Главные вкладки

    Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Силантьева Елена Владимировна

    Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka1.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Конспект урока русского языка

    УМК «Перспектива»

     Программа курса «русского языка» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс

    Тема урока: Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

    Автор: Силантьева Елена Владимировна

    Тип урока: урок изучения нового.

    Цель: овладение учащимися новыми знаниями  о суффиксе,  продолжить работу над важнейшим значением суффиксов: образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; написание слов с суффиксами -тель, -чик, - щик.

    Задачи:

    Образовательные: научить школьников образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; тренировать детей в образовании слов при помощи суффиксов.

    Развивающие:  развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения самостоятельно делать вывод; развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка, развитие интуиции и чувства языка учащихся при образовании слов при помощи суффиксов.

    Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; обучение культуре речевого общения со сверстниками при работе в парах.

    Ход урока

    Самоопределение к деятельности.

     Пусть вопрос бывает труден –

    Огорчаться мы не будем.

    Сами мы ответ найдем!

    К цели мы своей придем!

    На доске – слова:

     - Чем будем заниматься на уроке?

     -  Урок – открытия нового знания.

     Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    т…щил                                упако…ка        радос…ный

    дер…во        бли…кий                      сер…це

    п…сать        подру…ка        ус…ный

    к…вер        ре…кий                         опас…ный

    пол…скал        поса…кА                       со…це

    -  Запишите в тетрадь вставленные буквы.

       Проверка. Оценивание (+, ?, - ).

    -Выполняя это задание, какие орфограммы повторили?

     - Найдите среди данных слов слово с парной согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

    - Найдите среди данных слов слово с безударной гласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

    - Найдите среди данных слов слово с непризносимой согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

     - Посмотрим на записанные слова.

    Я загадала слово.

      - Оно -  двухсложное. (на доске – схема)

        - Тащил, писать, ковер, близкий, редкий, сердце, устный, солнце.

        - Ударение падает на второй слог. (на доске – схема)

             - Тащил, писать, ковер.

             - Глагол. (на доске – схема)

             - В этом слове два мягких согласных звука. (на доске – схема)

              - Писать.

     - Запишем это слово в тетрадь.

     - Образуем от этого слова глагол с приставкой. Запишем его. Выделим приставку.

     - Я тоже образовала слова с приставками. (призентация)

         записать

         написать

           описать

           списать

         выписать

     - Есть ли у вас такое слово, которого у меня нет? Прочитайте его.

     - Запишите одно мое слово, которого у вас нет. Выделите приставку.

     - Образуем от данного слова «писать» имя существительное  - одушевленное.

     - Писатель.

     - Запишем его.

     - Выделим во всех записанных словах корень.

     - Какой корень выделили?

     - Умный совенок задумался: писат…ль. Давайте поможем ему.

     - Какую букву вы написали?

     - В какой части слова пропущена буква?

     - В корне?

     - В суффиксе.

    Постановка учебной задачи.

    Построение проекта выхода из затруднения.

     - На прошлом уроке мы образовывали слова при помощи приставок. Учились правильно писать слова с приставками.

     - А сегодня чем будем заниматься?

     - Образовывать слова при помощи суффиксов. Учиться правильно писать такие слова.

     - Суффиксы мы уже изучали. Собирали коллекцию суффиксов.

     - Выделите в этом слове суффикс.

     - Какую букву надо писать в этом суффиксе?

     - Вспомним. Учебник – стр.110.

     - Кто испытывает самолеты?

     - Кто воспитывает детей?

     - В каком словарном слове встречался  такой же суффикс?

     - Кто написал правильно?

     - Чем будем заниматься на уроке?

     - Образовывать слова при помощи суффиксов.

     - Для чего мы будем этому учиться?

     - Чтобы правильно писать слова.

     - Продолжим собирать коллекцию суффиксов. Для чего?

     - Запишем в нашу коллекцию суффикс – тель.

    Первичное закрепление во внешней речи.

      - Откроем учебник на стр.117 №207.

     - Найдите строчку с суффиксом – тель.

     - Спишите ее.

     - Выделите суффикс.

    На доске учащимися составляется план действий.

     - Прочитайте записанные слова.

     - Мы знаем, что суффиксы придают словам значение.

     - Какое значение придает словам суффикс – тель?

      - А теперь найдите ответ в задании учебника.

     - Профессия, род занятий.

     - Какой суффикс с таким же значением нам известен?

      - Работник театра, который подсказывает актерам слова их роли во время спектакля. (суфлер)

     - Суффикс – ер.

     - Работник театра, который накладывает гримм на лица артистов. (гример)

     - Человек, управляющий оркестром. (дирижер).

     - Зачем нам знать суффикс – ер, ведь мы не испытываем трудности при его написании.

     - Зная этот суффикс, мы сможем образовывать новые слова, обозначающие профессии, род занятий.

     - Познакомимся с другими суффиксами, обозначающие профессии, род занятий.

     - Учебник – стр.118 №209.

     - Прочитайте задание.

     - Прочитайте записанные слова.

     - Знакомы вам эти слова?

     - Малознакомы.

     - Почему? Как об этом сказано в задании?

     - Они – старинные.

     - Зачем знать старинные слова, ведь мы их не употребляем?

     - Прочитайте объяснение этих слов.

     - А теперь запишем под диктовку.

    (Учитель читает объяснение слов. )

     - Проверьте. (презентация)

     - Выделите суффиксы.

     - Запишем новый суффикс – арь в коллекцию.

     - Какое из данных слов сейчас употребляется не с суффиксом – арь, а с другим?

     - Запишем это слово. Выделим суффикс. (рыбак)

     - №210.

     - Прочитаем задание.

     - Попробуем образовать современные слова с суффиксом – арь.

     - «Игра» - устно.

     - Какие суффиксы используют сегодня?

     - Продолжим игру. Я называю старинное слово, а вы – современное.

     - №211.

    Составление плана действий. (списать, выделить суффиксы)

    Работа в парах.

     - По очереди рассказать друг другу, какой суффикс будешь писать.

     - Прочитайте слова с суффиксом – чик.

     - Прочитайте слова с суффиксом…

      -Написание каких суффиксов вызвало затруднение?

    Из коллекции суффиксов выбирают суффиксы, при написании которых испытывали затруднение. 

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Презентация

    мыслить –                   сварка –

    строить –                     переводить -

    переписать -                воспитать -

    камень –                       упаковка -

    рассказ –

    руководить -  

    Презентация

    Суффиксы.
    Профессии, род занятий

    тель                           чик

    ёр                               щик

    ак                               ист

    Включение в систему знаний и повторение.

     - Вспомните, с каким еще значением мы знаем суффиксы. (уменьшительно – ласкательным)

     - Запишите три суффикса с уменьшительно – ласкательным значением.

    Презентация

    Суффиксы.
    Уменьшительно – ласкательные

    ок                            ушк

    ик                            юшк

    к                              еньк

     - Допишите остальные суффиксы.

    Словарная работа.

     - Образуйте от словарных слов слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

     - Черный. (черненький)

     - Огурец. (огурчик)

     - Колыбель.(колыбелька)

     - Язык. (язычок)

     - Болото.(болотце)

     - Образуйте от словарных слов новые слова. Используйте суффиксы прфессий.

     -  Корабель. (корабельщик)

     - Победа. (победитель)

     - Хоккей. (хоккеист)

    Отеадайте шарады.

    Презентация

    Корень мой находится в цене,

    В очерке найди приставку мне,

    Суффикс мой в тетрадке все встречали,

    Вся же -  в дневнике я и в журнале.

    Мой корень в просьбе заключен.

    В ней он озвучен и смягчен.

    Приставка в воплощенье где – то.

    На целое – все ждут ответа.

    В списке вы мой обнаружите корень,

    Суффикс -  в собрании встретите вскоре,

    В слове рассказ вы приставку найдете,

    В целом – ко мне на уроки пойдете.

    Домашнее задашие

    Презентация

    стр. 37 №5 – образовать 10 слов с изученными суффиксами (по выбору) ;

    стр.36 №3 (можно воспользоваться орфографическим словарем)

    Рефлексия.

     Заполнение листа.

     - Я умею образовывать слова с помощью суффиксов.

     - Знаю суффиксы со значением профессий.

     - Знаю уменьшительно – ласкательные суффиксы.

     - Трудные в написании суффиксы:...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

    формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

    Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.

    Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...

    Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном". 3 класс. Т.Г. Рамзаева.

    Урок "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс. Дети повторяют и обобщают изученный материал играя. А что в начальной школе может быть лучше? Только заинтересовав ребёнка, можно добиться пол...

    План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")

    Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...

    Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак" во 2-м классе.

    Цель работы: Способствовать ознакомлению с правилом употребления мягкого знака, формированию умения соотносить произношение слова и его написание;Новизна работы. Использование на уроках сингапур...

    Конспект урока русского языка по теме: «Закрепление пройденного. Парная согласная по звонкости-глухости на конце слова»

    Конспект повторительно-обощающего урока русского языка во втором классе, кде используется большое количество раздаточного материала....