Проект "Фразеологизмы в нашей речи"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Галина Евгеньевна Соколова

Презентация о значении нескольких фразеологизмов и использовании их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Фразеологизмы"2.83 МБ

Подписи к слайдам:

Проект на тему:Как фразеологизмы используются в нашей речи
Автор работыГришина Марияученица 4 «А» класса   Руководитель Соколова Галина Евгеньевна 
Проблемные вопросы:
1.Понятие «фразеологизм». 2. Лексическое значение фразеологизмов. 3. Фразеологизмы как неотъемлемая часть повседневной речи. 4. Применение фразеологизмов учащимися начальных классов.
Цель:
Показать эффективность использования фразеологизмов в речи учеников начальной школы.
Задачи:
Изучить теоретическую литературу по теме проекта.Раскрыть лексическое значение отдельных фразеологизмов с целью обогащения словарного запаса.Раскрыть роль фразеологизмов и формировать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в речи.Показать важность использования фразеологизмов в речи на примере учащихся нашего класса. 
Понятие
 ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ (фразеологическая единица, фразеологический оборот) — устойчивое словосочетание, имеющее определённое лексическое значение, постоянный компонентный состав и наличие грамматических категорий (гуманитарный словарь).
Фразеологизмы…
Фразеологизмы – это почти всегда яркие, образные выражения. Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.Если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит заново.
Примеры лексического значения
Буря в стакане воды — большие волнения по ничтожному поводу.
Примеры лексического значения
В тихом омуте черти водятся — о том, кто тих, смирен только с виду.
Примеры лексического значения
Как рыба в воде — очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться, чувствовать себя уверенно.
Примеры лексического значения
Море слез — много плакать.
Фразеологизмы и речь
Фразеологизмы – это естественная часть нашей речи. Образно и выразительно, кратко и содержательно фразеологизмы выражают наши мысли и эмоции. 
Фразеологизмы и речь
Особенность фразеологизмов — они являются достоянием только одного языка. Например, наше «Приятного аппетита!» в китайском языке звучит иначе: «Кушайте медленно!»
Фразеологизмы и речь
Французскую поговорку «хорошему коту – хорошую крысу»можно соотнести с русской «большому кораблю – большое плавание», а вместо «подождите меня под вязом» сказать: «после дождичка в четверг».Есть исконная фразеология, например:«Живем, хлеб жуем!», что означает: не жалуемся или «через пень-колоду», «спустя рукава», что означает: плохо выполнять свою работу.А есть заимствованная из других языков, например: «сделать из мухи слона», «лучшее – враг хорошего», «время – деньги» …
Фразеологизмы и речь
Значение фразеологизмов в том, что с их помощью можно кратко и понятно выразить свое отношение к происходящим событиям:«сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит!»- о том, что старые привычки неискоренимы, что тяга к прошлому сильна.Одной из особенностей фразеологизмов является их двусмысленность, помимо своего прямого значения, они часто имеют иносказательное:«когда рак на горе свистнет!» — то есть не случится никогда, потому что раки не свистят.
Словарь фразеологизмов
Анкетирование
 Что такое фразеологизмы?Как называется словарь, где собраны фразеологизмы?Есть ли у тебя дома такой словарь?Какие фразеологизмы ты знаешь?Прямое или переносное значение у фразеологических оборотов?Употребляешь ли ты фразеологизмы в устной или письменной речи? 
Анкетирование
  
Результаты анкетирования
Что такое фразеологизмы? Знают- 23ч., не знают-1ч.Как называется словарь, где собраны фразеологизмы? Знают-18ч., не знают-6ч.Есть ли у тебя дома такой словарь?Да-6ч.,нет - 18ч.Прямое или переносное значение у фразеологических оборотов?Прямое-23ч., не знает-1ч.Употребляешь ли ты фразеологизмы в устной или письменной речи?Да-14ч., нет-10ч.
Какие фразеологизмы знают ученики нашего класса
Как снег на голову- неожиданно; Тише воды, ниже травы- тихо; Зарубить на носу- запомнить; Бить баклуши, ворон считать- бездельничать; Гнаться за 2 зайцами- делать 2 дела одновременно; Водить за нос- обманывать; Толочь воду в ступе- заниматься бесполезным делом и т. д.
Вывод из анкетирования
примеры фразеологизмов были приведены, но основная масса учащихся сделали вывод, что объяснять их значение трудно и в речи они их употребляют редко.
Практическая работа
Ученики должны написать сочинение с использованием фразеологизмов на тему: «Мой друг, какой он?»
Сочинения
Выводы из сочинений
Все учащиеся нашего класса справились с заданием, написав сочинение с употреблением фразеологизмов.Большинство учащихся включили в сочинение 3-4 фразеологизма.
Выводы из сочинений
Наиболее часто употребляемые фразеологизмы:Не разлей вода;Как две капли воды;Заблудиться в трёх соснах;Сломя голову;Вешать нос;Бить баклуши.
Не разлей вода
О неразлучных друзьях.
Как две капли воды
Одинаковые
Заблудиться в трёх соснах
Запутаться в простом деле
Сломя голову
Стремительно, быстро
Вешать нос
Грустить
Бить баклуши
Бездельничать
Вывод
Фразеологизмы украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.Ученики нашего класса знают что такое фразеологизмы, понимают их значение и могут использовать фразеологизмы в своей речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"

Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Презентация по русскому языку "Наша речь. Виды речи" 3 класс

Презентация по русскому языку "Наша речь.  Виды речи" 3 класс...

Рабочая программа спецкурса по развитию речи Секреты нашей речи

Рабочая программа спецкурса по развитию речи в начальных классах "Секреты нашей речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

"Наша речь - наше богатство"

Разговор-консультация для родителей...