родовые окочания имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе УМК Гармония по теме: родовые окончания имен прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
родовые окончания имен прилагательных | 166.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Урок русского языка
по теме « Родовые окончания имен прилагательных».
УМК « Гармония»
Подготовила:
учитель начальных классов
высшей категории
Кошевая И.П.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема. Родовые окончания имен прилагательных
(«Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, карточки с тестами, карты самооценки
Цель урока: формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи:
Образовательные:
-наблюдать за признаками имён прилагательных, их ролью в речи;
-наблюдать за связью имён существительных и имён прилагательных;
-обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов;
-наблюдать за изменением имён прилагательных по родам и числам.
Развивающие:
- развивать умения находить имена существительные и прилагательные;
-развивать умения находить «командующее» имя существительное»
- связывать имена прилагательные с именами существительными;
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам),
- умение работать с ЭОР;
- обогащать их словарный запас.
– формируем умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно;
– развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные.
- воспитывать интерес и уважение к родному языку, его богатству;
-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.
– создать условия для активизации, проявления инициативы, умения принимать решения в разных ситуациях;
– формируем умение работать в парах, в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Организация детей к уроку.
- - Здравствуйте.
- Что такое, здравствуй?
- Лучшее из слов,
- Потому что, здравствуй,
- Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.
Давайте пожелаем здоровья друг другу улыбкой.
Организационный момент.
Проверка наличия необходимых принадлежностей; настрой на урок.
2. Подготовка к восприятию. ( Слайд1)
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский
- Как вы понимаете это выражение?
-А как нам сделать нашу речь богаче, красивее, певучей, выразительней?
( Ответы детей)
А для чего нам нужна красивая и богатая речь?
( чтобы она была понятной, чтобы идти в ногу со временем, чтобы нас было приятно слушать, чтобы мы могли не только красиво говорить, но и грамотно писать, …….)
Конечно, и сегодня на уроке мы будем добиваться ваших целей.
Откройте тетради .
Запишите число. Классная работа.
3. Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа.
Итак, вы сказали, что должны учиться грамотно писать. И мы ежедневно изучаем словарные слова. А какую орфограмму мы встречаем при изучении этих слов? ( Непроверяемую гласную) Где мы можем уточнить написание этих слов? ( В орфографическом словаре) . А толкование слов? ( В толковом словаре или в интернете). Мне хочется проверить, как вы усвоили написание изученных слов, а так же знаете ли вы толкование изучаемых нами слов. Я предлагаю Вам тест.
( Слайд2)
Тест
- Какое слово по алфавиту идёт после слова картофель?
- Канарейка
- Кастрюля
- Картина
- Карандаш
- Где нужно вставить букву о?
- _прель
- в-силёк
- г- раж
- м-локо
- Выбери правильное толкование слова:
Кабачок-это
- Род тыквы с овальным продолговатым плодом.
- Однолетнее растение семейства тыквенных с большими шарообразными сладкими плодами.
- Огородное растение семейства тыквенных с продолговатым зелёным плодом.
- Огородный овощ, растущий обычно кочаном.
- Найди лишнее слово.
- Животное
- Растение
- Жёлтый
- Коллекция
Взаимопроверка.
Отметка в карте самооценки.
Микроитог: (Слайд3)
- Для чего нам нужно знание алфавита?
- Где мы узнаём написание слов с непроверяемой гласной?
-Где искали толкование слова?
- По какому принципу искали лишнее слово?
К какой части речи оно относится?
( к имени прилагательному)
4. Формулирование темы и цели урока (Слайд4)
Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник, житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Леонид Яхнин
(Слайд5)
-Какое слово повторяется?
-К какой части речи оно относится?
-Что мы знаем об имени прилагательном?
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
-С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
(Слайд6)
-Выпишите словосочетание сущ. +прил.
Какое прилагательное вы выписали?
Что изменялось в нём?
Почему изменялись окончания?
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. Сформулируйте тему.
(Слайд7)
Тема урока: «Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)
Отметка в карте самооценки.
5 . Решение учебной задачи.
(Слайд 8)
- В русском языке много тайн. Давайте приоткроем тайну имени прилагательного. Из мальчиков и девочек вы превращаетесь в филологов-исследователей.
Наша цель - исследовать имёна прилагательные. Исследования вы будете проводить в парах. Понаблюдайте за выписанными вами словосочетаниями. Попробуйте составить кластер о том, как изменяются имёна прилагательные.
(Слайд 9)
-Давайте посмотрим, какие выводы у вас получились. Как изменяется прилагательное? От чего зависит изменение имён прилагательных? Как мы можем определить род имени прилагательного?
-Давайте проверим наши выводы с информацией в учебнике. Прочитайте сообщение на стр. 63.
В вопросах –командах от имени существительного к имени прилагательному окончания ударные. Поэтому они подсказывают буквы безударным окончанием.
(Слайд 10)
Попробуем использовать добытые нами знания в упражнении № 481. Допишите в словах окончания. Как будете действовать? Что впишите в скобки? От чего зависели окончания прилагательных?
Микроитог.
(Слайд 11)
Продолжим наблюдение. В упражнении 482 ещё раз впишем окончания.
У имени существительного во множественном числе команда всегда одна- «какие?» и имя прилагательное подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. Можно определить род по роду имени существительного, с которым оно связано. У имён прилагательных в ед. числе окончания разные. У имён прилагательных во мн.числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые -ые,-ие.
6. Физкультминутка
(Слайд 12 )
Продолжим исследования. Откроем тайну окончаний имён прилагательных. Наша цель - исследовать окончания имён прилагательных.
(Слайд 13 )
-Давайте проверим наши выводы с информацией в учебнике. Прочитайте сообщение на стр. 64.
(Слайд 13)
7. Закрепление. Работа над темой урока.
(Слайд 14)
Узнаем окончание имени прилагательного по вопросу к нему.
- Вставьте слова во фразеологизмы. К какой части речи они относятся?
- Хуже ( горькой ) редьки.
- Под ( горячую) руку попадаться.
- Искать (вчерашний) день.
- Тратить время на бесполезные поиски чего-либо.
- Совершенно невыносим.
- В минуту гнева, раздражения. В самый неподходящий момент.
(Слайд 15)
Продолжим исследование. Откроем тайну вариантов окончаний -ые или -ие.
Для этого определим на какой звук оканчивается основа имени прилагательного.
-Что такое основа?
( Основа-это часть слова без окончания)
Вывод: Если слова заканчиваются на твёрдый звук, окончание – ые, если на мягкий – ие.
Определите, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Вставьте нужные окончания.
(Слайд 16)
Дороги весёл__, печальн__,
То ближн__, то дальн__,
И лёгк__, и торн__,
Извилист__, горн__.
Не забывайте пользоваться словарём, если встретите незнакомое слово.
_ Что такое торные? ( Торные -значит гладкие, ровные)
Микроитог.
А сейчас мне, мои юные исследователи, мы используем полученные нами выводы, работая в группах.
(Слайд 17)
(Дети работают с заданиями в группах. Карточки на столах)
8 . Рефлексия.
Ребята, покажите карту самооценки. Я вижу, что есть ученики, которые успешно справились со всеми видами работы. Есть ребята, которым не всё сегодня было понятно.
9. Домашнее задание.
Для каждого из вас- задание. (Задания выдаются дифференцированные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание родовых окончаний имен прилагательных."
Ковалева Людмила Ивановна.Данный материал использовался при изучении темы "Имя прилагательное"....
Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...
Родовые окончания имен прилагательных.3класс
Интегрированный урок русского языка...
Урок русского языка в 3 классе. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
В основу урока положен проблемно-поисковый метод решения учебной задачи. На уроке использованы коллективные и групповые формы работы....
Правописание родовых окончаний имен прилагательных
презентация...
Правописание родовых окончаний имен прилагательных
разработка урока...
Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных
Русский язык 3 класс Школа России...