Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету "русский язык". УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Учебник Н.В. Нечаевой .
    рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

    Рабочая программа по учебному предмету "русский язык".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_russkiy_yazyk_zankov.docx87.45 КБ

    Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №9»

    Энгельсского муниципального района Саратовской области

    «Согласовано»

    Руководитель  МО

    ________  /Е.Р. Иващенко/

    Протокол  №1    

    от   «28» августа  2014г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ЭМР

    ___________    /Н.В. Николаева/

    «02»  сентября    2014г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ «СОШ №9» ЭМР

    ___________  /С.Ф. Родионова/

    Приказ №868

    от  «05» сентября 2014г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

    по учебному предмету «русский язык»

    для учащихся 4 «А» класса

    на 2014-2015 учебный год

    Составитель:

    Авдейчик Елена  Алексеевна,

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории


    Пояснительная записка

              Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 «А» класса, разработана на основе Примерных программ по русскому языку Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Н.В. Нечаевой «Русский язык», утвержденной Министерства образования и науки  Российской  Федерации.

    Программа предназначена для обучения учащихся 4 класса средней общеобразовательной  школы.

                    Цель курса.

    Организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной речевой деятельности в устной и письменной формах, в том числе и включение в проектно - исследовательскую  деятельность.

    Учебный предмет «Русский язык» является составляющей обязательной части учебного плана.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

    В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

    Задачи курса:

    •  сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
    • способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
    • сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
    • овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
    • уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
    • овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать

    знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

            Основные  составляющие учебно-воспитательного процесса.

    Основой  курса «Русский язык» является  система развивающего обучения  Л. В. Занкова. Применяются технологии: развивающего обучения, ИКТ, исследовательские,  интерактивные,  игровые,  здоровьесберегающие,  метод проектов.

    Формы организации учебного процесса: 

    1. уроки:  комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний,

    путешествие, сочинение, интеллектуальная игра, исследование, интегрированные;

    1. проекты: информационные, исследовательские, социальные;

            Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС.         

            Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

    – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;        – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

    – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    – интерес к изучению языка;

    – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

            Средством достижения этих результатов служат тексты учебников,

    вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

            Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

            Регулятивные УУД:

    – самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

            Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

            Познавательные УУД:

    – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

    – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

    – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

    – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    – пользоваться словарями, справочниками;

    – осуществлять анализ и синтез;

    – устанавливать причинно-следственные связи;

    – строить рассуждения.

            Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

            Коммуникативные УУД:

    – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

    – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

    – высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    – задавать вопросы.

            Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» является сформированность следующих умений:

    – произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

    – производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

    – правильно писать слова с изученными орфограммами;

    – видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами,

    графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

    – находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

    – пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

    – различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

    – ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

    – производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

    – разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

    – писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

    – читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.

    -делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

    – воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

    – создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

    Развитие компетентностей.

    Коммуникативные компетентности:

    - отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога;

    - уметь принимать помощь;

    - уметь  отказаться от своего решения ради блага коллектива;

    -уметь принять других людей, как ценность;

    - проявлять качества личности: уважение к людям,  доброжелательность, стрессоустойчивость, альтруизм, неконфликтность, оптимизм, ориентация на успех.

    Информационные компетентности:

    -  формулировать предварительные ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

    - поводить наблюдения / эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей;

    - работать по плану, сверять свои действия с задачей и, при необходимости исправлять ошибки;

    - систематизировать извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры.

      Компетентность разрешения проблем:

    - уметь определять цель своей деятельности, т.е. умение увидеть проблему и выразить её;

    - составлять план  действий по решению проблемы;

    -  осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с планом и целью, поправляя себя при необходимости;

    -  уметь  оценивать результативность своей деятельности, оценив собственное продвижение.

    Содержание учебного предмета "Русский язык"

      (5 часов  в неделю)

    УМК  Н.В.Нечаевой «Русский язык»

    по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    № п/п

    Тематический блок

    Кол-во часов

    Разделы

    Что нужно для общения.

    16 ч

    Обращение.

    11 ч

    Части речи.

    7 ч

    Склонение имен существительных.  

    17ч

    Склонение имен прилагательных .

    17ч

    Местоимение.

    17ч

    Грамматические признаки глагола.

    46ч

    Сложное предложение.

    9 ч

    Наречие.

    13ч

    Законы языка в практике речи.

    Всего:

    161ч

    Практическая часть

    Контрольные диктанты.

    8

    Тестирование.

    7

    Словарные диктанты .

    2

    Контрольные словарные диктанты.

    3

    Обучающее сочинение.

    7

    Обучающее изложение.

    2

    Контрольное изложение.

    1

    Контрольное списывание.

    1

    Количество уроков с использованием ИКТ.

    30 %

    Количество проектов.

    5

    Количество исследовательских работ.

    2

    Темы проектов,  исследовательских работ

    № п/п

    Тема проектов,  исследовательских работ

    Сроки реализации

    1.

    Информационный проект «Афоризмы» по теме «Крылатые слова и выражения».

    03.04 – 06.04

    2.

    Информационный проект «Наречие» по теме «Музей наречий».

    17.04 – 07.05

    3.

    Информационно-исследовательский проект    «Жизнь замечательных людей»  по теме «Великие люди России».

    09.09

    4.

     Информационно-исследовательский проект  «Секреты русского языка» по  теме «Банк  орфографических правил»

    02.09 – 22.05

    5.

    Прикладной проект «Информационный стенд  по русскому языку» по  теме «В стране частей речи»

    10.10 - 17.10

    6.

    Исследовательская работа  «Местоимение»   по теме «Грамматические  признаки  личных местоимений».

    17.12

    7.

    Исследовательская работа   «Орфография» по теме «Почему дети допускают много орфографических ошибок»

    26.01

    Тематическое планирование

    по русскому языку (5 часов в неделю)

    УМК  Н.В.Нечаевой « Русский язык»

    по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    урока

    Наименование тем  уроков

    Виды деятельности учащихся

    Дата проведения

    План

    Корректировка

    1 триместр

    Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование. Информационно-исследовательский проект «Банк  орфографических правил» по  теме «Секреты русского языка»

    Определять части речи и члены предложения, однородные члены предложения, объяснять расстановку знаков препинания при них. Определять состав слова, склонение имени существительного и прилагательного. Выполнять морфологический разбор имени существительного. Выделять грамматические признаки глагола.

    02.09

    Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений.  Редактирование текста телеграммы

    Составлять и редактировать текст телеграммы. Объяснять лексическое значение слова, состав слова. Обосновывать правописание слов с  непроверяемыми гласными (словарные слова).

    Характеризовать окончание как средство связи слов в предложении и как грамматический показатель.

    03.09

    Текст, стиль, тип, признаки.  Обучающее  сочинение на свободную тему.

    Объяснять орфоэпические и орфографические нормы. Обосновывать правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных.

    Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм.

    04.09

    Анализ и редактирование текста сочинения. Текст, тема, заголовок, основная мысль.

    Актуализация знаний: определять склонение существительных, зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного; однородные члены. Решение орфографических задач: объяснять правописание безударных окончаний имени существительного и прилагательного, слова с непроверяемыми орфограммами.

    05.09

    Работа со словарём, словарной статьёй. Синонимы, стилистически окрашенные слова

    Выполнить письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы. Находить имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. Решать орфографические задачи.

    08.09

    Диалог. Преобразование предложения.  Информационно-исследовательский проект «Жизнь замечательных людей»  по теме «Великие люди России».

    Определять глагол и отглагольные существительные. Называть падеж имен существительных, влияние изменения падежа существительного на смысл предложения.Актуализация знаний: определять существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Решение орфографических задач: характеризовать роль мягкого знака, правописание Ь после шипящих.

    09.09

    Обобщение знаний, систематизация по разделам. Тестирование по теме «Правила правописания корня »

    Решение орфографических задач: объяснять правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных, букву удвоенного согласного, Ь в конце слова, в т.ч. после шипящих, буквы парных согласных, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Лексическая работа: определять эпитеты, их роль.

    10.09

    Обобщение знаний, систематизация по разделам.  Правописание безударных окончаний имен  существительных и имен  прилагательных.

    Оценивать собственную работу, анализировать и исправлять допущенные ошибки.

    11.09

    Описание как тип текста. Роль союза но.

    Актуализация знаний: определять члены предложения (главные, второстепенные), однородные члены предложения и знаки препинания при них, части речи.

    Решение орфографических задач: объяснять правописание безударных окончаний имен прилагательных. Называть грамматические признаки существительных, глаголов. Выполнять морфологический и фонетический разбор.

    12.09

    Роль Ь и Ъ знака. Работа с репродукциями

    Работать с репродукциями картин. Называть глагол и отглагольные (без введения понятия) существительные. Выполнять морфологический и морфемный разбор имен существительных, сложных слов.

    15.09

    Эпитеты, их роль в тексте. Правописание о-ё после шипящих и ц, ы-и  после ц.

    Актуализация знаний: выполнять  разбор слова по составу. Решение орфографических задач: объяснять написание гласных  -о, -ё после шипящих и ц, -ы, -и после ц, правописание словарных слов.

    16.09

    Входной мониторинг предметных результатов (диктант с грамматическими заданиями).

    17.09

    Урок коррекции знаний. Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном и предложном падежах.

    Разбор текста на предмет его сокращения. Называть грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением.

    18.09

    Лексическая сочетаемость слов.

    Актуализация знаний: находить словосочетания, определять падеж и склонение имен существительных. Решение орфографических задач: обосновывать написание словарных слов, орфограмм гласного и согласного.

    19.09

    Определение лексического значения слова. Словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость.

    Словарный диктант.

    Актуализация знаний: определять члены предложения и части речи, склонение и падеж, находить родственные слова, выполнять разбор слов по составу, объяснять способы словообразования. Решение орфографических задач: обосновывать правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках.

    22.09

    Работа над ошибками. Фразеологизмы, их роль в языке.

    Работать со словарной статьей.

    Анализировать высказывания. Решение орфографических задач: обосновывать правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках.

    23.09

    Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи.

    Определять части речи, которыми возможно выразить обращение. Называть виды предложений с обращениями по цели высказывания.

    24.09

    Виды предложений с обращениями по цели высказывания.

    Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм. Актуализация знаний: называть грамматические признаки существительного.

    25.09

       Выделение обращения в устной и письменной речи.

    Актуализация знаний: выполнять фонетический анализ слов, определять состав слова, разбирать слова по составу. Решение орфографических задач: характеризовать правописание парных согласных, суффикса -ек-. Лексическая работа: определять этимологию слова, работать со словарной статьей.

    26.09

    Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки).

    Лексическая работа: составить характеристику человека, проанализировать происхождение фамилий. Обосновывать обособление обращений. Актуализация знаний: называть члены предложения, части речи, характеризовать местоимение как часть речи, роль местоимений.

    29.09

    Обособление обращений.

    Анализировать  предложения с обращениями. Актуализация знаний: определять состав слова, объяснять чередование, возникающее при образовании новых слов; выполнять фонетический анализ слов. Лексическая работа: находить синонимы, работать со словарной статьей.

    30.09

    Решение орфографических задач: выбор предлога о и об, правописание суффиксов_ек_, _ик_. Этимология фамилий. 

    Лексическая работа: определять стилистические особенности научного стиля, происхождение фамилий; находить стилистически окрашенную лексику (роль уменьшительно-ласкательных суффиксов).

    01.10

    Текст. Исследовательская работа «Стилистические особенности научного стиля» по теме «Происхождение фамилий»

    Применять изученные правила при записи под диктовку.

    02.10

       Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения.

    Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов.

    03.10

    Обучающее изложение. «В.А. Серов»

    Определять средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения. Работать с репродукциями картин. Лексическая работа: открытка как вид текста, составить текст открытки.

    06.10

    Анализ и  редактирование текста изложения.  Средства устного общения, инсценирование.

    Актуализация знаний: находить словосочетание, определять грамматические признаки существительного и глагола, разбирать слова по составу, определять роль местоимений в речи, изменять местоимения по падежам; определять падежи, склонение существительных. Решение орфографических задач.

    Текст, тема текста, составление плана; лексическая работа: определять значение слова, находить синонимы.

    07.10

    Обобщение знаний по теме «Обращение».

    Решать орфографические задачи. Использовать средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: определять этимологию слова, использовать этимологический словарь.

    08.10

    Части речи: самостоятельные и служебные. 

    Составлять монологическое устное или письменное сообщение с опорой на заданный текст. Называть грамматические признаки частей речи. Решение орфографических задач: объяснять написание словарных слов.

    09.10

      Грамматические признаки частей речи.  Прикладной проект «Информационный стенд по русскому языку» по теме  «В стране частей речи».

    Определять грамматические признаки частей речи. Называть роль служебных частей речи (союзов, частиц). Лексическая работа: определять влияние приставки на значение слова. Актуализация знаний: определять склонение, падеж имен существительных.

    10.10

    Инструкция как вид текста. Составление инструкции «Как научиться летать паучку»

    Характеризовать части речи и члены предложения. Лексическая работа: текст, инструкция как вид текста, стилистические особенности инструкции, составление инструкции. Решение орфографических задач.

    13.10

      Тестирование по теме «Части речи». Имя существительное как часть речи.

    Определять грамматические признаки имени существительного. Обосновывать согласование существительного с прилагательным. Объяснять изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Называть окончания существительных 1, 3 склонения в форме Р., Д., П. падежей. Решение орфографических задач: объяснять правописание падежных окончаний существительных, словарные слова.

    14.10

    Грамматические признаки имени существительного.

    Выполнять фонетический и грамматический анализ слова. Работать с репродукцией картины. Актуализация знаний: характеризовать обращение. Выделять обращения в устной и письменной речи. Называть части речи, которыми возможно выразить обращение. Согласование существительного и прилагательного. Объяснять правописание безударных окончаний прилагательных.

    15.10

    Окончания существительных 3 склонения в Т.п.

    Лексическая работа: объяснять значение слов и выражений, лексическую сочетаемость, подбирать синонимы. Составлять описание (устное или письменное) на заданную тему. Актуализация знаний: определять состав слова, разбирать слова по составу. Решение орфографических задач.

    16.10

    Разбор слова по составу.  Защита проекта «В стране частей речи».

    Объяснять согласование существительного и прилагательного.

    Актуализация знаний: находить обращения, выделять обращения в устной и письменной речи.

    17.10

    Склонение существительных 1, 2 и 3 склонений.

    Определять окончание как грамматический показатель.

    Актуализация знаний: находить обращение.

    20.10

     Сочинение - описание «Милый сердцу уголок».

    21.10

    Анализ и  редактирование текста сочинения.  Правописание безударных гласных –и /-е в окончаниях существительных единственного числа.

    Проанализировать допущенные ошибки.

    22.10

     Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей. Окончание как грамматический показатель. 

    Определять окончание как грамматический показатель. Лексическая работа: находить синонимы, эпитеты.

    23.10

    Склонение одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных.

    Актуализация знаний: определять одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные существительные. Склонять одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные.

    24.10

      Наиболее употребимые формы имен существительных в разных стилях речи.

    Выполнять краткое изложение текста. Сравнивать падежные формы в научном и художественном текстах. Различать существительные 2 склонения в форме Р. и В. падежа.

    27.10

     Различие существительных 2 склонения в форме Р.и В. падежей. 

    Лексическая работа: определять синонимы, лексическую сочетаемость. Работать с репродукциями картин. Самостоятельно составлять рассказ (устный или письменный) на основе текста и репродукций картин.

    28.10

    Склонение существительных в форме множественного числа.  

    Актуализация знаний: выделять обращение, объяснять знаки препинания при обращении. Решение орфографических задач.

    29.10

    Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа»

    Применять изученные правила при записи под диктовку.

    30.10

    Работа над ошибками. Склонение существительных в форме множественного числа.  Типы склонения

    Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов.

    31.10

    Составление сводной таблицы склонений существительных во множественном числе.

    Характеризовать окончание как грамматический показатель. Использовать родительный падеж  множественного числа существительных.

    10.11

    Окончание как грамматический показатель.  Р.п. множественного числа существительных.

    Лексическая работа: подбирать синонимы, объяснять переносное значение, находить антонимы, толковать многозначность слова. Использовать средства устного общения: инсценирование.

    11.11

     Р.п. множественного числа существительных.  Омонимы. Употребление числительных «оба» и «обе». 

    Определять существительные, имеющие одну форму числа. Решение орфографических задач: объяснять написание о-ё после шипящих и ц.

    12.11

    Словообразование. Т.п. множественного числа существ. Существительные, имеющие одну форму числа. Тестирование по теме «Склонение имен существительных».

    Работать с текстом: тема, заголовок, план; составлять характеристику человека на основе текста и репродукции. Лексическая работа: подбирать определения к словам «характер», «поза». Актуализация знаний: находить однородные члены предложения, объяснять расстановку знаков препинания при них; определять словосочетание; согласование существительного и прилагательного.

    13.11

    Обобщение знаний по теме «Склонение имен существительных».

    Обобщить и систематизировать знания по теме «Склонение имен существительных». Выделять грамматические признаки имен

    14.11

    Обобщение знаний по теме «Грамматические признаки имен существительных» 

    Применять изученные правила при записи под диктовку.

    17.11

    Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

    Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов.

    18.11

    Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного.

    Определять грамматические признаки прилагательного. Использовать согласование прилагательного с существительным. Обосновывать типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). Выделять окончания прилагательных в форме И., Р., В. падежей при их употреблении с одушевленным и неодушевленным существительным. Работа с текстом: определять тему, абзац, тему абзаца.

    19.11

    Образование прилагательных. Притяжательные прилагательные. Контрольный словарный диктант.

    Актуализация знаний: определять члены предложения и части речи, разбирать предложения; выполнять фонетический анализ слов. Решение орфографических задач: объяснять написание удвоенных согласных, безударных гласных. Лексическая работа: находить фразеологизмы, называть их роль в языке.

    20.11

    Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний прилагательных.

    Анализировать правописание падежных окончаний прилагательных. Актуализация знаний: определять состав слова и части речи; части речи и члены предложения; выполнять фонетический анализ слов. Выполнять морфологический разбор прилагательных. Характеризовать окончание как грамматический показатель. Решение орфографических задач: объяснять написание  безударных окончаний прилагательных.

    21.11

    Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным.

    Определять согласование прилагательного с существительным. Актуализация знаний: подбирать однокоренные слова, определять части речи, выполнять их разбор. Определять правописание безударных окончаний прилагательных. Работа с текстом: написать эссе на основе данного текста и собственной информированности.

    24.11

     Сочинение-рассуждение. Написание эссе на основе данного текста и собственной информированности. «М.Ю. Лермонтов – гордость  российского народа»

    Актуализация знаний: выполнять  разбор слов по составу, объяснять способы словообразования. Лексическая работа: объяснять значение слова через словообразование. Заполнение адреса на конверте. Определять окончания у прилагательных мужского, женского, среднего рода в Р.п. Характеризовать роль имен прилагательных и существительных в предложении. Лексическая работа: анализировать смысл пословиц, синонимы, многозначность, переносное значение слов.

    25.11

    Анализ и редактирование сочинения.  Окончание у прилагательных м., ж., ср. рода в Р.п.

    Определять грамматические признаки прилагательного. Называть особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода.

    26.11

    Правописание безударных окончаний прилагательных мужского рода в  Т.п. и П.п.

    Объяснять роль прилагательных в тексте. Сравнивать текст-описание и текст-повествование; использовать прием олицетворения. Актуализация знаний: объяснять орфограммы в корне и окончании, находить однородные члены предложения, объяснять расстановку знаков препинания при них, определять состав слова, характеризовать грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола.

    27.11

    Особенности склонения прилагательных женского рода. В.п. и Т.п.

    Работать с текстом: анализировать описание в научном и художественном стиле. Определять роль прилагательных в речи. Текст-повествование: называть роль глаголов в речи. Актуализация знаний: определять части речи и члены предложения, разбирать предложения.

    28.11

    2 триместр

    Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. мужского рода; В.п., Т.п. женского рода.)

    Работать с текстом: художественное и научное описание; сравнительное описание; тема каждой части. Составлять научное описание на основе проанализированных текстов. Актуализация знаний: решать орфографические задачи (непроизносимые согласные, словарные слова); использовать алфавит.

    01.12

    Сочинение – описание. «Роза и гвоздика»

    Решать орфографические задачи в сочетании с лексической работой. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. Объяснять написание о-е после шипящих и ц в окончании имен существительных и прилагательных.

    02.12

    Анализ и  редактирование текста сочинения.  О-е после шипящих и ц в окончании существительных и прилагательных .

    Объяснять написание о-е после шипящих и ц в окончании имен существительных и прилагательных. Работать с текстом: строить связное устное высказывание; обоснованное и необоснованное употребление стилистического приема «повтор»; лишние слова; синонимы.

    03.12

    О–е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Прилагательные-паронимы, лексическая сочетаемость.

    Внимательно и правильно списать текст. Выполнить задания.

    04.12

    Повтор как средство художественной выразительности.

    Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов.

    05.12

    Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

    Объяснять и использовать знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: решать орфографические задачи (составлять таблицу орфограмм), разбирать предложения по членам и по частям речи. Использовать повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: выполнять фонетический анализ слов.

    08.12

    Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных».

    Объяснять и использовать знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: решать орфографические задачи (составлять таблицу орфограмм), разбирать предложения по членам и по частям речи. Использовать повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: выполнять фонетический анализ слов.

    09.12

    Контрольный диктант по теме  «Имя прилагательное».

    Обобщить и систематизировать знания по теме «Склонение имен прилагательных». Выделять грамматические признаки имен прилагательных.

    10.12

    Работа над ошибками. Знаки препинания как средство художественной выразительности.

    Применять изученные правила при записи под диктовку.

    11.12

    Местоимение как часть речи.

    Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов.

    12.12

    Роль местоимений в речи. Местоимение член предложения.

    Характеризовать местоимение как часть речи. Находить местоимения без различения их разрядов в тексте.

    15.12

    Контрольное списывание по теме «Местоимение».

    Лексическая работа: подбирать синонимы. Определять роль местоимений в речи. Определять местоимение – член предложения. Устранять стилистические ошибки, связанные с повтором слов.

    16.12

    Работа над ошибками. Введение понятия «личные местоимения». Исследовательская работа  «Местоимение»   по теме «Грамматические  признаки  личных местоимений».

    Исследовать грамматические признаки личных местоимений. Обосновать синтаксическую роль личных местоимений. Наблюдать за смысловой и грамматической связью местоимения и существительного, на которое оно указывает.

    17.12

    Промежуточный мониторинг предметных результатов (диктант с грамматическими заданиями).

    18.12

    Работа над ошибками. Нахождение местоимений без различения их разрядов в тексте.

    Средства устного общения: инсценировать ситуации, раскрывающие смысл личных местоимений. Рассмотреть анкету как вид текста официально-делового стиля. Заполнить анкету.

    19.12

    Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего времени.

    Употреблять местоимения в речи. Развитие устной речи: инсценирование. Определять синтаксическую роль личных местоимений. Актуализация знаний: называть грамматические признаки глагола, определять грамматическую связь существительного с прилагательным. Лексическая работа: объяснять переносное значение слов. Анализировать ошибки, связанные с употреблением местоимений.

    22.12

    Употребления местоимений в речи. 

    Называть грамматические признаки личных местоимений. Определять синтаксическую роль личных местоимений. Актуализация знаний: находить окончания глаголов, выполнять фонетический разбор слов. Исправлять ошибки, связанные с употреблением местоимений.

    23.12

    Грамматические признаки личных местоимений. Синтаксическая роль личных  местоимений.

    Называть грамматические признаки личных местоимений. Определять синтаксическую роль личных местоимений. Преобразовывать текст в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: разбирать по членам предложения, разбирать слова  как части речи.

    24.12

    Синтаксическая роль личных местоимений.

    Применять изученные правила при выполнении работы.

    25.12

    Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с. 141).

    Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов.

    26.12

    Местоимение. Обобщающий урок.

    Обобщить и систематизировать знания по теме «Склонение личных местоимений». Работать с текстом инструкции. Выделять особенности склонения личных местоимений.

    29.12

    Сочинение по картине  Ф. Решетникова «Опять двойка»

    Составлять текст на основе сравнительного анализа репродукций картин. Характеризовать текст-описание, текст-повествование. Подбирать наиболее употребимые части речи и лексику в создании текстов различных типов. Объяснять роль глагола в речи.

    12.01

    Анализ и редактирование текста сочинения. Правописание предлогов с личными местоимениями.

    Проанализировать допущенные ошибки.

    13.01

    Особенности склонения личных  местоимений.

    Анализировать склонение личных местоимений. Выделять орфограммы, связанные  со склонением личных местоимений.

    14.01

    Синтаксическая роль личных местоимений. Употребление множественного числа в значении единственного.

    Объяснять правописание предлогов с личными местоимениями. Анализировать  особенности склонения личных местоимений 3 лица. Характеризовать написание начальной буквы Н у местоимений после некоторых предлогов.

    15.01

    Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика.  

    Текст, работать с текстом.

    16.01

    Обобщение знаний по теме. Тестирование по теме «Склонение личных местоимений». Работа с текстом инструкции.

    Определять особенности склонения личных местоимений (продолжение темы). Определять синтаксическую роль личных местоимений. Употреблять множественное число в значении единственного. Средства устного общения:  инсценировать речевую ситуацию. Выделять грамматическую связь глагола с личным местоимением; орфоэпические нормы; орфографические нормы написания личных местоимений.

    19.01

    Глагол как часть речи, грамматические признаки.  

    Продолжать изучение темы. Решать орфографические задачи (составление таблицы). Лексическая работа: определять многозначность слова. Обосновывать грамматическую связь глагола с личным местоимением. Работать с текстом: преобразовывать текст в связи с заменой лица рассказчика.

    20.01

    Роль глагола в речи, в предложении.

    Работать с текстом: преобразовывать текст в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: находить обращение, давать характеристику предложений.

    21.01

    Постоянные и непостоянные признаки  глагола. Введение понятия «вид глагола».  Словарный диктант.

    Обобщить и систематизировать знания по теме «Склонение личных местоимений». Работать с текстом инструкции. Выделять особенности склонения личных местоимений.

    22.01

    Работа над ошибками. Вид глагола.

    23.01

    Текст – рассуждение. Анализ текста- описания исследования. Этапы исследования. Исследовательская работа «Орфография» по теме «Почему дети допускают много орфографических ошибок» .

    Составлять текст на основе сравнительного анализа репродукций картин. Характеризовать текст-описание, текст-повествование. Подбирать наиболее употребимые части речи и лексику в создании текстов различных типов. Объяснять роль глагола в речи. Характеризовать глагол как часть речи, называть  грамматические признаки глагола. Определять начальную, неопределенную формы. Различать глаголы по вопросу: что делать? что сделать?

    26.01

    Вид глагола. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида.

    Характеризовать текст-описание, текст-повествование. Подбирать наиболее употребимые части речи и лексику в создании текстов различных типов. Объяснять роль глагола в речи. Актуализация знаний: определять состав слова, находить однокоренные слова. Решать орфографические задачи при создании собственных текстов; объяснять написание проверяемого безударного гласного в корне.

    27.01

    Обучающее изложение.  «Корректор»

    Характеризовать роль глагола в речи, роль глагола в предложении. Обобщить знания о грамматических признаках глагола: время глагола; отличать грамматические признаки глаголов прошедшего времени (число, род) от глаголов настоящего времени (число, нет показателя рода, другие окончания); отличать неопределенную форму глагола от других грамматических форм. Исследовать признаки грамматической формы «вид глагола». Знакомство с понятием «вид глагола».

    28.01

    Анализ и редактирование текста изложения. Обобщение темы «Вид глагола». Понятие «глагольный суффикс»; разбор по составу неопределенной формы глагола.

    Определять вид глагола. Называть постоянные и непостоянные признаки глагола. Объяснять влияние вида на образование временных форм глагола. Определять вид глагола.

    Оформлять данные в таблицу.

    29.01

    Прошедшее время глагола. Грамматические признаки глаголов прошедшего времени.

    Анализировать текст – описание исследования. Определять этапы исследования. Характеризовать текст-рассуждение. Выделять правила оформления цитаты. Определять будущее время глагола: простое и сложное. Отличать простое будущее время от настоящего времени. Характеризовать возвратные глаголы. Определять -СЯ как показатель возвратных глаголов. Называть вид глагола.

    30.01

    Правило написания суффикса у глагола в форме прошедшего времени перед суффиксом –л-

    Образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида. Анализировать случаи образования вида глагола от разных основ (литературные нормы, например: брать – взять). Сравнивать с похожими случаями образования другой грамматической формы  у существительных и местоимений. Объяснять смыслоразличительную функцию ударения.

    02.02

    Образование глаголов прошедшего времени .

    Текст, работать с текстом. Написать изложение. Определять вид, время глагола. Характеризовать способы образования видовых пар.

    03.02

    Наблюдение над правописанием Ь в возвратных глаголах.

    Определять прошедшее время глагола. Выделять грамматические признаки глаголов прошедшего времени. Объяснять правописание безударных окончаний глаголов прошедшего времени (составить таблицу и вывести правило).

    Актуализация знаний: определять члены предложения, однородные члены, однокоренные слова, состав слова, разбирать слова по составу.

    Вывести правило написания суффикса у глагола в форме прошедшего времени перед -Л-.

    04.02

    Контрольный диктант по теме «Глагол»

    Определять правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -Л-. Образовывать формы прошедшего времени с суффиксом -Л- и без него.

    Определять связь грамматических форм у слов, выполняющих роль подлежащего и сказуемого.

    Разбирать глаголы прошедшего времени по составу: выделять глагольный суффикс. Решение орфографических задач (составить таблицу пропущенных орфограмм гласных). Определять стилистические особенности художественного и научно-популярного стиля.

    05.02

    Работа над ошибками. Возвратные глаголы.  Правило написания глаголов на ТЬСЯ, ТСЯ

    Анализировать образование глаголов прошедшего времени мужского рода. Разбирать глаголы прошедшего времени. Лексическая работа: находить синонимы, толковать лексическое значение слова, объяснять лексическую сочетаемость слов.

    06.02

    Правописание возвратных глаголов

    Решение орфографических задач: самостоятельно составлять задания  к орфограммам; правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-.

    Наблюдение над правописанием Ь в возвратных глаголах.

    Работать с текстом изложения.

    09.02

    Глагол и отглагольное существительное. Составление текста на основе репродукции. Восстановление деформированного текста.

    Применять изученные правила при записи под диктовку.

    10.02

    Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего  и будущего времени.

    Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов.

    11.02

    Изменение глагола по лицам. Орфограмма в личных окончаниях глагола.

    Характеризовать грамматические признаки глагола. Находить возвратные глаголы. Наблюдать за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме настоящего и будущего времени. Вывести правило написания глаголов на - ТЬСЯ,  -ТСЯ.

    12.02

    Сложные предложения и предложения с однородными членами. Знаки препинания с союзом «и».

    Лексическая работа: выделять значение контекста, использовать омонимы, синонимы.

    Актуализация знаний: определять части речи, называть грамматические признаки глагола, определять состав слова, однокоренные слова, выполнять фонетический разбор, объяснять обозначение звуков на письме. Развитие средств устного общения: инсценирование.

    13.02

    Сравнение форм глагола в формах настоящего, будущего и прошедшего времени.

    Распознавать глагол и отглагольное существительное: особенности управления в русском языке. Составлять текст на основе сравнительного анализа репродукций картин. Анализировать изобразительные средства в живописи и языке. Восстанавливать деформированный текст, использовать эпитеты.

    16.02

    Сочинение.  «Учитель и ученик».

    Актуализация знаний: определять части речи, характеризовать глагол (неопределенная форма, прошедшее время, настоящее и будущее время, возвратные глаголы), определять прилагательные, перешедшие  в существительные (субстантивированные). Решение орфографических задач: обосновывать  разные изученные орфограммы, в т.ч. написание -ТЬСЯ,  -ТСЯ.

    17.02

    Анализ и редактирование текста сочинения. Правописание Ь после шипящих в разных частях речи.

    Восстанавливать деформированные связные предложения. Называть окончание как грамматический показатель признаков глагола. Определять связь форм глагола в настоящем и будущем времени с личными местоимениями. Изменять глаголы по лицам. Объяснять орфограмму в личных окончаниях глагола. Работать с изученными орфограммами.

    18.02

    Правописание Ь в окончании глагола 2 лица единственного числа  

    Определять грамматические признаки глагола. Работать с изученными орфограммами (безударные окончания существительных  и прилагательных).Лексическая работа: использовать изобразительные средства языка. Различать  сложные предложения  и предложения с однородными членами. Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с союзом «и». Соблюдать орфоэпические нормы. Находить глаголы, не имеющие формы 1-го лица.

    19.02

    Правописание Ь в окончании возвратных глаголов  2 лица единственного числа.  Чередование согласных в корне при изменении глагола по лицам и числам.

    Определять лицо глаголов и другие грамматические признаки. Сравнивать форму глагола в формах настоящего, будущего и прошедшего времени. Работать с текстом: определять тему, заголовок, составлять план. Преобразовать текст, записать его части.

    20.02

    Гласные Е, И в личных окончаниях глаголов.

    Актуализация знаний: объяснять правописание Ь после шипящих в различных частях речи. Анализировать языковой материал: Ь после шипящих в глаголе. Определять грамматические формы глагола. Обосновать правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

    24.02

    Введение понятия спряжение. Окончания глаголов I и II спряжения. Контрольный  словарный диктант.

    Обосновать правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. Работать с текстом: определять средства связи частей текста, составлять план; составлять текст-рассуждение (устное или письменное).

    25.02

    Работа над ошибками. Спряжение глагола. Определение спряжения в глаголах с ударным личным окончанием.

    Объяснять правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. Объяснять чередование согласных в корне при изменении глагола по лицам и числам.

    26.02

    Правописание безударных личных окончаний глагола

    Работать с текстом: исследовать, выделять этапы исследования. Закрепление темы «Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа».

    27.02

    3 триместр

    Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы-исключения.

    Анализ языкового материала: подбирать личные формы глагола к видовым парам  в неопределенной форме. Объяснять понятие «спряжение». Использовать орфограмму «Безударный гласный в личном окончании глагола». Определять окончания глаголов I и II спряжения.

    02.03

    Глаголы-исключения. Спряжение глаголов-исключений.

    Выявление соответствия личной формы глагола  и личного местоимения. Определять форму, спряжение глагола. Определять спряжение при ударном личном окончании. Сравнение понятий «склонение» и «спряжение». Определять личные окончания глаголов I и II спряжения.

    03.03

    Освоение алгоритма определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

    Определять спряжение глаголов при ударных личных окончаниях. Сделать вывод о соответствии грамматических форм глагола и существительного или местоимения. Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола.

    Актуализация знаний: находить грамматические признаки глагола, выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический анализ слов. Лексическая работа: объяснять лексическое значение слова.

    04.03

    Способы запоминания глаголов-исключений.

    Определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (по неопределенной форме). Запоминать глаголы-исключения. Определять спряжение глаголов-исключений. Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола. Работать с текстом: сравнивать понятия «план» и «распорядок дня»; составлять распорядок дня. Актуализация знаний: определять состав слова, находить суффикс, окончание.

    05.03

    Развитие речи текст, роль интонации. Сравнительный анализ репродукций

    Осваивать алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием; способы запоминания глаголов-исключений.

    06.03

    Порядок действий при определении спряжения.

    Называть грамматические признаки глагола. Определять спряжение глагола и характеризовать способы его определения (по ударному окончанию, по инфинитиву).

    Работать с текстом: анализировать содержание; объяснять лексическое значение слова, точность как критерий при выборе слова, синонимы; написать продолжение рассказа.

    09.03

    Алгоритм определения спряжения глагола.

    Работать со словарем эпитетов. Развитие речи: анализировать текст; роль интонации, интонация как изобразительное средство. Сравнительный анализ репродукций картин. Выделять изобразительные средства в живописи и языке. Находить наречия, определять их разряды. Определять глагол и его называть его грамматические признаки.

    10.03

    Обобщение. Тестирование по теме «Спряжение глагола».  

    Выполнять порядок действий при определении спряжения. Обосновывать правописание безударных личных окончаний глагола. Лексическая работа: толковать лексическое значение устойчивых выражений (фразеологизмов). Работать с изученными орфограммами.

    11.03.

    Введение понятия «орфограмма безударного гласного в личном окончании глагола».

    Использовать алгоритм определения спряжения глагола. Определять роль спряжения в правописании безударных личных окончаний. Лексическая работа: объяснять значение устойчивых выражений, историю появления в языке.

    Работать с текстами пословиц.

    12.03

    Глаголы-исключения. Рассуждение: сравнение текстов по стилю.

    Работать над изучаемой орфограммой. Использовать алгоритм определения спряжения глагола. Нахождение изученных орфограмм.

    13.03

    Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы-исключения.

    Использовать алгоритм выбора безударного гласного в личном окончании глагола. Выполнять сравнительный анализ текстов: стиль текста, синонимы, точный выбор слова, лексическое значение слова, лексическая сочетаемость.

    16.03

      Грамматические признаки глагола. 

    Решать орфографические задачи (правописание безударных личных окончаний у глагола, существительного, прилагательного). Актуализация знаний: разбирать предложения по членам; определять связи слов по грамматическим признакам.

    17.03

    Окончание как грамматический показатель глагола.

    Письмо по памяти. Лексическая работа: определять лексическое значение слов, лексическую сочетаемость. Актуализация знаний: выполнять звуко-буквенный анализ, подбирать однокоренные слова. Решение орфографических задач: правописание словарных слов.

    18.03

    Способы образования глаголов.  

    Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола. Находить глаголы-исключения. Выделять грамматические признаки глагола.

    Актуализация знаний: выполнять фонетический разбор, определять главные члены предложения. Работать с изученными орфограммами.

    19.03

    Проверь себя: восстановление текста, преобразование форм глагола, определение спряжения.

    Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола. Лексическая работа: определять признаки старой речи, устаревшие слова. Актуализация знаний: определять части речи и выделять члены предложения, называть грамматические признаки глаголов, существительных; многозначность в языке.

    20.03

    Работа с изученными орфограммами.

    Повторение. Обращение.

    Применять изученные правила при записи под диктовку.

    01.04

    Паронимы. Повторение. Обособление обращений.

    Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов.

    02.04

    Работа по анализу написанного текста; статья как литературный жанр; анализ смысла афоризмов.  Информационный проект. Создание буклета  «Крылатые слова и выражения» Повторение. Грамматические признаки имени существительного.

    Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола. Называть глаголы-исключения. Характеризовать способы образования глаголов. Определять чередование согласных в глаголах. Актуализация знаний: определять спряжение глагола; делать фонетический анализ слов.

    03.04

    Введение понятий «простое предложение», «сложное предложение». Защита проекта «Крылатые слова и выражения» Повторение. Склонение имен существительных

    Выводить понятия «простое предложение», «сложное предложение» в ходе самостоятельных лингвистических действий. Актуализация знаний: характеризовать предложения с одной основой, определять члены предложения и части речи, выполнять синтаксический разбор простого предложения, находить однородные члены предложения и объяснять знаки препинания при них; определять грамматические признаки глагола.

    06.04

    Союзная и бессоюзная связь в простом и сложном предложении. Повторение. Грамматические признаки прилагательного.

    Определять союзную и бессоюзную связь в простом и сложном предложении. Актуализация знаний: характеризовать предложения с одной основой, определять члены предложения и части речи, выполнять синтаксический разбор простого предложения, находить однородные члены предложения и объяснять знаки препинания при них; определять грамматические признаки глагола.

    07.04

    Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний глагола»

    Восстанавливать предложения, определять лексическое значение слов, толковать переносное значение слова и определять лексическую сочетаемость. Работать  с изученными орфограммами, выполнять пунктуационный анализ.

    08.04

    Работа над ошибками. Восстановление предложений, лексическое значение слова, переносное значение слова

    и лексическая сочетаемость. Повторение. Правописание безударных окончаний прилагательных

    Работать с текстом: восстанавливать деформированный текст; выполнять пунктуационный и морфологический анализ. Актуализация знаний: выполнять звуко-буквенный анализ, называть грамматические признаки глагола; разбирать слова по составу. Работать с текстом: описание исследования, его этапы; стиль и тип текста.

    09.04

    Восстановление деформированного текста; пунктуационный и морфологический анализ. Повторение. Местоимение как часть речи.

    Различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Определять типы связи в сложном предложении. Выполнять пунктуационный анализ. Актуализация знаний: определять члены предложения, части речи, называть грамматические признаки

    существительных, разбирать слова по составу, выполнять фонетический анализ.

    10.04

    Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Повторение. Склонение личных местоимений.

    Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложные предложения». Актуализация знаний: определять части речи, члены предложения. Работать по изложению текста: выделить основную мысль, использовать изобразительные средства.

    13.04

    Сочинение – рассуждение.  «Что нужно, чтобы быть хорошим художником или музыкантом?» 

    Называть отличительные особенности разных типов текста. Составить текст-рассуждение.

    14.04

    Анализ и редактирование текста сочинения. Типы связи в сложном предложении. Повторение. Глагол как часть речи.

    Проанализировать допущенные ошибки.

    15.04

      Тестирование по теме «Сложное предложение» Повторение. Глаголы-исключения.

    16.04

    Роль в речи наречий, их синтаксическая роль, грамматические признаки. Образование наречий. Разбор наречий по составу.  Информационный проект  «Музей наречий» Повторение. Правописание безударных личных окончаний глагола.

    Определять роль в речи наречий, их синтаксическую роль, грамматические признаки. Анализировать образование наречий. Разбирать наречия по составу. Актуализация знаний: находить основу предложения, второстепенные члены, определять части речи, характеризовать неизменяемые слова; разбирать по составу несклоняемые существительные.

    17.04

    Отличие наречий (вечером, утром…) от существительных в Т.п. Повторение. Прошедшее время глагола.

    Устанавливать связи слов в предложении. Работать с текстом: определять жанр произведений. Решать орфографические задачи. Актуализация знаний: определять члены предложения, части речи, состав слова.

    20.04

    Анализ словосочетаний «гагол +наречие», «прилагательное +наречие». Повторение. Способы образования глаголов.  

    Решать орфографические задачи: определять орфограммы наречий. Лексическая работа: фразеологизмы-синонимы, лексическая сочетаемость слов, многозначность слов, антонимы.

    Актуализация знаний: давать характеристику предложений.

    21.04

    Мониторинговые исследования качества начального образования.

    Обозначить группы наречий по значению. Работать с репродукциями картин: использовать в высказываниях наречия.

    22.04

    Группы наречий по значению. Повторение. Простое предложение

    Обобщить знания по теме. Развивать средства устного общения: инсценирование с добавлением наречий. Лексическая работа: синонимы, фразеологизмы-синонимы. Редактировать текст.

    23.04

    Развитие средств устного общения: инсценирование с добавлением наречий.   Повторение. Сложное предложение.

    Применять изученные правила при записи под диктовку.

    24.04

    Приставочно-суффиксальный способ словообразования (в частности, наречий). Повторение. Наречие.

    Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов.

    27.04

    Мониторинг предметных образовательных результатов.  Диктант с грамматическим заданием.

    Написать орфографический диктант и выполнить грамматические задания.

    28.04

    Работа над ошибками. Разряды наречий по значению. Способы образования наречий.  Правописание наречий, образованных от прилагательных. Синтаксическая роль наречий. Повторение. Разбор наречий по составу.

    Проанализировать допущенные ошибки. Характеризовать наречие как неизменяемую часть речи. Анализировать переход существительных в форме Т.п. в наречия. Приставочно-суффиксальный способ словообразования (в частности, наречий). Образовывать наречия от существительных приставочно-суффиксальным способом.

    Образовывать  наречия от прилагательных суффиксальным способом. Актуализация знаний: определять члены предложения, части речи.

    29.04

    Роль наречий в речи. Повторение.  Состав слова.

    Определять разряды наречий по значению. Объяснять способы образования наречий. Отличать наречия от существительных в форме Т.п. Объяснять правописание наречий, образованных от прилагательных. Называть синтаксическую роль наречий. Решать орфографические задачи: правописание -О, -Е после шипящих в существительных, прилагательных и наречиях; работать с изученными орфограммами.

    30.04

    Второстепенный член предложения обстоятельство, правописание суффиксов –а-, -о- в наречиях. Повторение. Секреты общения.

    Анализировать роль наречий в речи, инсценирование; преобразовывать прилагательные в наречия.

    Лексическая работа: подбирать слова для характеристики человека, синонимия слова

    и фразеологизма, работать со справочником эпитетов.

    Актуализация знаний: подбирать однокоренные слова, определять состав слова. Промежуточное обобщение знаний.

    04.05

    Наречие (обобщение знаний). Глагол и наречие. Тестирование по теме «Наречие»

    Определять второстепенный член предложения – обстоятельство; правописание суффиксов -а-, -о- в наречиях.

    Работать с текстом: составлять рассказ по картине. Актуализация знаний: определять части речи, грамматические признаки частей речи, объяснять правописание падежных окончаний; однокоренные слова, состав слова.

    05.05

    Разряды наречий по значению. Правописание наречий. Повторение. Словообразование существительных.

    Обобщить знания по теме: «Наречие». Анализировать глаголы и наречия. Актуализация знаний: определять тип предложения, выделять грамматические признаки глагола, объяснять правописание глаголов.

    06.05

    Обобщение знаний по теме «Наречие» Защита проекта «Музей наречий» Повторение. Словообразование прилагательных.

    Определять разряды наречий по значению. Объяснять орфограммы в наречиях. Работать с текстом: определять тип текста, текст-повествование. Актуализация знаний: называть второстепенные члены предложения – обстоятельства, дополнения.

    Работать с изученными орфограммами.

    07.05

    Контрольное изложение. «Детство Пушкина»

    Работать с текстом. Написать изложение.

    08.05

    Работа    над ошибками. Итоговое повторение:  обращение.

    Проанализировать допущенные ошибки.

    11.05

    Итоговое повторение:   имя существительное.

    Актуализация знаний: определять части речи, грамматические признаки частей речи, объяснять правописание падежных окончаний, однокоренные слова, состав слова.

    12.05

    Итоговое повторение: склонение имен существительных.

    Лексическая работа: выделять значение контекста, использовать антонимы, синонимы.

    Актуализация знаний: определять части речи, называть грамматические признаки слов.

    13.05

    Итоговое повторение: глагол.  Контрольный  словарный диктант.

    Находить многозначные слова, определять грамматические признаки слов с одинаковыми окончаниями.

    14.05

     Работа над ошибками. Итоговое повторение: грамматические признаки глагола.

    Проанализировать допущенные ошибки, повторить орфограммы  

    15.05

    Итоговое повторение: местоимение.

    Актуализация знаний: определять части речи, грамматические признаки частей речи

    18.05

    Итоговое повторение: наречие.

    Проанализировать допущенные ошибки.

    19.05

    Итоговое повторение: словообразование.

    Называть отличительные особенности разных типов текста. Составить текст-повествование.

    20.05

    Итоговое повторение: состав слова.

    Актуализация знаний: состав слова

    21.05

    Защита информационно-исследовательского  проекта «Банк  орфографических правил» по  теме «Секреты русского языка»

    Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

    22.05

    Информационно – методическое обеспечение

            Учебно-методический комплект (УМК) Нечаева Н.В.  «Русский язык»

            Литература для учителя

    1.Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 2-е полугодие / Сост. С.Г.Яковлева. -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

    2. Методические рекомендации к курсу «Русский язык», Нечаева Н.В.  4 кл.Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013

    3.Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. –

     Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012

    4.ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован  

    МинЮст №17785 от 22.12.2009

    5.: Учебник для 4 кл в 2ч..: Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом«Федоров», 2014

    6. Нечаева Н.В.. Рабочие тетради по русскому языку. 4 класс: В 2 ч. –   Издательский дом «Федоров», 2014.

            Литература для учащихся

    1. Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 4 кл в 2ч..: Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014

    2. Нечаева Н.В.. Рабочие тетради по русскому языку. 4 класс: В 2 ч. –   Издательский дом «Федоров», 2014.

            Адреса электронных ресурсов

    http://for-schoolboy.ru/  Большая Энциклопедия Школьника

    http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия

    http://peskarlib.ru/Детская библиотека им. А.П.Гайдара

    http://www.cofe.ru/read-ka/ Детский сказочный журнал «Почитай-ка»

    http://www.zoltec.org.ua /   Малая детская энциклопедия

    http://www.zankov.ru/contacts/ Занковский сайт

     http://lukoshko.net/  Электронная книга Лукошко.

    http://megabook.ru/ Энциклопедия Кирилла и Мефодия

    http://school-collection.edu.ru/   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    http://www.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников

    http://slovari.gramota.ru Словари русского языка на портале «Грамота.ру»

    Техническое обеспечение.

    1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
    2. Интерактивное устройство.  
    3. Ноутбук
    4. Мультимедийный проектор
    5. Многофункциональное устройство (МФУ). 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...

    Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Данная рабочая программа   составлена на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. Программа  предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в не...

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Нечаевой Н.В.)

    Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

    Рабочая программа по математике для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н.)

    Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

    Рабочая программа по курсу "Математика" 4 класс. Система развивающего обучения Л.В. Занкова

    Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с указанием тем уроков, количества часов, элементов содержания, предметных и метапредметных УУД,...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В. 2 КЛ

    НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В....

    Урок русского языка во 2 классе "Правописание парных согласных в корне слова" по системе развивающего обучения Л.В.Занкова (учебник "Русский язык" Н.В. Нечаевой)

    Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности по закреплению правописания парных согласных в корне слова.В ходе урока обучающиес...