Пояснительная записка по русскому языку по программе Л.В.Занкова
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального об­щения и консолидации народов России.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации явля­ются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практи­чески во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_poyasnitelnaya_zapiska_po_russkomu_yazyku.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
к тематическому планированию по русскому языку

3 класс

        Преподавание курса по русскому языку для 3 класса осуществляется в соответствии с

  • федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373);
  • примерной программой начального общего образования по русскому языку;
  • с требованиями Основной образовательной программы ОУ.

Развернутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы по русскому языку, программы Н. В. Нечаевой «Русский язык» (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации и с учётом требований федерального государственного стандарта начального общего образования.

Тематический план ориентирован на работу по учебнику:

– Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – 4-е изд., переработанное. - Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2013.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Отбор содержания по русскому языку подчинен следующим требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:

– усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку;

– обеспечение вклада русского языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности;

– усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.

Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного материала. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока, а с другой – позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.

Это определило цели обучения:

– осуществление помощи младшему школьнику в освоении знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

– оказание особого внимания умениям в правильном письме и чтении, участвовать в диалоге, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

С учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать идеи системно-деятельностного подхода, который определяет задачи обучения:

– развитие речи, мышления воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями

–  овладение способами правильного чтения и письма, составления монологических высказываний и письменных текстов небольшого объема;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувству сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремления совершенствовать свою речь.

Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу, использованию информации.

Содержание обучению языку создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценки их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствуют развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, находить причины своих ошибок, устранять их, предвидеть трудности, вовремя их устранять, умение не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.

.

Учебный план отводит на изучение русского языка в 3классе по 5 уроков в неделю, что составляет 170 часов (34 недели) в учебный год.

Контрольная работа проводится в соответствии с календарно - тематическим планированием

Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 3класса. Уровень подготовки учащихся  позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.

        Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».

Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплины.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ к концу 3 класса.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,

– понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– сопереживания другим людям;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

– осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

выражать собственное мнение, обосновывать его;

– владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);

– строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

– применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;

– определять последовательность частей текста, составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

– сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

– составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;

– создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

–  выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);

– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

– актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ(вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;

– использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– узнавать позиционные чередования звуков;

– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

– оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;

– соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);

– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

– совершенствовать навык клавиатурного письма

Лексика

Обучающийся научится:

– воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

– различать в тексте омонимы (на практическом уровне);

– понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;

– ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;

– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

– оценивать правильность разбора слов по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

– находить начальную форму имени существительного;

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

– находить начальную форму имени прилагательного;

– определять грамматические признаки прилагательных – род, число, падеж;

– различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;

– определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

– выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

– оценивать правильность проведения морфологического разбора;

– устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;

– определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

– устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание и слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

– находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

– использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

применять ранее изученные правила правописания, а также:непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; безударные окончания имен прилагательных; не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами;

– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

– безошибочно списывать текст;

– писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Обучающийся получит возможность научиться:

– применять правила правописания: ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); гласные в суффиксах _ик, _ек; соединительные гласные о, е в сложных словах; запятые при однородных членах предложения;

– объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин);

– объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;

– осознавать место возможного возникновения орфограммы;

– подбирать примеры с определенной орфограммой;

– при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

– при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;

– различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по русскому языку 4 кл.

Пояснительная записка раскрывает возможности ОС "Школа 2100"....

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...

Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....

Пояснительная записка по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в...

Пояснительная записка по окружающему миру по программе Л.В. Занкова

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысле...