Учимся писать изложение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Формировать умение писать изложение по составленному плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема раздела:
№ п/п | Параметр | Описание | ||
Учебный предмет, класс | Русский язык, 3 класс | |||
Тема занятия/урока | Учимся писать изложение. | |||
Цель и задачи урока | Формировать умение писать изложение по составленному плану. Развивать орфографическую зоркость. | |||
Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты) | ||
- воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - правильно списывать слова, проверять написанное; - распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; - озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; - письменно пересказывать текст (писать изложение доступного текста); - видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам; - находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами. | Личностные УУД: - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,; - осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы; - соотносить поступки героев с выводами; - проявлять доброжелательность, доверие, внимательность. Метапредметные УУД - формировать способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). - воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; - анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; - формировать умение договариваться, находить общее решение; - формировать умения работать в парах и группах. - планировать решение учебной задачи; - осуществлять итоговый контроль деятельности; - оценивать результаты деятельности. | |||
Оборудование и материалы | У учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку. У учащихся на партах – деформированный текст (разрезан по абзацам), таблица для сбора материалов к изложению |
Этап урока | Цель - результат | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивация (Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.) | Психологический настрой на урок | Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. | Выполняют услышанное. |
Введение в тему урока (Постановка учебной задачи на урок, проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.) | Ориентировка учащихся в пред-стоящей деятель-ности, возбужде-ние интеллекту-альной и познава-тельной потреб-ностей. Развивать логичес-кое мышление учащихся, умение располагать текст в нужной после-довательности. | - Давайте вместе прочитаем стихотворение. Слайд № 2 В зоопарке ясным днём Любовался я зверьём. Вдруг, смотрю, Бесстрашный зайчик, Этот зайчик попрыгайчик, Тигру прямо на нос сел И, смотри – ка, уцелел – Хищный зверь его не съел. (последние две строчки читает учитель) Отвечайте поскорее, Что за зайчик был на звере. - А что это за зайчик? - А что вы можете рассказать о солнышке и его лучиках? - Ребята, в центре вашего стола лежат листо-чки. Как вы думаете, что с этими листочками можно сделать? - Перед вами деформированный текст, вы должны выстроить события в логической последовательности. - Почему вы решили, что это текст? - Какую работу можно произвести с этим текстом? - Что такое изложение? |
Слайд № 2 В зоопарке ясным днём Любовался я зверьём. Вдруг, смотрю, Бесстрашный зайчик, Этот зайчик попрыгайчик, Тигру прямо на нос сел И, смотри – ка, уцелел – Хищный зверь его не съел. Солнечный зайчик. Лучики солнышка. (Рассказывают всё, что знают о солнышке) . Составить текст
Текст – это несколько предложений связанных по смыслу. Написать изложение. Это письменный пересказ текста. |
Открытие нового (знания , способа действия) (Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.) | Учить передавать содержание текста по вопросам, опор-ным словам и пе-редавать голосом настроение чита-емого текста. Расширение зри-тельной активнос-ти, снятие утом-ления на уроке. | 1. Знакомство с текстом. Слайд № 3 - Мы сегодня с вами действительно будем писать изложение. - Но сначала давайте прочитаем текст, кото-рый у вас получился. - Кто автор этого текста? - Это текст описание, повествование или рассуждение? 2. Анализ содержания текста. - Что в этом тексте вас особенно тронуло и почему? - О каком времени года идёт речь? Почему так решили? - Ребята, я сейчас прочитаю предложения, а вы подумайте и скажите какие изобразитель-но – выразительные средства языка исполь-зованы. Слайд № 4 (Лучик весь день играл. Он был в гостях у мальчика. Лучик старался развеселить его, смешно прыгал.) - Что такое олицетворение? - Как можно озаглавить этот текст? Слайд № 5 3. Коллективное составление плана - Перед вами лежит таблица для сбора рабо-чих материалов к изложению. На первой стро-ке запишите дату. На второй строке слово изложение. А на третьей – название текста. - Сколько частей в тексте? а) - Прочитайте первую, вводную часть. О чём это часть (скажите кратко). - Какую работу проделали лучики? - А что делал маленький лучик? -Озаглавьте её. Слайд № 5 - Запишите название в правой части таблицы. В левой части таблицы запишите опорные слова – глаголы. Слайд № 5 - Перескажите первую часть текста. б) – Прочитайте вторую часть текста. - С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение (сделать акцент, что второй абзац пишем с новой строки) - Где был лучик? - Почему лучик старался мальчика разве-селить? - Как прошёл день? Найдите предложение в тексте. - Озаглавьте вторую часть текста. Слайд № 5 - Запишите заглавие второй части. - Выпишите опорные слова. Слайд № 5 - Перескажите эту часть. в) - Прочитайте третью часть текста. - Как отреагировали братья – лучи на работу маленького лучика. - Почему им понравилась его работа. - Озаглавьте третью часть текста. Слайд № 5 - Запишите заглавие третьей части. - Выпишите опорные слова. Слайд № 5 - Перескажите эту часть. - Прочитайте какой план у нас получился. Физкультминутка Слайд № 6 - 15 |
Дети читают текст. Людмила Тикунова Повествование. В нём перечисляются действия и события Весна (должны доказать словами текста) Олицетворение. Это когда о неодушевлённом предмете говорят как об одушевлённом. Доброе дело. Три. О работе, которую проделали лучики. Согрели землю. Высушили лужи. Молчал. (Работа в группах. Весна. Большая работа маленьких лучиков. Встреча лучиков. Дневные заботы лучиков.) Выписывают слова (Закончился, встретились, стали рассказывать, согрели, проросли, высушили, молчал, смотрели, опустил и заплакал) Один из учеников пересказывает 1 часть текста. Лучик весь день играл. В гостях у мальчика. Мальчик болел. День пролетел быстро. (Работа в группах. Лучик. Помощь лучика. Внимательный лучик. Весёлый лучик) Выписывают слова (играл, был в гос-тях, не вставал, старался развесе-лить, прыгал, пролетел) Братья-лучи улыбнулись и похвалили малыша. Он ведь доброе дело сделал! (Работа в группах. Похвала. Улыбка и похвала. Одобрение.) Выписывают слова (улыбнулись и похвалили, сделал) Один из учеников пересказывает 1 часть текста. Зачитывают план текста. Дети выполняют физкультминутку |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным (Самостоятельная работа (в парах, группах). Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового, включение будущего нового материала.) | Продолжить фор-мирование орфо-графических навы-ков, развивать навыки самостоя-тельной работы учащихся. | 1. Орфографическая подготовка: 1. Работа со слайдом № 16 «Вставь буквы. Объясни написание» - Зачитайте предложение, которое на ваш взгляд отличается от других и почему. 2. Перечитывание и запоминание текста. Написание изложения. Слайд № 17 а) Пересказ текста по плану внутри группы. б) Повторное чтение текста и написание изложения. в) Самопроверка. - Кто хочет прочитать своё изложение? |
Дети читают слова, вставляют буквы и объясняют орфограммы, читают слово так, как оно пишется. Он ведь доброе дело сделал! (восклицательное) В каждой группе дети самостоятельно выбирают ученика, который будет пересказывать текст. Дети ещё раз читают текст. Самостоятельная работа.
Зачитываются несколько работ |
Итоговая рефлексия (Самоанализ и самооценка: личностные приращения.) Задание на дом (Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности) | Оценить актив-ность каждого ученика на разных этапах урока. Воспитать эстети-ческое восприятие. Формировать опыт творческой дея-тельности. | - Чем мы занимались на уроке? - Оцените свою работу. Поставьте смайлики возле каждого абзаца. Слайд № 18 - Ваше домашнее задание творческое. Я проверю ваши работы, а вы художественно оформите текст. ( Рисунок на листе А-4) Изложение и рисунок мы положим в ваше портфолио. | Ответы детей Дети напротив каждого абзаца ставят смайлики, которые подскажут учителю, где у детей были затруднения. |
См. ниже
Таблица для сбора рабочих материалов к изложению.
___________________________________________
_____________________________________________
_______________________________________________
План. | Опорные слова и сочетания слов. |
1. ___________________ ___________________ ___________________ | __________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
2. ___________________ ___________________ ___________________ | ____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ |
3. ___________________ ___________________ __________________ | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________
|
________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Текст.
Закончился день. Встретились лучи солнца и стали рассказывать о своей работе. Одни лучи согрели землю. Проросли семена в поле. Другие лучи на улицах высушили лужи. А маленький лучик молчал. Братья строго смотрели на малыша. Он опустил голову и заплакал.
Лучик весь день играл. Он был в гостях у мальчика. Мальчик давно уже не вставал с постели. Лучик старался развеселить его, смешно прыгал. День пролетел быстро.
Братья-лучи улыбнулись и похвалили малыша. Он ведь доброе дело сделал! (Людмила Тикунова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение
Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...
Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение
Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-214903-1362308386.jpg)
Урок по развитию речи. Учимся писать изложение.
Изложение способствует формированию навыков письменной речи - это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-335149-1456689086.jpg)
Презентация на тему "Учимся писать изложения. Оляпка - водяной воробей"
Эта презентация поможет подготовить обучающихся к написанию изложения с элементами сочинения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-185485-1364678152.jpg)
Учимся писать изложение
данная презентация содержит учебный материал по обучению написания изложения...