Исследовательская работа "Фразеологизмы"
творческая работа учащихся по русскому языку на тему

Морщинина Лариса Николаевна

Созвучья слова не случайны… Не случайны и сочетания слов, ставшие фразеологизмами. Далеко не все они понятны нам, людям 21 века, но в момент создания фразеологизма эти сочетания имели смысл, хорошо осознавались. Только время, стерев обстоятельства их возникновения, сделало их загадочными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_frazeologizmy.docx135.81 КБ

Предварительный просмотр:

I. Введение

                Русский язык известен в мире своим богатством и красотой. Часто в разговоре можно услышать: «Нет слов, чтобы выразить…», «Нет слов, чтобы описать это…». В действительности, в нашем языке вполне достаточно слов, чтобы выразить, обозначить любое понятие, любое явление. [1]

                Как-то мама шутливо сказала мне: «Хватит баклуши бить, займись делом!». А бабушка добавила: «Не успеешь оглянуться, и вечер наступит». «Не успеешь оглянуться» - это понятно, значит очень быстро. А вот что означает «бить баклуши»? Мама мне объяснила, что так говорят на того, кто бездельничает. Так я познакомилась с фразеологизмами – интересными сочетаниями слов, которые используются в устной и письменной речи для придания ей яркости и выразительности.

                Созвучья слова не случайны… Не случайны и сочетания слов, ставшие фразеологизмами. Далеко не все они понятны нам, людям 21 века, но в момент создания фразеологизма эти сочетания имели смысл, хорошо осознавались. Только время, стерев обстоятельства их возникновения, сделало их загадочными. [1]

                Актуальность темы моей работы заключается в том, что в современном обществе возникла проблема сохранения Настоящего русского языка. Грамотное использование фразеологизмов значительно украшает и обогащает нашу речь.

Однако, в настоящее время    фразеологизмы используются достаточно редко и постепенно уходят из обихода. В связи с этим, мне стало интересно – а насколько знают фразеологизмы мои сверстники? И смогу ли я поспособствовать тому, чтобы у них появился интерес к этим красивым образным средствам?

                Цель моей работы: исследовать употребление фразеологизмов в нашей речи, вызвать интерес у моих сверстников к использованию фразеологизмов в устной и письменной речи. Разработать дидактический материал по теме «Фразеологизмы» в помощь учителю и составить фразеологический словарик для учащихся начальной школы.

                Исходя из этой цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу и справочники;
  2. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  3. Повторить с учащимися точное определение фразеологического оборота;
  4. Пробудить у них интерес к расширению знаний по этой теме, используя фразеологические раскраски и рифмовки;
  5. Проанализировать употребление фразеологизмов писателей в художественных произведениях;
  6. Провести исследования использования фразеологизмов среди учащихся, родителей и учителей.

Объект исследования  – фразеологические обороты.

Предмет исследования -  употребление фразеологизмов в речи.

Методы исследования – опрос, анкетирование, беседа о фразеологических сочетаниях и особенностях их употребления, анализ, обобщение, составление сравнительных диаграмм. Гипотеза  Фразеологизмы – это часть языковой истории. Поэтому фразеологические обороты должны жить и правильно употребляться  в современной речи.  

Основным материалом для написания работы послужила специальная научно-популярная литература, фразеологические словари, художественная литература и сайты Интернета.

                Предлагаемая работа состоит из введения, основной части, имеющей 3 главы, заключения, списка использованных источников и приложения.

                Сколько фразеологизмов в русском языке? Как часто и кто употребляет их в речи? Какие самые распространённые фразеологические обороты?

                Я провела исследования и нашла  ответы на эти вопросы.

Городская межшкольная конференция

                               «Первые шаги в науку»

                                           Секция «Русский язык»

«Созвучья слова не случайны…»

Использование фразеологизмов в современной речи

Выполнила:

Ухалина Анна

Ученица 3 Б класса

МБОУ школы №74

Куйбышевского района

Научный руководитель:

Морщинина Лариса Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ школы №74

г. Самара

II. Основная часть

                2.1 Происхождение фразеологизмов

О фразеологии  написано множество книг, статей, а интерес

к этой области языка не иссякает ни у исследователей, ни у тех,

кто просто неравнодушен к слову. [10]

Фразеология (от греческого слова фразис – выражение + логос –

понятие) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты.

Устойчивые сочетания слов, это и есть фразеологизмы (рукой подать,

золотая середина, ни пуха ни пера). [9],[3]

                О происхождении фразеологизмов возникает множество споров. Одни из низ возникли в далёком прошлом, другие созданы в последнее десятилетие. Основную, большую часть составили фразеологизмы русского происхождения ( как пить дать, бить челом, точить лясы)[2], меньшую часть составляют заимствованные, из других языков (синяя птица, родные пенаты, попасть в яблочко)[3]. Есть фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка (как зеницу ока, не от мира сего)[3]. Часть фразеологизмов пришли к нам из античной мифологии (бочка Данаид, бросить тень, из мухи делать слона)[3],[2], часть- из Библии (Альфа и Омега, избиение младенцев, иерихонская труба)[3],[2].

                Жизненность того или иного фразеологизма определяется долговечностью его использования.[1]

                2.2 Значение фразеологизмов

                Правильное  и уместное использование фразеологизмов придаёт речи особую выразительность, меткость, образность. Удачно подобранный фразеологизм

Оживляет речь, делает её эмоциональной, интересной.[10]

                Для уточнения значения фразеологизмов созданы словари. Первый фразеологический словарь под редакцией Молоткова В.А. появился в конце 60-х годов. В нём даётся свыше 4000 фразеологизмов. Приведены различные формы употребления, их синонимы и антонимы. Например, «тёртый калач» - опытный человек, которого невозможно обмануть. [10] А вот его использование в

художественной  литературе «Такой тёртый калач, и не можешь с выдержкой совладать!»[4] Синоним к фразеологизму тёртый калач  - стреляный воробей.[3]

У фразеологизма «морочить голову» два значения:

- намеренно обманывать, сбивать с толку;

- надоедать с какими-то глупостями, приставать с пустяками.

«Что же вы мне голову морочите, барышня?!»[5]

Фразеологизм «на свежую голову» означает, пока ещё не утомлён. «После школы буду играть часа полтора в футбол, а потом на свежую голову делать уроки.[6]

У фразеологизма «бить баклуши» два синонима – гонять лодыря, валять дурака. Значит, - бездельничать. А вот его использование в предложении «…он без умолку говорил о том, что теперь можно бить баклуши до сентября.»[7]

2.3 Употребление фразеологизмов в нашей жизни

Как часто мы используем фразеологизмы, какие фразеологические обороты используются в нашей речи и какие самые распространённые, я узнала из проведённого исследования.

1.Для того, чтобы выяснить, что знают мои сверстники о фразеологических оборотах, я разработала анкету из следующих вопросов:

  • Что такое фразеологизмы?

а) слова, противоположные по значению;

б) устойчивые сочетания слов;

в) слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.

  • Как часто ты пользуешься фразеологическим словарём?

а) часто;

б) редко;

в) никогда.

  • Как часто ты используешь фразеологизмы?            

а) часто;

б)редко; в)никогда.

                                           

  • Откуда ты узнаёшь фразеологизмы?

а) из книг;

б) из Интернета;

в) от родителей;

г) от друзей;

д) вообще не узнаю.

         По результатам анкетирования на 1-ый вопрос правильно ответили 45% учащихся, неверные ответы предложили 55% опрашиваемых. Таким образом, больше половины учеников не знают значения фразеологизмов. По  2-му вопросу: 60% учащихся редко пользуются фразеологическим словарём, часто – 15% и никогда – 25%. По 3 вопросу: часто используют фразеологизмы только 20% учеников, редко – 70% и никогда – 10%. По 4-му вопросу: 45% учащихся узнают фразеологизмы от родителей, 35% – из книг, 15% - от друзей, 10% - из Интернета и 15% вообще не узнают фразеологизмы. Полученные результаты по каждому вопросу я отразила в диаграммах:

  1. Что такое фразеологизмы?                                

-        верный ответ

-        неправильный ответ

                                                                      -9-

                        2. Как часто ты пользуешься фразеологическим словарём?

               

                -          часто

                -          редко

                -          никогда

           3. Как часто ты используешь фразеологизмы?

             

               - -      часто

              -          редко

              -          никогда

             4. Откуда ты узнаёшь фразеологизмы?

               

                -         от родителей

                -         из книг

                -         от друзей

                -         из Интернета

                -         вообще не узнают фразеологизмы

Таким образом,  было выявлено, что больше половины опрошенных учеников не знают значение фразеологизмов, не пользуются фразеологическими словарями и редко используют фразеологизмы в своей речи.

2.С целью пробудить желание использовать фразеологические обороты  моими сверстниками, я провела с ними беседу о фразеологических сочетаниях и особенностях их употребления.

             

Для того, чтобы беседа была интересной и увлекательной, мы с моей учительницей Ларисой Николаевной подобрали, разработали и провели с ребятами следующие игры-упражнения:

  • Фразеологические раскраски

                     Работа с раскраской включала в себя 3 этапа:

1.Фразеологизм не подписан: рассматривание картинки, беседа по содержанию картинки, раскрашивание

2.Знакомство с фразеологизмами. Каждый ребёнок подбирает к своей картинке   образное выражение.

3.Практическое использование выражения. Придумывание ситуации.


Фразеологическое лото

Цель: актуализация знаний по фразеологии.

Материалы: карточки для игры – большие и маленькие.

В большие карточки вписаны толкования фразеологизмов, в маленькие – фразеологизмы

Для этой игры мы приготовили таблицы, разделенные вертикально и горизонтально на равные клетки, и карточки размером в клетку таблицы. Карточек столько, сколько клеток в таблице. В клетки таблиц вписываются краткие толкования смысла фразеологизмов, а в карточки – фразеологические обороты.  Участники игры получают по одной таблице и внимательно прочитывают толкования. Ведущий тасует карточки и громко называет то, что на них написано. Тот, кому подходит названное выражение, поднимает руку, читает вслух свое толкование полностью, берет карточку и накрывает ею соответствующую клетку. Выиграет тот, кто ни разу не ошибся и раньше всех закрыл все клетки своей таблицы. Можно играть по одному, а можно – командой.

Данные виды работ увлекательны и познавательны для ребят. В процессе выполнения игровых заданий учащиеся знакомятся с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится яркой, выразительной, содержательной.

                                                         

3.Чтобы узнать, какие фразеологизмы используются в нашей речи и какие фразеологические обороты самые  распространённые, я провела опрос. Опрос проводился среди учащихся 3-х классов, их родителей и учителей. Было предложено 16 фразеологических оборотов. Опрашиваемым необходимо было отметить те фразеологизмы, которые они используют в своей речи, или предложить свои варианты. По результатам опроса была составлена сводная таблица ответов всех участников исследования.

                         Какие фразеологизмы вы употребляете в своей речи?

Бить баклуши

Дело в шляпе

Проще пареной репы

Ни бельмеса

До лампочки

Зарубить на носу

Заварить кашу

Шиворот-навыворот

Утереть нос

Как в воду кануть

Без задней мысли

Горе луковое

Бумага стерпит

Не разлей вода

Ни пуха ни пера

Морочить голову

Учащиеся 3 классов

2

1

5

-

10

5

4

7

6

4

2

5

-

5

9

8

73

Родители

2

2

7

-

10

16

8

14

4

7

13

9

2

8

19

14

137

Учителя

4

14

3

-

5

8

6

8

1

5

10

11

1

16

16

12

120

8

17

15

-

25

29

18

29

11

16

25

25

3

29

44

34

Среди опрошенных самый распространённый фразеологизм – «ни пуха ни пера» - 1 место, на втором месте – «морочить голову», «не разлей вода», «зарубить на

носу» и «шиворот на выворот». 3 место – «до лампочки», «без задней мысли» и «горе луковое». Реже других употребляют фразеологизмы «бить баклуши», «бумага стерпит».

А вот фразеологизм «ни бельмеса» по результатам опроса в современной речи не используется. Наибольшее количество фразеологизмов используют родители  и учителя.

Самые употребляемые  фразеологизмы среди учащихся 3 классов – «до лампочки», «ни пуха ни пера» и «морочить голову».

У родителей на 1 месте по употреблению фразеологизм «ни пуха ни пера», на 2 месте – «зарубить на носу», на 3 месте – «шиворот-навыворот» и «морочить голову».

На 1 месте у учителей стоят  фразеологизмы «ни пуха ни пера» и «не разлей вода», на 2 месте – «дело в шляпе», на 3 месте – «морочить голову».

                                               

                                               III. Заключение

 Проведя исследования, я сделала следующие выводы:

                            Мы, младшее поколение, общаясь со взрослыми, учимся на их опыте. Но стремительный темп современной жизни вынуждает взрослых упрощать и сокращать свою речь. Она становится менее образной и выразительной. Поэтому младшее поколение плохо знакомо с фразеологизмами, что подтверждают результаты моих исследований. В настоящее время фразеологические обороты можно встретить, читая художественную и научно-популярную литературу, а также красочно иллюстрированные фразеологические словари для школьников. Знакомясь с новыми фразеологизмами и применяя их в своей речи, мы радуем друг друга весёлой шуткой и  метким словом. Ведь фразеологизмы – это часть нашей культуры, без которой наша речь упрощается и теряет краски.

                

 

                                                 Оглавление:

  1.  Введение …………………………………………………………………………….. 3
  2.  Основная часть

2.1 Происхождение фразеологизмов   ………………………………….6

2.2 Значение фразеологизмов……………………………………………….6

2.3 Употребление  фразеологизмов в нашей жизни……………..7

     III.       Заключение…………………………………………………………………………….14

     VI.      Список литературы………………………………………………………………….15

                                       

  Список литературы

  1. Ю. Гвоздарев. «Рассказы о русской фразеологии», Москва, «Просвещение», 1988 г.
  2. Э. Вартаньян. «Словарь крылатых выражений», Москва, Астрель  АСТ, 2001г.
  3. С. Волков. «Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей», АСТ Астрель, Москва, 2010 г.
  4. И. Пивоварова. «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной», «Стрекоза- Пресс», 2007 г.
  5. И. Пивоварова. «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Стрекоза – Пресс», 2006 г.
  6. Н. Носов .«Витя Малеев в школе и дома», Москва, 1998 г.
  7. Хрестоматия по чтению, 4 класс, «Омега», 2008 г.
  8. Г. Граник. «Секреты орфографии», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  9. В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь», Москва, «Просвещение», 1989 г.
  10.  Интернет – ресурсы:

http: //frazbook.ru

http: //ru.wikipedia.org

http: //images.yandex.ru

http: //dob.1september.ru

http: //wiki.iteach.ru

http: //allforchildren.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...