Текст. Главная мысль текста.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Леонова Елена Ивановна

Конспект урока по русскому языку "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Текст. Главная мысль текста.2 класс «Школа России»

ЦЕЛИ УРОКА: учить определять тему и главную мысль текста, находить в тексте предложение, в котором заключена главная мысль текста, соотносить заголовок и текст, определять, что отражено в заголовке: тема или главная мысль текста.

Планируемые результаты: 

Личностные :

- формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД):

 - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 

Коммуникативные: 
- умение слушать и понимать других,
  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,  умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 

Предметные: 
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста. 

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.                                                                                                                                                                 

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

  1. Проверка домашнего задания.

Задание из рабочей тетради, с. 7, упр. 10.

— Прочитайте предложения, которые вы выписали. Расскажите продолжение сказки.

3. Минутка чистописания.
Цель данного этапа – тренировка навыка письма; формирование самоанализа и самоконтроля.

 Дети читают запись на доске:

Грамоте учиться - вперед пригодится.

 - Объясните смысл пословицы.

- А теперь выберете для себя буквы и буквосочетания, написание которых  требует отработки.

 – Но чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Здравствуй, пальчик большой, 

Здравствуй, пальчик – указательный, 
Здравствуй, пальчик – средний, 
Здравствуй, пальчик – безымянный, 
Здравствуй, пальчик-маленький (мизинец). 
Здравствуйте, мои пальчики! (Дети массируют поочередно каждый пальчик) 
(Дети прописывают выбранные буквы)

4. Мозговой штурм.

- Что можно составить из слов? (Предложения). 
-Что вы знаете о предложении? (Ответы детей). 
-Что можно составить из предложений? (Текст) 
-Что вы знаете о тексте? (Ответы детей) 

Игра «Живые слова».

Условия игры: учитель раздаёт каждому учащемуся набор слов на карточках. Учащиеся должны составить предложения из этих слов и выстроиться у доски по порядку, согласно порядку слов в предложении.

Цель игры: восстановить деформированные предложения, определить тему текста.


Слова для составления первого предложения: дома, около, сад, дедушки, фрукты.

Слова для составления второго предложения: деревья, в, растут, какие, саду.

Слова для составления третьего предложения: сливы, рядом, яблони, и, растут.

Слова для составления четвёртого предложения: ароматная, здесь, крупная, и, малина.

  • Выскажите своё мнение, можно ли назвать текстом эти предложения? Обоснуйте свой ответ.

Кто понял, о чём шла речь в тексте?

  1. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 17.

  • Сформулируйте тему нашего урока. («Текст»).

Определите учебно-познавательную задачу (Что такое тема и главная

мысль текста?)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 17,упр. 13.

  • Прочитайте отрывок из рассказа К. Ушинского.

Что вы прочитали: текст или набор предложений?

Ответьте на вопросы упражнения.

Предложите свой вариант заголовка текста.

Что сделал ястреб? Запишите ответ. (Ястреб схватил крикуна и унёс к себе на ужин.)

Запись ответа на вопрос сопровождается комментированием.

Работа по учебнику. С. 18.

  • Прочитайте рубрику «Сведения о языке».Как определить тему текста? (Определить тему текста — это значит ответить на вопрос: о ком или о чем говорится в тексте?)

Как определить главную мысль текста? (Определить главную мысль — это значит ответить на вопрос: о чём самом главном хотел сказать автор?)

Работа по учебнику. С. 18,упр. 15.

Выполнение упражнения под руководством учителя.

Зрительно-комментированный словарный диктант.

На доске записаны слова: русский язык, ребята, учительница, здравствуйте, класс, сентябрь.

 Учащиеся находят слово в словаре (лексическое значение) и записывают его в тетрадь с комментированием.

Класс. Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу.

Учительница. Женщина, которая занимается преподаванием какого- либо предмета в школе.

Ребята. Девочки и мальчики в раннем возрасте.

Здравствуйте. Слово-приветствие.

Русский язык. Предмет, изучаемый в школе.

  • Какое слово осталось в списке? (Сентябрь.)

Объясните значение этого слова.

Что надо помнить при составлении рассказа?

Составьте устный рассказ из данных слов.

Учащиеся составляют устный рассказ со словами: русский язык, ребята, учительница, здравствуйте, класс, сентябрь.

  1. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Выполнение в рабочей тетради упр. 16 на с. 7.

  • Прочитайте текст.

Определите тему и главную мысль текста.

Постарайтесь доказать, что заголовок отражает главную мысль.

Спишите предложение, в котором говорится о том, как муравей укрылся от дождя.

        

  1. Самостоятельная работа

Выполнение в рабочей тетради упр. 9 на с. 6.

— Впишите в предложения пропущенные слова.

  1. Домашнее задание

Выполнить по учебнику упр. 14 на с. 18. Выучить правописание словарного слова сентябрь.

  1. Подведение итогов урока (рефлексия)

Наш урок подходит к концу.

Что интересного вы узнали ?

      Чем запомнился сегодняшний урок?                      

Сегодня на уроке я:

-узнал, открыл для себя…

-научился, смог…

-могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Я понял и смогу объяснить :

-Что значит тема текста?

-Что значит главная мысль текста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс .Конспект. "Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста".

Урок введения нового материала. Определение связи заглавия и главной мысли....

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Открытый урок по русскому языку по теме:«Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».

Урок для учащихся 2 класса по программе: «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока по русскому языку “ Тема текста. Главная мысль текста»

Планируемые достижения учащихся: Предметные:      Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон....

Интересные задания на тему: "Текст. Части текста. Тема и главная мысль текста" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...