Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Груздева Елена Георгиевна

Современные условия предъявляют к выпускникам начальной школы новые требования, среди которых все больший приоритет получают требования общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков.Компетентностный подход позволяет перейти в педагогическом образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знаний.Рассмотрим формирования данной компетенции в процессе изучения русского языка в начальной школе. Следует сказать, что коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизния. Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Анализ программы свидетельствует, что в учебниках русского языка образовательной модели «Школа России» есть все возможности для полноценной работы по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка

 

Современные условия предъявляют к выпускникам начальной школы новые требования, среди которых все больший приоритет получают требования общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков. Новые стандарты по начальному образованию ориентируют на развитие универсальных учебных действий, что свидетельствует об интеграции знаний по различным предметам. Компетентностный подход позволяет перейти в педагогическом образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания. В общем случае под компетенцией понимают способность человека применять имеющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание на деятельностном ее аспекте. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная.

Рассмотрим формирования данной компетенции в процессе изучения русского языка в начальной школе. Следует сказать, что коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни, под которой понимается:

- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

- умение  выступать с устным сообщением, задать вопрос, корректно вести учебный диалоги т. д.

Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка. В этом случае большая ответственность ложится на учителя начальных классов, формирующего у младших школьников коммуникативные навыки.

Рассмотрим возможности УМК «Перспектива» по русскому языку для формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

В программном документе отмечается, что в системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» авторы    Л. Ф. Климанова и др. реализует две основные цели, одна из которых -формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Отличительной особенностью курса русского языка в УМК «Перспектива» является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно - деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

1)                коммуникативного;

2)                познавательного;

3)                принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

По словам авторов программы, коммуникативный принцип предусматривает:

- осмысление и реализацию основной функции языка - быть средством общения;

- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

- формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

- развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

- организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности [1, с. 3].

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

- сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

- развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

- формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

- формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

- приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры [1].

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Как видно из анализа программы, важное место в системе изучения русского языка занимают вопросы развития речи и, в частности, развитие у младших школьников коммуникативной компетенции. Как известно, немалую  роль в формировании у младших школьников коммуникативной компетенции играет знакомство со словарём.

В анализируемых учебниках русского языка предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» в учебниках предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Анализ программы свидетельствует, что в учебниках русского языка образовательной модели «Школа России» есть все возможности для полноценной работы по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции.

Литература

1.                 Климанова, Л.Ф., Бабушкина, Т.В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия системы «Перспектива». /  Л.  Ф. Климанова  и др. [текст] М.: Просвещение, 2012. - 5 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то ...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедител...

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности.

В настоящее   главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои рез...