Изложение по коллективно-составленному плану "Ступеньки" (по Н. Сладкову)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Виноградова Татьяна Семёновна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: Изложение по коллективно-составленному плану "Ступеньки" (по Н. Сладкову)

Цель: обучение учащихся писать изложения по коллективно-составленному плану.

Задачи:

1. развивать умение правильно и последовательно передавать содержание рассказа;

2. на основе дифференцированной работы развивать коммуникативно-речевые умения: умение понимать тему текста, его основную мысль, выделять микротемы, составлять план и писать в соответствии с ним;

3. развивать умения определять функционально-смысловые типы текстов, обратить внимание детей на наличие в тексте описания и повествования;

4. развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и орфографического написания.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем писать изложение. Повторим признаки текста.

3. Ознакомление с текстом.

(Текст даётся без заголовка и выделения частей каждому ученику индивидуально. На обратной стороне предлагается различная помощь для выполнения следующих учебных задач: определение темы, основной мысли текста, выделение микротем)

- Прочитайте рассказ.

Обвисшие ветки ивы похожи на зеленые волосы. На каждой волосинке узелки, узелки, узелки. Это почки. Дождевые капли скатываются по ветвям, весело прыгают с почки на почку. Так на одной ножке прыгают вниз по ступенькам ребята. Ива сверкает и улыбается.

4. Беседа по тексту.

- О чем текст?

- С чем сравнивает автор ветки ивы?

- С чем автор сравнивает почки на ветках ивы?

- С чем автор сравнивает дождевые капли на ветках ивы?

- Как к этому относится сама ива?

- Можно ли сказать, что автор видит в иве живое существо? (ива улыбается)

5. Работа по выявлению основных признаков текста.

- Докажите, что данные предложения составляют текст. (все предложения связаны по смыслу, порядок предложений в тексте передает ход событий)

- какие признаки текста отсутствуют? (нет заголовка, не выделены части)

6. Дифференцированная работа по озаглавливанию текста.

- Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст (нужно определить тему текста и его основную мысль)

6.1 Самостоятельная работа учащихся по определению темы текста, используя помощь разного уровня, предложенную на обратной стороне текста.

1 группа: без помощи

2 группа: Чтобы определить тему текста, нужно ответить на вопрос: о чем пишет автор?

3 группа: выбери предложение, отражающее тему текста: 1) "В этом тексте говорится о дожде"; 2) "В этом тексте говорится о почках на веточках"; 3) "В этом тексте говорится о том, как капельки дождя прыгают по веточкам ивы".

В ходе последующего обсуждения определяется тема текста: как капельки дождя прыгают по веточкам ивы.

6.2. Самостоятельная работа учащихся по определению основной мысли автора, используя помощь разного уровня, предложенной на обратной стороне текста.

1 группа: без помощи

2 группа: Чтобы определить основную мысль автора, нужно ответить на вопрос: что автор хочет сказать, ради чего он пишет?

3 группа: выбери предложение, отражающее основную мысль текста: 1) "автор очень ждет дождь"; 2) "автор хочет показать красоту ивы после дождя"; 3) "автор показывает, что ива и капли дождя для него - живые".

После коллективного обсуждения учащиеся подбирают заголовки к тексту, выражающие его тему или основную мысль ("Ступеньки", "Игра капелек", "Капельки дождя прыгают", "Ива после дождя")

Учащиеся записывают любой по их выбору заголовок.

7. Выделение микротем текста и составление коллективного плана.

- Что нужно сделать, чтобы составить план? (выделить смысловые части, микротемы)

Самостоятельная работа учащихся по выделению микротем, используя помощь разного уровня по выделению микротем, предложенную на обратной стороне текста.

1 группа: без помощи

2 группа: раздели текст на три части.

3 группа: раздели текст на три части: в первой части говорится о веточках ивы с почками; во второй части говорится о том, как капельки прыгают по веточкам; в третьей части автор выражает восхищение ивой после дождя.

В ходе коллективной проверки учитель предлагает прочитать первую часть, состоящую из трех предложений, вторую часть, состоящую из двух предложений, третью часть, состоящую из одного предложения. Обсуждаются микротемы и составляется план.

План

1. Веточки ивы с почками.

2. Капли дождя прыгают по ступенькам.

3. Ива после дождя.

- Как на письме выделяются части? (начало каждой части обозначена отступом или красной строкой)

- Откройте учебник на стр.97. Сделайте вывод о правильности нашей работы по определению микротем текста (выделили верно)

8. Работа по определению типа текста.

- Найдите в тексте описание и зачитай его. (это первая часть текста, в ней есть сравнение почек с узелками)

- Для чего автор использует сравнение? (сравнение помогает лучше представить то, что описывает автор)

- Можно ли вторую часть текста назвать повествованием? (да, так как рассказывает о том, как капельки прыгают)

- Найдите во второй части сравнение (прыжки капелек сравнивают с прыжками ребят по ступенькам)

- Определите цель текста (описание с элементами повествования)

9. Орфографическая подготовка.

Орфографическая подготовка основана на дифференциации по помощи учителя, расположенной на обратной стороне текста.

1 группа: просмотри текст с точки зрения трудных написаний.

2 группа: спиши, вставляя пропущенные буквы: похожи на з.лёные в.лосики; д.ждевые капли; вес.ло прыгают; на одной но.ке.

3 группа: спиши, вставляя пропущенные буквы, используя для проверки слова в скобках:  на з.лёные (зелень) в.лосики (волос); д.ждевые (дождь) капли; вес.ло (веселье) прыгают; на одной но.ке (ноженька, нога).

10. Письменная работа учащихся по изложению текста.

- Прочитайте еще раз текст, закройте и напишите изложение.

Некоторым учащимся третьей группы предлагается план в виде вопросов:

1. На что похожи обвисшие ветки ивы?

2. Что есть на каждой волосинке?

3. Что делают дождевые капли по ветвям?

4. Кто так прыгает по ступенькам?

11. Редактирование работ. Работа над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение по коллективно составленному плану.

Урок русского языка по теме: " Изложение по коллективно составленному плану"....

Урок развития речи Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану «Медаль за отвагу».

        Регулятивные действия связаны с организацией учебной деятельности. Одно из таких действий – планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом...

Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

Обучающее изложение  №1 по коллективно составленному плану...

Открытый урок развития речи по теме «Обучающее изложение с коллективным составлением плана» во 2-м классе

В основе урока лежит заметка "Юная героиня" из "Пионерской правды" о Наташе Зайцевой из города Рославля, спасшей из пожара троих детей. На уроке используется дифференцированная работа. Большое внимани...

Изложение по коллективно составленному плану «Мышонок Пик»

УМК "Школа России"Автор: В.П. КанакинаИзложение по коллективно составленному плану "Мышонок Пик"3 класс...

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой.Картинный план, тема и идея произведения.Главный вопрос урока - как составить план...