Главные вкладки

    Рабочая программа кружка "Речевое творчество" 4 класс
    рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

    Сапогина Светлана Юрьевна

    Данная программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10 лет, 4 классы).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением

    отдельных предметов»

    (МАОУ «Средняя школа №8»)

    УТВЕРЖДАЮ:

    Зам. директора по ВР

    МАОУ «Средняя школа №8»

    ___________________ ________

    «_____» _____________ 2015 - 2016 гг.

    Рабочая программа кружка

     "Речевое творчество"

    Составила:

    учитель начальных классов

    Сапогина Светлана Юрьевна

    г. Когалым

    Рабочая программа кружка

     "Речевое творчество"

    4 класс

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Данная программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10 лет, 4 классы).

    Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

    Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

                Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.         Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

    1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

    2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

    3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

    Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

            Включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

    Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

     ЗАДАЧИ КУРСА

    •  овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
    •  развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
    •  овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
    •  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
    •  воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
    • развить интерес к изучению тайн русского языка;
    • воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
    • углубить уже имеющиеся знания о лексике;
    • изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
    • способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
    • научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
    • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
    • научить обобщать, делать выводы;
    • стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
    • воспитывать ответственность, самостоятельность.

    Ожидаемые результаты обучения по программе:

    учащиеся должны

    • знать об основных терминах, связанных с лексикой;
    • знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
    • уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
    • уметь подбирать синонимы и антонимы;
    • уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

    Формы и методы работы.

    Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

    Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

    Виды игр:

    • на развитие внимания и закрепления терминологии;
    • игры-тренинги;
    • игры-конкурсы (с делением на команды);
    • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
    • интеллектуально-познавательные игры;
    • интеллектуально-творческие игры.

    Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума,  логика и многое другое.

    Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

    • сказочные сюжеты уроков;
    • сочинение своих сказок

    Учебно-тематический план

    4 класс

    1 час в неделю, 34 в год

    Наименование разделов, блоков, тем

    Теория

             Дата

    1.

    Лексическое значение слова.

    Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

    2.

    Прямое и переносное значение слова.

    Особенности прямого и переносного значения слов.

    3.

    Ударение меняет значение.

    Особенности русского ударения.

    4.

    Ударение меняет значение.

    Особенности русского ударения.

    5.

    Пестрое семейство синонимов

    Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

    6.

    Пестрое семейство синонимов

    Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

    7.

    Великое противостояние антонимов.

    Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

    8.

    Великое противостояние антонимов.

    Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

    9.

    Слова-двойники. Омонимы.

    Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

    10.

    Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.

    Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

    11.

    Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

    Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

    12.

    Из глубины веков. Архаизмы.

    Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

    13.

    Устойчивые сравнения.

    Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

    14.

    Фразеологические сочетания.

    Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

    15.

    Фразеологические сочетания.

    Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

    16.

    Фразеологические сочетания.

    Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

    17.

    Шарада

    Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

    18.

    Поиграем в слова

    Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.

    19.

    Откуда ты, имя?

    Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

    20.

    Отчество и фамилия

    Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

    21.

    Времена года

    Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

    22.

    Времена года

    Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

    23.

    Времена года

    Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

    24.

    Времена года

    Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

    25.

    Крутится-вертится шар голубой

    Что означают названия материков, частей света.

    26.

    В гостях у сказки

    Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

    27.

    Что нужно школьнику

    Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

    28.

    Скатерть-самобранка

    Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

    29.

    Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»

    Откуда пришли названия некоторых растений.

    30.

    Птицы и звери - почему их так называют?

    Откуда пришли названия животных.

    31.

    О том, что мы носим.

    Что означают названия некоторых предметов одежды.

    32.

    Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

    Обобщение знаний, полученных во время занятий в  блоке «К тайнам слова»

    33.

    34.

    Резервный часы

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

    1. Лексическое значение слова.-1ч.

    Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

    1. Прямое и переносное значение слова.-1ч.

    Особенности прямого и переносного значения слов.

    1. Ударение меняет значение. -2ч.

    Особенности русского ударения.

    1. Пестрое семейство синонимов.-2ч.

    Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

    1. Великое противостояние антонимов.-2ч.

    Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

    1. Слова-двойники. Омонимы. -1ч.

    Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

    1. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.

    Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

    1. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.

    Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

    1. Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.

    Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

    1. Устойчивые сравнения.-1ч

    Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

    1.  Фразеологические сочетания-3ч.

    Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

    1. Шарада -1ч.

    Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

    1. Поиграем в слова-1ч.

    Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.

    1. Откуда ты, имя?-1ч.

    Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

    1. Отчество и фамилия-1ч.

    Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

    1.  Времена года -4ч.

    Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

    1. Крутится-вертится шар голубой-1ч.

    Что означают названия материков, частей света.

    1. В гостях у сказки.-1ч.

    Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

    1. Что нужно школьнику.-1ч.

    Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

    1. Скатерть-самобранка.-1ч.

    Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

    1. Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.

    Откуда пришли названия некоторых растений.

    1. Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

    Откуда пришли названия животных.

    1.  О том, что мы носим.-1ч.

    Что означают названия некоторых предметов одежды.

    1. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.

    Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова»

    1. Резервные часы.

    Материально – техническое  обеспечение.

    Информационно- методические ресурсы.

    Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.

    Научно-методические ресурсы.

            Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

    Организационные ресурсы.

            Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

    В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

    Наглядность.

    В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

    Литература для учителя.

    • Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
    • Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
    • Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
    • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
    • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
    • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
    • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
    • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
    • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
    • Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
    • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
    • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
    • Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
    • Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
    • Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
    • Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
    • Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995

    Литература для детей.

    • Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
    • Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
    • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
    • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
    • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
    • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
    • Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

    Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

    Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

    Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

    Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

    Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

    Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

    Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...