ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. ТЕМА УРОКА "БУКВА Щ".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Дягилева Виктория Владимировна

Разработка урока по теме "Строчная буква щ". Развитие навыка письма. Упражнения и задания на развитие речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Учитель

   Дягилева Виктория Владимировна

Предмет

   Русский язык

 1 класс

УМК «Школа России»

Тема урока

  Строчная буква щ.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- писать строчную букву щ.        

- анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами,

-определять цель выполнения заданий на уроке  под руководством учителя;

-определять план выполнения заданий под руководством учителя;

-ориентироваться в прописи;

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;

-сравнивать предметы, объекты;

-определять тему;

-освоение элементов письменных букв;

-усвоение правил строений слова и предложения,

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

Решаемые учебные проблемы

В результате анализа уч-ся смогут правильно называть элементы буквы щ.

Обводить по контуру бордюрные узоры в широкой строке, самостоятельно продлевать их, не выходя за пределы строки.

Писать букву щ в соответствии с образцом, правильно соединять с другими буквами, списывать с письменного и печатного образца.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’], характеризовать его, указывая на его постоянный признак — мягкость.

Комментировать запись предложения, используя орфографическое проговаривание.

Соблюдать паузу при интонировании предложения с тире.

Списывать без ошибок предложение с тире по образцу, данному в прописи.

Обозначать правильно границы предложения.

Составлять слова из слогов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова без ошибок.

Дополнять слоги по догадке так, чтобы получились слова, объяснять значение получившихся слов.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки

Основные понятия, изучаемые на уроке

Буква щ обозначает звук [щ’], характеристика звука [щ’]- согласный, глухой, не имеет парного звонкого, всегда мягкий.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронный образовательный ресурс

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Зрительный диктант: запомнить буквы и записать их по памяти  М Х Ж Н

                    Д Ш Б З

Какая буква лишняя? Почему так считаешь?

Запомни и запиши по памяти слова КАРАСЬ.

Выполните звуко-буквенный анализ слова

Сколько слогов? Назовите 1 слог. Как показать на схеме? 2 слог?

Посчитайте, сколько в слове звуков, букв. Почему звуков меньше, чем букв?

Составьте с этим словом предложение устно.

Деятельность обучающихся

Запоминание; запись букв по памяти;

проверка по образцу;

М Х Ж Н. звук [ж]- всегда твёрдый, остальные могут быть мягкими

  Д Ш Б З звук [ш]-глухой, а остальные звонкие.

Запоминание, запись по памяти, самопроверка,

Самостоятельное цветовое обозначение звуков, проверка, взаимопроверка

Ь не обозначает звука, показывает мягкость согласного.

Устная работа по составлению предложений.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Найдите, какие буквы оказались запутанными.

 Поочерёдно показываются модели печатных букв из «Путаницы». Запиши  эти буквы письменными строчными буквами. П Ю Т Щ

Что же мы можем сделать?

Деятельность обучающихся

Работа в парах.

Проверка. Ученики

Ученики на доске записывают буквы, но замечают, что Щ ещё не учились писать.

Научиться писать строчную букву.

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Значит, какая тема урока?

Как думаете, это важно уметь писать эту букву? Почему?

Деятельность обучающихся

Строчная буква щ.

Важно, потому что тогда мы сможем писать слова с буквой щ.

4. ЭТАП планирования работы.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

5 ЭТАП Изучение нового материала.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Произнесите, какой звук обозначает буква щ.

Дайте характеристику  звука [щ’]

Каким цветом обозначается на звуко-буквенной схеме?

Показ образца букв. Сравните печатный и письменный образец. Чем похожи?

В чём отличие?

Из каких элементов состоит строчная буквы щ?

У каких знакомых букв встречаются?

Обведите элементы.

Обведите узор для упражнения в безотрывном письме и продолжите самостоятельно.

Показ учителя с комментарием. (Линии наклонены одинаково, малая петля)

Попробуем писать букву по воздуху.

Какие правила надо выполнить, что бы получилось красиво писать?

Как    надо правильно сидеть во время письма?

Обведите контур буквы и продолжите до конца строки.

Деятельность обучающихся

Звук [щ’]

Согласный, глухой ( нет парного звонкого), всегда мягкий.

Зелёным цветом.

Элементы похожи, их расположение.

У письменной буквы линии закруглённые, плавные, а у печатной ровные линии.

Прямые линии с закруглением внизу, петля.

И, Ш, Й, Ц;  У,Д, но размер петли малый.

Работа в прописях. Самостоятельно обводят элементы, узор.

Упражнение «письмо по воздуху».

Самостоятельная работа

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Прочитайте слогов.  Показ  правильного соединения с другими буквами.

Письмо слова  щука.

Знаете, кто это? Что о ней знаете?

Совместный звуко-буквенный анализ.

Сколько слогов? Как обозначен 1 слог?  2 слог?

Каким цветом отметим звук [щ’]? Почему?

Каким цветом отметим звук [к]? Почему? Какая гласная показывает твёрдость согласного?

Запишите слово щука.

Где живёт щука? Дайте полный ответ.

Измените слово - Если рыб много?

Если маленькая рыбка? (уменьшительно-ласкательное значение)

Когда такую большую рыбу называют щучка?

В какой сказке живёт необыкновенная щука? Кто главный герой сказки?

Прочитайте предложение. О ком оно? Какие правила предложения знаете? Какие знаки препинания в этом предложении? Какое ещё слово, название рыбы упоминали на уроке?

Упражнение для слогового синтеза.

Прочитайте слоги, составьте с ними слова

Что значит это слово?

Рассмотрите картинку: размер птицы, окраска перьев, клюв, где птица.

Составьте предложение с этим словом.

Запись предложения с печатного текста.

Деятельность обучающихся

Запись по образцу. Ща, ще, щу

Это рыба. Щука живёт в реке. Это хищная рыба.

щу-ка. Слияние звуков [щ’] и [у]. Отмечаем зелёным цветом, т.к [щ’] всегда мягкий.

Слияние звуков [к] и [а]. Отмечаем синим цветом, т.к.  [к] произносится твёрдо.

Щука живёт в реке.

Щуки живут в реке.

Щучка.

В шутку. Когда очень рады такому улову.

«По щучьему велению». Емеля.

Списывание с письменного образца предложения  Ёрш и щука- рыбы.

Ще, гол, нок    Щегол, щенок.

Название птицы.  Название детёныша собаки.

Устное работа.

Вот щегол. Это маленькая птичка.

Два щенка играли на лужайке.

Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Как считаете, хорошо мы работали?

С какой новой буквой познакомились?

Произнесите, какой звук обозначает буква щ. Кто может самостоятельно, без помощи рассказать о звуке [щ’] родителям, младшим друзьям? Кому надо ещё повторить характеристику звука? Давайте вместе повторим.

Посмотрите на свою работу в прописях.

Аккуратно ли писали? Соблюдали наклон букв? Расстояние между буквами, словами? У всех ли правильная высота? Как вы оцените свою работу; если выполнены все правила красивого письма, поставьте красный кружок, если есть недостатки- синий кружок.

Можете лучше?

Деятельность обучающихся

8 ЭТАП Домашнее задание.  Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств ИКТ

Технологическая карта к уроку окружающего мира с применением средств ИКТ по теме "Жизнь древних славян"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.3. Уважительное отношение к окружающим....

Технологическая карта конструирования урока

Технологическая карта конструирования урока...

УМК "Перспектива".Технологическая карта к уроку технологии для 3 класса на тему "Водный транспорт. Конструирование из бумаги"

Изделие: «Яхта». Цели деятельности учителя: познакомить с конструированием; учить анализировать конструкцию изделия;совершенствовать технику работы с бумагой. Планируем...

Технологическая карта к уроку технологии по теме: "Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания"

Технологическая карта к уроку технологии по теме: "Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания"...