Районный конкурс «Лучший урок письма - 2015» Методическая разработка
методическая разработка по русскому языку на тему

Тема урока.   «Письмо»

Цели:

1.Ознакомить уч-ся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта.

2.Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности,  исследовательские навыки, навыки  творческого письма.

3.Способствовать развитию индивидуальности ученика, дать толчок творческому процессу;  сформировывать представление о нравственных ценностях в человеке.

   Оборудование:

1.Большие конверты, с картинами, которые показывают историю письма.

2.Слайды: а) образец написания письма. б) образец заполнения конверта. в) виды писем.

3.Плакаты с опорными словами для писем (слова – подсказки).

4.Инсценирование  некоторых  этапов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                    Черникова Дина Николаевна

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Майорская средняя общеобразовательная школа

Индекс 347501

                                                                                                                    ул.Магистральная20,                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                              Ростовская обл.,

                                                                                                                 Орловский район,

                                                                                                                        х. Майорский.

                                    Районный конкурс   

                                  «Лучший урок письма - 2015»

                                   

                                                                                                                                                                 

                      

Номинация: « Методическая разработка проведения урока письма.»

   Черникова Дина Николаевна. 1953.01.01.

                                                                                      Индекс 347501

                                                                                                                           пер.Почтовый16,                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                        Орловский район,

                             Ростовская область,

                                                                                                                 х. Майорский. 

                                                                         89286243364                      

 

                                           2015 год.

Тема урока.   «Письмо»

Цели:

  1. Ознакомить уч-ся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта.
  2. Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности,  исследовательские навыки, навыки  творческого письма.
  3. Способствовать развитию индивидуальности ученика, дать толчок творческому процессу;  сформировывать представление о нравственных ценностях в человеке.

        Оборудование:

  1. Большие конверты, с картинами, которые показывают историю письма.
  2. Слайды: а) образец написания письма. б) образец заполнения конверта. в) виды писем.
  3. Плакаты с опорными словами для писем (слова – подсказки).
  4. Инсценирование  некоторых  этапов урока.

I. Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности в игровой  форме.

                Учитель:

- Ребята, у вас дома есть копилки?

- А что вы в них копите?

- А сегодня мы с вами на уроке будем копить самое ценное богатство.

- Сейчас я вам раздам копилки – листы и за этот урок мы должны наполнить эту копилку. Как вы думаете чем?

- Правильно, словами и мыслями.

Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его… (в это время стук в дверь).

- Кто там?

- Это я – почтальон. ( Входит почтальон с сумкой). Принёс загадку вам?

- Как? Почтальон и … загадку. Какую?

- Вот загадка. Если отгадаете, дам то, что принёс (показывает конверт и достаёт оттуда загадку).

                        Без крыльев, а летит,

                        Без языка, а говорит.

 Учащиеся:

- Это письмо.

Почтальон:

- Да, правильно. Я принёс вам письмо (даёт  конверт).

Учитель:

- Значит, тема нашего урока "Письмо". Опустите найденное слово в копилку.

        Эпиграф урока.

"Деятельность почтальона чиста и правдива. Мало того, что велика и прекрасна, ибо почтальон – посредник между мыслями людей, он благой вестник, он  огромный и важный двигатель человеческого сближения, единения и любви".

                                                                                Л. Н. Толстой.

И   вдруг  на компьютере  «Зин – зин»…

Учитель:

- К нам пришло электронное письмо, давайте прочитаем его.

…Объявлен Всероссийский конкурс "Лучший урок письма". Номинации: (темы).

  1. "Напиши письмо и расскажи о мире ,в  котором тебе хотелось бы вырасти".
  2. "Кем я хочу стать, чтобы  сделать мир лучше".
  3. "Школа будущего".
  4. "Истории случаются с теми ,кто умеет о них рассказать".
  5. "Я выбираю спорт".

II. Этап целеполагания.

- Ребята, если вы хотите  участвовать на этом конкурсе, мы должны научиться  сегодня  писать письма и правильно заполнять конверт. А почтальон побудет у нас в гостях и поможет отправить ваши письма по адресу.

- А сейчас напишите 5-6 словосочетаний со словом "письмо", подберите те слова для словосочетаний, которые притягивают слово "письмо": слова-магниты, слова-ассоциации и опустите их в свою копилку.

- Чтение этих словосочетаний: писать письма, письмо друга, письмо маме, любовное письмо, доброе письмо и т.д.

III. Этап погружения в историю возникновения письма.

 Проверка  домашнего задания. Учащиеся должны были  собрать материал по истории  возникновения и развития почты

Задание учащимся во время погружения..

- Во время погружения все новые понятия, новые слова, которые относятся к теме "письмо", опускайте в свою копилку.

Учитель:

- Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. "В радости ведь тоже нужна помощь,- пишет Дмитрий Лихачёв, - помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им… Неразделённая радость не радость".

Почти в каждой семье в дальнем уголке письменного стола или на верхней полке шкафа, на чердаке или комоде можно найти связку писем. Им может быть 100 лет, может 10. В любом случае они стали кусочками истории, они хранят неуловимое очарование эпохи, они таинственны, трогательны. Попросите родителей выбрать несколько писем для вас. Прочитайте их внимательно, не торопясь. Кто бы ни писал эти письма - молодые  гимназисты или дедушка – солдат, в них есть нечто общее – печать времени, истории

.

        А как же появилось само письмо? Какая у него история?                        Послушаем гостей из прошлого: экскурсовода музея почтовой связи и его гостей. Пожалуйста! (входят гости, они одеты в костюмы того героя, кого они представляют). Это было домашнее  задание.

      Первый  гость- экскурсовод музея:

- Письма имеют богатую историю. Самые первые письма были "живые": народы Старого Света посылали гонцов с письмом или устным сообщением, (повесить на доску конверт – на нём всадник - гонец). Потом появились предметные письма, т.е. с помощью предметов сообщались какие – то факты. Например, североамериканские индейцы посылали топорик в знак  объявления войны, трубку и табак в знак мира. На основе этого древнего обычая возникло выражение "трубка мира" для определения дружеских, мирных отношений между людьми, между народами. У восточных славян поднесение хлеба и соли расценивалось как выражение радушия и благожелательности. Отсюда вышло встречать дорогих гостей хлебом и солью.

Засохшая ветка сообщала о болезнях, стрела - о войне. Интересно предание о письме, которое скифы послали в ответ на требование персидского царя. Дария покориться. Были посланы мышь, лягушка, птица, пять стрел. Это означало: "Если персы зароются в землю или спрячутся в воду, или взлетят в небо, то стрелы скифов всё равно их найдут, (на доску вешается  конверт  с  предметом).

Однако использование предметов для сообщения представляло большие неудобства, хотя бы потому, что предметы не заменяли устную речь, и при сложных сообщениях приходилось бы посылать большое количество предметов.

        Третий шаг письма – это рисуночное письмо, т.е. люди в письмах стали использовать вместо предметов их рисунки.

                                        История письма.(слайды)

 (В конце урока должна получатся такая картина на доске).

        2-ой гость в форме почтового работника.

- Пересылка вестей  осуществлялась  в нашей стране с древнейших времён. О первых гонцах, посланных с известиями по Руси, говорится в "Повести временных лет", датированной 885 годом: "…послал Олег к  Родимичам , спрашивая…"

885 год принято считать началом истории русской почты. Но доставка писем на Руси была упорядочена впервые  в 984г. В Х веке на Киевской Руси существовал " повоз " для перевозки княжеских  гонцов, клади и грамот в различные населённые пункты страны.

        Экскурсовод:

- Государственную почту в России организовал в 1665г. боярин Афанасий Ордин-Нащокин, который  говорил, что государственная почта – "это великое государственное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет".

        

        Второй гость:

- А знаете, как появился почтовый ящик?

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течении нескольких столетий. В России самый первый почтовый ящик появился в. Санкт- Петербурге. Датой рождения почтового ящика в России считают 1 декабря 1848г.

Экскурсовод:

- Из Англии приехала жена владельца бумажного магазина госпожа Бревер. Она расскажет, как был придуман конверт её мужем.

Госпожа Бревер:

- В 1820 г. в городе Брайтоне мой муж, господин Бревер, устроил на витрине магазина бумажную пирамиду для привлечения покупателей. Днём и ночью у витрины собиралась толпа. Особого  внимания удостоился листок бумаги величиной с визитки, венчавшей  пирамиду. Если до этого брайтонцы  использовали  для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особенным шиком писать письма на бумаге с визитной карточки. Но на маленьком листе не оставалось места для адреса. Владелец магазина стал получать жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочка для вкладывания писем. Мешочки имели громадный успех и стали называться конвертами. Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12-ти предприятиям.

Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти 200 лет. За это время  менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.

Раздаётся звук почтового рожка, появляется ученик, переодетый в ямщика.

- Я ямщик, а знаете, кто он такой и как произошло слово "ямщик"?

В Московском государстве в 18 веке почта называлась ямской гоньбой ("ям" от татарского "дзям"- дорога). На главных трактах создавались почтовые станции, на которых меняли почтовых лошадей, а управляли ими ямщики.

В 16 – 17 веках, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к станции, громко свистели – давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Царь Пётр I решил сделать как в Европе и для сигналов ввёл почтовый рожок, который стал с 19 в. символом российской почты и его изображение появилось на почтовом флаге, вывесках, печатях. Но с 70 – ых г. 18в. Для подачи звукового сигнала стали использовать поддужные колокольчики.

        Слайд (тройка с колокольчиками).

Лихая почтовая тройка с колокольчиками на бескрайних российских просторах с тех пор живёт как символ России.

Учитель:

- Спасибо нашим гостям. Какие слова появились в ваших копилках?

Ответы.

Прозаическое или стихотворное произведение, написанное в форме письма, называется эпистолярный жанр. (Эпистола – послание). Прошло несколько столетий, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их всё чаще и чаще по электронной почте.

                                

Заполнение конверта и отправление письма.

Учитель:

- А сейчас на конвертах напишите адрес, по которому вы отправляете свои письма.

Правила заполнения конверта (слайд).

                        От кого:Власовой Ксении

                        Откуда:переулок Почтовый 16 , Орловский  район , Ростовская обл.,х.Майорский           Индекс 347501

                        Кому:Зайцевой Кристине         Куда: ул.        Коммунистическая, д. 74, кв.65 г.Ростов-на-Дону, Индекс 347501

- Письма  отдайте почтальону. (Почтальон берёт письма, проверяет правильность заполнения адреса, кладёт письма в сумку и уходит).

                Обобщение урока происходит в виде игры "Поле чудес"

Задания:

1-ый тур. Место жительства, надпись на конверте или посылке, указывающая их место назначения. (Адрес).

2-ой тур. Текст, посылаемый для сообщения чего- либо, кому – либо. (Письмо).

3-ий тур. Учреждение для пересылки писем, периодических изданий, посылок, денег. (Почта).

Финал. Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен. (Марка).

Супер игра. Специальный пакет из бумаги для вкладывания письма. (Конверт).

Награждение победителя.

                                Обобщение урока - рефлексия.

Вопрос: Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения?

Учитель:

- Своё духовное богатство и теплоту человек передаёт через общение. Письмо тоже вид общения. Именно в общении и через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный испытать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к  нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. Искусству общения тоже надо учиться.

        Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.

        Пишите друг другу, потому что в наш громкий век им нет цены.

Дом. задание.

1. Попросите родителей выбрать несколько старых писем. Внимательно их прочитайте и по одному из них напишите  характеристику времени или характеристику героя (определить по ним печать времени, истории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма"

Тема: "Письмо ветерану" - 70 лет - 23 августа 1943 года - день окончания Курской битвы...

Материал на конкурс "Лучшая разработка урока математики".

Технологическая карта урока математики по теме "Угол"....

Разработка урока письма учителя начальных классов МОУ гимназия №14 г.Ейска МО Ейский район Краснодарского края Прониной Натальи Ивановны. Тема: «Письмо в 1941 –й год».

Цели: развивать умение писать письмо по заданной теме;развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности, орфографическую зоркость;воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам...

Сертификат за участие в районном конкурсе «Лучший видеоурок»

Сертификат за участие в районном конкурсе «Лучший видеоурок»...

Участие в районном конкурсе"«Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы»:

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценива...