Разноуровневые карточки по русскому языку, 3 класс
тест по русскому языку (3 класс) на тему

Картички по русскому языку разны уровней для обучающихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx116.91 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1. (А) Спиши. Определи число глаголов.

Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли.

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А. Толстой

Карточка 2. (В)

        Отгадай загадки.

  1. Летом вырастают, а осенью опадают.
  2. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проли
    вает.

3)        Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день, и ночь
Стучим, стучим.

4) Летит - воет, сядет - землю роет.

         Выпиши глаголы. Определи их число.

Карточка 3. (С)

Прочитай.

Плакала Саша, как лес вырубали,

 Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

 Там из-за старой, нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

 Заяц послушал - и вон побежал.

Н. Некрасов

Выпиши в 1-й столбик глаголы в единственном числе, во 2-й -во множественном.

Карточка 4. (А)

Прочитай.

В конце весны появляется одуванчик. Неприхотливое растение цветёт почти всё лето.

В одних странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и с удовольствием едят. Из молодых листьев делают салат, а из сухих готовят приятный напиток.

Спиши. Обозначь число глаголов.

Карточка 5. (В)

 Спиши загадки. Вставь пропущенные буквы.

1)        В..сной вес..лит, летом хол..дит, осенью п..тает, з..мой
согр..вает.
(Дерево.)

2)        Ветки носят, глину роют, на реке плотину строят. У плотины
там и тут в круглых домиках ж..вут.
(Бобры.)

3)        Не ест и не пьёт, а г..ворит и поёт. (Радио.)
Обозначь число глаголов.

Карточка 2. (В)

        Прочитай.

Весна. Вот это слово        Привет весне,

Весело склоняется!        Встречай весну.

Пришла весна,        Весна, весны, весне, весну,

Дождись весны,        Весною, о весне.

Выпиши слова весна с падежными вопросами.

Карточка 3. (С)

        Прочитай и озаглавь текст.

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся прямо на ствол осины. И не заметишь дятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот. Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вот сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он - маленький пернатый лесовод.

          Выпиши словосочетания со словом дятел. Выдели окончания имен существительных. В скобках напиши вопросы. Укажи части речи выделенных слов.

Карточка 4. (А)

           Прочитай и запомни несклоняемые имена существительные. Депо, шоссе, какао, такси, фойе, радио, кино, пальто, метро, ателье, кофе, конферансье, пюре.

Напиши несклоняемые имена существительные по тематическим группам: 1) продукты питания; 2) транспорт; 3) культура; 4) одежда.

Карточка 5. (В)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Вставь существительное вода в нужном падеже. Обозначь падеж.

НАША РЕЧКА.

Через нашу д..ревню т..чёт р..ка. Её прозрачная        бл..стит

на солнце. У          растут ивы. Своими з..лёными в..твями они

склоняются к        . Синие стрекозы л..тают над        . Стайки сер..бристых рыбок р..звятся в прозрачной        . В жаркий летний  день приятно войти в такую        и искупаться.

Карточка 6. (С)

Спиши. Определи падеж слова берёза. В скобках напиши вопрос. Подчеркни предлоги.

ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ.

Ветер занёс под берёзу семечко. Выросла под берёзой ёлочка. Берёза защищала её от солнца и морозов. Теперь эта ель обогнала берёзу и стоит рядом с ней вершина к вершине. Шелестят осенние листики на берёзе. Этот шелест будит спящих под деревьями зайцев. Они встают и уходят. Вот один вышел из-под ёлки и остановился. Слушает заяц. Везде шелестит. Куда идти? И пошёл он от берёзы к берёзе.

Карточка 7. (А)

Спиши предложения. Определи падеж слова счастье. В скобках напиши вопрос.

1) Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

  1. Человек создан для счастья, как птица для полёта.
  2. Велика радость - дарить людям счастье!
  3. Герои сказок отравлялись за счастьем в трудный путь.
  4. Человек живёт с мечтой о счастье.

Карточка 5. (В)

 Спиши пословицы. Определи падеж слова дело.

  1. Дело шуток не боится.
  2. От слова до дела целая верста.
  3. Не по сути дело, а по делу суть.
  4. Ты за дело, а дело за тебя.
  5. Велик телом, да мал делом.
  6. И умен, и крепок, и в деле гож.

Карточка 9. (С)

 Спиши. Определи падеж выделенных существительных.

Банты Алла потеряла,

И о бантах плачет Алла.

«Нету бантов

Не беда,

Бабочки летят сюда!

Карточка 14. (В)

         Прочитай. Укажи части речи.

  1. В морозной тишине стрекотали сороки (А. Гайдар).
  2. Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд (Е. Трут-
    нева).
  3. Привольно шумят золотые поля (В. Мальков).
  4. Седые туманы плывут к облакам (А. Пушкин).

Карточка 75. (С)

Подбери к данным словам другие слова, близкие по значению. Надпиши, какой частью речи они являются.

Буря - ..., азбука - ..., доктор - ..., храбрый - ..., грустный -..., смеётся - ..., трудится - ..., друг - ..., ветхий - ..., спешит - ..., весёлый - ..., глядит - ....

Карточка 16. (А)

Подбери к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

        ягода,                улица,

        язык,         погода,

        одежда,                класс,

        помидор,                огурец,

        фамилия,                самолёт.

Карточка 17. (В)

 Прочитай слова. Определи, какой частью речи они являются.

Шутить - ..., бурлить - ..., молчать - ..., болтать - ..., говорить - ..., хвастаться - ..., ворчать - ..., шуметь - ....

Подбери и напиши к каждому слову однокоренные прилагательные с суффиксом -лив-.

Карточка 18. (С)

Выпиши из стихотворения однокоренные слова. Надпиши, какой частью речи они являются.

* * *

Снег да снежные узоры.

В поле вьюга, разговоры.

 В пять часов уж тьма.

День - коньки, снежки, салазки. Вечер - бабушкины сказки.

 Вот она зима.

А. Блок

Карточка 19. (А)

Подбери к данным словам противоположные по значению слова. Надпиши, какой частью речи они являются.

Радость - ..., день - ..., узкий - ..., утро - ..., ранний - ..., открыть - ..., молчит - ..., горячий - ..., идёт - ....

Карточка 20. (В)

 Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В глуши л..сной, в глуши з..лёной, Всегда т..нистой и сырой,

 В крутом овраге под горой

Бьёт из к..мней р..дник студёный.

И. Бунин

Укажи, какой частью речи являются выделенные слова.

Карточка 12. (С)

Составь и напиши словосочетания с подходящим по смыслу словом из скобок. Там, где нужно, изменяй слово.

Косой, покатый (крыша, дождь). Крупный, огромный (зёрна, озёра).

Старый, пожилой (возраст, дом).

Мирный, спокойный (договор, море).

Нежный, мягкий (хлеб, песня).

Ценный, дорогой (гость, совет).

Из слов каких частей речи ты составил словосочетания?

Карточка 21. (С)

          Прочитай.

1) Нам в избе сложили печь. Хлеб в ней мама будет печь.

         Белое покрывало поле покрывало.

  1. Трава на лугах ещё росы пила, а в руках у меня уже пела пила.

Спиши. Выдели слова, которые звучат одинаково. Определи, какой частью речи они являются.

Карточка 23. (В)

       Прочитай скороговорку.

Говорит попугай попугаю:

  • Я тебя, попугай,
    попугаю.
    Попугаю
    в ответ
    попугай:
  • Попугай,
    Попугай,
    Попугай.

В. Бахревский

 К каким частям речи относятся выделенные слова?

Карточка 24. (С)

          Прочитай.

  1. Рой пчёл кружится над цветущей липой.
    Рой яму глубже!
  2. Вода перестала течь.

В лодке открылась течь.

3)        Не плачь из-за пустяков!

Из соседней комнаты послышался плач ребенка.

  1. Мы стали работать лучше.
    Коньки сделаны из
    стали.
  1. Варя шила платье.

У Серёжки нет шила.

6)        Строй дома!
Дети стали в
строй.

Спиши. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

Карточка 1. (А)

Спиши слова в два столбика: в 1-й — слова, которые отвечают на вопрос к т о ?, а во 2-й - на вопрос что?

Курица - курятник, корова - коровник, свинья - свинарник, строитель - постройка, трактор - тракторист, комбайн - комбайнер, сторож - сторожка, борьба - борец, чтение - читатель.

Карточка 2. (В)

Прочитай стихотворение. Выпиши имена существительные в два столбика: в 1-й - слова, которые отвечают на вопрос ч т о ?, а во 2-й - на вопрос кто?

Вещи везут на перрон.

                             Кидают в открытый вагон.

Готово.

Уложен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

                            Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Карточка 12. (С)

       Прочитай.

Ос..нь пришла, х..лода и д..жди принесла. П..прятались насекомые. С..мена и ягоды того и гл..ди снег з..сыплет. Белка гр..бы по сучкам развесила, на зиму н..сушила. Хомяк с поля н..носил овса и гороха, кл..довую свою н..бил. Сам рядом спит, припас ст..рожит.

(По Н. Сладкову.)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. К именам существительным запиши вопрос кто? или что?

Карточка 1. (А)

Спиши слова, выделяя окончания у имён существительных женского и среднего рода.

Ж. р.

М.р.

Ср. р.

река

голубь

озеро

больница

корабль

болото

тарелка

завод

пастбище

кастрюля

урожай

богатство

ягода

товарищ

лекарство

яблоня

герой

упорство

солома

мяч

море

столица

вратарь

жилище

суббота

сторож

строительство

Карточка 2. (В)

 Напиши слова в три столбика - по родам. Вставь пропущенные буквы.

женский род фамилия

средний род имя

мужской род адрес

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, р..стение, ябл..ко, обед, восход, в..сток, сев..р, меб..ль, комн..та, лаг..рь, п..сок, чу..ство, животное, горизонт, корабль.

Карточка 3. (С)

      Данные имена существительные напиши во множественном числе

Ж. р.        М. р.

Группа - ....        Огород - .

Девочка-....        Лебедь-        

Липа-....        Юноша-....

Стая - ....        Путь - ..

Земля - ....        Директор

Овца - ....        Паспорт -

Степь - ....        Дом - ....

Дверь - ....        Глаз - ....

Ср. р.

Стадо - ....

Море -....

Село - .... Здание - .... Облако - .... Полотенце - .... Платье - .... Кушанье - ....

  • Какие окончания имеют имена существительные женского, мужского и среднего рода во множественном числе?
  • Можно ли определить род имён существительных по форме множественного числа?

Карточка 4. (А)

Выпиши имена существительные женского рода в два столбика: в 1-й — с окончанием -а, -я, во 2-й - с нулевым окончанием.

Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, берёза.

Карточка 5. (В)

         Спиши имена существительные. Определи их род.

Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь, медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь, пристань.

-        У существительных какого рода может быть нулевое окончание?

Карточка 6. (С)

       Прочитай пословицы.

1) Дерево ценят по плодам, а человека по делам. 2) Ученье -лучшее богатство. 3) Старание и труд своё возьмут. 4) Лес и вода -брат и сестра. 5) Растение - берегам спасение.

-        Как узнать род выделенных имен существительных? Выпиши имена существительные по родам.

Карточка 13. (А)

Прочитай.

ТУНДРА ЛЕТОМ.

Многокрасочна летняя тундра. На талой воде пёстрые птицы. На кочках яркие цветы. Лениво лежат сытые олени. Их ветвистые рога на золотом закате как сказочный костяной лес. И кругом бесконечная тишина.

Выпиши словосочетания имён существительных с именами прилагательными. Обозначь число.

Карточка 14. (В)

Подбери к именам существительным в скобках образные слова, выраженные именами прилагательными. Укажи род. Выдели окончания.

с.р.        с.р.

Образец. Золотое сердце.

Золотое (кольцо, сердце). Серебряная (ложка, роса). Красное (лето, платье). Глубокое (озеро, горе). Горячая (каша, просьба).

Карточка 15. (С)

От данных слов образуй имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе и напиши словосочетания.

Образец. Честь - честные поступки.

Лесть, солнце, редкость, интерес, вкус, радость, прелесть, чудеса.

Подчеркни непроизносимую согласную. В каких словах она встречается?

Карточка 17. (В)

Спиши предложения, вставив вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели их окончания. Укажи род.

1) Лето в этом году очень ... .На собрании развернулся ... спор (жаркий, горячий). 2) К утру поднялся ... ветер. Мать боялась нарушить ... сон сына (сильный, крепкий). 3) Объяснение у них было .... Удилище мне попалось ... (длинное, долгое).

Карточка 18. (С)

К данным именам прилагательным подбери из скобок подходящие по смыслу имена существительные. Измени окончания имён прилагательных. Укажи род. Выдели окончания.

1) Жаркий, знойный, горячий, яркий (день, лето, солнце, привет). 2) Влажный, мокрый, сырой (комната, воздух, снег). 3) Густой, дремучий (лес, туман). 4) Толстый, жирный (гусь, палка).

Карточка 19. (А)

Спиши, заменив имена существительные другими, близкими им по смыслу. Укажи род имен прилагательных. Выдели окончания имён прилагательных.

м. р.                  ж .р.

Образец. Летний зной. – Летняя жара.

Летний зной. Страшный ураган. Тёмная туча. Сильное беспокойство. Радостная весть. Мощная крепость.

Слова для справок: тревога, известие, укрепление, облако, буря, жара.

Карточка 20. (В)

Спиши. Вставь вместо точек имена прилагательные, противоположные по значению данным прилагательным.

         с.р.                    м.р.

Образец. Дерево высокое, а куст низкий

1) Дерево высокое, а куст ... .2) Зима холодная, а лето .... 3) Дорога широкая, а тропинка ... .4) Правый берег крутой, а левый ....

Укажи род имён прилагательных. Выдели их окончания.

Карточка 21. (С)

От слов в скобках образуй имена прилагательные. Ставь их в том же роде и числе, что и имена существительные. Укажи род имен прилагательных. Выдели окончания,

                                 ж.р

Образец. Счастливая жизнь.

Жизнь (счастье). Чувство (радость). Стройка (гигант). Утро (ненастье). Песня (грусть). Пирожное (вкус). Книга (интерес). Занятие (опасность).

Подчеркни непроизносимые согласные.

Карточка 6. (С)

Прочитай.

В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шёл косой.

Дочь грома - капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного стекла,

В ладонь цветка она стекла.

Л. Кондырев

Спиши первое и последнее предложения. Укажи, какой частью речи являются выделенные слова. Как проверить безударные гласные в этих словах? В скобках напиши проверочное слово.

Карточка 7. (А)

       Прочитай.

Ходил, берёза, у, читает, река, кричал, зимний, над, лёгкий, бумага, видит, чувство, к, спит, пчела, с, через, белая, широкий, от, около, скользкий.

Выпиши слова в таком порядке:

Имена существительные: (кто? что?)....

Имена прилагательные: (какой? какая?).... Глаголы: (ч т о делает? что делал?).... Предлоги: ....

Карточка 8. (В)

Прочитай группы однокоренных слов. Напиши их в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глагол.

  1. Молчание, молчать, молчаливый.
  2. Осилить, сила, силовой.
  3. Говорить, разговорчивый, разговор.
  4. Белок, белить, белый.
  5. Готовить, готовый, заготовитель.

Поставь ударение. Подчеркни безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Карточка 9. (С)

Выпиши однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выдели корень.

Чистый, заболит, ласковый, ласка, пляшет, чистота, боль, плясовая (музыка), больной, вычистит, ласкает, пляска.

Карточка 10. (А)

К данным существительным подбери однокоренные прилагательные и глаголы.

Веселье-...,....        Крик-........

Боль - ..., ... .        Краснота - ..., ... .

Зелень-........        Ночь-........

Звон -...,....

Выдели корень в каждом слове.

Карточка 11. (В) Прочитай шуточные стихи. Спиши.

1) Хомяки раздули щёки. Спят лентяи на припёке.

2) Белка бегает с шестом, Машет в воздухе хвостом.

3) Динго по бревну ходила -Удивила крокодила.

4) Черепаха выжать штангу Помогла орангутангу.

5) Мишка на велосипеде

Мчится к финишу - к победе.

6) Щука шьёт костюм купальный, Голубой, оригинальный.

Укажи части речи.

Карточка 3. (С)

От данных имен прилагательных с помощью суффикса -от- образуй и напиши имена существительные.

Тёмный, глухой, пёстрый, чистый, красивый, чёрный, добрый, полный, слепой, бедный, кислый, тёплый.

Запомни, что суффикс -от- пишется с буквой о.

Карточка 4. (А)

Спиши, вставляя нужные названия.

Много больших рек в нашей стране: ................ Но особенно мы любим великую русскую реку .... Она начинается маленьким ручейком за деревней Волгине Верховье. Отсюда река направляется в далёкий путь до самого ... моря.

Карточка 5. (В)

Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

1) Волосы у моего дедушки стали с..деть. 2) Приятно вечером с..деть у костра. 3) Интересно было наблюдать, как птичка в..ла гнездо. 4) Дорожка в..ла к лесу.

Подчеркни имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

Карточка 6. (С)

Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Стало т..пло. Сне., тает. Б..гут ручейки. Д..ревья голые, но почки уже набухают. Прил..тели вес..ники в..сны - гр..чи. Они ищут св..и гнезда. В л..су шум и гам.

Подчеркни имена существительные, отвечающие на вопрос что?

Карточка 7. (А)

Спиши. К именам существительным поставь вопрос кто? или что?

Корова Зорька, город Москва, река Ока, деревня Поповка, собака Жучка, кот Пушок, сорока Галка, озеро Байкал, улица Зелёная, петух Смелый, поэт Сергей Есенин.

Объясни написание большой буквы в именах существительных.

Карточка 8. (В)

 Напиши одним словом ответ на каждый вопрос. Выдели суффиксы.

Образец. Стекольщик.

1) Кто вставляет стёкла? 2) Кто переплетает книги? 3) Кто точит ножи, ножницы, топоры? 4) Кто водит автобус? 5) Кто управляет трактором? 6) Кто кладёт печи? 7) Кто исправляет часы? 8) Кто перевозит на пароме?

Карточка 9. (С)

Объедини слова в три столбика в зависимости от значения. Напиши их.

Книга, пальто, учитель, кофта, тракторист, шарф, платье, карандаш, пенал, тетрадь, пианист, лётчик, альбом, ручка, шофёр, юбка, галстук.

К какой части речи относятся эти слова? На какой вопрос они отвечают?

Карточка 10. (А)

Выпиши имена существительные в таком порядке:

Занятия людей (профессия):...,         

Орудия труда: ..., ... .

Молоток, ножницы, доктор, топор, лопата, учитель, лётчик, космонавт, плуг, грабли, слесарь, игла, доярка, инженер, кузнец, пила, артист, плотник, шофёр, тиски, кисть, швея.

Карточка 11. (В)

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова. САМ ПРИДУМАЙ.

У        высокий рост,

У _____ пушистый хвост,

У        крепки рожки,

У        тонки ножки.

У        толсты губы,

 У _____ остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа!

Слова для справок: цыплёнок, слон, волк, мартышка, козлёнок, лиса.

Спиши. К именам существительным запиши вопрос кто? или что?

Карточка 7. (А)

Прочитай имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

Белизна, косьба, беготня, темнота, плавание, Москва, синева, Волга, ходьба.

Напиши их к таком порядке: 1) название качества или признака; 2) название действия; 3) собственные имена.

Карточка 8. (В)

Говори правильно! Прочитай и запомни, как надо употреблять в единственном числе следующие имена существительные.

Простыня - ж.р., туфля - ж.р., полотенце - ср.р., блюдце - ср.р., рельс -м.р.

Подбери к этим именам существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Напиши полученные словосочетания.

Карточка 9. (С)

Знаешь ли ты, как будет множественное число от слов человек и ребенок!

Составь и запиши предложения с данными именами существительными во множественном числе.

Карточка 10. (А)

Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Дни стали к..роче. Солнышко встаёт позже и уходит от нас раньше. Воздух с каждым днём становится х..л..днее. Часто дует резкий вет..р. Ул..тают в тёплые страны ласточки, журавли, гуси. На полях уже давно убрали рожь, овёс и ов..щи.

Подчеркни имена существительные. Напиши число имён существительных.

Карточка 11. (В)

 Напиши словосочетания во множественном числе.

Спортивный марш - ...

 Крутой вираж - ....

Космический экипаж –…….

Медный грош - ....

Звонкий чиж - ....

Острый нож -....

Колючий ёж - ... .

Лесной шалаш — ... .

Просторный гараж -….

Белая клавиша - ....

Деревянный ковш -....

Чуткий камыш - ....

Высокий этаж - ....

Цветной карандаш - ....

Нежный ландыш - ....

Серая мышь - ....

Карточка 12. (С)

Напиши словосочетания в единственном числе, обозначь род имён существительных.

Широкие проруби - .

Известные фамилии –

Детские одеяла - ... .

Пёстрые ткани -....

Интересные книги -.

Грустные песни -...

Глубокие моря -....

Дорогие лекарства -

Мягкие стулья - ....

 Высокие тополя - ....

Румяные яблоки -...'.

Чистые листы - ....

Красивые платья - ... .

Новые костюмы -....

Большие заводы -....

Весёлые дети - ....

Карточка 1. (А) Допиши предложения по вопросам.

В нашей школе есть новая (что?) ... . (У ч е г о ?) У ... всегда толпятся ребята. (К ч е м у ?) К ... идёт дядя Миша - наш шофёр. Дядя Миша всегда следит (за ч е м ?) за ... . Он возит нас (н а   ч ё м ?) на ... за город.

Слова для справок: машина, машиной, машины, машина, машине.

Карточка 7. (А)

 Прочитай слова, близкие по значению.

Родина, Отчизна, Отечество. Бой, битва, сражение. Клятва, обещание, присяга. Доброта, сердечность, душевность. Работа, труд, занятие. Мелодия, напев, мотив.

Спиши. Над именами существительными укажи род.

Карточка 8. (В)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имён существительных.

Ябл..ко, земл..ника, ..зык, р..бята, ст.лица, т.лрадь, мес..ц, ур..жай, п..м..дор, яг..да, п..года, к..рабль, м..лоток, д..рога, р..бина, м..локо .

- На какое правило эти слова?

Карточка 9. (С)

От данных имен существительных с помощью суффиксов -ниц-, -к-, -их- образуй и напиши однокоренные имена существительные женского рода.

Писатель, тракторист, победитель, повар, скрипач, трус, артист, учитель, сторож, портной, читатель, журналист.

Выдели суффиксы, с помощью которых образованы имена существительные женского рода.

Карточка 10. (А)

Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

  1. Труд кормит, а лень портит.
  2. Худой мир лучше доброй ссоры.
  3. Герой умирает раз, а трус - тысячу раз.
  4. Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.
  5. Ученье - свет, а неученье - тьма.

Карточка 11. (В)

К данным именам существительным подбери близкие по значению.

Перстень - ....        Залив - ....

Зной - ....        Удача - ....

Укрепление - ....        Занавес - ....

Граница -....        Обязанность

Мрак - ....        Безмолвие

Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж. Напиши. Укажи род имён существительных.

Карточка 12. (С)

От данных имен существительных образуй и напиши имена существительные женского рода, которые бы обозначали единичный предмет. Выдели в них суффикс -инк-.

Образец. Песок - песчинка.

Снег, пух, сор, роса, крупа, изюм, горох, дождь, солома, трава.

Подчеркни те имена существительные, в которых гласный суффикса ударный. Запомни, что суффикс -инк- всегда пишется с буквой и.

Карточка 13. (А)

            Прочитай. Спиши, подчеркни имена существительные. Определи их род.

Вянет и желтеет Травка на лугах. Только зеленее

        Озимь на полях.

Туча небо кроет. Солнце не блестит. Ветер в поле воет. Дождик моросит.

А. Плещеев

Карточка 14. (В)

Напиши словосочетания в единственном числе.

Спелые яблоки, махровые полотенца, тёплые одеяла, чайные блюдца, старые клёны, узкие проруби, белые простыни, стальные рельсы.

Укажи род имён существительных.

Карточка 15. (С)

Прочитай. Подумай, как можно озаглавить этот текст?

В зоопарке живут разные звери. Они неодинаково относятся к посетителям. Крупные кошки, особенно барсы, всегда стараются спрятаться. Медведи клянчат еду, делают разные трюки для забавы публики. Моржи и обезьяны недовольны, когда в зоопарке безлюдно.

Выпиши имена существительные во множественном числе и определи их род. Что нужно для этого сделать?

Карточка 16. (А)

Спиши в один столбик имена существительные мужского рода, в другой - женского, в третий - среднего. Поставь ударения. Выдели окончания.

Облако, добыча, магазин, засуха, силос, свёкла, щавель, арбуз, верба, комбайнер, русло, средство, библиотека, портфель, полотно.

Карточка 1 7. (В)

Подбери к именам существительным жара, успех, храбрость, дело, сила слова, близкие по значению. Запиши. Укажи род.

ж.          м.        с.

Образец. Жара, зной, пекло.

Слова для справок: зной, удача, мощь, работа, отвага, могущество, мужество, достижение, труд, пекло.

Карточка 18. (С)

К каждому из данных слов подбери однокоренное имя существительное. Укажи род.

Ездить - ..., кричать - ..., морской - ..., бегать - ..., жить - ..., ловкий - ..., солнечный - ..., зелёный - ..., счастливый - ....

Карточка 20. (В)

              Прочитай выразительно.

 Наступает мамин праздник,       Наступает Женский день,

Знаю, мама любит очень

Розы, маки и сирень.

                             Только в марте нет сирени,

                              Роз и маков не достать...

                             А ведь можно на листочке

                                 Все цветы нарисовать.

Т. Волгина

               Выпиши названия цветов в единственном числе и определи их род. То же самое сделай со словами: ромашки, гвоздики, ландыши, васильки, незабудки, астры, лютики, кувшинки, лилии, фиалки, подснежники.

Карточка 21. (С)

Прочитай. Спиши. Подчеркни имена существительные.

ФЕВРАЛЬ.

Последний зимний месяц - февраль. Солнышко немножко пригревает. Весна подкрадывается. По сосулькам вода заструилась. Но вдруг опять налетел студёный ветер, посыпался снег, началась пурга. Так целый месяц и было: то снег, то пурга; то солнышко выглянет.

(По В. Бианки.)

- Каким словом можно заменить слово студёный! Что значит вода заструилась! Что значит весна подкрадывается!

Выпиши сначала имена существительные мужского, потом женского и среднего рода.

Карточка 22. (А)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имён существительных.

В..р..бей,   к..ртоф..ль,   ..ллея,  т..релка,  т..л..фон,   р..стение,  б..лото, ш..ссе, косм..с, мес..ц, с..лома, б..бли..тека, б..гаж, ..птека, ул..ца.

Карточка 23. (В)

Спиши предложения. Укажи род имён существительных (м. р, ср. р, ж. р.).

1) Ворона каркнула во всё воронье горло (И. Крылов). 2) Голодная кума-лиса залезла в сад (И. Крылов). 3) Вот дождик брызнул, пыль летит (Ф. Тютчев). 4) Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно (А. Барто). 5) Воротился старик ко старухе (А. Пушкин),

Что значит выражение каркнула во всё воронье горло!

Найди в предложениях слово такого же состава, как выделенное.

Карточка 1. (А)

         Прочитай.

           Грушу, сливу, абрикос я в подарок вам принёс. Хоть они у нас в пакете, нарисуйте фрукты эти. Спиши. Подчеркни имена существительные. Укажи их число.

Карточка 2. (В)

Прочитай загадки. Отгадай их.

  1. Падают с ветки золотые монетки.
  2. Полюбуйся, посмотри - полюс северный внутри. Навсегда
    нам эту зиму привезли из магазина.
  3. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.
  4. У двух матерей по пяти сыновей.
  5. Лежит - молчит, возьмёшь - гром загремит.

Запиши слова-отгадки (имена существительные). Укажи их число.

Карточка 3. (С)

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Смеркалось. Небо в густых обл..ках пот..мнело. В мрачном л..су притихли птицы. Усталый мальчик ч..сто спотыкался, падал, терял ландыши. Над ним прошумела г..л..вастая с..ва. Мальчик испуганно присел и втянул шею, чтобы большие крылья не задели его.

Подчеркни имена существительные. Укажи их число.

Карточка 4. (А)

Прочитай имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Брюки, санки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки, каникулы.

Напиши их в таком порядке: 1) игры; 2) парные предметы; 3) отрезки времени; 4) вещество.

Карточка 5. (В)

 Прочитай. Правильно произноси формы множественного числа.

  1. Мурманск и Архангельск - северный порты нашей страны.
  2. Вкусные торты пекут на нашей кондитерской фабрике.
  3. В школе ты научишься печь торты и печенье.
    Спиши. Подчеркни имена существительные. Укажи их число.

Карточка 5. (В)

Из данных имён прилагательных и существительных составь и напиши словосочетания.

1) Густой, дремучий (лес, туман); 2) горячий, знойный (лето, вода); 3) смуглый, тёмный (небо, лицо); 4) старый, пожилой (книга, человек); 5) свежий, прохладный (газета, ветер); 6) вороной, чёрный (конь, пятно).

Карточка 6. (С)

Замени имена прилагательные противоположными по значению и напиши словосочетания.

Образец. Грубый голос — нежный голос, грубый ответ — вежливый ответ.

1) Густой лес, густой суп. 2) Кислая ягода, кислое молоко. 3) Слабый ветер, слабые знания. 4) Чистый пол, чистое небо. 5) Горький сок, горькая доля.

Карточка 7. (А)

Подбери и напиши однокоренные имена прилагательные.

Лес - ....        Забота - ....

Зверь - ....        Осень - ... .

Боль - ....        Январь - ....

Гриб - ....        Дождь - ....

Восток - ....Пятно - ... .

Овёс - ....        Камень - ....

Орех - ....        Жесток - ....

Мех - ....        Разговор - ....

Карточка 8. (В)

К данным именам прилагательным подбери имена прилагательные, близкие по смыслу, но не однокоренные.

Отважный - ....        Знойный - ....

Печальный - ....        Морозный - ....

Невысокий - ....        Алый - ....

Могучий - ....        Недобрый - ....

Карточка 9. (С)

 Спиши пословицы, дописывая окончания.

 1)Умн.. книга, что тёпл.. дождь для всходов..

  1. Утренн.. роса - добр., слеза: ею лес умывается, с ночкой
    прощается.
  2. Дождлив., лето хуже осени.
  3. Добр., слава лежит, а худ., бежит.

Обозначь род имён прилагательных.

Карточка 10. (А)

Спиши имена прилагательные. Припиши к ним имена существительные, подходящие по смыслу.

  1. Яркое, ласковое, весеннее ....
  2. Изумрудная, шелковистая, мягкая ....
  3. Высокий, стройный, красивый ....
  4. Мягкий, тёплый, пушистый ....
  5. Дальняя, трудная, незнакомая ....
  6. Смешной, забавный, короткий ....

Определи род имён прилагательных, выдели их окончания.

Карточка 11. (В)

Поставь имя прилагательное в том же роде, что и указанные в скобках имена существительные. Выдели окончания прилагательных. Укажи их

эд.

м.р.         ж.р.              ср.р.

Образец. Новый дом, новая школа, новое здание.

Новый (дом, школа, здание). Красивый (костюм, шляпа, пальто). Дорогой (диван, кровать, зеркало). Зимний (день, ночь, утро). голубой (шарф, лента, платье). Синий (небо, река, костюм). Красный (пальто, платок, блуза). Тёплый (день, ночь, утро).

Карточка 12. (С)

 Спиши словосочетания. Рядом напиши их во множественном числе.

Утренний туман - ....        Резкий звук - ....

Утренняя заря - ....        Резкая речь - ....

Утреннее солнце - ....        Резкое замечание - ....

Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе?  Как определить род имени прилагательного, если оно стоит во множественном числе?

Карточка 6. (С)

 Прочитай отрывок из сказки А. С. Пушкина.

Живёт Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых.

До светла всё у него пляшет, Лошадь запряжёт, полосу вспашет, Печь затопит, всё заготовит, закупит, Яичко испечёт, да сам и облупит.

Из какой это сказки? Выпиши глаголы в два столбика: в 1-й - глаголы, отвечающие на вопрос что делает?, во 2-й - глаголы, отвечающие на вопрос что сделает?

Карточка 7. (А)

       Прочитай.

Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы. Поднялись олени. Всё живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.

(По Г. Федосееву.)

Спиши. В скобках перед глаголом напиши вопрос.

Карточка 8. (В)

         Прочитай.

Скр..пят клесты. Звенят с..ницы. См..ётся кукушка. св..стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н..гами. Между корней л..жит уж и стер..жёт их. Щёлкает белка. В лапах сосен м..лькает её пушистый хвост.

(По М. Горькому.)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения. Какой частью речи выражено сказуемое?

Карточка 9. (С)

От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика.

что делать?    что сделть?

Вязать, молчать, тянуть, тащить, чинить, цвести, качать, светить.

В словах 2-го столбика подчеркни безударные гласные, написание которых ты можешь объяснить.

Карточка 10. (А)

                 Прочитай.

Дождик крапал, моросил, Припускал, стучал, косил, Ливнем лил, стеной стоял, Барабанил, травы мял.

О. Григорьев

Спиши. Подчеркни глаголы. Какие ещё глаголы можно употребить о словом дождик!

Карточка 11. (В)

Кто больше? К данным именам существительным допиши глаголы, подходящие по смыслу.

Образец. Вода капала, текла, бежала, лилась, струилась замёрзла.

  1. Солнце палило, ..., ....
  2. Ветер дул, ........
  3. Река вилась, ...,... .
  4. Трава выросла, ..., ... .

Карточка 12. (С)

Спиши глаголы. Выдели приставку.

1) Отобедать, отварить, отекать, отточить; 2) обласкать, обогреть, обежать, ободрить; 3) подпевать, подождать, подобрать, подмигнуть, подумать.

Подчеркни безударную гласную в корне. Устно подбери проверочное слово.

Карточка 13. (А)

             Прочитай.

  1. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.
  2. От страха бледнеют, а от стыда краснеют.
  3. Надо так давать, чтобы можно было взять.
  4. По одёжке встречают, по уму провожают.
  5. Когда пушки говорят, соловьи молчат.

Спиши. Подчеркни глаголы, противоположные по значению.

Карточка 14. (В)

Спиши близкие по значению устойчивые словосочетания. Рядом припиши близкий по значению глагол.

  1. Водить за нос, кривить душой, ....
  2. Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши, ....
  3. Молоть языком, молоть вздор, ....
  4. Намылить голову, задать жару, ....

Слова для  справок: болтать, отругать, обманывать, бездельничать.

Карточка 15. (С)

Прочитай стихотворения-шутки Я. Козловского.

1)        - Это дом или печь?

  • Это доменная печь?
  • Что умеет эта печь?
  • Из руды железо печь?

2)        Вечеру дали
Бочку чернил.
Синие дали
Вечер чернил.

Спиши. Подчеркни слова, которые одинаково произносятся. К каким частям речи они относятся?

Карточка 16. (А)

Прочитай.

Зима недаром злится, Прошла её пора -Весна в окно стучится И гонит со двора. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит.

Ф. Тютчев

Выпиши сначала глаголы, которые говорят о зиме, потом глаголы о весне.

Карточка 17. (В)

Прочитай.

За столом сказала мать:

  • Хватить языком болтать!
    А сынишка осторожно:
  • А болтать ногами можно?

Г. Бойко

Что значит болтать языком! Что значит болтать ногами! Сколько значений у слова болтать!

Карточка 18. (С)

Прочитай отрывки из сказок А. С. Пушкина.

Вы, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы. Стал он кликать золотую рыбку.

Издалеча наконец Воротился царь-отец.

В сени вышел царь-отец, Все пустились во дворец.

«Кабы я была царица». -Третья молвила сестрица...

Выпиши выделенные глаголы. К каждому из них подбери и напиши близкие по значению, которые более употребительны в современном языке.

Карточка 19. (А)

Прочитай.

Сильные машины Уголь добывают, Славные машины Сеют кукурузу, Быстрые машины Перевозят грузы.

И. Холин

Умные машины Делают конфеты, Добрые машины Выдают билеты, Строгие машины Площадь подметают,

Выпиши глаголы по образцу.

Образец. Машины (что делают?) делают,

Карточка 5. (В)

Прочитай.

Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный. И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг - к зелёному листу. Лапой - хвать зелёный лист, Дескать, поиграем. «Не хочу», - парашютист Головой качает... Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова, Но шалун листок упал... Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном.

Выпиши словосочетания с именем прилагательным зелёный. Выдели окончания, определи падеж имени прилагательного.

Карточка 6. (С)

Прочитай.

Русская изба строилась без един., гвоздя, без железн.. скобы или стальн.. болта. Концы брёвен соединялись так, что держались друг за дружку. В каждом соснов.. бревне был спрятан кругл.. шип. Он тоже укреплял стену. Украшались дома деревянной резьбой.

Стоит на деревенек., улице такая изба-красавица, с кружевн.. наличником, с узорчат., балкончиком, с затейлив., крыльцом.

Спиши, вставляя пропущенные окончания. Определи род и падеж имен прилагательных в единственном числе, проверь их окончания по вопросам.

Карточка 7. (А)

Выпиши словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

      На поля, на сад  пустынный

      Первым снегом понесло.

      И сегодня над широкой

     Белой скатертью полей

    Мы простились с запоздалой

    Вереницею гусей.

И. Бунин

Выдели окончания имён прилагательных, укажи падеж.

Карточка 8. (В)

Спиши. Поставь имена прилагательные в нужном падеже. В скобках напиши вопросы. Укажи падеж имён прилагательных.

Любоваться (...?) (стройная, тонкая) рябиной. За (...?) (дальняя) рощей синело (...?) (большой) озеро). Доволен (...?) (интересная, полезная) экскурсией. Пошли к (...?) (густая, берёзовая) роще. Напились (...?) (чистая, холодная) воды.

Карточка 9. (С)

Выпиши из текста в таблицу имена существительные и имена прилагательные. Разбери их по данному образцу.

Слова

Часть речи

Вопрос

Число

Род

Падеж

старого леса

прил.    сущ.

какого? чего?

ед. ед.

муж. муж.

Р. Р.

Из-за стволов старого леса показалось болотце, густо поросшее осокой и мелкими кустарниками. Я нашёл его по звонкому кваканью лягушек.

Подхожу ближе и вдруг замечаю под широкими листьями что-то живое.

Змея. Я стал наблюдать за ней. Напротив змеи сидела лягушка.

Из раскрытой пасти змеи юрким червячком высунулся язык... Раз, другой, третий. И вдруг лягушка прыгнула навстречу змеиной пасти.

Я закричал на гадюку. Гадюка зло завертелась и скрылась. Мне говорили, будто змеи гипнотизируют добычу. А на самом деле никакого тут змеиного гипноза не было. Просто лягушка замечает только движущуюся добычу, вот она и бросилась на червячка.

А. Дорохов

Карточка 1. (А)

Прочитай.

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару...

И. Токмакова

Выпишите слова, отвечающие на вопрос что делает? Осинка (что делает?)...

Карточка 2. (В)

Прочитай.

И п..ля цв.лут,

И л..са шумят,

И л..жат в з..мле

Груды зол..та.

И во всех к..нцах

Света белого

Про тебя идёт

Слава громкая.

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы.

Карточка 3. (С)

Образуй от данных имён существительных глаголы. Напиши. Рассказ, разговор, крик, бег, свет, зелень, сад. С любым из записанных глаголов составь и запиши предложение.

Карточка 4. (А)

Выделенные имена существительные замени однокоренными глаголами.

Образец. Погрузка багажа - (что делать?) грузить багаж.

  1. Доставка почты -(ч т о сделать?)... .
  2. Посадка деревьев - (ч т о сделать?) ... .
  3. Побелка квартиры -(что сделать?)....

Карточка 5. (В)

Образуй от данных имён прилагательных глаголы. Напиши. Светлый, грустный, молчаливый, жёлтый, синий, весёлый, белый, сторожевой.

Карточка 13. (А)

         Выпиши сначала словосочетания с именами прилагательными в единственном числе, а затем во множественном. Выдели окончания.

ЧЕМ СЛАВИТСЯ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ.

Вологодские кружева, дымковская игрушка, валдайские колокольчики, тульские самовары, сибирские пельмени, палехская шкатулка, жостовский поднос, антоновское яблоко, московский пряник, уральские самоцветы, рязанский сарафан.

Как изменяются имена прилагательные?

Карточка 14. (В)

Прочитай устойчивые сочетания и их значение.

Зелен., улица - свободный путь. Зелен., огонёк - свободное такси. Зелен., поле - футбольное поле. Зелен., патруль - люди, охраняющие лес. Зелен., друг - лес.

Бел., олимпиада - зимняя олимпиада. Бел., голова - седая голова. Бел., экран - экран кино. Бел., мухи - первый снег. Бел., золото - хлопок.

Выпиши устойчивые словосочетания с именами прилагательными, обозначающими цвет, допиши окончания.

Карточка 75. (С)

С данными однокоренными прилагательными составь и напиши словосочетания с подходящими по смыслу именами существительными.

занятие, платье гражданин, поведение малыш, объяснение ваза, завод колесо, зверёк человек, подарок

праздный, праздничный почётный, почтительный понятный, понятливый стекольный, стеклянный запасной, запасливый памятный, памятливый

Выдели родовые окончания имен прилагательных.

Карточка 1. (А)

Спиши словосочетания. Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончания.

Свежей зеленью, серебристым инеем, молодого месяца, под проливным дождём, в старом доме, удивительную красоту, свежий

ветер, ранним утром, к морскому берегу, у дальнего озера, в соседнюю рощу.

Карточка 2. (В)

       Прочитай.

Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.

М. Жилин

Спиши. Обозначь падеж и род имён прилагательных.

Карточка 3. (С)

Прочитай.

Удивительный это камень - янтарь. Его применяют в ювелирном деле, в сельском хозяйстве. В старину медики делали из прочного янтаря сосуды для хранения крови. Янтарным лаком покрывали дорогие скрипки.

В мире встречается янтарь жёлтого, голубого, чёрного, вишневого цвета. Учёные пытаются разгадать тайну этого тёплого солнечного камня.

(По Ю. Строганову.)

Выпиши словосочетания имён существительных с именами прилагательными, определи падеж.

Карточка 4. (А)

Спиши словосочетания. Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончания.

В тёплом пальто, мелкую рыбешку, чудесным запахом, в еловом лесу, под тенистым дубом, к душистой черёмухе, на зимнюю одежду, в тенистой аллее, на горной вершине, от птичьего говора, в глубоком овраге, от рыхлого снега.

Карточка 6. (С)

Прочитай.

НА ПОЛЕ ЛЕТОМ.

Весело в июле на ... полях. Волнуется ... рожь, Около дороги спрятался ... горох. Подальше от дороги видны ... цветочки льна. Над полем вьётся ... жаворонок. Зорко смотрит с ... вышины ... орёл. Видит он ... мышку, которая спешит в свою норку.

Спиши, вставляя вместо точек имена прилагательные. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи род.

Карточка 7. (А)

Подбери к данным именам существительным как можно больше имён прилагательных.

Бассейн ....        Скатерть ....

Карточка 8. (В)

Составь и напиши словосочетания с именами существительными, данными в скобках.

Душистый (сено), чудесный (картина), пушистый (белка), живой (беседа), жирный (пятно), чуткий (камыш), пожилой (мужчина), щавелевый (кислота), частый (дождь), жилой (дом).

- Какое окончание имеют имена прилагательные мужского рода под ударением и без ударения? Подчеркни сочетания шипящих с гласными.

Карточка 9. (С)

Говори правильно!

К данным именам существительным подбери имена прилагательные и напиши словосочетания.

Шампунь (м. р.)... .        Яблоко (ср. р.) ... .

Повидло (ср. р.)                Тюль (м. р.) ... .

Путь (м. р.) ....        Полотенце (ср. р.)        

Туфля (ж. р.) ....        Картофель (м. р.)... .

Фасоль (ж. р.) ....        Кофе (м. р.)....

Карточка 10. (А)

Напиши словосочетания, употребляя одно и то же имя прилагательное с разными существительными.

какой?        какая?        какое?

яростный бой        ... атака        ... сражение

доблестный труд известный писатель прелестный уголок устный ответ

армия книга картина . речь

... войско ... событие ... местечко

Какая орфограмма встретилась в написании имён прилагательных? Подчеркни её. Устно подбери проверочные слова.

Карточка 11. (В) Прочитай отрывки из стихотворений Ф. Тютчева.

1) В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное.

2) Мы ж лёгкое племя, Цветём и блестим И краткое время На сучьях гостим.

3) Всё красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!..

4) С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный -Всё вторит весело громам.

Выпиши словосочетания имён существительных с именами прилагательными. Выдели окончания имён прилагательных, определи род.

Карточка 12. (С)

Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Припиши к ним название предметов, у которых есть такие признаки.

Образец. Волевой, сильный, ловкий человек.

Нов.., высок.., каменн         Звонк.., задорн.., весел        

Краен.., бархата.., наряди        Внезапн.., сильн.., лети        

Проливн.., мелк.., спор        Белоствольн.., кудряв.., стройн        

Карточка 22. (А)

 Спиши. Подчеркни имена прилагательные.

У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.

А. Пушкин

Выдели окончания имён прилагательных, определи род.

Карточка 23. (В)

Составь сочетания имен существительных с прилагательными. Напиши, вставляя нужные окончания. Выдели окончания. Определи род имён прилагательных.

Сладк.. (печенье, сон). Горяч., (солнце, пора). Лёгк.. (портфель, задача). Мелк.. (озеро, ягода).

Карточка 24. (С)

                     Прочитай.

Погляди-ка,

Погляди-ка,

Что за красный огонёк!

Это дикая гвоздика

Новый празднует денёк.

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик. Подрастёт - нарядится

В беленькое платьице: Легкое, Воздушное,

                Ветерку послушное.

Е. Серова

Спиши. Выдели окончания имён прилагательных, определи род. Разбери по составу выделенные слова.

Карточка 1. (А) Прочитай.

Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!

Чудесный цветок радует наш взор. У него нежный, тонкий аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота.

Спиши. Выдели родовые окончания имён прилагательных. Обозначь их род. Подчеркни имя существительное, от которого зависит прилагательное.

Карточка 2. (В)

Замени выделенные слова именами прилагательными. Напиши словосочетания.

Платье из шёлка, ящик для почты, растение в теплице, сок вишни, небо осенью, гайка из стали, вагон для багажа, парк в городе, долька апельсина, забавы зимой.

Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их число и род.

Карточка 3. (С)

Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке указанных значений. Вставь окончания. Укажи род имён прилагательных.

1) Незначительный по величине. 2) Неглубокий. 3) Ничтожный, уродливый.

Мелк.. душа, мелк.. деньги, мелк.. тарелка, мел к., озеро, мелк.. почерк, мелк.. река, мелк.. поступок, мелк.. буква.

Карточка 4. (А)

Кто больше? Подбери к данным именам прилагательным как можно больше имён существительных.

  1. Прочный (прочная, прочное, прочные) ... ;
  2. Целебный (целебная, целебное, целебные) ... .
  3. Серьёзный (серьёзная, серьёзное, серьёзные)... .

Карточка 5. (В)

 Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные окончания.

РУССКАЯ МАТРЁШКА.

Матрёшка - это деревянн.. кукла. Русск.. мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румян., лицо, син.. глаза, ал., губки, соболин.. брови. Наряди., шаль и ярк.. платье дополняют красоту игрушки. Русск.. матрёшка -лучш.. подарок.

А недавно матрёшка заговорила. Внутри неё поместили ма-леньк.. радиоприёмник. Так появился нов., сувенир.

Найди в тексте слово, близкое по значению к слову сувенир.

Карточка 6. (С)

Спиши.

ЛЕТНИЕ ГРОЗЫ.

Летние грозы проходят над землёй и падают за горизонт. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах.

Радуга сверкает над сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

(По К. Паустовскому.)

Подчеркни глаголы. Определи число глаголов.

Карточка 7. (А)

Спиши, заменяя единственное число множественным.

Соловей поёт. Жаворонок звенит. Иволга свистит. Сорока трещит. Дятел стучит. Клёст скрипит. Комар пищит. Каким членом предложения являются глаголы?

Карточка 8. (В)

       Прочитай.

Последние косые лучи осеннего солнца золотят унылую степь. Шелестят сухие травы. В вечернем воздухе кричат вороны. Над курганами плывут лёгкие облака. Ярко горят огоньки ночного костра.

Спиши, употребляя глаголы в единственном числе. Подчеркни подлежащие и сказуемые.

Карточка 9. (С)

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Ласточки хв..тают насекомых на лету. Дятел дост..ёт пищу из-под к..ры. Скв..рцы, грачи ловят гусениц на з..мле. В..сёлая, юркая синичка каждую веточку осмотрит, в каждую щёлочку заглянет и быт..щит злых гусениц.

Определи число глаголов. Укажи части речи в первом предложении.

Карточка 1. (А) Прочитай.

  1. Старый заяц сено косит,
    А лиса сгребает.
    Муха сено к возу носит,
    А комар кидает.
  2. Радужная арка
    Запылала ярко,
    Разукрасила траву,
    Расцветила синеву.
    Блещет радуга-дуга,
    Сквозь неё видны луга.

С. Маршак

Выпиши глаголы. Определи время.

Карточка 2. (В)

                Отгадай и спиши загадки. Подчеркни глаголы. Определи время.

В воде она живёт. Нет клюва, а клюёт.

Под соснами, под ёлками ползёт мешок с иголками.

В воде купался, а сухим остался.

Пёстрая кукушка ловит лягушек.

Не зверь, не птица, нос как спица, летит - кричит, сядет -
молчит.

Карточка 3. (С)

Спиши. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Свистит косая метель. Белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, за машинами. Тонут в белых холмах заборы.

(По Н. Сладкову.)

Определи время глаголов.

Карточка 12. (С)

Спиши. Поставь данные в скобках глаголы в прошедшем времени.

Свежая струя (пробежать) по моему лицу. Я (открыть) глаза: утро (начинаться). Еще нигде не (румяниться) заря, но уже забелелось на востоке. Бледно-серое небо (светлеть, холодеть, синеть). Звезды то (мигать) ярким светом, то (исчезать).

Карточка 1. (А) Прочитай. Спиши. Подчеркни глаголы с не.

                                                 Чистая, отборная

 В нашем поле рожь.

Даже травку сорную

В ней ты не найдёшь

                                                    Не найдёшь, не найдёшь

                                                  Синего цветка.

                                                 Не сорвёшь, не сорвёшь

                                                  В поле василька.

Карточка 2. (В)

Прочитай.

Пчела - особое существо. Она очень бережно относится к цветам. Не повредит клеток растения, не прокусит кожицу, не сомнёт лепестков. Ей нужен нектар и пыльца. За эти дары она и сама одаривает щедро.

Карточка 3. (С)

   Прочитай шуточное стихотворение.

Я согласен даже (НЕ)

Рисовать на карте!

Я согласен даже (НЕ)

Танцевать на парте!

Но не смейте делать мне

 Никаких упрёков,

Если даже я и (НЕ)

Выучу уроков.

Завести велели мне

 Новые привычки:

 Никогда девчонок (НЕ)

Дёргать за косички!

 Никогда с братишкой (НЕ)

Драться за обедом!

На уроках больше (НЕ)

Говорить с соседом!

Ю. Вронский

Спиши, раскрывая скобки. Как пишется не с глаголами?

Карточка 4. (А)

 Спиши пословицы. Подчеркни не с глаголами.

  1. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  2. Без правды не живут, а только маются.
  3. Неправдою свет пройдёшь, да назад не воротишься.
  4. Ржавчина на железе, а неправда в человек не утаится.
  5. Не спеши языком, торопись делом.
  6. Не сиди сложа руки - не будет скуки.
  7. Ссора до добра не доведёт.

Карточка 5. (В)

Прочитай.

МИНУТА ЧАС БЕРЕЖЁТ.

Мы стараемся всё делать вовремя. Мы (не) забываем с вечера уложить портфель. Никогда (не) опаздываем на уроки. Все задания выполняем аккуратно, чтобы (не) переписывать и (не) переделывать. Объяснение учителя слушаем внимательно, (не) отвлекаемся. Поэтому (не) тратим много времени на домашние задания. У нас всегда есть время для спорта и отдыха.

Спиши, раскрывая скобки.

Карточка 6. (С)

Говори правильно! Прочитай, как надо произносить глаголы быть и жить с не в прошедшем времени.

Не был, не было, не были, не была.

Спиши. Подчеркни не перед глаголами.

Карточка 5. (В)

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Укажи время глаголов.

П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к земле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным ковром. Корешки хлеба сохранятся невредимыми. Весной они выгл..нут на свет зелёными стебельками.

Карточка 6. (С)

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Уж тает сне.., б..гут руч..и, В ..кно повеяло в..сною... Засвищут скоро с.ловьи, И лес оденется л..стбою! Чиста н..бесная лазурь, Т..плей и ярче со..нце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

А. Плещеев Подчеркни глаголы. Определи время.

Карточка 7. (А)

Выпиши глаголы будущего времени. Напиши вопросы, на которые

они отвечают.

Верь, брат, времечко настанет, Сгонит снег с полей весна, Тихо с неба солнце глянет, Зацветёт твоя страна.

Я. Колас

Карточка 8. (В)

Прочитай.

В марте летят к нам грачи - первые вестники весны. В апреле журчат ручьи, цветут подснежники. Плывут в небе лёгкие облака. В мае гремят первые грозы. Земля буйно цветёт.

- В каком времени употреблены глаголы в тексте? Замени данные глаголы однокоренными глаголами в будущем времени. Напиши текст.

Карточка 9. (С)

        Прочитай сказку.

Жило-было у зелёного лукоморья чудо-дерево. А в болоте, за рекой, жила смерть. Не раз подкрадывалась она к великану. То морозом ударит по стволу, то бурю нашлёт, чтобы вырвать с корнем. Но не просто убить богатыря. Крепко стоял богатырь против врагов. Поливал их жаркой смолой, а сам, как кольчугой, прикрывался крепкой корой. А когда пришло время умереть, чудо-дерево исчезло. А вместо него выросло целое богатырское племя.

(По С. Гейченко.)

Выпиши глаголы в прошедшем времени.

Карточка 10. (А)

К именам существительным допиши подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени.

  1. Волна ..., ..., ..., ....
  2. Река..., ..., ..., ... .
  3. Робот...,...,...,....

Слова для справок: щебетать, кроить, реять, убегать, играть, считать, порхать, нахлынуть, протекать, петлять, щёлкать, хлестать, бушевать, чертить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые карточки по русскому языку. 3-4 класс

Карточки (3 уровня) для проверки знаний детей по темам: "Имя существительное". "Имя прилагательное", "Глагол", "Местоимение", "Состав слова". "Приставка и предлог. Разделительные Ь и Ъ"....

Разноуровневые карточки по русскому языку для 3 класса

В данном пособии представлены разноуровневые карточки по русскому языку по основным темам программы 3 класса...

Разноуровневые карточки по русскому языку для 4 класса

Карточки по теме "Морфология" закрепляют знания детей по теме "Глагол", "Имя существительное", "Имя прилагательное", Местоимение", "Предлоги и приставки"....

Разноуровневые карточки по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Разноуровневые карточки по русскому языку 3 класс УМК Гармония...

Разноуровневые карточки по русскому языку 1-2 класс

Разноуровневые карточки по русскому языку 1-2 класс...

Разноуровневые карточки по русскому языку 4 класс.

Разноуровневые карточки по русскому языку для 4 класса, направленные на закрепление знаний изученных орфограмм....