Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся.
консультация по русскому языку на тему

Ульченко Светлана Владимировна

Данная статья несёт практическую направленность. Упражнения и  задания, приведённые в статье, помогут учителю на уроках обучения грамоте и русского языка развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, предупредить нарушения в формировании письменной речи младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preduprezhdenie_narusheniy_v_formirovanii.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ  УЧАЩИХСЯ.

   Учителям  начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.

    При умело организованном учебном процессе, а именно: при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном  овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде  трудности эти успешно преодолеваются.

    Напротив, если во время на них не обратить внимания, не принимать профилактических мер, то специфические ошибки письма  становятся стойкими и переходят из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в истинные дисграфию  и  дислексию. На этих этапах ребенку уже будет необходима серьезная помощь  учителя – логопеда и педагога – психолога.

    Позволю себе кратко напомнить о наиболее часто встречающихся на первых этапах обучения письму ошибках,  свидетельствующих о трудностях в формировании письменной речи:

  • отсутствие границ предложений;
  • слитное написание слов в предложении;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в стечениях;
  • ошибки в обозначении мягкости согласных  на письме;
  • смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
  • нечеткая дифференциация букв, обозначающих сходные  по акустико – артикуляторным признакам звуки и др.

Цель приведенных ниже упражнений:  помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка активнее развивать  речемыслительную деятельность учащихся,  зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память,  костно – мышечные ощущения (кинестезии).  И еще одна особенность предлагаемых упражнений -  работа в них ведется на материале слов и предложений – значимых смысловых единицах речи.

    Упражнения эти не займут много времени, но зато позволят разнообразить деятельность учащихся на уроке, во много раз увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка письма.

    Приступая к работе, нужно  помнить о том, что каждый  ребенок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. И надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты выполнения даже самого маленького задания радовали его. Необходимо хвалить ребенка за достижения, помня о том, что только положительные эмоции, радость от работы, будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.

  1. Слуховые диктанты предложений.

Начинающему ученику сложно (а при незнании букв и просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!

  1. Найдем компромиссное решение : запишем предложение цифрами.

Наступила осень. (2)

Часто идут дожди. (3)

Птицы улетают.  (2)

Итак , 2.3.2.

Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить «зашифрованную» запись,  активизировав тем самым память детей.

  1. Еще необычнее будет задание сосчитать количество пробелов (пропусков)  между словами.

Зима пришла. (1)

Выпал пушистый снег. (2)

Замерзли реки. (1)

Какая красивая зима. (2)

Итак. 1.2.1.2.

Такие диктанты могут проводиться в первом классе почти на каждом уроке по следам интересных событий, прочитанного . Составлять их могут и сами дети.  Задания эти способствуют  развитию речевого творчества детей.

  1. Списывание предложений.

Учителя часто обращают внимание на то, что детям с трудом дается списывание  с образца. Объясняется это тем, что при данном виде деятельности приходится перераспределять внимание между образцом и собственным написанием в тетради,  приходится удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное и образец.

     На наш взгляд, полезно упражнять в списывании с одновременными творческими заданиями. Появляется  дополнительный мотив «усовершенствовать» либо исправить написанное, возрастает интерес к заданию.

      2.1. Предлагаем записанное взрослым без пробелов между словами предложение, которое нужно переписать в тетрадь.

          Детииграют.

          Мамаготовитобед.

          Бабушкавяжет.

          Папаработает.

      Перед ребенком встанет вопрос  «как переписывать». Правильно или так, как есть?

Появится проблема – возникнет необходимость решить её.

      2.2. Предлагаем списать предложение заведомо неверное по смыслу.

         Медведь боится волка.

         Папа младше сына.

  1. Списывание предложения с одновременным заданием изменить  в нем однородное слово.

Ребята идут в школу.

(Мальчики идут в школу).

Ребята бегут в школу.

Ребята идут из школы.

(Ребята идут в библиотеку.)

После этого прочитываются и обсуждаются собственные варианты.

  1. Следующий вид упражнений- списывание с сокращениями, в котором

непременным является условие сократить каждое последующее предложение на одно слово.

          Вова ел вкусный суп.

          Вова ел суп.

          Вова ел.

      Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь предложение в итоге сокращается до грамматической основы,  несущей в себе основную смысловую нагрузку.

  1. Списывание  предложений с добавлениями может быть подключено на последующих этапах работы.

Ученики решают.

Ученики решают задачу.

Ученики решают легкую задачу.

Выполняя эти и подобные им задания, мы решаем пропедевтическую  задачу: распространения предложения, синтаксического разбора,  предупреждаем появление аграмматизмов  на письме, а также расширяем объем кратковременной памяти учащихся.

  1. Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.

Мышка убегает от………

Яхта плывет по…….

Самолет летит над……

Подобные задания исподволь готовят первоклассников к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имен существительных, формируют  обобщающую и ситуативную функции слова.

  1. Слуховой диктант слов.

3.1. Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся. При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным,  количество анализируемых слов  увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обозначающую

        3.1.1. Количество слогов в слове:

                 мак (1),  маки (2).  маковка (3);

        3.1.2. Номер ударного слога:

                 маки (1), макушка (2).

        3.2. Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные. Предложите детям не совсем обычный слуховой диктант: вместо целых слов они записывают гласные из этих слов.  Методически оправданной будет следующая последовательность  подобных диктантов.

        3.2.1. Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно,записывают  только начальные ударные гласные).

   Игры (и),  остров (о), отпуск (о0,  арка (а), астры (а), иглы (и),  эхо (э). утка (у), улей (у) .

   Дети  быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных о и а, о  и у , и и э (звуки эти нередко смешиваются учащимися

из–за их  артикуляторного сходства).

         3.2.2. Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же как и звучат:

  Дом (о). нож (о),  рак (а), кит (и), сон (о), сын (ы), сыр (ы). Мак (а), дым (ы), бык (ы),

  Лак (а),  лось (о),  конь (о), сом (о).

  1. Диктант двухсложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет «орфографическое» проговаривание. Одновременно учим детей проверять безударные гласные.

Сахар (а-а), мука (у-а), кони (о-и), коза (о-а),  грибы (и-ы), дома (о-а),

 сани  (а-и),  лиса (и-а).

Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.

  1. Диктант трехсложных слов выполняется также. Во втором  полугодии 1 класса и во  втором классе такие диктанты эффективны для проверки усвоения словарных слов.

Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).

  1. Работа с цифровым рядом.

     Пропуски согласных в стечениях и их перестановки часто встречаются в работах учеников.

Для диктанта  подбираются слова со стечением согласных. Перед учениками на столе цифровые ряды от 1 до 10.  Цифры можно записать в каждой тетради.

Дается задание найти место звука (буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях.

Например,  найти место  (Р) в словах:

      Бросить (2), зебра (4), подобрать (6),  привезли (2),  грачи(2).

  1. Упражнения для усвоения графических навыков.

    Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки.

Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

           

   

           

Ошибочный выбор последующего элемента

Неправильная передача количества однородных элементов

о-а                         У-Ч

п-т (П-Т)

б-д              Г-Р

х-ж (Х-Ж)

и-у

л-м (Л-М)

а-д

и-ш (И-Ш)

н-к  (Н-К)

н-ю   (Н-Ю)

л-я

   С  переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи  между звуком и буквой.

     Иногда в тетрадях учащихся встречаются  смешения оптически сходных букв,  свидетельствующие о несформированности  оптико-пространственных  представлений

Оптические смешения

с-е, с-о, э-с. у-д-з, л-и,м-ш,в-д,т-ш,п-и, Е-З.

    Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в  «минутки чистописания. Они будут способствовать выработке контроля  за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные  упражнения не с письма  отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения,  значимых в смысловом отношении единиц речи.

        4.1 Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаю следующие виды «шифровок»:

                         

д

б

Де/ушка  у/ит ры/у

          (Дедушка удит рыбу.)

Ба ушка  лю/ ит   со /ирать  гри /ы.

           (Бабушка любит собирать грибы.)

На    /у/е    растут желу/и.

            (На дубе  растут жёлуди.)

   Обратное задание – зашифровать записанные или продиктованные предложения.

( В зоопарке    /ыли     зе/ры,    о/езьяны,    /егемоты.)

      В зоопарке были  зебры, обезьяны,  бегемоты.

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

      4.1.2. Предлагаемые « шифровки»:

                   

П

// 2 (элемента)

Т

/// 3 (элемента/

       

                //аша   рисуе///    ///анк.

             (Паша рисует танк.)

                 ///аня    ле// и///     у///ку.

              (Таня лепит утку.)

   Мама делае(3)  (2)ельмени,

         (Мама делает пельмени.)

         

         (2)а(2)а     чи(3)ае(3)    газе(3)у.

   (Папа читает газету.)

   Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

    Пётр был на прогулке в парке.

 (//ё///р   был на    //рогулке  в  //арке.)

      Он принес ветки тополя.

  (Он   (2)ринес   ве(3)ки   (3)о(2)оля .)

     

    Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся  количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

     4.1.3. Так выглядят «шифровки» лево -  и правоориентированных,  вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

/

/

-

-

и

п

З

Е

ш

т

Э

С

в

д

     

            -- фим (Ефим).   __ина (Зина),   __оя (Зоя),   --вгений (Евгений),  

--лена(Елена),

            --меля (Емеля),   __лата (Злата)   __олушка (Золушка).

   (Одновременно закрепляется  правило о заглавной букве в именах людей.)

  1. Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля.. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

  Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

   (Ребята собирают белые грибы.)

  Редята содирают делые  гриды.  (б-д)

  (Пароход отходит от причала.)

Тароход опходит оп тричала.  (т-п)

   Как показала практика,  подобная работа очень эффективна и результативна: у  ребёнка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного  акта письма.

      Данные  упражнения отвечают, на мой взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности,  мышления, мотивационно – волевой сферы учащихся.                                                                                                               

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Данный материал является творческим отчётом учителя начальных классов по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы"....

Характеристика нарушений устной и письменной речи учащихся.

Характеристика нарушений устнойи письменной речи учащихся....

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.

У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:- отсутствие границ предложения;- слитное написание слов в предложении;- пропуски гласных;- ошиб...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Систематизация дидактического материала для предупреждения нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (1-4 класс)

Пояснительная записка.Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в сред...

Статья: «Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся с ОВЗ»

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с отклонениями в развитии....