Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Валерьевна

Урок изучения нового материала по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._alfavit.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

14.04.2015 г.

1 класс, УМК «Гармония»

Учитель Кузнецова Е.В.

Тема: «Алфавит»

Цель: усвоение учащимися понятия «алфавит», выявление необходимости хорошего знания последовательности букв.

Задачи урока:

  1. Предметные:

 помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его, приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей.

       2. Метапредметные:

 Познавательные:

-создать условия для развития умения анализировать сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в учебнике.

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку.

Коммуникативные:

- содействовать развитию диалогической и монологической речи.

       3.Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;

-помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний, определение темы урока и постановка учебной задачи.

- Ребята, наш друг дошкольник Антон на выходные ездил к бабушке в деревню. Там на чердаке он нашёл вот такой странный сундучок, который никак не мог открыть. Что там может быть? Что-то лёгкое, какая-то бумага. Бабушка рассказала Антону, что ключ от этого сундучка спрятан в одной чудесной стране.

Вы готовы отправиться сегодня в путешествие и найти этот ключик?

- Отлично. Но для этого вам понадобятся ваши знания, умения, внимание и немного воображения. А какой предмет, который поможет вам ответить на многие вопросы,  каждому из вас необходимо взять с собой?

+ Учебник.

- А на чём мы поедем, вы узнаете, отгадав загадку:

Он по рельсам быстро мчал,

Шпалы все пересчитал.

- Отправляемся в путешествие на поезде по такому маршруту. Прибываем на первую станцию. Прочитайте её название.

+ Тематическая.

- Предположите по названию станции, что мы здесь узнаем.

+ Тему урока.

- Мы узнаем не только тему урока, но и название чудесной страны, в которую мы прибыли. Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо в паре с соседом по парте разгадать кроссворд.

- Проверим, как вы разгадали кроссворд.

(Какая орфограмма есть в слове русский?)

- Назовём хором тему урока и название чудесной страны.

- Предположите, на какие вопросы нам предстоит ответить.

+ Что такое алфавит? Зачем нужно знать алфавит?

- А где у каждого из вас есть алфавит?

- Откройте форзац учебника. Сколько букв в русском алфавите?

- На какие три неравные группы делятся все буквы алфавита?

- Встаньте около своих мест. Я буду называть букву, а вам надо её изобразить: Г, К, Л, М, П, Т, Ф, Х.

- Прекрасно! Посмотрите, мы нашли часть ключа!

  1. Изучение нового материала.

- Отправляемся дальше. Прочитайте название следующей станции.

+ Толковая.

- А что же такое алфавит?

- Проверим. Откройте учебники на с. 61 и найдите в розовой рамке определение алфавита.

- А какое ещё вы знаете слово, которое имеет то же значение, что и алфавит?

- Прочитаем о происхождении этих двух слов в учебнике слева от пунктирной линии.

- Из какого языка пришло к нам слово алфавит?

- Из названий каких букв образовано это слово?

- А как образовалось слово азбука?

- У Антона возник вопрос. Прочитайте его.

- А где мы можем уточнить значение этих слов?

- Откройте толковый словарь на с. 132. Прочитайте самостоятельно о словах азбука и алфавит.

- Какое ещё значение есть у слова азбука?

- Посмотрите, как расположены слова в словаре?

- Но слова азбука и алфавит оба начинаются на букву А. Случайно ли слово азбука напечатано первым?

- Зачем же нам надо знать алфавитный порядок букв?

- Чтобы быстрее выучить алфавит, его можно пропеть. Отправляемся к следующей станции, а чтобы в дороге не скучать, споём алфавит все вместе.

- Ребята, мы нашли ещё одну часть ключа!

- Мы прибыли на следующую станцию. Прочитайте её название.

+Ударная.

- Чему будем здесь учиться?

+ Правильно ставить ударение.

- ТПО с. 16. Даны 3 пары слов. Прочитайте их самостоятельно. Чем отличаются слова в каждой паре?

- Посмотрите, куда падает ударение, и прочитайте первое слово наверху.

- Теперь прочитайте это же слово внизу с ударением на 1-й слог.

- Кто считает, что правильно говорить включИм?

- А кто считает, что правильно говорить вклЮчим?

(далее аналогично с другими словами)

- Мнения разделились. Где же узнать, как правильно? (Прочитайте подсказку под словами.)

- Откройте с. 134. Какое название у этих двух страниц?

- Как называется словарь на с. 134?

- На сколько групп разделены слова? По какому признаку?

- Как будете искать слово в этом словаре?

+ 1. Узнаю, на какой вопрос отвечает слово.

    2. Определю по вопросу, к какой группе относится слово.

    3. Буду искать слово в нужной группе в алфавитном порядке.

- На какой вопрос отвечает слово из первой пары?

- Найдите это слово в словаре. Зачеркните в ТПО неверный вариант.

(далее аналогично с другими словами)

- Чем похожи оказались эти 3 слова?

+ Ударение падает на 2-й слог.

- Произнесём хором правильно эти слова.

  1. Закрепление.

- Закрепим наши знания и умения. На экране прочитайте самостоятельно слова. На сколько групп можно разделить эти слова по вопросу, на который они отвечают?

- Как узнаете правильное ударение?

- Запишите в первый столбик по алфавиту слова, отвечающие на вопрос что?, а во второй столбик слова, отвечающие на вопрос что делала? В каждом слове укажите ударение.

- Проверьте себя по записям на экране. Прочитаем хором слова 1-го столбика. Слова 2-го столбика.

- Вы нашли последнюю часть ключа! Но тут какие-то числа. Что они могут обозначать (если мы путешествовали по Алфавиту)?

+ Каждое число – номер буквы в алфавите.

- Откройте форзац и расшифруйте слово. Запишите его в тетрадь. Какое получилось слово?

+ Молодцы!

- Попробуем открыть наш сундучок. Посмотрите, это же славянская азбука! Здесь вы можете прочитать названия всех старых русских букв.

  1. Итог урока.

- Мы возвращаемся из нашего путешествия. Что вы узнали, чему научились?

- Наш поезд подъезжает к светофору. Каким сигналом оценит нас светофор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алфавит в стихах

Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...

Алфавит в стихах 2 часть

Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...

Детский алфавит

В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....

Английский алфавит в стихах

Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....

Английский алфавит

При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания  при изучении букв...

Алфавит

Красочные карточки с буквами английского алфавита...