адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку на тему

Коледина Ольга Владимировна

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                                                                                                                          Тюменцевская  средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

                                                                                                                                                           

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом школы

Протокол  №

                    УТВЕРЖДАЮ:

                   Директор школы ______Т.Ф. Калужина

                   Приказ №

Адаптированная рабочая  программа

по русскому языку для 7 класса

( 8 вид, коррекционный )

на 2015-2016 учебный год

                учитель        начальных классов

        Коледина  Ольга        Владимирона

                                                                                                                                                                                           

                                

Тюменцево 2015 г

Пояснительная записка.

        

     

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

- Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

- Школьный учебный план на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронковой по учебнику «Русский язык» 6–го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской

Актуальность изучения курса

     В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского  языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо. 

      

    Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.  

     Цель: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

     

Задачи:

  • Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • Формировать  орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

   Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

    Данная рабочая программа рассчитана на учащегося  7 класса В 7 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю).. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться)  в зависимости от уровня усвоения темы учащимися . Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

  Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                        ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

ФОРМЫ РАБОТЫ.

   Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные,               творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

    Основные виды контрольных работ  в 7 классе– диктанты.

    Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных  повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

МЕТОДЫ:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические – упражнения, карточки, тесты

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные  ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок - викторина, урок-игра и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов

(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)

Грамматика и правописание

   В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

   В 5 – 9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

   Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

   Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся.  В процессе упражнений формируются навыки правописания (Единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

   Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

   Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

   Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2 – 4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 – 9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

   В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

   Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2 – 4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

Организация обучения

Учащиеся  усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи. Недостаточно осваивают изучаемый материал, существенно затрудняются в установлении логических связей между  частями, испытывают трудности в усвоении программного материала при фронтальном обучении. Средний уровень самостоятельности и средний темп усвоения знаний. Знания достаточно прочные, но учащиеся не всегда могут применять их при выполнении аналогичного задания. Могут работать самостоятельно до нового затруднения. Требуется помощь и контроль со стороны учителя.

        

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
  • Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
  • Различать части речи;
  • Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
  • Писать изложение и сочинение;
  • Оформлять деловые бумаги;
  • Пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

  • Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
  • Названия частей речи, их значение;
  • Наиболее распространенные правила правописания слов.

   

Оценка устных ответов

   Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся  коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

   Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может   с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

   Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки,  которые исправляет при помощи учителя.

  Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

   Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ

   К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

   Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.).  Основные виды контрольных работ в 5 – 9 классах – диктанты.

   Для грамматического разбора следует использовать задания на опознания орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификация слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико – орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

   Текст для диктанта может быть связанным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы.

   Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.

   Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45 – 50 слов, в 6 – 65 – 70, в 7 – 9 – 75 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

   При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

   Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

   При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

5 – 9 классы

   Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

   Оценка «4» ставится за  работу с одной – двумя ошибками.

   Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками.

   Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь ошибок.

   В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

   За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в  «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной  и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

   Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими  для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

   При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

 

   Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

   Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

   Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.  

   Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

   

Изложения и сочинения

    Изложения и сочинения  в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.

   С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует   выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

   В 4 – 5 классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20 – 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6 – 7 классах – 45 – 70 слов, в 8 – 9 классах 70 – 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в 8 – 9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

   При оценке изложений и сочинений выводится одна оценка.

   Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна – две орфографические ошибки.

   Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три – четыре орфографические ошибки.  

   Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя – тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью – шестью орфографическими ошибками.

   Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.  

      Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.

Календарно- тематическое планирование

Русский язык

п/п

урока

Наименование раздела

Часы

учебного

времени

Сроки

прохождения

Примечание

по

плану

факти

чески

                                             Предложение  3ч

1

1

Предложение. Главные и второстепенные

члены предложения

1

2

2

Однородные члены предложения.

Знаки препинания при однородных членах

предложения

1

3

3

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении

1

                                             Состав слова 13ч

4

1

Однокоренные слова. Корень.

1

5

2

Приставка, суффикс, окончание.

1

6

3

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

7

4

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

8

5

Непроизносимые согласные в корне слова.

1

9

6

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»

1

10

7

Работа над ошибками.

1

11

8

Гласные  и согласные в приставках.

1

12

9

Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках.

1

13

10

Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок.

1

14

11

Приставка и предлог.

1

15

12

Сложные слова.

16

13

Р/р Деловое письмо. Объяснительная записка

17

1

Части речи 14 ч

Имя существительное. Основные грамматические категории: род, число, падеж, склонение.

1

18

2

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.  

1

19

3

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

20

4

Контрольное  списывание с грамматическим заданием  по теме « Имя существительное »

1

21

5

Работа над ошибками. Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

1

22

6

Правописание  родовых окончаний имён прилагательных.

1

23

7

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.     Р/р Деловое письмо: письмо товарищу

1

24

8

Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

1

25

9

Изложение по коллективно составленному плану.

1

26

10

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

27

11

Работа над ошибками.                

 Р/р Деловое письмо- заметка в стенгазету

1

28

12

Личные местоимения 1,2 и 3-го лица

1

29

13

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа

1

30

14

Составление рассказа по картине с опорой на предложенные вопросы

1

Глагол 20 ч

31

1

Изменение глаголов по временам

1

32

2

Настоящее время глаголов.

1

33

3

Будущее время глаголов.

1

34

4

Прошедшее время глаголов.

1

35

5

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени  числам.

1

36

6

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

37

7

Глаголы прошедшего времени во множественном числе

1

38

8

Не с глаголами.

1

39

9

Контрольный диктант по теме «Изменение глаголов по временам и числам»

1

40

10

 Работа над ошибками.

 Р/р Деление текста на части в соответствии с планом.

1

41

11

Изменение глаголов по лицам.

1

42

12

1-е лицо глаголов.

1

43

13

2-е лицо глаголов.

1

44

14

3-е лицо глаголов.

1

45

15

Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице единственного числа.

1

46

16

Правописание глаголов в 3-ем лице

1

47

17

Контрольный диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

1

48

18

Работа над ошибками.

Неопределённая форма глагола на -ТИ, -ЧЬ, -ТЬ.

1

49

19

Правописание Ь знака у глаголов неопределённой формы.

1

50

20

Составление рассказа по картине.

1

Предложение 8 ч

51

1

Простое и сложное предложение.

1

52

2

Предложение с однородными членами.

1

53

3

Сложное предложение с союзами И,А,НО и без союзов.

1

54

4

Обращение.

1

55

5

Знаки препинания при обращении

1

56

6

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

57

7

Работа над ошибками

1

58

8

Составление рассказа «Весна».

Повторение 10 ч

59

1

Состав слова. Правописание приставок и суффиксов.

1

60

2

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

8.05

61

3

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

13.05

62

4

Изложение по составленным к тексту вопросам.

1

15.05

63

5

Части речи. Правописание падежных окончаний имен существительных.

1

20.05

64

6

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

1

22.05

65

7

Контрольный диктант по теме

 «Правописание безударных гласных в корне и окончаниях имен существительных и прилагательных »

1

27.05

66

8

Склонение личных местоимений.

1

28.05

67

9

Правописание глаголов

1

29.05

68

10

Простые и сложные предложения.

1

30.05