Технологическая карта урока "Буква мягкий знак и его особенности"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Макарова Ольга Владимировна

Урок обучения грамоте  "Буква мягкий знак и его особенности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_i_ego_osobennosti.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Буква ь (мягкий знак) и его особенности

  1. Макарова Ольга Владимировна
  2. МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» г.Серпухов
  3. Учитель начальных классов
  4. Русский язык, литературное чтение (обучение грамоте)
  5. 1 класс
  6. Буква ь (мягкий знак) и его особенности (1 урок)
  7. Программа «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
  8. Цель урока: создание условий
  1. для овладения обучающимися знаний о букве ь (мягкий знак),
  2. для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных),
  3. для формирования чувств гражданственности, патриотизма.
  1. Урок изучения нового материала.
  2. Основные термины и понятия: звук, буква, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова,  предложение
  3. АРМ, СРП, ИСР.
  4. Планируемые результаты:

Предметные умения

Правописные умения:

- каллиграфически правильно писать букву ь;

- каллиграфически правильно писать  сочетания, слова с буквой ь;

 -правильно списывать слова и предложения,

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом. 

Учебно-языковые умения:

 - проводить звуко-буквенный анализ слова;

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

Речевые умения:  

- правильно называть буквы русского алфавита.

 -  составлять слова из букв

 - составлять предложение из слов;

 - объяснять лексическое значение слова.                         

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Учебник «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, пропись «Мои волшебные пальчики» (5ч.) О.В. Пронина, компьютер, медиапроектор, презентация в Power Point «Буква Ь».

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Время (в мину-тах)

1

Адаптационный этап

Адаптировать уча-щихся к деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности.

Высказывают предположе-ния об организации рабочего места.

Вступают в диалог с учи-телем и одноклассниками. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.

Участвует в беседе:

«Как организовать рабочее место?» Благодарит учащихся за высказывания.

1 мин.

2

Выявить предвари-тельные знания уча-щихся о звуках русского языка и определить их границы.

Классифицируют пред-ложенные учителем буквы на гласные и согласные, определяют согласные звуки твёрдые и мягкие, гласные, обозначающие два звука, указывающие на мягкость и твёрдость предшествующих согласных.

Демонстрирует  презентацию.

Организует работу со слайдом.

4 мин.

2

Создание проблемной ситуации.

Уметь определять, обозначает ли звуки буква ь.

Выполняют звуко-буквен-ный анализ слова «соль», составляют схему слова.

Обозначают предложенный звук буквами.

Формулируют учебную задачу.

Демонстрирует  презентацию.

Организует работу со слайдом.

4 мин.

4

Основной этап

Выявить функцию буквы ь в словах рус-ского языка. Разреше-ние интеллектуаль-ного затруднения. Выдвижение гипотезы о значении ь на основе анализа слов.

В процессе обсуждения высказываю мысль о том, что буква ь не обозначает звука.

Наблюдают за словами по предложенному учителем плану. Обращают внимание, что звуков больше, чем букв. Делают вывод о функции буквы ь в языке.

Фиксирует высказанные предположения учеников.

Организует исследование слов «гусь», «конь», «лось» по плану.

6 мин.

Творческий этап

Первичное  закрепле-ние знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения при работе с учебником.

Формировать умение находить и выделять необходимую информацию.

Читают сочетания с буквой ь.

Читают слова, объясняют значение слов.

Выдвигают предположения о содержании текста.

Читают текст «московский Кремль». Проверяют выска-занные предположения.

Вступают в диалог с учителем и одноклас-сниками. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.

Организует работу с учебником (с.154).

Предлагает предположить содержание текста по опорным словам.

Организует беседу по содержанию текста.

9 мин.

Каллиграфически правильно писать букву ь, списывать слова с буквой ь. Понимать  учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Высказывают предположе-ния о написании буквы ь.

Высказывают мнение, где найти нужную информацию.

Анализируют строчную букву ь. Показывают направление движение руки при написании буквы ь.

Выполняют работу в прописи.

Анализируют слова: был-быль, кон-конь, угол-уголь. Объясняют лексическое значение слов. Выясняют, какое влияние оказывает буква ь на лексическое значение слова.

Организует беседу.

Организует работу в прописи с.35.

7 мин.

Повысить уровень формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.

Осуществлять анализ учебного материала, самоконтроль.

Под руководством учителя анализируют задания на предмет определения уровня их сложности.

Выбирают задание в соответствии со степенью усвоения учебного материала. Выполняют задания. Проводят самопроверку, сверяя написанное с образком

Предлагает на выбор выполнить разноуровневые задания:

  • Переставить буквы, чтобы получились слова. Подчеркнуть букву ь.
  • Составить предложение из слов и записать его. Обозначить цифрой количество звуков в слове.
  • Составить текст из трёх предложений и записать его. Подчеркнуть слово, где звуков больше, чем букв.

9 мин.

Давать оценку дея-тельности на уроке. Саморефлексия.

Фиксируют учебные задачи, поставленные на уроке.

Рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях.

Отмечают слово «я» на выбранной шкале.

Организует работу в парах.

Организует саморефлексию.

5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....

технологическая карта «Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова».

Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода....

Технологическая карта урока математики : «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»(УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока математики «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:...

Технологическая карта урока математики «Знаки «+», «-», «=» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с названием и значением знаков «+», «-»,«=».Задачи урокаДидактические:•   знать...

Технологическая карта урока математики « ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условия для ознакомления со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно»; развитие навыков счё...

Технологическая карта урока математики "Знаки «больше», «меньше», «равно»", 1 класс, УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о знаках сравнения; развитие навыков сравнения и счётаЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся со знаками «...