Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

    Подольская Наталья Леонидовна

    Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_otkrytyy.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в  3   классе.

    Тема: «Имя  существительное.

    Постоянные и непостоянные признаки».

    Цель: систематизировать знания об именах существительных.

    Задачи:

    1. Обучающая – сформировать понятие о постоянных и непостоянных признаках имен существительных, формировать умение находить имена существительные  в тексте, умение распознавать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, тренировать умение определять род и склонение существительных, изменять существительные по числам и падежам.
    2. Развивающая –  развивать орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
    3. Воспитательная – воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к учебной деятельности, любовь и бережное отношение к русскому языку.

    Технология: системно-деятельностный подход

    Тип урока: решение  частных задач

    Структура урока:

    1. Создание учебной ситуации
    2. Анализ условий решения задачи
    3. Моделирование
    4. Итоговая рефлексия

    Ход урока.

    Этапы урока

    Время

     

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Создание учебной ситуации

    Анализ условий решения задачи

    Моделирова

    ние

    Рефлексия

    5-7мин

    26 мин

    5 мин

    2 мин

    Сегодня урок необычный у нас.

    Готов к нему, вижу, каждый из вас:

    Улыбка, уверенность.

    Что ж: «Так держать!

    За парты садитесь,

    Пора начинать».

    Чистописание   Слайд 2

    Правильно сформулируй задание, выполни и узнай, какую букву мы будем писать на чистописании.

      тяжелый – легкий

     правда –

     правый –

     грубый –

    2.  По закономерности определите букву

    а               в                 ж           и            л          ?

             

             б                             з                              м

       

    3. Пошел, тропинки, редкий, замазка.

    а) Гласная буква находится в приставке глагола

    б) Гласная буква находится в суффиксе существительного множественного  числа.

    в) Гласная буква находится в приставке существительного.

    г) Опасная буква в корне имени прилагательного .

    4.Запишите полученные буквы. Слайд 3

    Лл  Нн  Оо  Ии  Аа  Дд

    Словарная работа.

        - Составьте  из букв  слово.

    - Как вы понимаете значение данного слова.

        - Давайте проверим по словарю. Слайд 4

    ДОЛИНА, -ы, ж. Удлиненная впадина (вдоль речного русла, среди гор).Речная, горная, равнинная д. Подводная д. (на дне моря), II прил. долинный,-ая, -ое. Долинные участки.

    Расскажите о слове как о части речи.

    Постановка цели.

        - Определите тему нашего урока и цели урока.

    - Сегодня мы будем вспоминать все, что знаем об имени существительном, говорить в постоянных и непостоянных признаках.

    1. Дать определение имени существительному.

       

    -Что такое имя существительное? Слайд 5

     

     

     - Почему его так назвали?

    Правильно эта самая существенная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – имя существительное.

    А знаете ли вы алгоритм,  по которому мы будем определять часть речи?

    Слайд 6

    Выпишите только имена существительные

    Белка, на дереве, съели, разные, в гнезде, еловые, шишки, лесные, прыгать, около сосны,  в лесу.

       

    2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

       -На какие 2 группы можно разделить существительные в зависимости от вопроса, на который они отвечают?

      - Какие имена существительные мы относим к одушевленным? Слайд 7

      - Это постоянный признак имен существительных или нет? Докажите.

    .

      3. Собственные и нарицательные.

      - Еще на какие 2 группы можно разделить существительные?

      - Какие существительные мы называем собственными? Слайд

     - Запиши предложение. Подчеркни имена собственные, найди неодушевленные имена существительные. Слайд 9

     Мой друг Вася идет гулять  с собакой Стрелкой  по берегу реки Быстринки.

     - Собственность и нарицательность это постоянный или непостоянный признак? Почему?

      4. Род имен существительных.

          А) -На какие 3 группы можно разделить существительные?  Расскажите алгоритм определение рода у имени существительного. Слайд 10

    Сейчас вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы в группах. Распределите обязанности в группе.

    Работая в группах, подчеркните имена существительные мужского рода синим карандашом, женского рода – красным карандашом, среднего рода – зеленым карандашом. Слайд 11

        Мяч, растение, мышь, роза ,клоун, сердце, ветка, подарок, солнце .

    - А сейчас защитите вашу работу.  С доказательством.

     

     - Род – это постоянный признак или нет? Почему?

     5. Склонение имен существительных.

        1)- На какие еще 3 группы можно разделить существительные.

      - Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Слайд 12-14

     

     - Как определить склонение существительного?  

     

     - А если существительное в предложении стоит не в начальной форме?

     - Склонение – это постоянный признак?

    Первый ряд выписывает имена Слайд 15 существительные 1 склонения

    Второй ряд – 2 склонения, а третий ряд – 3 склонения.

    Давайте проверим вашу работу.

    - Что вы можете сказать по выполненной работе?

    Молодцы, вы действительно умеете определять постоянные признаки имен существительных.

    Но надо отдохнуть.

    Физминутка

     Я буду называть имена существительные разного рода. Мужской род – руки вниз, женский – руки на пояс, руки вверх.

    Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, брюки, солнце, стол, яблоко, жмурки, ученица, книга, труд, выборы, урожай, растение, каникулы.

     6. Число имен существительных.

        1) - Как изменяются имена существительные?

    Это постоянные признаки или нет? Слайд 16

       

       Образуйте имена существительные множественного числа. Слайд 17

    соловей-

    снегирь-

    грибок-

    колосок-

    стадо-

    озеро-

    А сейчас обменяйтесь листочками и проверьте работу товарища.

     Какие задания мы сегодня выполняли?

     

     Творческое задание. Слайд 18

       Вы сегодня повторили все признаки имен существительных.

     Изобразители  проспект Имени существительного. Я вам даю дома и большой лист бумаги. Работать надо в группах.

       

    Скажите, все ли непостоянные признаки мы можем определить?

    Давайте посмотрим, что у вас получилось. Защитите свой проект.

    Итог

    По вашим работам, какой вы можете сделать вывод. Какие это признаки? Слайд 19

    Вы сегодня славно потрудились, но я хочу, чтобы вы оценили работу в группах и оценили ваше отношение к выполненной работе.

     Слайд 20

    Сдайте, пожалуйста,   рефлексивные листы и запишите домашнее задание.

    С. 58 упр. 3, сл.сл

    Нужно подобрать антонимы – слова противоположные по смыслу.

    ложь

    левый

    ласковый

    Все подобранные слова начинаются с буквы Л.

    Напишем букву Лл

    Буквы расположены в алфавитном порядке. Вставить надо букву Н

    Напишем букву Нн

    Это буква О. Пошел- приставка

    Тропинки – сущ мн.ч., суффикс –инк, гласная буква И

    В существительном замазка приставка за- А

    Прилагательное редкий – опасная буква Д

    Долина

    Предположение детей

    Долина это имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что?  ж.р. 1скл., ед.ч.

    Тема урока Признаки имени существительного.

    Цель:

    Отработка умения определять признаки имен существительных

    Имя существительное -  это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?.

    Эта самая существенная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – имя существительное.

    Да

    (карточка алгоритма вывешивается на левую часть доску по середине)

    Ребята работают по алгоритму выписывают только имена существительные.

    Одушевленные и неодушевленные.

    Люди, животные.

    Постоянный. Одушевленные имена существительные не могу стать неодушевленными и наоборот.

    Собственные и нарицательные.

    Это имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек, морей, стран…

    Записывают предложение  и один из учеников выполняет задание у доски. Все  оценивают работу.

    Постоянный.

    Мужской, женский, средний род.

    Алгоритм

    Повторяют правила работы в группе, распределяют обязанности.

    Выполняют работу на  карточках

    На доске вывешивают работы и доказывают свою точку зрения.

    Мяч, клоун, подарок.

    Он мой.

    Мышь, роза, ветка.

    Она моя.

    Растение, сердце,  солнце.

    Оно мое.

    Постоянный.

    1, 2, 3 склонение.

    1 скл.– м.р. и ж.р.  – а, -я.

    2 скл. – ср.р. –о, е   м.р. –

    3 скл. – ж.р.  –

    Определить род и окончание.

    Поставить в начальную форму – И.п. ед. числа.

     Постоянный.

    Индивидуальная работа с проверкой

    Что мы умеем определять постоянные признаки имен существительных.

    Имена существительные изменяются по числам и по падежам.

    Непостоянные

    Работая по карточкам дописывают имена существительные во множественном числе.

    Взаимопроверка

    Мы находили имена существительные, определяли постоянные признаки и непостоянные признаки.

    Нет, мы не умеем определять  падежи.

    Ребята строят свой проспект имени существительного.

    Дома с постоянными признаками на одной стороне проспекта, а дома с непостоянными признаками на другой.

    Что мы работали и у нас получилось, что у имени существительного есть постоянные признаки и непостоянные.

    Ребята в таблицах оценивают работу в группах. На рефлексивных листах  урок.

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока (с презентацией) учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. по математике "Решение задач и выражений", 2 класс.

    Урок по математике "Решение задач и выражений" , 2 класс (по программе "Начальная школа XXI века"). Наряду с обучающими целями (формирование умения находить значение выражения с переменными, решение з...

    Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по программе "Планета знаний". Тема: Согласные звуки

    Урок:   Русский язык Тема: Согласные звуки.Цель урока:Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.Задачи:Обучающие:  научить учащихся разли...

    Разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Гармония" по теме"Речь устная и письменная. Предложение"

    Аннотация к уроку русского языкаУрок русского языка по образовательной системе УМК «Гармония» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный...

    Урок русского языка в 3 классе ОС "Школа 2100" по теме "Однородные подлежащие и сказуемые"

    Урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного методаМетод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог. Цели обучения:...

    Статья "Как важно научиться учиться" учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны

    В начале года первоклассники неожиданно попадают в новую образовательную среду, которая меняет их статус, но дети 6-7 лет не умеют быстро перестраиваться и менять своё поведение в новой изменившейся с...

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения".

    Открытый урок русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (УМК "Школа 2100")...