родовые окочания имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кошевая Ирина

Урок русского языка в 3 классе УМК Гармония по теме: родовые окончания имен прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Урок русского языка

 по теме « Родовые окончания имен прилагательных».

УМК « Гармония»

C:\Users\User\Desktop\защита\фото\image.jpg

                                                                       Подготовила:

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                высшей категории

                                                                                   Кошевая  И.П.

                                             

                                                 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема. Родовые окончания имен прилагательных

 («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, карточки с тестами, карты самооценки  

Цель урока: формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи:

Образовательные:

-наблюдать за признаками имён прилагательных, их ролью в речи;

-наблюдать за связью имён существительных и имён прилагательных;

-обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов;

-наблюдать за изменением имён прилагательных по родам и числам.

Развивающие:

- развивать умения находить имена существительные и прилагательные;

-развивать умения находить «командующее» имя существительное»

- связывать имена прилагательные с именами существительными;

– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам),

- умение работать с ЭОР;

- обогащать их словарный запас.

– формируем умение  постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно;

 развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний:  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные.

- воспитывать интерес и уважение к родному языку, его богатству;

-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.

–  создать условия для активизации,  проявления инициативы, умения принимать решения в разных ситуациях;

–  формируем умение работать в парах, в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Ход  урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности.
Организация детей к уроку. 

  • - Здравствуйте.
  • Что такое, здравствуй?
  • Лучшее из слов,
  • Потому что, здравствуй,
  • Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.

 Давайте пожелаем здоровья друг другу улыбкой.

Организационный момент. 

Проверка наличия  необходимых принадлежностей; настрой на урок.

2. Подготовка к восприятию. ( Слайд1)

          Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. 

К. Г. Паустовский 

- Как вы понимаете это выражение?

-А как нам сделать нашу речь богаче, красивее, певучей, выразительней?

( Ответы детей)

 А для чего нам нужна красивая и богатая речь?

( чтобы она была понятной,  чтобы идти в ногу со временем, чтобы нас было приятно слушать, чтобы мы могли не только красиво говорить, но и  грамотно писать,     …….)

Конечно, и сегодня на уроке мы будем добиваться ваших целей.

Откройте тетради .

Запишите число. Классная работа.

3. Актуализация знаний учащихся.

Словарная работа.

Итак, вы сказали, что должны учиться  грамотно  писать. И мы ежедневно изучаем словарные слова. А какую  орфограмму мы встречаем при изучении этих слов? ( Непроверяемую гласную)  Где мы можем уточнить написание этих слов? ( В орфографическом словаре) . А толкование слов? ( В толковом словаре или в интернете). Мне хочется проверить, как вы усвоили написание изученных слов, а так же знаете ли вы толкование  изучаемых нами слов. Я предлагаю Вам тест.

( Слайд2)

Тест

  1. Какое слово по алфавиту идёт после слова картофель?
  • Канарейка
  • Кастрюля
  • Картина
  • Карандаш
  1. Где нужно вставить букву о?
  •  _прель
  • в-силёк
  • г- раж
  • м-локо
  1. Выбери правильное толкование слова:

Кабачок-это

  • Род тыквы с овальным продолговатым плодом.
  • Однолетнее растение семейства тыквенных с большими шарообразными  сладкими плодами.
  • Огородное растение семейства тыквенных с продолговатым  зелёным плодом.
  • Огородный овощ, растущий обычно кочаном.
  1. Найди лишнее слово.
  • Животное
  • Растение
  • Жёлтый
  • Коллекция

Взаимопроверка.

 Отметка в карте самооценки.

Микроитог: (Слайд3)        

- Для чего нам нужно знание алфавита?

- Где мы узнаём написание слов с непроверяемой гласной?

-Где искали толкование слова?

- По какому принципу искали лишнее слово?

 К какой части речи оно относится?

( к имени прилагательному)

 

4. Формулирование темы и цели урока (Слайд4)

Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник, житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

Леонид Яхнин

(Слайд5)

-Какое слово повторяется?

-К какой части речи оно относится?

-Что мы знаем об имени прилагательном?

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Как изменяется имя прилагательное?

 -С  какой частью речи согласуется имя прилагательное?

(Слайд6)

-Выпишите словосочетание сущ. +прил.

Какое прилагательное вы выписали?

Что изменялось в нём?

Почему изменялись окончания?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. Сформулируйте тему.

(Слайд7)

Тема урока: «Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

Отметка в карте самооценки.

5 . Решение учебной задачи.

        (Слайд 8)

 - В русском языке много тайн. Давайте приоткроем тайну имени прилагательного. Из мальчиков и девочек вы превращаетесь в филологов-исследователей.

Наша цель - исследовать имёна  прилагательные. Исследования вы будете проводить в парах.  Понаблюдайте за выписанными вами словосочетаниями.  Попробуйте составить кластер о том, как изменяются  имёна   прилагательные.

(Слайд 9)

-Давайте посмотрим, какие выводы у вас получились. Как изменяется прилагательное? От чего зависит изменение имён прилагательных? Как мы можем определить род имени прилагательного?

-Давайте проверим наши выводы с информацией в учебнике. Прочитайте сообщение на стр. 63.

В вопросах –командах от  имени существительного  к имени прилагательному окончания ударные. Поэтому они подсказывают буквы безударным окончанием.

(Слайд 10)

Попробуем использовать добытые нами знания в упражнении № 481. Допишите в словах окончания. Как будете действовать? Что впишите в скобки? От чего зависели окончания прилагательных?

 Микроитог.

(Слайд 11)

Продолжим наблюдение. В упражнении 482  ещё раз впишем окончания.

 У имени существительного во множественном числе команда всегда одна- «какие?» и имя прилагательное подчиняясь этой команде, употребляется  во множественном числе.  Можно определить род по роду имени существительного, с которым оно связано. У имён прилагательных в ед. числе окончания разные. У имён прилагательных во мн.числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые -ые,-ие.

6. Физкультминутка

(Слайд 12 )

       Продолжим исследования. Откроем тайну окончаний имён прилагательных. Наша цель - исследовать окончания имён прилагательных.

     

   (Слайд 13 )

-Давайте проверим наши выводы с информацией в учебнике. Прочитайте сообщение на стр. 64.

(Слайд 13)

7. Закрепление. Работа над темой урока.

(Слайд 14)

Узнаем окончание имени прилагательного по вопросу к нему.

- Вставьте  слова во фразеологизмы. К какой части речи они относятся?

  • Хуже ( горькой ) редьки.
  • Под ( горячую) руку попадаться.
  • Искать (вчерашний) день.
  1. Тратить время на бесполезные поиски чего-либо.
  2. Совершенно невыносим.
  3. В минуту гнева, раздражения. В самый неподходящий момент.

(Слайд 15)

Продолжим исследование. Откроем тайну вариантов окончаний  -ые или  -ие.

Для этого определим на какой звук оканчивается основа имени прилагательного.

-Что такое основа?

( Основа-это часть слова без окончания)

 

Вывод: Если слова заканчиваются на твёрдый звук, окончание – ые, если на мягкий – ие.

Определите, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Вставьте нужные окончания.

(Слайд 16)

Дороги весёл__, печальн__,

То ближн__, то дальн__,

И лёгк__, и торн__,

Извилист__, горн__.

 Не забывайте пользоваться словарём, если встретите незнакомое слово.

_ Что такое торные?  ( Торные -значит гладкие, ровные)

Микроитог.

А сейчас мне, мои юные исследователи, мы используем полученные нами выводы, работая в группах.

(Слайд 17)

(Дети работают с заданиями в группах. Карточки на столах)

8 . Рефлексия.

Ребята, покажите карту самооценки. Я вижу, что есть ученики, которые успешно справились со всеми видами работы. Есть ребята, которым не всё сегодня было понятно.

9. Домашнее задание.

Для каждого из вас- задание. (Задания выдаются дифференцированные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание родовых окончаний имен прилагательных."

Ковалева Людмила Ивановна.Данный материал использовался при изучении темы "Имя прилагательное"....

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

Родовые окончания имен прилагательных.3класс

Интегрированный урок русского языка...

Урок русского языка в 3 классе. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

В основу урока положен проблемно-поисковый метод решения учебной задачи. На уроке использованы коллективные и групповые формы работы....