Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок изучения нового материала по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
14.04.2015 г.
1 класс, УМК «Гармония»
Учитель Кузнецова Е.В.
Тема: «Алфавит»
Цель: усвоение учащимися понятия «алфавит», выявление необходимости хорошего знания последовательности букв.
Задачи урока:
- Предметные:
помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его, приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей.
2. Метапредметные:
Познавательные:
-создать условия для развития умения анализировать сравнивать, выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в учебнике.
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку.
Коммуникативные:
- содействовать развитию диалогической и монологической речи.
3.Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;
-помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний, определение темы урока и постановка учебной задачи.
- Ребята, наш друг дошкольник Антон на выходные ездил к бабушке в деревню. Там на чердаке он нашёл вот такой странный сундучок, который никак не мог открыть. Что там может быть? Что-то лёгкое, какая-то бумага. Бабушка рассказала Антону, что ключ от этого сундучка спрятан в одной чудесной стране.
Вы готовы отправиться сегодня в путешествие и найти этот ключик?
- Отлично. Но для этого вам понадобятся ваши знания, умения, внимание и немного воображения. А какой предмет, который поможет вам ответить на многие вопросы, каждому из вас необходимо взять с собой?
+ Учебник.
- А на чём мы поедем, вы узнаете, отгадав загадку:
Он по рельсам быстро мчал,
Шпалы все пересчитал.
- Отправляемся в путешествие на поезде по такому маршруту. Прибываем на первую станцию. Прочитайте её название.
+ Тематическая.
- Предположите по названию станции, что мы здесь узнаем.
+ Тему урока.
- Мы узнаем не только тему урока, но и название чудесной страны, в которую мы прибыли. Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо в паре с соседом по парте разгадать кроссворд.
- Проверим, как вы разгадали кроссворд.
(Какая орфограмма есть в слове русский?)
- Назовём хором тему урока и название чудесной страны.
- Предположите, на какие вопросы нам предстоит ответить.
+ Что такое алфавит? Зачем нужно знать алфавит?
- А где у каждого из вас есть алфавит?
- Откройте форзац учебника. Сколько букв в русском алфавите?
- На какие три неравные группы делятся все буквы алфавита?
- Встаньте около своих мест. Я буду называть букву, а вам надо её изобразить: Г, К, Л, М, П, Т, Ф, Х.
- Прекрасно! Посмотрите, мы нашли часть ключа!
- Изучение нового материала.
- Отправляемся дальше. Прочитайте название следующей станции.
+ Толковая.
- А что же такое алфавит?
- Проверим. Откройте учебники на с. 61 и найдите в розовой рамке определение алфавита.
- А какое ещё вы знаете слово, которое имеет то же значение, что и алфавит?
- Прочитаем о происхождении этих двух слов в учебнике слева от пунктирной линии.
- Из какого языка пришло к нам слово алфавит?
- Из названий каких букв образовано это слово?
- А как образовалось слово азбука?
- У Антона возник вопрос. Прочитайте его.
- А где мы можем уточнить значение этих слов?
- Откройте толковый словарь на с. 132. Прочитайте самостоятельно о словах азбука и алфавит.
- Какое ещё значение есть у слова азбука?
- Посмотрите, как расположены слова в словаре?
- Но слова азбука и алфавит оба начинаются на букву А. Случайно ли слово азбука напечатано первым?
- Зачем же нам надо знать алфавитный порядок букв?
- Чтобы быстрее выучить алфавит, его можно пропеть. Отправляемся к следующей станции, а чтобы в дороге не скучать, споём алфавит все вместе.
- Ребята, мы нашли ещё одну часть ключа!
- Мы прибыли на следующую станцию. Прочитайте её название.
+Ударная.
- Чему будем здесь учиться?
+ Правильно ставить ударение.
- ТПО с. 16. Даны 3 пары слов. Прочитайте их самостоятельно. Чем отличаются слова в каждой паре?
- Посмотрите, куда падает ударение, и прочитайте первое слово наверху.
- Теперь прочитайте это же слово внизу с ударением на 1-й слог.
- Кто считает, что правильно говорить включИм?
- А кто считает, что правильно говорить вклЮчим?
(далее аналогично с другими словами)
- Мнения разделились. Где же узнать, как правильно? (Прочитайте подсказку под словами.)
- Откройте с. 134. Какое название у этих двух страниц?
- Как называется словарь на с. 134?
- На сколько групп разделены слова? По какому признаку?
- Как будете искать слово в этом словаре?
+ 1. Узнаю, на какой вопрос отвечает слово.
2. Определю по вопросу, к какой группе относится слово.
3. Буду искать слово в нужной группе в алфавитном порядке.
- На какой вопрос отвечает слово из первой пары?
- Найдите это слово в словаре. Зачеркните в ТПО неверный вариант.
(далее аналогично с другими словами)
- Чем похожи оказались эти 3 слова?
+ Ударение падает на 2-й слог.
- Произнесём хором правильно эти слова.
- Закрепление.
- Закрепим наши знания и умения. На экране прочитайте самостоятельно слова. На сколько групп можно разделить эти слова по вопросу, на который они отвечают?
- Как узнаете правильное ударение?
- Запишите в первый столбик по алфавиту слова, отвечающие на вопрос что?, а во второй столбик слова, отвечающие на вопрос что делала? В каждом слове укажите ударение.
- Проверьте себя по записям на экране. Прочитаем хором слова 1-го столбика. Слова 2-го столбика.
- Вы нашли последнюю часть ключа! Но тут какие-то числа. Что они могут обозначать (если мы путешествовали по Алфавиту)?
+ Каждое число – номер буквы в алфавите.
- Откройте форзац и расшифруйте слово. Запишите его в тетрадь. Какое получилось слово?
+ Молодцы!
- Попробуем открыть наш сундучок. Посмотрите, это же славянская азбука! Здесь вы можете прочитать названия всех старых русских букв.
- Итог урока.
- Мы возвращаемся из нашего путешествия. Что вы узнали, чему научились?
- Наш поезд подъезжает к светофору. Каким сигналом оценит нас светофор?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/28/picture-583.jpg)
Алфавит в стихах 2 часть
Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-368-1670040933.jpg)
Детский алфавит
В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....
Английский алфавит в стихах
Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....
Английский алфавит
При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания при изучении букв...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24660.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
Совершенствование знаний алфавита...
Алфавит
Красочные карточки с буквами английского алфавита...