Конспект урока "Падежные окончания имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Татьяна Владимировна Еронина

Конспект "Падежные окончания имён существительных" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён  существительных».

Цели:

  • совершенствование знаний об имени существительном как части речи: лексическое значение, склонение;
  • учить анализировать изучаемый материал и делать выводы;
  • составить алгоритм проверки безударной гласной в окончании;
  • повторить ранее изученные орфограммы;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

  1. Актуализация знаний учащихся.

  1. Словарная работа.

- Самая маленькая единица длины /миллиметр/

- Основная единица массы /килограмм/

- Прибор, техническое устройство, приспособление /аппарат/

- Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты /аккорд/

- Рисунок, который дополняет, поясняет печатный текст  /иллюстрация/

- Что общего в этих словах? /имена существительные, с двойной согласной/

- Какое слово лишнее? /иллюстрация – 1 склонения/

- Что знаем об именах существительных?

  1. На доске. Машина проехала по улице Пушкина, а потом по площади 

                            Пять углов. Сворец сидел на ветк…  сирен… .

- Определите падеж выделенных существительных. На что вы обратили внимание? /Падеж одинаковый, а окончания разные/.

- Определите склонение. Поставим ударение.

- В 1 предложении окончания известны, а как быть с окончаниями во 2 предложении, они ведь тоже безударные?

- Какую цель мы поставим? Чему мы сегодня должны научиться на уроке?

/Понять, как определить безударное окончание./

  1. «Открытие»  детьми нового знания.

  1. – Приглашаю к доске 6 помощников. /Учащиеся устно склоняют имена существительные лиса (первые 6 человек), конь (другие 6 человек), степь (следующие 6 человек)/.  

1 ученик. Именительный падеж.  Кто? Лиса, окончание а.

2 ученик. Родительный падеж. Нет кого? Лисы, окончание ы.

                                   и т.д.

  Учитель вписывает в таблицы окончания.

И. лиса     конь    степь

Р. лисы    коня    степи

Д. лисе     коню  степи

                   и т.д.

- Какие окончания? /ударные/

- Могут ли эти слова стать словами-помощниками для определения безударного окончания?

- Какое мы знаем правило, где правописание безударных гласных  проверяется ударением? /о правописании безударной гласной в корне слова/

- Как же нужно действовать, чтобы правильно написать безударное окончание? /

  1. – Составим алгоритм.
  1. Ставлю в н.ф. и определяю склонение.
  2. Слово-помощник

  1. – Вернёмся к нашему предложению. Можете теперь определить, какое окончание нужно написать?

  1. Первичное закрепление. /Запись в тетрадях и на доске с комментированием/.

 Диктую.

Зашла к соседке, плавали на озере, бежал от кочки к кочке, с поверхности реки, летели над морем, помогал тёте Кате, читали о смелости, далеко от деревни, гордился товарищем, написали о музее.

  1. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

                         /по карточкам/

1в. Давайте же мыться, плескаться,        2 в.    Жила-была Муха-чистюха.

      Купаться, нырять, кувыркаться                   Всё время купалась Муха.

      В ушат  , в корыт ., в лохан .,                       Купалась она в воскресенье

      В реке, в ручейк ., в океан .,                         В отличном клубничном  

      И в ванн ., и в бан . .                                                                  варен. .

                   / К.Чуковский «Мойдодыр»/               В понедельник-

                                                                                   В вишнёвой наливк .,

                                                                                   Во вторник в томатной

                                                                                                               подливк .,

                                                                                   В среду –

                                                                                   В лимонном желе.

                                                                                   В четверг –

                                                                                   В киселе и смоле.

                                                                                   В пятницу –

                                                                                   В простокваш .,

                                                                                   В компот .,

                                                                                   И в манной каш ..

                                                                                      /Б.Заходер «Муха-чистюха/

  1. Итог урока.

   

-Мы учились определять безударные падежные окончания имён

 существительных.

- Пользуемся алгоритмом.

- Какие знания нам необходимы? /уметь: ставить существительные в начальную форму; определять склонение; выучить наизусть слова-помощники/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Конспект урока русского языка в 3-ем классе по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го,2-го, 3-го склонения"

Цели и задачи урока:отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных  1-го, 2-го, 3-го склонения;повторить изученные орфограммы;развивать орфографическую зоркость;п...

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...

Карточки по теме "Склоения имён существительных. Падежные окончания имён существительных"

Карточки по теме "Склоения имён существительных. Падежные окончания имён существительных"...