Роль учителя в формировании речи младших школьников.
методическая разработка по русскому языку на тему

Гакаме Эльмира Арамбиевна

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению «жаргона и просторечия» является актуальной. Поэтому формирование и повышение культуры правильной русской речи приобретает важное значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Легкое дело – тяжело писать и говорить,

но легко писать и говорить – тяжелое дело,

у кого это не делается как–то само собою.

В.Ключевский.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению «жаргона и просторечия» является актуальной. Поэтому формирование и повышение культуры правильной русской речи приобретает важное значение.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: "... мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать" [Богоявленский Л.]

В течение 20 лет работы в начальной школе передо мной всегда стояла проблема развития письменной речи  учащихся. Важность  исследования проблемы развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества.

В речи младших школьников встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения.

Если начальная школа не заложит прочного и основательного фундамента произносительной культуры, дальнейшая работа по развитию звуковой стороны речи детей будет не только малоэффективной, но и бесполезной, попусту отнимающей силы и время как учителей, так и учащихся. Надо, наконец, признаться в этом без всяких оговорок, без перекладывания задачи воспитания произносительной культуры детей на плечи учителей-словесников.

Общепризнанно мнение о том, что подъем произносительной культуры учащихся в первую очередь определяется состоянием речи учителя начальных классов.  

Действительно, учитель начальных классов по сравнению с учителем-словесником среднего звена школы обладает большими преимуществами в деле совершенствования звуковой стороны речи детей. Это объясняется по крайней мере двумя причинами. Первая – это огромный, непререкаемый авторитет учителя в глазах младших школьников, особенно первоклассников. Авторитет педагога подчас превышает авторитет окружающих ребенка членов семьи, а это означает, что образцы произношения, предъявляемые учителем, будут усваиваться детьми особенно тщательно, даже ревностно.

Второе обстоятельство, объясняющее огромные возможности учителя младших классов в повышении произносительной культуры учащихся, – сама специфика процесса начального обучения. Почти все предметы (русский язык, математику, природоведение, труд) ведет один преподаватель, следовательно, в начальных классах легко осуществим орфоэпический режим при условии владения учителем нормами русского литературного языка. В противном случае названное обстоятельство становится не положительным, а отрицательным: учитель начальных классов, произносящий сквореЧник вместо сквореШник, шинэль вместо шинель, леКШе вместо леХче, повтОрим вместо повторИм, в конце концов просто заставит (за 3 – 4 года обучения) своих воспитанников употреблять в речи нелитературное произношение, даже если они дома будут слышать только образцовую речь.

Живое слово учителя по-прежнему остается главным средством обучения в школе, поэтому именно учителю принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного языка. Известно, какую громадную роль в формировании звуковой стороны речи детей играет подражание.

На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

       1. Как преподнести знания, чтобы они были  наилучшим  образом  поняты          учащимися.

       2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

    Развитие речи у учащихся процесс  управляемый,  который  идет  по  пути

расширения их словарного запаса. Поэтому  учитель  на  всех  уроках  сообщая новый  материал,  включает  в  него  и  те  новые  слова,  которые  являются понятиями.  Раскрывая  при  этом  их  значение,  следует  опираться  на  уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные  слова  не  забывались,  а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти.

Особое место занимают отрывки из произведений классиков детской литературы К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова и др. Образцовый языковой материал для орфоэпических упражнений развивает эстетический вкус учащихся, формирует их языковое чутье. Интересные тексты вызывают у детей наряду с интеллектуальной активностью и положительное эмоциональное отношение к работе.

Эффективным средством закрепления литературного произношения и грамотного написания являются ребусы. Детей младшего школьного возраста увлекает решение познавательной задачи, заключенной в ребусе. Введение ребусов в уроки не только помогает успешному решению задач образовательного и развивающего характера, но и обеспечивает необходимую смену видов деятельности учащихся

Особое место в работе над словами, литературное произношение и написание которых совпадают, занимают упражнения с "Орфографическим словариком" для учащихся начальной школы. Хотя словарь назван орфографическим, это не означает, что его использование должно ограничиваться лишь рамками орфографии. Словарь многофункционален по своему назначению, ибо в нем содержатся сведения не только о написании непроверяемых гласных и согласных в словах, но и о правильном произношении, изменении и употреблении слов в контексте.

Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи – от аудирования, от умения слушать – и до потребности пользования словарями и справочниками. Нужен мощный фактор, постоянно поддерживающий в детях желание и стремление развивать свою речь. Такое желание можно вызвать лишь условиями, способными удовлетворить актуальные потребности детей.

Это, прежде всего игра и игровая деятельность, от которой младший школьник не может отказаться. В системе работы по развитию культуры правильной русской речи учитель большое внимание может уделить также сказкам и как средству, приближающему детей к ситуации игры. Для формирования правильного произношения звуков можно составить свои произносительные игры, построенные на сказочных ситуациях.  В игры можно включить знакомые народные песенки, потешки, а также присказки. Особенно хочется остановиться на обилие скороговорок, которые помогают учителю формировать у детей орфоэпически правильную речь. Наличие таких упражнений диктуется анатомо-физиологическими изменениями артикуляционного аппарата первоклассников (сменой зубов), непосещением вовремя логопеда, вследствие чего дети имеют нечеткую устную речь.

Общеизвестно, что основную часть лексики составляют знаменательные слова. Сказки дают нам большую возможность обогащать речь детей за счет этих знаменательных слов.

По данным психологов, степень запоминания языкового материала зависит от количества запоминаемых слов и от степени их фонетической, лексической, грамматической трудности. Поэтому следует распределять новые слова так, чтобы снять эти трудности. Учитывая, что забывание изученного идет особенно интенсивно сразу после введения нового материала, следует повторять и закреплять слова на последующих уроках; последовательно чередовать уроки с большим и малым количеством слов (игра «Ярмарка новых слов», «Кто больше?»).

 Формирование культуры речи, познание родного языка невозможно осуществить только на уроках русского языка и литературного чтения. Необходимо систематически, планомерно осуществлять это на уроках природоведения, рисования, истории, риторики и т.д.  Так, для создания проблемных ситуаций, как на уроках русского языка, так и природоведения, можно проводить этимологическую, словообразовательную работу. Если на уроках русского языка словообразовательная работа с учащимися является общепринятой, то на уроках природоведения учитель обращается к ней неоправданно редко.

Речевая разминка предполагает включение упражнений дыхательных, произносительных  (произнесение звуков и определенных интонаций) артикуляционных, текстовых. Смысл этих упражнений – сделать более подвижными речевые механизмы, управляющие интонацией, приучить детей к быстрой смене темпа, тона и т.д.

Готовясь к сегодняшнему выступлению, я заглянула в учебник «Методика преподавания русского языка в начальных классах» (М; 2000. М.Р.Львов),  в котором имеется глава «Культура речи и методика», а также глава «Речевые ошибки учащихся, их диагностика и исправления», но к сожалению, не предусмотрены подобные главы в учебниках по русскому языку ни по программе «Школа России», ни «Школа -2100», поэтому этот пробел в знаниях учащихся нам учителям начальных классов нужно восполнять самим на различных предметах начальной школы.

Это может быть как минутка грамотности и культуры речи, включенная в структуру каждого урока (5-10 минут). Так и организация секции учителей-словесников школы совместно с учителями начальных классов. Работа секции: создание уголка культуры речи, выпуск газеты, журнала; организация кружка культуры речи и литературного творчества, журналистики; проведение утренников, вечеров и конференций, конкурсов и олимпиад, видеозаписей; театральная группа; переписка, ведение Дневников и пр., т.е. организация «Единого режима культуры речи».

Школьная программа должна предусмотреть исторические справки для понимания законов языка и отступлений от них, объяснения архаизмов, сведения о развитии русского литературного языка, о его специфике. Ведь цель разговора и чтения — радость духовного рассуждения, умение глубоко осознать символ и смысл слова. Язык — это средство связи поколений. Но современное словоупотребление молодых отнюдь не способствует связи и преемственности поколений, — как раз наоборот.
      Воспитывающее значение русского языка неоценимо. Поэтому велика роль учителя, способного одухотворить, оживить написанное и передать это сокровище детям. Не будет соответствующей школы, не будет активных носителей литературного языка — язык станет бездуховным, мёртвым, исчезнет с лица земли и русский народ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению

Статья на тему "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению"...

Доклад на заседание ШМО начальных классов. Тема:«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению».

Ни для кого ни секрет, что у одного и того же учителя бывает разный уровень знаний и умений учеников, так как учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот ж...

Выступление на МО "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению"

Доклад на тему: «Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению»...

Выступление на РМО по теме: Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению.

Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению....

«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению»

Одной из актуальных проблем современной школы  является формирование мотивации учения школьников. Её значимость обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у...