Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год 4 класс
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

    Авторская программа курса "Русский язык" 4 класс Л.Я.Желтовская,Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.сборник  "Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.УМК "Планета Знаний"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon r.p.r.ya_.-4_kl.doc431.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

    «Утверждаю»

    Директор школы

    _________В.Ю. Магрычев

    Приказ № ________от

    «____»_______20__г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР

    ___________Г.Г. Хренкова

    «____»____________20__г.

    «Рассмотрено»

    на ШМО учителей Руководитель МО

    __________Е.В. Макарова

    Протокол № ___ от

    «____»________20__ г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного предмета

    Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берендеевской средней школы

    наименование ОУ

    Карякина Вера Анатольевна, первая

    Ф. И. О. педагога, категория

    по  русскому языку 4 класс

    предмет, класс

    2015-2016

    учебный год


    Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, Основной образовательной программой начального общего образования Муниципального  образовательного учреждения “Берендеевская средняя общеобразовательная школа ”  авторской программой Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой по учебному предмету «Русский язык» для начальной школы УМК «Планета Знаний».

    Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

    Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

    Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

    1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

    2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

    3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

    4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

    2. Общая характеристика учебного предмета.

     В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

    • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
    • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

    семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

    системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

    этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

    При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

    Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

    Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

    Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

    1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

    В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Русский язык» в четвертом классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.

    1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

    Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

    Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса.

    В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

    В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

    ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    У учащихся будут сформированы:
    - осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

    -восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

    - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

    - внимание к мелодичности народной звучащей речи;

    - положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка;

    - способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

    Учащиеся получат возможность в формировании:

    - чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

    - эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    Учащиеся научатся:

    - различать основные языковые средства (слова, словосочетания, предложения, текста);

    - различать и называть: а) значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания, и по эмоциональной окрашенности (вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);

    - применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

    - практически использовать знания алфавита при работе со словарем;

    - выявлять слова, значение которых требует уточнения;

    - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

    - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

    - определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов:

    - находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

    - различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звука;

    - грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

    - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

    - ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

    - осознанно передавать содержание почитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

    - выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    - производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

    - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценить соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

    - проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

    - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

    - подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

    - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

    - оценивать уместность и точность употребления слов в тексте;

    - определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образа действия и пр.;

    - осознавать место возможность возникновения орфографической ошибки;

    - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

    - составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

    - корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочетами;

    - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (смс-сообщения, электронная почта, Интернет и др. способы связи);

    - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    Регулятивные
    Учащиеся научатся на доступном уровне:
    - осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

    - планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;


    - осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач;

    - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

    - руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

    - следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

    -осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
    Учащиеся получат возможность научиться:

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

    - вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

    Познавательные
    Учащиеся научатся:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

    - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

    -использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

    - дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

    - находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

    - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

    - классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, таблице;

    - владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

    - выделять существенную информацию из читаемых текстов;

    - строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
    Учащиеся получат возможность научиться:

    - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;

    - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    - критически оценивать получаемую информацию.

    Коммуникативные
    Учащиеся научатся:

    - владеть диалоговой формой речи;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

    - договариваться и приходить к общему решению;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;

    - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
    Учащиеся получат возможность научиться:

    - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения 

    - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    - адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
    6. Содержание учебного предмета.

    РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (57 ч)

    Круг сведений о речи

    как основе формирования речевых умений (25 ч)

    Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняяречь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

    Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

    Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

    Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

    Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

    Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

    Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

    Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

    Виды речевой деятельности

    (коммуникативно-речевые умения) (20 ч)

    Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

    — слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

    — читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

    — выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;

    — ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

    — понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

    — определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

    — анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

    Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):

    — продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

    — понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

    — выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

    — произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

    — писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

    — писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

    — интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

    — составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

    — вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

    Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

    Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

    ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (113 ч)

    Круг сведений о языке

    как основе формирования языковых умений

    Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

    Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

    Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.

    Лингвистика и разделы науки о языке.

    Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

    Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

    Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа шм, кх, ля, ны, уц, иее, мле, щиз, ною и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

    Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

    Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

    Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

    Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

    Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

    Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

    Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

    Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

     Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

    Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

    Имя прилагательное (6 ч).Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.).Общее представление о краткихприлагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

    Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

    Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

    Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

    Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

    Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

    Глагол (16 ч).Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

    Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

    Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

    Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

    «Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

    Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

    Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

    Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

    Словосочетание (3 ч).Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

    Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

    Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

    Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство).Различение простых и сложных предложений.

    Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.

    Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

    Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

    Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

    Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

    Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

    Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

    Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями

    Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

    Упражнения по культуре речи:

    — в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

    — в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;

    — в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).

    Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

    Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.

    Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

    — дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);

    — близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);

    — сжато (краткий пересказ);

    — с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.

    Составление текстов указанных выше жанров и тематики.

    1. Планируемы результаты изучения учебного предмета.

    ЛИЧНОСТНЫЕ

    У обучающихся будут сформированы:

    • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
    • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
    • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
    • внимание к мелодичности народной звучащей речи;
    • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
    • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

    Учащиеся получат возможность для формирования:

    • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
    • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

    ПРЕДМЕТНЫЕ

    Обучающиеся научатся:

    • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
    • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
    • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных,  имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными  второстепенными  членами предложения);
    • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
    • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
    • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
    • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но,частицу непри глаголах;
    • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
    • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
    • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
    • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
    • осознанно  передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
    • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу,  как часть речи)  в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений  для  выбора знаков препинания;
    • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
    • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
    • подбирать синонимы для  устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
    • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
    • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
    • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
    • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
    • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
    • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
    • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
    • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
    • использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляобмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

    Регулятивные

    Обучающиеся научатся на доступном уровне:

    • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
    • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
    • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
    • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
    • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
    • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
    • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

    Обучающиесяполучат возможность научиться:

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
    • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

        Познавательные

    Обучающиеся научатся:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
    • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
    • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
    • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
    • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
    • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
    • выделятьсущественную информацию из читаемых текстов;
    • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
    • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

          Коммуникативные

    Обучающиеся научатся:

    • владеть диалоговой формой речи;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
    • договариваться и приходить к общему решению;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
    • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    Электронно-цифровые комплекты и информационно-коммуникационные средства обучения и воспитания

    Наглядные пособия, натуральные объекты и модели

    Интерактивное учебное пособие по русскому языку 2 класс +

    Интерактивное учебное пособие по русскому языку 3 класс +

    Интерактивное учебное пособие по русскому языку 4 класс +

    Комплект таблиц по русскому языку + дидактические раздаточные карточки 2 класс

    Комплект таблиц по русскому языку+ дидактические раздаточные карточки 3 класс

    Комплект таблиц по русскому языку+ дидактические раздаточные карточки 4 класс

    Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку

    Опорные таблицы по русскому языку+

    Технические средства обучения.

    1. .Персональный ноутбук
    2. Интерактивная доска.

    Интернет-ресурсы.

    1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

    2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru

    3. Официальный сайт «Планета знаний» http://planetaznaniy.astrel.ru/

    4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

    5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

    9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

    Пояснительная записка к поурочному планированию

    Автор программы: М.И. Башмаков,  М.Г.Нефёдова

    Год издания: 2015. Издательство: Москва:АСТ: «Астрель»

    Количество учебных часов: 170 (4 часа в неделю)

    Количество учебных часов для выполнения:

    •        контрольные диктанты:  7

    .          контрольное списывание: 2

    .          контрольный словарный диктант:  1

    •        административных работ                                

    Русский язык

            170часов,5часов в неделю,34 учебные недели.

    Литература:

    1.Программы общеобразовательных учреждений:Начальная школа: 2класс.Учебно-методический комплект «Планета знаний».Издательство «Астрель».2015

    2.Учебник Русский язык для 4класса в двух частях,автор: Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина М.:        АСТ,Астрель2014

    3.Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.М.Андриановой,В.А.Илюхиной(М.:АСТ,Астрель)2015

    4.Т.М.Андрианова,В.А.Илюхина.Русский язык .4класс.Рабочие тетради№1,№2.-М.:,Астрель 2015

    5. Русский язык: Контрольные и диагностические работы: 4-й класс: к учебнику Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.- Москва: АСТ: Астрель,2014.

    6.Электронный учебник Русский язык 4класс Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.

    №  п/п

    Название разделов и тем занятий

    Кол-во часов

    Дата

    Кор-ка

    Речевое общение – 57 ч

    I  четверть

            Общаемся устно и письменно-25 ч.

    1.

     Вспоминаем качества русской речи. Часть 1   С. 6—7, № 1—5

    1

    1.09

    2.

    Свойства русского ударения С. 8—9, № 6—11.

    1

    2.09

    Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

    3.

    Нормы произношения. Правописание гласных букв в словах. С. 10—11, № 12—15

         1

    3.09

    4.

    Нормы произношения. Правописание гласных букв в словах. С. 12—13, № 16—21

          1

    4.09

    5.

    Нормы произношения парных согласных, твёрдых и мягких согласных. С. 14—15, № 22—25

          1

    7.09

    6.

    Нормы произношения парных согласных, твёрдых и мягких согласных. С. 16—17, № 26—31

          1

    8.09

    7.

    Употребление разделительных мягкого и твёрдого знаков. С. 18-19, № 32—37

         1

    9.09

    8.

    Нормы произношения. Слова с удвоенными согласными.с.20-21.№38-42

         1

    10.09

    9.

    Входной  диктант по теме: «Соблюдаем произносительные нормы и правила письма».

          1

    11.09

    В устной речи интонация, а в письменной ... пунктуация.

    10.

    Анализ диктанта.Интонация. Знаки препинания в конце предложения. С. 22-23, № 43-48

         1

    14.09

    11.

    Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение. С.24-25, № 49-53

         1

    15.09

    12.

    Обращение. С. 26-27, № 54-55

         1

    16.09

    13.

    Логическое ударение. С.28-29, № 59-63

         1

    17.09

    14.

    Логическое ударение. Средства пунктуации в письменной речи С.30-31, № 64-69.

         1

    18.09

    15.

    Этикетные слова и фразы С. 32—33, № 70-74.

         1

    21.09

    16.

    Перечисляем…с.34-35,№75-80

         1

    22.09

    17.

    Знаки препинания в конце предложений.Словарный диктант.стр.36-37, №81-87

         1

    23.09

    18.

    Обобщение по теме « В устной речи интонация, а в письменной пунктуация»с.38-39.№1-4

         1

    24.09

    19.

    Диктант по теме «Общаемся устно и письменно».».  

         1

    25.09

    20.

    Анализ диктанта. Обобщение по теме «Общаемся устно и письменно».

         1

    28.09

    21.

    «Школа грамотея» Орфограммы в приставках и в корне слова..стр40-41,№1-8

         1

    29.09

    22.

    «Школа грамотея» Орфограммы в приставках и в корне слова.стр42-43№9-15

         1

    30.09

    23.

    Творческая работа – свободный диктант.упр.5,стр.,39

         1

    1.10

    24.

    Составляем текст поздравления с днём рождения. стр.45,№2-4     

         1

    2.10

    25.

    Анализ и редактирование сочинений.

         1

    5.10

    Анализируем и строим предложения.32ч

    26.

    Главные и второстепенные члены предложения.с.48-50. № 88-93

         1

    6.10

    27.

    Части речи и члены предложения. С. 50-51, № 94- 98

         1

    7.10

    28.

    Неопределённая форма глаголов.стр.52-53, № 99-106

         1

    8.10

    29.

    Глаголы прошедшего времени.стр.54-55. № 107-112

         1

    9.10

    30.

    Формы глаголов в настоящем и будущем времени.стр56-57 № 113—117   

         1

    12.10

    31.

    Спряжение глаголов.стр.58-59, № 118 - 122

          1

    13.10

    32.

    Спряжение глаголов.Глаголы I и II спряжения.стр.60-61, № 123 - 127

          1

    14.10

    33

    Контрольное списывание по теме «Формы изменения и правописание глаголов».

          1

    15.10

    34.

    Спряжение глаголов. Работа над ошибками в контрольном списывании.            

          1

    16.10

    Правописание глаголов

    35.

    Мягкий знак в глаголах после шипящих С. 62 – 63, № 128 – 134.

          1

    19.10

    36.

    Мягкий знак после шипящих в глаголах.Подготовка контрольному диктанту.

    С. 64 – 65, № 135 – 141

          1

    20.10

    37.

    Контрольный диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов.»

          1

    21.10

    38

    Анализ диктанта. Правописание глаголов.

          1

    22.10

    39.

    Краткое изложение текста.с.90,№1

          1

    23.10

    40.

    Анализ изложений. Мягкий знак  в глаголах после шипящих с.66-67,№142-148

          1

    2.11

    II  четверть

    41.

    Правописание безударных личных окончаний глаголов.с68-69. № 149 - 152

          1

    3.11

    42.

    Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.с.70-71.№153-160

          1

    4.11

    43.

    Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.с72-73.№161-165

          1

    5.11

    44.

    Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.с.74-75,№ 166 - 172

          1

    6.11

    45.

    Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.стр76-77,№173-178

           1

    9.11

    46.

    Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.стр78-79,№179-186

           1

    10.11

    47.

    Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.стр.80-81,187-191

           1

    11.11

    Выражение сказуемого разными формами времени глаголов.

    48.

    Выражение сказуемого разными формами времени глагола.с.82-83,№192-197

          1

    12.11

    Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях.

    49.

    Глаголы-сказуемые в предложениях.с84-85

          1

    13.11

    50.

    Правописание безударных личных окончаний глаголов.с.88.

          1

    16.11

    51.

    Краткое изложение текста.

          1

    17.11

    52

    Анализ изложений. Безударные личные окончания глаголов.с.89

          1

    18.11

    53.

    Сочинение «Осенняя пора»

         1

    19.11

    54.

    Правописание безударных личных окончаний глаголов. Анализ сочинений.

         1

    20.11

    55.

    Контрольный диктант  по теме:«Правописание глаголов»

          1

    23.11

    56.

    Анализ диктанта. Синтаксический анализ предложений.

          1

    24.11

    57

    Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения»

          1

    25.11

    Язык как средство общения – 113 ч

    Развёртываем. распространяем мысли-22ч

    58.

    Используем второстепенные члены предложения.с.94-95,№ 204 - 209

          1

    26.11

    59.

    Падежные формы склоняемых частей речи (повторение).с.96-97,№210-216

          1

    27.11

    60

    Начальная форма склоняемых частей речи

    с.98-99,№ 217-222

          1

    30.11

    61.

    Падежные формы склоняемых частей речи

    С.100 – 101, № 223-228

          1

    1.12

    62.

    Предложения с однородными членами: подлежащими и сказуемыми. стр102-103

          1

    2.12

    63.

    Однородные подлежащие и сказуемые

    С. 104– 105, № 234- 238

          1

    3.12

    64.

    Знаки препинания при  однородных членах предложения

    С. 106 – 107, № 239 - 243

          1

    4.12

    65

    Однородные  второстепенные члены предложения

    С. 108 – 109, № 244 - 249

          1

    7.12

    66.

    Однородные  второстепенные члены предложения

    С. 110 – 111, № 250 – 255

          1

    8.12

    67.

    Знаки препинания при однородных членах. С. 112 – 113, № 256 – 259

         1

    9.12.

    68.

    Решение общих пунктуационных задач

    С.114 – 115, № 260 - 265

         1

    10.12

    69

    Осложненное списывание текста

    С. 121, № 3

         1

    11.12

    70.

    Проверочный диктант по теме «Знаки препинания при однородных членах» С. 122, № 4

          1

    14.12

    71

    Знаки препинания при однородных членах предложения. Работа над ошибками в дик-танте.

          1

    15.12

    72

    Проверочные работы

    С. 120, № 1, с. 122, № 1, с.123, №2

          1

    16.12

    Строение текстов разных типов (повествование, описание и рассуждение)

    73.

    Строение текстов разных типов С. 116- 117, № 266-268

         1

    17.12

    74.

    Строение текстов разных типов.стр118-119

    №269-271.

          1

    18.12

    75.

    Изложение повествовательного текста

    «Переправа»стр124,№-1

          1

    21.12

    76.

    Анализ изложений. Строение текстов разных типов.

          1

    22.12

    77

    Итоговый контрольный диктант  за I полугодие

         1

    23.12

    78

    Анализ диктанта.  Употребление знаков препинания при однородных членах предложения.

         1

    24.12

    79

    Обобщение знаний по теме «Развёртываем, распространяем  мысли»

         1

    25.12

    III  четверть

    Формы частей речи, или как изменяются разные части речи. 49 ч

    Слово как часть речи

    80

    Повторение частей речи Часть 2   С. 6—7, № 1—4

         1

    11.01

    81

    Связь слов в предложениях С. 8—9, № 5—10

         1

    12.01

    Формы частей речи

    13.01

    82

    Изменение частей речи по числам и родам (повторение) стр.10-11.№11-16.

          1

    14.01

    83

    Повторение. Изменение частей речи по числам и родам С. 12—13, № 17—23

          1

    15.01

    84

    Личные местоимения С. 14—15, № 24—29

          1

    18.01

    85

    Урок-тренинг. Рабочая тетрадь

          1

    19.01

    Спряжение и склонение (повторение)

    86

    Глагол и его личные формы С. 16—17, № 30—34

          1

    20.01

    87

    Глагол и его личные формы

    С. 18—19, № 35—41

          1

    21.01

    88

    Склонение  частей речи. Падежные формы имён существительных С. 20, № 42—45

          1

    22.01

    89

    Склонение  имён прилагательных

    (с ударными окончаниями) С. 21, № 46—49

         1

    25.01

    90

    Диктант по теме «Правописание окончаний в разных формах частей речи»

         1

    26.01

    Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи 

    Имена существитеьные 1-го, 2-го, 3-го склонения

    91

    Имена сущест-вительные 1, 2,3 -го склонения С. 22-23, № 50 - 51

          1

    27.01

    92

    Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения С. 24-25, № 52-58

          1

    28.01

    93

    Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения С. 26-27, № 59-64

          1

    29.01

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе 

    94

    Безударное окончание проверяем ударным С. 28—29, № 65-67

         1

    1.02

    95

    Употребление гласных еи  в падежных окончаниях имен существительных разных склонений С.30-31, № 68-73

         1

    2.02

    96

    Употребление гласных Е – И в падежных окончаниях С. 32-33, № 74- 81

         1

    3.02

    97

    Употребление гласных Е – И в падежных окончаниях С. 34-35 № 82- 88

         1

    4.02

    98

    Выбор гласного в окончаниях (обобщение) С. 36-37, № 89- 94

         1

    5.02

    99

    Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) С. 38, № 95- 97

         1

    8.02

    100

    Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) С. 39,№98-101

         1

    9.02

    101

    Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания существительных»

        1

    10.02

    102

    Анализ диктанта. Выбор гласного в окончаниях.

        1

    11.02

    Безударные падежные окончания имён существительных  во множественном  числе

    103

    Ознакомление с падежными окончаниями  по таблице с. 40-41, № 102- 107

        1

    12.02

    104

    Варианты окончаний винительного падежа С. 42-43, № 108- 112

         1

    15.02

    105

    Гласные [и] — е, [а] — о  в окончаниях родительного падежа С. 44-45, № 114- 120

         1

    16.02

    106

    Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей

    С. 46-47, № 121-126

         1

    17.02

    107

    Выбор гласных в окончаниях форм рахных падежей и чисел. С. 48, № 127-131

          1

    18.02

    108

    Уроки-тренинги С. 49-50, № 132-137

         1

    19.02

    109

    Контрольное списывание с.50.№136

         1

    22.02

    Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных 

    110

    Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа С. 52, № 142-143, с. 53 (табл)

          1

    24.02

    111

    Проверка безударных окончаний имён прилагательных

    С. 54—55, № 144—148

          1

    25.02

    112

    Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 56—57, № 149- 154

          1

    26.02

    113

    Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 58-59, № 155- 161

          1

    29.02

    114

    Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 60-61, № 162- 168

          1

    1.03

    115

    Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 62, № 169- 170

          1

    2.03

    116

    Закрепление написания падежных окончаний прилагательных

    С.63, № 171-173

          1

    3.03

    117

    Закрепление написания падежных окончаний прилагательных С. 64, № 174-176

          1

    4.03

    118

    Закрепление написания падежных окончаний существительных и прилагательных  С. 65, № 177

          1

    7.03

    Употребление и правописание падежных форм личных местоимений

    119

    Употребление и правописание падежных форм личных местоимений С. 66-67, № 178- 182

         1

    9.03

    120

    Употребление и правописание падежных форм личных местоимений С. 68-69, № 183- 188

          1

    10.03

    Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение и проверка) 

    121

     Правописание   падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) С. 70-71, № 189- 195

          1

    11.03

    122

    Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту) С.89, № 4

          1

    14.03

    123

    Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания разных частей речи» С. 89, № 5

        1

    15.03

    124

    Анализ диктанта. Обобщение знаний о правописании падежных форм С.88, № 1- 2

         1

    16.03

    125

    Творческая работа (сочинение о под-снежнике)с.95.№2-3

         1

    17.03

    126

    Анализ творческой работы

          1

    18.03

    IV  четверть

    127

    Правописание падежных форм склоняемых частей речи С. 72- 73, № 196-198

          1

    30.03

    128

    Правописание падежных форм склоняемых частей речи

    С. 73, № 199-201

          1

    31.03

    ЧАСТИ РЕЧИ  И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

    (систематизация изученного) (41 ч)

    Самостоятельные и служебные части речи (16ч)

    129

    Самостоятельные и служебные части речи с.74.№203-205

          1

    1.04

    130

    Самостоятельные и служебные части речи с.75-77.№206-208

          1

    4.04

    131

    Наблюдение над назначением

    и синтаксической ролью прилагательных

    С. 76—77, № 209—214

          1

    5.04

    132

    Часть речи – причастие С. 78-79, № 215-219

          1

    6.04

    133

    Часть речи – наречие С. 80, №  220- 222

          1

    7.04

    134

    Часть речи – наречие С. 81, №  223- 225

          1

    8.04

    135

    Часть речи – деепричастие С.  82-83, 226-229

          1

    11.04

    136

    Частицы С. 84-85, № 230-235

          1

    12.04

    137

    Предлоги, приставки, союзы С. 86, № 236-238

          1

    1304

    138

    Междометия С. 87, № 239-241С

          1

    14.04

    139

    Контрольный диктант по теме «Самостоятельные и служебные части речи»

          1

    15.04

    140

    Анализ диктанта.Обобщение по теме «Правописание слов разных частей речи»с.90-91,№1-4

         1

    18.04

    142

    Проверочный словарный диктант.

         1

    19.04

    143

    Работа над ошибками. Правописание слов разных частей речи. С. 92-93, № 5-9

         1

    20.04

    144

    Изложение С. 94, № 1

         1

    21.04

    145

    Анализ изложения.Коррекция ошибок.с.88,№2

         1

    22.04

    Язык и речь. Слово (4ч)

    146

    Слово. Называть, обозначать, давать имя. С. 98-99, № 242- 248

         1

    25.04

    147

    Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог. С. 100-101, № 249-254

         1

    26.04

    148

    Лексическое (конкретное) и грамматическое (общее) значение слова

    С. 102, № 255- 256

          1

    27.04

    149

    Лексическое (конкретное) и грамматическое (общее) значение слова

    С. 103, № 257-260

          1

    28.04

    Правописание слов(4ч)

    150

    Правописание мягкого знака (ь) в словах

    С. 104-105, № 261-266

          1

    29.04

    151

    Правописание  слов

    с безударными гласными, проверяемыми

    и не проверяемыми ударением

    С. 106—107, № 268-269

          1

    2.05

    152

    Правописание  слов

    с безударными гласными, проверяемыми

    и не проверяемыми ударением

    С. 108—109, № 272-276

          1

    3.05

    153

    Письмо под диктовку С. 108, № 275

          1

    4.05

    Используем средства языка в речи (повторяем, систематизируем)

    Распространяем  предложения(11ч)

    154

    Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение С. 110-111, № 277-289

          1

    5.05

    155

    Распространение мыслей в предложении и тексте С. 112-113, № 283-286

          1

    6.05

    156

    Предложения   в составе текста С. 114-115   № 290-293

          1

    10.05

    157

    Разновидности повествовательного типа речи.с.116,№294-296

         1

    11.05

    158

    История (рассказ) о случившемся событии.

    Изложение текста-повествования.с.118,№299

         1

    12.05

    159

    Анализ изложения. Разновидности повествовательного типа речи.с117,№297

         1

    13.05

    160

    Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»с.120-121,№304-305

         1

    16.05

    161

    Анализ изложения. Особенности текста-описания

         1

    17.05

    162

    Особенности  текста-рассуждения с.119,№301-303

        1

    18.05

    163

    Итоговый контрольный диктант за II полугодие

    19.05

    164

    Анализ диктанта. Построение текстов

    20.05

    Язык мой – друг мой (итоговые уроки)(6ч)

    165

    О роли языка в жизни человека с.122-123,№306-311

         1

    23.05

    166

    Повторение правил составления текста-письма с.128.№1

          1

    24.05

    167

    Друзья мои – книги с.129,№3

    25.05

    168

    Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной книге.

    26.05

    169

    Грамматическая контрольная работа

    27.05

    170

    Обобщение темы о роли языка в жизни человека

    30.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по русскому языку Начальная школа 21 век - 4 класс

    «Согласовано»Руководитель МО_____________/__________ФИОПротокол № ___ от «__»____________2011___г. «Согласовано»Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 42   »____________...

    Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

    Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...

    Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония

    Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.

    Планирование составлено на основе    Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания лич...

    Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа курса «Русский язык» для   2   класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...

    Рабочая программа по русскому языку на 2015-16 учебный год.

    Планирование на 2015 - 1 6 учебный год по русскому языку....

    Рабочая программа по русскому языку на 2019 -2020 учебный год 1 класс

    Рабочая программа по русскому языку 1 класс...