают лишние слова склонение и падеж.

Поясняют значения остальных слов.

Работа в парах.

Задавать вопросы.

Устные ответы

фронтальная проверка.

Слайд №3

В) стадия вызова

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

 обобщить  знания, с целью их расширения

Цель, которую учитель хочет достичь: создать проблемную  ситуацию, для подведения к теме урока.

Заполнение портфеля умений 

Проверка, заполнения таблицы, выяснение проблемы –не знания

Дети отмечают границы своих знаний и не знаний

самоанализ

Постановка учебной

задачи

Цель: обсудить проблемный вопрос, сформулировать тему и цель урока.

У: Уточните тему урока.

 

-Какие задачи перед собой поставим?

 

Где мы можем найти необходимую информацию?

 

 

Формулирование темы и задач урока

Тема урока: Наклонение глагола

Задачи: Узнать какое наклонение бывает у глаголов

Научиться распознавать наклонение глаголов.

Устные ответы на  вопросы

Открытие новых знаний

 Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

 обсудить проект решения учебной задачи

Цель, которую учитель хочет достичь: способствовать достижениям цели путём организации коллективной работы в паре

  1. Работа в парах  с информацией в учебнике на стр.12
  2. Задание 1 группе: составить коллаж по теме

 « Изъявительное наклонение  глагола»

  1. Задание 2 группе: «Повелительное наклонение глаголов и условное»  
  2. Проверка задач урока и хода их достижения.

Выполнили ли мы первую задачу?

Чему ещё нужно научиться?

Что для этого нужно уметь делать?

Какая особенность у глаголов  условного наклонения?

Какая особенность у глаголов повелительного наклонения?

Все остальные глаголы – это?

Дети читают рубрику тайны русского языка

Прочитав теорию, дети говорят о том, какое наклонение бывает у глаголов

Распознавать глаголы в разных наклонениях.

Находить глаголы в предложении, задавать вопросы.

Частица бы

Совет, приказ.

Изъявительное наклонение.

Отчёт групп о проделанной работе, уточнение материала

Стадия осмысления

Цель,  которая должна быть достигнута учащимися: научиться различать наклонение глагола

Цель, которую ставит перед собой учитель: 

создать условия для  осознанного усвоения материала,  индивидуальной работы,

дифференцировать деятельность учащихся,

обеспечить мотивационную  зону,

способствовать здоровьесбережению, обогащению словарного запаса учащихся,  

развивать способность давать        адекватную самооценку и взаимооценку.

  1. Дифференцированные  индивидуальные задания:

Мальчики:  Найти в классе  предложения в которых глагол стоит в форме наклонения –даны все три случая –каждый выбирает по одному

Ира : Найти в предложениях глаголы и определить наклонение.

2)  самостоятельная работа:учебник упр. 1

3. упр. 2 – резерв или работа по карточке

3)  

Упр1

Выписывают номера предложений

В таблицу:  Изъяв. накл

Услов.накл.  Повелит. Накл.

Работа по выбору

Упр 2. или работа по карточке, более сложный вариант.

Прочитайте текст, найди глаголы, определи их наклонение.

Глаголов какого наклонения не встретилось в тексте?

 Из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил:»Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их…» (А.Погодин)

Фронтальная проверка

Взаимопроверка

Стадия рефлексии

 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

 обобщать и систематизировать знания,

- аналитически мыслить при подведении итогов;

-осознать продуктивность работы на уроке,

- доброжелательно высказывать своё мнение

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

выяснить, насколько  ученик осознаёт степень овладения  и усвоения учебного  материала

 

 Беседа

-Вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

-Можете ли  вы считать поставленные перед собою задачи достигнутыми?

-Почему мы смогли справиться?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Читает стихотворение:

Но вот и всё, урок к концу подходит,

 Мы славно поработали сейчас,

 Учитель ваш уже итог подводит,

  И не свожу я с вас своих довольных глаз.

 Спасибо вам, ребята, за работу,

 Не подвели меня и в этот раз,

 С великим удовольствием, конечно,

 Поставлю вам оценки я сейчас!

Ответы на вопросы, работа с портфелями умений

Лесенка успеха

Самооценка

Взаимооценка

Домашнее задание

Вариант1: придумать карточку по этой теме, для определения наклонения глаголов

Вариант2: упр. 2  

Вариант 3: написать сочинение ; «Если бы я был учителем»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исключи все глухие согласные и узнаешь тему урока Г С Л Ш А Г О К Л

Слайд 2

Цель урока: систематизировать знания о глаголе; открытие нового знания

Слайд 4

Портфель умений 1. Находить глаголы в тексте 2. Определять вид глагола 3. Определять спряжение глагола 4. Определять число глагола 5. Определять время глагола 6. Подчёркивать глагол как член предложения 7. Определять наклонение глагола

Слайд 5

2)бежать, говорить, слышать, видеть, лепить 3)рисует, лежишь, решаешь, читал 4)глядели, бегут, пишет, дружат 1)писать, думать, решить, лепить Игра «Четвёртый лишний»

Слайд 6

Я сидел бы на берегу и ловил бы рыбу. (услов. накл) Сиди тихо.( повел. нак) Я сижу на уроке и слушаю стихотворение. (изъяв.н.)

Слайд 7

игра «да-нетка» 1.Глагол обозначает действие предмета. 2.Глаголы изменяются по падежам. 3. Не с глаголами пишется раздельно. 4. Глаголы имеют три спряжения. 5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. 6. Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на –ить, относятся ко ΙΙ спряжению. 7.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего. 8.Глагол условного наклонения, обозначает действие, которое происходит на самом деле?

Слайд 8

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" в 4 классе система Эльконина-Давыдова

Урок русского языка в 4 классе по теме "Безличные глаголы", авторы  учебника В.В.Репкин,Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова.Урок нацелен на развитие умения анализировать грамматические категории лица ...

Урок русского языка по теме Изменение глаголов по числам и временам.

Методическая разработка может использоваться на уроке русского языка по закреплению пройденного. Урок проводится в форме зачета. Ресурс сопровождается презентацией, в которой дети учатся работе с...

урок русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице

Урок создан для учащихся 4 класса, обучающихся по программе Л.В.Занкова. Он основан на деятельностном подходе, включает в себя современные технологии, разнообразные формы и виды работ....

Урок русского языка по теме:"Число глагола. Изменение глагола по числам"

Конспект урока по русскому языку                                              У...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...