Заглавная буква в именах собственных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гардт Олеся Александровна

Конспект урока по русскому языку к УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_v_imenah_sobstvennyh.docx905.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 »

           

КОНСПЕКТ 

урока по русскому языку

во 2 классе

по теме «Заглавная буква в именах собственных»

(проблемно-диалогическая и личностно-ориентированная

 технологии обучения, ИКТ)

        

                                                                         Учитель начальных классов:

                                   Гардт Олеся Александровна

 

г. Новомосковск

Тема: «Заглавная буква в именах собственных».

Цели:

  1. Познакомить с понятиями нарицательное и собственное имя существительное.
  2. Совершенствовать умения записывать имена собственные.
  3. Способствовать развитию орфографической зоркости.
  4. Совершенствовать общеучебные умения: умения анализировать свою работу и работу товарища, учить оценивать результат работы.
  5. Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
  6. Способствовать развитию санитарно-гигиенических норм.

 Тип урока:

- урок открытия нового знания.  

 Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно-ориентированная технология обучения, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- парная;

- индивидуальная;

- самостоятельная.

 Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи, нетрадиционной формы урока. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.

 Оборудование урока:   мультимедийный проектор;   презентация «Заглавная буква в именах собственных»;  карточки с таблицей на каждого ученика;  демонстрационный материал  для учителя; сигнальные карточки;  жетоны-мордашки для рефлексии;  

ПЛАН УРОКА:

         Этап урока

  Деятельность учителя                  

Деятельность учеников

Организационный

момент. 

Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной  направленности.

Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку.

II.   Актуализация

    опорных знаний и

    мотивация.    

Использование фронтальной формы работы.

Отгадывают загадки, угадывают  сказки, называют героев, повторяют правила, заполняют таблицу: напротив каждого слова записать, что оно обозначает и выделить в этих словах все известные орфограммы; выполняют проверку. 

III. Создание проблемной ситуации. 

Создание ситуации для постановки проблемы.

 Формулируют вопрос к теме урока. Строят проект выхода из затруднения.

IV. «Открытие»

нового знания  

Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя.

Заполняют таблицу, формулируют правило о собственных и нарицательных существительных. Работают в паре.

V. Первичное  

   закрепление  

 +  Физминутка  

Организация фронтальной, индивидуальной работы, работы у доски.

Списывают слова, обозначают орфограммы, делят слова на группы. Составляют предложения, записывают, комментируя.

 Работают у доски, оценивают работу товарища.

VI. Д. з.  

упр.№241 с..31 

VII. Рефлексия

деятельности.

 (Слайд 22,23)

Закончите фразы:

На уроке я научился(ась)…

Больше всего мне понравилось на уроке…

Самым трудным для меня было...

- А как вы думаете, какое главное ваше сокровище?

- Возьмите с собой ту мордашку, которая соответствует вашему настроению:  

Оценивают свою работу. Заканчивают фразы, выбирают  ту мордашку, которая соответствует   настроению:

j0424466Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

 j0424454Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.

 Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

        

Ход урока.

  1. Организационный момент.   Психологический настрой на урок.

Учитель.

- Здравствуйте, ребята!  

  
Просто «Здравствуйте»? 
Что особенного тем мы 
Друг другу сказали? 
Отчего же на капельку 
солнца прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку 
счастья прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку 
радостней сделалась жизнь? 
- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!

  1. Чистописание    

  1. Минутка чистописания. (слайд 2)

 - Начнем нашу работу с чистописания . Сначала  нам необходимо вспомнить написание одной буквы, она есть в названии нашего областного центра. Эта  буква обозначает парный согласный звук.

-Догадались? ( Т)

- Из скольких элементов она состоит? (из четырех)

- Напишите по 2 раза каждый элемент и 2 раза эту букву.            

- Молодцы!

2. Письмо слов под диктовку ( слайд 3)

 - Напишем слова под диктовку. Все эти слова начинаются с нашей буквы.

       (Тула, Тулица, Тарас, Тоня, Тузик, Тимка.)

- А  кто из вас знает, что такое Тулица?

- Это  маленькая речка, которая протекает через нашу область. Она петляет и прячется, поэтому и получила такое название. «Притулиться» - значит спрятаться. А имя нашего областного центра произошло от названия этой реки.

  1. Актуализация знаний.  /Слайд 4 - 10/

 

Учитель:

- Сейчас я  буду читать  загадки, а вы на них отвечать. Если ответите правильно, то на доске появится карточка. Приготовьтесь доказать свой вариант ответа.

(задание прочитывается два раза)

Той девочки нет прекрасней,

Той девочки нет умней,

 И Пьеро её воздыхатель,

Целый день он поёт о ней.

 Варианты ответов обучающихся:

 - Я думаю, что в этой загадке говорится о Мальвине. Она самая прекрасная и умная   девочка на свете. Пьеро посвящал ей свои стихи.

Учитель:

- Как вы думаете, какое правило я должна была вспомнить, чтобы правильно написать это слово.

Варианты ответов обучающихся:

- Имена людей пишутся с большой буквы.

- В слове Мальвина пишется мягкий знак - показатель мягкости.

  (На экране появляется карточка со словом Мальвина).

Учитель:

- Может быть, вы вспомните из какого произведения пришла на урок к нам эта героиня и кто автор этого произведения.

Варианты ответов обучающихся:

- Автор этого произведения А. Толстой. Произведение называется «Золотой ключик или приключения Буратино»

Учитель:

 - Докажите, о ком или о чем пойдет речь в следующей загадке.

В Простоквашино живёт.

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская.

  Варианты ответов обучающихся:

  - Я считаю, что  речь идёт о собаке  по кличке Шарик, потому что он жил в    

    Простоквашино.

 - В этой загадке говорится о коте по кличке  Матроскин.

 - Матроскин  вёл  хозяйство,  фамилия  у него была морская.

Учитель:

- У нас появилось два варианта ответа.  Чей вариант вы считаете правильным? Покажите сигнальные карточки.

  Варианты ответов обучающихся:

- Я считаю, что второй вариант ответа правильный. Матроскин жил в деревне Простоквашино, он  вёл  хозяйство,  фамилия  у него была морская.

 Учитель:

- Из какого произведения пришли эти герои и кто автор этого произведения?

  Варианты ответов обучающихся:

- Эти герои пришли из произведения Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино».

Учитель:

- У меня два варианта записи этого слова.

   (На экране появляются карточки со словами «Матроскин» и «матроскин»).

- Какой вариант вы считаете верным? Поднимите карточку с номером варианта.

- Наши мнения разделились.  

(один из уч-ся показал карточку с №2). Кто прав? Докажите.

  Вариант ответа обучающегося:

- Я считаю, что правильный вариант под №1, потому что клички животных пишутся с большой буквы.

  Учитель:

 - Вспомните, как  Матроскин назвал свою корову? 

  Вариант ответа обучающегося:

 -Корову звали Мурка.

  (На экране  появляется карточка со словом Мурка.)

Учитель:

- Поднимите сигнальную карточку, если вы согласны с написанием этого слова. Докажите свое мнение.

  Вариант ответа обучающихся:

- Клички животных пишутся с большой буквы.

Учитель:

- Продолжите фразу: Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич, Михайло …

Варианты ответов обучающихся:

 - Михайло Потапович.

- Михайло Иванович.

Учитель:

- В каких произведениях встречаются эти герои?

Варианты ответов обучающихся:

- Михайло Иванович и Михайло Потапович – это медведи. Герои сказок.

- Это герои русских народных сказок.

Учитель:

- Для сегодняшнего урока я выбрала слово Потапович, но затрудняюсь его записать. Помогите, пожалуйста.

Варианты ответов обучающихся:

- Отчества пишутся с большой буквы.

- На конце слова слышим мягкий согласный звук «ч», мягкий знак на конце слова не пишется.

- Слово образовано от имени Потап.

 (На доске появляется карточка со словом Потапович.)

 Учитель:

-  Продолжите фразу:

Дядя Федор, Матроскин, Шарик жили в деревне …..

  Вариант ответа обучающегосяя:

- Деревня называется Простоквашино.

 Учитель:

- О чем я должна была помнить при записи этого слова?

 -  Вариант ответа обучающегося:

- Географические названия пишутся с большой буквы.

Учитель.

- Молодцы! Ответили на все вопросы правильно. На партах лежат листочки, возьмите их.

- Рассмотрите и предположите, какое задание мы будем выполнять?

Мальвина

Матроскин

Потапович

Мурка

Простоквашино

Варианты ответов обучающихся:

- Я думаю, что нужно будет  заполнить таблицу.

-- Я думаю,  нужно будет записать, что обозначают эти слова?

- Может быть,  нужно записать название мультфильмов и сказок?

- В первом столбике записаны все слова с заглавной буквы. Я думаю, что во второй столбик нужно будет записать слова с маленькой буквы.

Учитель:

- Верно. С этими словами можно выполнить все предложенные вами  виды работ. Я вам предлагаю поработать в парах.  Напротив каждого слова записать, что оно обозначает и выделить в этих словах все известные орфограммы.

-  Если возникнут затруднения, поднимите карточку с вопросом.

(Дети работают на карточках в парах).

Учитель:

- Проверьте правильность выполненной работы.   

?

?

Мальвина

девочка

Матроскин

кот

Потапович

медведь

Мурка

корова

Простоквашино

деревня

- Покажите сигнальную карточку те, кто не допустил ошибок. Нарисуйте звёздочку.

- Какие орфографические ошибки вы допустили?  Исправьте их, пожалуйста, зелёной пастой.

(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

  1. Создание проблемной ситуации. 

Учитель:

- Предположите, что могут обозначать вопросительные знаки в таблице?

Варианты ответов обучающихся:

Я думаю, что надо найти общее в каждом столбике и дать название.

-Может быть, надо вывести правила, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой.

 Учитель:

- Возможно, вы и правы. Вернёмся к этому вопросу позже. Посмотрите внимательно и подумайте, как можно назвать эту таблицу.  У каждого из нас есть имя, значит, и у таблицы должно быть свое название.

Варианты ответов обучающихся:

-Правила написания заглавной и строчной буквы.

- Я бы назвала эту таблицу «Маленькая и большая буква в именах существительных».

Учитель.

- У нас несколько версий. А  кто из ребят был прав,  узнаем, прочитав запись на слайде.

На доске:

Имена существительные собственные и нарицательные.

- Так на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

Варианты ответов детей.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями.

- Мы узнаем, что существительное бывает собственное и нарицательное.

- Узнаем, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные.

     4. Открытие нового знания. 

Учитель:

- Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.

Варианты ответов обучающихся:

- Собственное – это значит, находится  в собственности.

- А я думаю, что это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.

Учитель:

- У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие?

Варианты ответов обучающихся:

- Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.

Учитель:

- А для  чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?

Варианты ответов обучающихся:

- Я думаю, чтобы люди друг друга не путали.

- Мне кажется, чтобы было различие между людьми.

Учитель:

- Какие ещё собственные имена существительные вы знаете?

Варианты ответов обучающихся:

- Клички животных – это собственные имена существительные.

- Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.

Учитель:

 - А как можно короче сказать, что это за названия? Где можно встретить названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.

Варианты ответов обучающихся:

- Эти названия географические и их можно встретить на картах.

Учитель:

- Так как же пишутся собственные имена существительные?

Варианты ответов обучающихся:

- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Учитель:

- Давайте, сравним наши предположения с правилом в учебнике. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 13.

- Прочитайте правило.

- Приведите свои примеры собственных имён существительных. Может быть, кто-то приведет примеры пользуясь таблицей, с которой мы начали работать.

Варианты ответов обучающихся:

- Мальвина, Матроскин, Простоквашино – это имена собственные.

Учитель:

- Предположите, как можно назвать  имена существительные второго столбика.

Варианты ответов обучающихся:

- Девочка, кот, корова, медведь, деревня – это имена нарицательные.

- Напишите название каждого столбика в нашей таблице.

(Учащиеся работают в парах)

На слайде  открываются названия столбиков в таблице

собственные

нарицательные

Мальвина

девочка

Матроскин

кот

Потапович

медведь

Мурка

корова

Простоквашино

деревня

Учитель:

- Внимательно рассмотрите таблицу и сформулируйте правило.

Варианты ответов обучающихся:

- Собственные имена существительные  пишутся с большой буквы, а нарицательные имена  существительные пишутся с маленькой буквы.

- Я не согласна. Нарицательные имена существительные в начале предложения напишем  с большой  буквы.

  1. Физминутка для глаз

 

  1. Применение новых знаний. 

А) На слайде 13  записаны слова:

(М, м)осква, (Ш, ш)ар,  (Г, г)агарин, (О, о)льга  (П, п)етровна, (Р, р)акета, (Д, д)ик, (С, с)обаки, (Я, я)на.

Учитель:

- Прочитайте слова, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будем выполнять.

Варианты ответов обучающихся:

- Нужно будет списать слова и обозначить орфограммы.

- Наверное, нужно будет списать слова, обозначить орфограммы, разделить слова на группы.

-Я думаю, что нужно выписать сначала  собственные имена существительные, а потом нарицательные.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы выполним второе задание, которое вы нам предложили.

- На какие бы группы вы разделили слова?

Варианты ответов обучающихся:

- Имена существительные собственные и нарицательные.

- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

- Слова, которые называют один предмет.  Слова, которые называют несколько предметов.

- Слова, которые можно переносить. Слова, которые нельзя переносить.

Учитель:

- Молодцы! Вы назвали много группировок. Мы с вами будем записывать слова в два столбика:

          Собственные         Нарицательные

имена существительные                                 имена существительные

Учитель:

- Каким правилом будете пользоваться?

Вариант  ответа  учащегося:

- Собственные имена существительные  пишутся с большой буквы, а нарицательные имена  существительные пишутся с маленькой буквы.

Учитель:

- Проверьте посадку, наклон тетради. Соблюдая правила каллиграфии, выполните задание.

(Самостоятельная работа)

- Проверяем цепочкой.  Прочитайте слово, укажите, в какой столбик вы его записали, какую букву использовали при записи слова. ( Во время проверки на слайдах  14,15 появляется запись).

          Собственные         Нарицательные

имена существительные                                 имена существительные

Москва                     шар

Гагарин                      реки

Ольга Петровна                         ракета

Дик                          собаки

 Яна

Учитель:

- Покажите, пожалуйста, пользуясь сигнальными карточками, кто согласен с записью на доске. Нарисуйте звёздочку, если у вас не было ошибок.

 (Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы выровнять столбики?

 Варианты ответов обучающихся:

- Подобрать свое слово. Например: (учащиеся приводят примеры)

Учитель:

- Запишите пример своего слова во второй столбик. Каким правилом будете пользоваться?

Вариант  ответа  обучающихся:

- Нарицательные имена  существительные пишутся с маленькой буквы.

Учитель:

Б)

- Прочитайте задание к упражнению № 240.

Задание: Прочитай. Найди одинаковые по звучанию слова. Объясни разницу в их написании.

Рассмотри рисунки и подписи к ним. Объясни разницу в написании слов.    /Слайд  16/

 Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка!

- Найдите слова одинаковые  по звучанию, но разные по значению и написанию.

Варианты ответов обучающихся:

- Я нашла одинаковые слова по звучанию: с поля и Поля. Девочка Поля – имя. Поле- место, где растёт трава.

- Серёжка – имя мальчика, и серёжка -  это украшение.

Учитель:

- Запишите в тетрадь имена собственные. Слова записывайте с новой строки. Не забудьте проверить положение тетради, посадку, следите за правильным написанием букв.

В тетради:

Поля –

Сережка –

Учитель:

- Предположите, какое имя собственное можно образовать от этих слов.

Варианты ответов обучающихся:

-Полина, Полинка, Полиночка.

- Сережа, Сереженька, Сергей.

- Ещё девочку могут звать Апполинария.

Учитель:

- Как вы думаете, что общего между словам Полина, Сергей? (полные имена)

- Как вы думаете, что общего между словам Полиночка, Сереженька? (уменьшительно-ласкательные имена)

- Запишите в тетрадь полные имена собственные к именам Поля, Сережка.

На доске:

Поля – Полина.

Сережка – Сергей.

- Какие орфограммы встречаются в этих словах, обозначьте графически.

Физкультинутка.     (Выполняется при открытом окне)

Учитель:

- Я читаю стихотворение, а вы его инсценируете. Я посмотрю, кто лучший актёр.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка!

В)  Учитель:

- Выполним упражнение 239.

Задание: Рассмотри рисунки и подписи к ним. Объясни разницу в написании слов.

Варианты ответов обучающихся:

- Роза – это название цветка. Нарицательное имя существительное, поэтому напишем с маленькой буквы. Имя девочки – Роза, напишем с заглавной буквы. Это собственное  имя существительное.

(Аналогично дети дают объяснение другим парам слов).

Учитель:

- Предположите, какое задание можно выполнить, используя эти слова?

Варианты ответов обучающихся:

- Я предполагаю, что нужно выписать собственные имена существительные.

- Можно выписать нарицательные имена существительные.

- Наверное, составить предложения с этими словами.

- Я бы составил текст, используя данные слова.

Учитель:

- Один из вас догадался, что мы будем составлять предложения, используя данные слова. Составьте предложения.

Варианты ответов обучающихся:

- Девочка Роза поставила в вазу розу.

- Воздушный шарик поймал пёс Шарик.  и т. д.

( Записать в тетрадь  наиболее удачный вариант).

Учитель:

- Записываем  предложение ученика под диктовку.

Девочка Роза поставила в вазу розу.

- Обозначить все знакомые орфограммы.

(Один ученик работает за закрытой доской).

Вариант  ответа  обучающегося:

(Ученик даёт полный монологический ответ)

- Первое слово -  девочка, напишу с большой буквы - это первое слово в предложении. Ставлю ударение. Ударение падает на слог –де. Безударный гласный обозначу буквой о. Это словарное слово, написание должны запомнить.

В этом слове сочетание – чк, Пишу без мягкого знака.

    Второе слово - Роза, напишу с большой буквы - это имя собственное.

    Следующее слово - поймал, напишу с маленькой буквы. Ставлю ударение. Ударение падает на слог –мал. Безударный гласный обозначу буквой о.

     Четвёртое слово – в. Это маленькое слово – предлог. Предлоги со словами пишутся отдельно.

      Пятое слово – вазу. Ставлю ударение. Ударение падает на слог – ва. Опасных мест нет.

       Шестое слово – розу. Ставлю ударение. Ударение падает на слог –ро. Слово напишу с маленькой буквы – это название цветка.

        В конце предложения ставлю точку.

- С помощью сигнальных карточек оценивается работа отвечающего у доски и работа каждого учащегося.

(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

- У кого работа выполнена без ошибок, нарисуйте звёздочку.

  1.  Д. з.  упр.№241 с..31

  1.  Рефлексия деятельности.  

Закончите фразы:

- На уроке я научился(ась)…

- Больше всего мне понравилось на уроке…

- Самым трудным для меня было...    (Слайд 17)

- Ребята на партах у вас лежат мордашки, когда вы будете уходить возьмите с собой ту мордашку, которая соответствует вашему настроению: (Слайд 18)

j0424466Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

 j0424454Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.

 Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

 -   Урок окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Презентация "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"

Урок русского языка. 2 класс. "Школа России".  Презентация к уроку по теме "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...