Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: «Деление слов на слоги»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока: урок –изучение нового материала

Цель урока: Познакомить с делением слов на слоги, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

 Предметные:

-формировать навык деления слов на слоги, умение находить односложные слова, создавать условия освоения первоначальных знаний о русской орфографии, тренировать в написании изученных букв. Письмо слов и предложений. Преобразование печатных букв в письменные;

Метапредметные:

Регулятивные

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки для групповой работы, модели звуков, букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_obucheniyu_gramote.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс

Тема урока: «Деление слов на слоги»

Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока: урок –изучение нового материала

Цель урока: Познакомить с делением слов на слоги, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

 Предметные:

-формировать навык деления слов на слоги, умение находить односложные слова, создавать условия освоения первоначальных знаний о русской орфографии, тренировать в написании изученных букв. Письмо слов и предложений. Преобразование печатных букв в письменные;

Метапредметные:

Регулятивные

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки для групповой работы, модели звуков, букв.

Ход урока:

         Этапы

                                      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

   Формируемые УУД

1этап

Организационный

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

Подготовка учащихся к работе.  Быстрое  включение ребят в деловой ритм.

2 этап

Мотивационный 

Обеспечение мотивации и принятие уч-ся цели, учебно-познавательной деятельности,  актуализация опорных знании и умении.  Готовность  уч-ся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знании.  

- Молодцы, все готовы к уроку.

Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

Скажите, а у вас хорошее настроение?  

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с Солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко

– Пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

0ткройте учебник на стр.75. Прочитаем предложения.

-Как зовут мальчиков?

-Кто они?

-Что это за профессия?

-Что мы с вами прочитали?

-Посмотрите на экран. Что изображено?

-Найдите схему к первому предложению.

-Что мы можем сказать по схеме о предложении?

-Почему в схеме второе слово тоже написано с большой буквы?

На экране : (см. приложение)

-Из чего состоят предложения?

Прочитаем столбики слов.

проверяют  готовность к уроку соседа по парте

Да.

Улыбаются друг другу

Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко

Пишется с большой буквы, состоит из четырёх слов. В конце стоит точка.

Из слов , связанных по смыслу.

Работают с учебником

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: 

логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Познавательные:    

Поиск и выделение необходимой информации. Знаково-символическое моделирование. Чтение.

Логические действия:

Установление причинно-следственных связей

3 этап

Подготовительный

На экране :

-Что обозначают схемы?

-Как вы думаете почему вторая схема выглядит так?  Что обозначает вертикальная черта? (Слова  делятся на части.)

-Как называется часть слова? (Слог. )

-Так чему мы будем учиться на уроке? (Делить слова на слоги.)

-А зачем нам этому учиться? (Чтобы научиться читать, правильно проговаривая слова, и грамотно писать.)  

Давайте поиграем в игру « Летает не летает».

 На стр. 74 расположены картинки.  Определите кто летает. (Чайка, синица, гусь.)

-Почему они летают? (У  них крылья.)

-Покажите, как птички летают.

Какая птица не улетает от нас на зиму?  (Синица.)

-Послушайте меня. (Учитель по слогам чётко произносит слово си- ни-ца.)

-Произнесите вы.  Как  вы сейчас произнесли это слово? (По слогам.)

- 1 ряд произнесите  1 слог.

-2  ряд произнесите  2 слог.

-3 ряд произнесите  3 слог.

-Посчитайте сколько гласных звуков в слове (3), а сколько слогов (3). Какой вывод можно сделать?

Вывод: (дети) Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

А у нас в классе есть синички? Сколько их (5). Посчитайте слоги.

-Напечатайте схему слова в тетрадочках. На доске:

Разделите слово на слоги вертикальной чертой.

-Как определить сколько в слове слогов? (Столько, сколько гласных.)

-Вернёмся к учебнику. Первый секрет мы узнали.  Давайте    воспользуемся ещё одним секретом, чтобы верно разделить слово на слоги . ( как на стадионе кричат «Шай-ба»)…   Давайте  проскандируем  слово  чайка.

-Чай-ка…

-Сколько слогов?

-Приготовите ладошки. Произносим слово гусь…

-Сколько слогов?  Значит в слове может быть  1 слог,  2  и больше .  Надпишите цифрой количество слогов.

Ответы детей

Работа по рядам

Делают вывод

Составление схемы слова

Скандируют

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способы решения новой частной задачи. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Различать способ и результат действия.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков. Проводить сравнение.

4 этап

Работа над новым материалом

-Что обозначает значок совы? (Сообрази.)

-Поиграем в игру « Пятый лишний»

-Назовите его. Почему?

- Произнесем оставшиеся слова. Помогайте себе ладошками.

Игровая физ-минутка.

-Разделите слова на слоги.   Надпишите цифрой количество слогов, затем постарайтесь разделить эти слова на группы по определённому признаку. Работать будем в группах.

Опрос групп.  На какие группы  разбили слова:

    с 1 слогом,

    с 2 слогами.

-Как определили? (1 гласный, 2 гласных.)

Игровая физ-минутка.

Работа в группах

Участие в игровой физ. минутке  

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: использовать знаково- символические средства.

5 этап  Первичная проверка.

Закрепление  знаний  и способов действий.  Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий  на уровне  применения в изменённой ситуации.

-Откройте прописи.

-Прочитайте слова первой строчки. (Чтение хором.)

- Подчеркните букву, которая обозначает гласный звук.

-К какой схеме напишем это слово.

май  

Записываем это слово вместе со мной.  Прочитаем, подчеркнём  гласный звук.

Запись на доске.

-Второе слово?  Подчеркнём  гласный звук, к какой схеме напишем .

Ли/ни/я  Записываем.  Подчеркнём  гласные звуки, делим на слоги.

-Третье слово (самостоятельная работа).

-Четвёртое   слово      .  .       .     

Взаимопроверка.  

На доске учитель пишет эти слова, но закрывает написанное. При проверке открывается запись.

-Молодцы. Все справились с заданием.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа в прописях.

Регулятивные: принимать и сохранять  учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализация, в том числе во внутреннем плане. Различать способ и результат действия.

 Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

6 этап Закрепление новых знаний.

Самостоятельное выполнение задания, требующего применения знаний в  изменённой ситуации.

А теперь откройте тетради для печатания.  

-Послушайте стихотворение.

Сколько в слове (гласных) звуков,

Столько в слове и (слогов).

Это правило понятно

Для моих учеников.

В слове мама гласных (два).

Поиграем мы в слова.

Гласный в слове мы (найдём),

Слог дугою обведём.

Работа в тетрадях.

Лей-ка.  Зай-ка.   Ба-тон.  А-пель-син.  Цве-ток.  Бу-тон.

-А теперь проверим.

На экране:

Как вы определили количество слогов.  (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.)

- Слова могут состоять из 1-го слога, из 2-х, из   3-х .

Индивидуальная работа .

Дети хором досказывают словечко.

Личностные:  учебно-познавательный интерес к новому материалу  и способы решения новой частной задачи.

Регулятивные: Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: использовать  знаково-символические средства.  Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания   объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.  Устанавливать аналогии.

7 этап.  

Итог урока  РЕФЛЕКСИЯ. 

Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

Рефлексия.

У каждого из вас на столе лежат  лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый.  Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы  ставили  перед  собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лепесток, 

 если считаете, что вам не всё удалось – красный,

 а если вы считаете, что  вам ещё надо многому учиться –белый.

 Давайте  посмотрим,  каких лучей у нашего Солнышка больше?

Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,  наше Солнышко радуется вам.

Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке

Личностные:

- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

- принятие целей урока

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 3 класс. Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Презентация урока (закрепление) русского языка в  3 классе с детьми с ОВЗ( с интеллектуальными нарушениями) .Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов....

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему "Буква и звук Я"

Тема урока: "Буква и звук Я"Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирования знаний у обучающихся о букве Я и ее звуках в начале слова и после гласных.Задачи урока...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Слово и предложение" (УМК "Перспектива",1 класс)

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся  представлений о предложении и его функцияхЗадачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием &l...

Технологическая карта урока по обучению грамоте по теме «Звуки [д] [д’]. Буква «Д д»» (1 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить со звуками [д] [д’]и буквой Д д; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последующий гласный звук. Задачи у...

Технологическая карта урока по обучению грамоте по теме «Звуки [ж]. Буква «Жж» (1 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [ж] и обозначающей их буквой «Жж»; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последующую гласнуюЗа...