Урок русского языка в 4-ом классе по теме "Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова "Богатыри"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Триденская Наталия Николаевна

Сочинения по картине служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося. На таком уроке проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности. Урок нацелен на формирование интереса к героическому прошлому нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок русского языка в 4-м классе по теме «Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова "Богатыри"»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию картины.

(Учитель зачитывает отрывок из былины)

Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Славнорусские богатыри.

Думу думали, раздумывали,

По нарядам снарядилися.

- Что я сейчас прочитала?

- Что такое былина? (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.)

В большинстве былин говорится о делах и обычаях давних лет, о событиях времён Киевской Руси.

На высоких холмах стоял Киев-град. Пахали под Киевом пахари, раздували горны кузнецы, пасли овец пастухи. По берегам Днепра трудились рыбаки. За пригородами и сёлами тянулись дремучие леса. Бродили по ним охотники. А за лесами раскинулись степи. Шло их этих степей на Русь много горюшка. Не однажды пытались овладеть славянской землёй кочевники-степняки на лихих низкорослых конях. Обрушивали они на мирные очаги смертоносные удары, пожарами освещали свой путь в ночи, оставляя раненых и убитых, увозя добро.

Но всегда был крепок духом русский народ, и много доблестных витязей вставало в ту пору на защиту родной земли. Разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Без устали разъезжали по степям богатыри, зорко всматриваясь вдаль, оберегая путь на Киев.

Вы на уроках изобразительного искусства тоже говорили о былинных героях и попытались изобразить того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. Мне кажется, что вам удалось нарисовать мужественных, преданных Родине, народу защитников.

Вот и художнику Виктору Михайловичу Васнецову очень много сказаний о богатырях рассказывал его отец. Зимой в их дом часто заходили странники, пересказывали истории, сказки, предания. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

Вряд ли найдётся в России человек, который не видел бы картину В.М.Васнецова. В Третьяковской галерее, висит большое живописное полотно, которое стало воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он созданию этой картины. Чтобы нарисовать богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. Спустя много лет художник сказал о своей картине “Богатыри”: “Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнять свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал”.

3. Рассматривание картины.

Под музыку “Богатырская застава” В.Кикты ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

4. Беседа по содержанию картины.

- Кто из вас знает имена богатырей, изображённых на этой картине? (Дети записывают в тетрадь.)

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – богатыри.

- Ребята, мы всегда говорим, что при передаче текста должны избежать повторов. Давайте сразу поработаем над словами одинаковыми по значению

- Как называются такие слова? (Синонимы.)

Синонимы: богатыри – защитники, художник- живописец, нарисовал – изобразил.

- Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

(Да, в центре на вороном коне – Илья Муромец. Зорко всматривается он вдаль.)

- Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (У него спокойное, мужественное лицо.)

- Каков возраст Ильи? (Илья самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают у него в бороде.)

- Кто вспомнит из былин, как называется предмет, висящий на его руке? (С удивительной лёгкостью держит Илья “палицу булатную сорока пудов” и рука его не сгибается от такой тяжести.)

- Что такое палица? (Тяжёлая дубина с утолщённым концом.)

Ученик зачитывает описание Ильи Муромца из былины:

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из-под славного города из-под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй, словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол…

- Какими подвигами прославился Илья в былинах? (Он чаще других стоит на заставе богатырской. Победил Соловья-разбойника, истребил несметные полчища врагов во главе с Калином-царём.)

- Запишем в тетрадях те слова и словосочетания, которые помогут вам охарактеризовать Илью Муромца.

Спокойное лицо, седая прядь, в руке копьё, на чёрном мощном коне, золотая цепь.

- А теперь послушайте описание богатыря из былины “Добрыня Никитич”. (Читает подготовленный ученик.)

“Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный”.

Былины говорят, что Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения.

- Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине?

(Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

- Теперь запишем в тетрадь слова, которые помогут описать Добрыню Никитича.

Глаза зоркие, соколиные; кудри вьются кольцами; кольчуга серебром блестит; Взгляд пристальный; огромный меч; силён.

- По левую руку от Ильи Муромца – самый молодой богатырь Алёша Попович.

- Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче?

(Он молод и красив, силён и отважен, весел и лукав. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

Зачитывается ещё один отрывок из былины.

А и был там Алёша Попович – млад.

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын соборного попа ростовского.

Дети записывают в тетрадь.

Молод и красив; весёлый; лукав да хитёр.

- Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосёнки и ёлочки? Для чего он это сделал? (Чтобы показать силу и мощь богатырей, зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх.)

- Теперь в тетрадь запишем слова, которые вам помогут описать природу на этой картине.

- Где стоят богатыри на своих конях? (В широкой степи)

Запись в тетрадь: Широкая степь, молодые ёлочки.

- Что мы видим на заднем плане картины до самого горизонта? (Тёмные холмы, грозовое небо)

Запишем: Тёмные холмы, грозовое небо.

- Какие краски использовал художник, чтобы показать равнину, холмы? (Художник использовал тёмно-фиолетовые, синие, тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли где по близости враг.)

Записываем: Тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета.

- Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

5. Работа над раскрытием замысла художника.

Учитель предлагает прочитать строчки из стихотворения И.С. Никитина.

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

- Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы вспоминаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

- Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник?

(Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Л.Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: “Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли”.

6. Работа по составлению плана.

Учитель на доске записывает план описания картины.

План.

Художник, создавший картину “Богатыри”.

Описание защитников: выражение лиц, одежда.

Природа, на фоне которой изображены богатыри.

Мысли и чувства, которые вызывает картина.

7. Работа над первым пунктом плана.

- Ребята, всегда бывает трудно начать своё сочинение. Я вам немножко помогу. У каждого из вас на партах лежат карточки. В них возможные варианты начала текста, но с пропущенными словами. Вы сейчас должны внимательно прочитать и вставить подходящие по смыслу слова и словосочетания.

Карточка № 1

Виктор Михайлович Васнецов - ________________. Он написал много картин на тему __________ сказаний, былин. Одна из самых любимых всеми картин - ___________________.

Художник __________ писал её, много лет жизни _________________________.

 Карточка № 2

На картине “Богатыри” В.М. Васнецов изобразил ________________. Тема русских богатырей его интересовала давно. Много лет шёл художник к этой картине. В ней он сумел показать ____________.

(Дети самостоятельно вставляют, потом идёт обсуждение.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Устно подготовиться к сочинению.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"

В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...

Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе

Цели:1) учить детей осмысливать содержание картины;2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины...

Технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по теме «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Технологическая карта урока русского языка (развития речи), 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клет...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Сочинение по картине "Зимние забавы"

Урок русского языка в 3-м классе по теме"Сочинение по картине «Зимние забавы»"Цели: Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильно...