Урок обучения грамоте "Буква Х и её звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Петренькова Лариса Николаевна

ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_h.docx33.26 КБ
Office presentation icon bukva_h.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:

            Автор: Петренькова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Камень –на - Оби

Предмет: Литературное чтение. Обучение грамоте.

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения

УМК: «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта изучения темы «Звуки [х], [х,], буквы Х, х »

Тема

Звуки [х], [х,], буквы Х,х

Цель

Знакомство с новой буквой и звуками, которые эта буква обозначает.

Задачи урока

  1. Развитие фонематических умений, обогащение словарного запаса обучающихся;
  2. Совершенствование  навыков  чтения;
  3. Способствование  воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитание чувства взаимопомощи.

Планируемый результат, формирование УУД

Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; определение места буквы Х в алфавите; развитие  речи, внимания, мышления,  памяти, фонематического слуха; воспитание интереса  к чтению.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:  сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов; формирование умения работать по условным обозначениям (согласный твердый глухой звук, конструирование печатной буквы, отгадай загадку, сравни пары слов по звучанию и значению; выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования); поиск нужных слов: работа на цветном фоне; установление причинно-следственных связей (звуко-буквенные схемы).

Регулятивные УУД: умение следовать точной инструкции учителя; самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки);  Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД: предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах); вести устный диалог при ответах на вопросы.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 - Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана 0 Граф, 2011. – 160 с.: ил. – (Начальная школа 21 века).

- презентация, мультимедийный проектор:

- дидактический раздаточный материал (цветные кружки, квадраты для сгибания)

 -  алгоритм самооценки (буква Х)

Методы и приёмы

подводящий к теме диалог; работа  в парах; самостоятельная работа; фронтальная работа;

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные         УУД

I. Мотивация к учебной деятельности Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует эмоциональный настрой обучающихся.

Слайд 1

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

- У вас на партах лежат кружки: красный, зелёный и синий.

- Красный – прекрасное настроение, зелёный – хорошее, синий – плохое. Какое у вас сейчас настроение?

Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.

Настраиваются на работу.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

2.  Актуализация знаний (повторение изученного материала, развитие фонематического слуха).

Цель:

- проверить умение  работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки.

Организует диалог с обучающимися.

Слайд 2

Слайды 3,4

С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (Щ)

Что вы можете рассказать об этой букве?

Какой у неё звук? (Всегда мягкий, глухой).

Кто дома читал слоги и слова с буквой Щ?

Кто готов сейчас прочитать это?

Отвечают на вопросы на учителя, поддерживают диалог, читают слова и слоги из презентации

Повторение изученной ранее буквы,  её характеристики.

Развитие фонематического слуха(предметный результат)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

3. Постановка темы и определение целей урока.

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Игра-загадка

Слайд 5

Подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме уроков.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – еще разок свернем,

На четыре – развернем.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив – назови!

- Посмотрите на согласные буквы и назовите тему урока.

(Новая буква – Х.)

- Откройте учебники по закладке. Проверьте стр. 135.

- Правильно ли мы определили тему урока?

- Чему будем учиться? Зачем?

 - Скажите, какие задания мы выполняем, изучая новую букву.

Выполняют складывание листа бумаги. Получают образ буквы Х.

Называют тему урока.

Помогают тем, кто затрудняется.

Да.

Узнаём, какие звуки обозначает, конструируем букву, работаем со схемами, читаем слоги, слова.

Повторение изученных ранее букв.

Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

4.Изучение нового

Работа с новыми буквами и звуками.

Цели:

-учить определять новый звук в словах, отличать его от других, обозначать звуки буквами, учить читать слова с изученной буквой

Организует работу по формированию умений делать выводы. Слайд 6

Учебник – с. 135 работа по звуковым моделям слов хобот и хвост.

Слайд 7

Видео-стихотворение

3).Конструирование новых букв.

1) Характеристика новых звуков.

 - Какие предметы у звуковых моделей вверху страницы?

- Выделяем новые звуки.

- Даём характеристику звукам.

2). Знакомство с буквой Х, нахождение её в Алфавите.

- Прослушайте стихотворения, которые вам прочитает Мудрая Сова и запомните слова с новыми звуками.

Какие слова с буквой Х вы запомнили?

Попробуйте изобразить букву Х.

Вступают в диалог  с учителем.

Выделять новые звуки, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, определять место новой буквы на «ленте букв»; называть слова, где встречаются звуки [х], [х'].

Выполняют самопроверку

[х], [х,],

[х] – согл, глух, твёрд., [х,] – согл, глух, мягк.,

Работа с алфавитом.

Слушают, запоминают и называют слова с новыми звуками.

Конструируют новую букву.

Знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; определение места буквы Х в алфавите: перед какой знакомой  буквой  находится буква Х; развитие  речи, внимания(предметные результаты)

Умение добывать новые знания (Познавательные УУД).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:  (познавательные УУД)

5. Физкультминутка

Шел король по лесу
Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
Еще разок попрыгаем, попрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)

Физкультминутка «Буквы»

В старом дереве дупло, это домик буквы О.

Рядом с нею на суку примастилась буква У.

В гости к нам издалека прибежала буква А.

Прилетела буква Я на спине у воробья.

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться,

То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки,

То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут.

Какие буквы веселились?

Дети: Я, У, О, А.

 Как эти буквы назвать одним словом?

Дети: Гласные.

6. Продолжение работы по теме урока.

Цели: организовать работу учащихся с учебником.

1) Организует работу по учебнику. Ведет

диалог.

(Чтение слов).

2.)Чтение слов по заданию.

(Подбор слов из одного столбика к словам другого столбика)

Слайд 8

3) Игра «Найди слово в слове» стр.136.

Слайд 9 - 14

4)Работа с ребусом.

 Слайд 15

5) Разгадывание кроссворда.

Слайд 16

Работа над второй задачей урока.

 Чтение столбиков слов на с.135.

Прочитайте столбики слов и соедините карандашом те, которые по смыслу подходят друг другу – с. 135.

- Что нужно сделать?

(смех – мех

лопух – пух

хлопушка – хлоп, пушка

храбрость – раб, рос, рост)

Работа над третьей задачей урока.

Разгадывание ребуса.

- Как разгадать ребус?

- Как  разгадать кроссворд?

Фронтальная работа с классом.

Сначала каждый читает себе сам, потом проверяют свою работу в парах.

Читают по очереди в паре.

Затем фронтальная проверка.

Чтение слов и нахождение в этих словах других слов. Проверка своей работы – в группах. Фронтальная проверка.

Работа с таблицей (ребус). Самостоятельная работа с последующей фронтальной  проверкой.

Чтение загадок, отгадывание их и вписывание нужных слов в кроссворд

Работа по учебнику, чтение слов, разгадывание ребуса и кроссворда.

Развитие интереса к изучаемому предмету, воспитание чувства взаимопомощи.

Умение слушать собеседника (коммуниктивные УУД)

Поиск нужных слов:

(познавательныеУУД)

Самоконтроль результата учебной деятельности (регулятивные УУД)

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. (Познавательные УУД).  Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Метапредметные: связь с окружающим миром.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать  самооценку учеников собственной учебной деятельности

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Быстро пролетел урок,

Подведём быстрей итог!

Чем сегодня занимались,

В чём с охотой упражнялись?

Что узнали и познали,

Почему умней вы стали!?

- Наш урок подошёл к концу.

- Что нового узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Когда было трудно?

Графическая рефлексия.
У вас карточки трёх цветов. На доске прикреплена большая буква Х (размер половина ватмана, буква украшена орнаментом и вырезана, наклеены кусочки липкой ленты на которую дети прикрепят цветную карточку)
- Оцените свою работу на уроке:
красный – я отлично поработал,
зелёный – могу работать лучше,
синий – обязательно постараюсь на следующем уроке.
Спасибо.

Закончен урок и выполнен план. 
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились, 
Что на уроке вы не ленились.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, чему учились. Высказывают свои впечатления об уроке, оценивают свою работу.

Умение  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Использовала интернет ресурсы:

http://www.usovi.com.ua

http://razukraska.ru/obuchenie/raskraska-bukva-x.htm

http://www.razvitierebenka.com/2010/12/blog-post_22.html#.VMYPPIcnc2Q

http://etkovd.ucoz.ru/forum/54-424-2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ЩА – ЩУ – ЩИ – ЩЁ - ЩЕ

Слайд 4

щенок щёки щётка овощи роща пища чаща гуща щука щучка плащ щуплый лёщ подлещик

Слайд 5

Щ Ж Ш Ч В Ф Х

Слайд 6

О

Слайд 7

Х х

Слайд 8

сладкая вкусная ворчливая ароматный противная лохматый уха халва хлеб хвост муха старуха

Слайд 15

1 2 5 4 3 в ы х о д

Слайд 16

е е е п п р ч а х а т у


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."

На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....

Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"

Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву"....

Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.

Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...

Урок обучения грамоте " Буква Бб и звуки (б) (б\')"

На уроке применяется метод игры, задания на развитие памяти, внимания,мышления. Проводится ролевое чтение, индивидуальная работа, работа со схемами....

Урок обучения грамоте (чтение) "Мир полон звуков. Звуки в природе" УМК "Перспектива"

Данную презентацию можно использовать как на уроках обучения грамоте, с целью формирования представления о неречевых звуках.....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...