Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку  по теме «Однозначные и многозначные слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

ТЕМА УРОКА: «Однозначные и многозначные слова».

Задачи  урока:

-познакомить детей с понятиями однозначные и многозначные слова;

-сформировать умение различать однозначные и многозначные слова;

- пользоваться толковым словарем при определении значения многозначных слов.

Планируемые результаты

Предметные:

-объяснять понятие «многозначное слово»;

-распознавать многозначные слова;

-пользоваться словарем.

Метапредметные:

-понимать и принимать учебную задачу урока;
-осуществлять решение учебной задачи под контролем учителя;

-осуществлять контроль , коррекцию и самооценку деятельности.

Личностные:

-осознавать роль языка и речи в  жизни людей ;

-видеть красоту и выразительность речи ;

-стремиться к совершенствованию собственной речи.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир .

Ход урока:

1. Организационный момент

Давай проверим–ка , дружок

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, карандаш, тетрадки?

Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.

2. Словарная работа.

Если все готовы, то мы начинаем с разминки.

Отгадайте загадки:

Буян-мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (ВОРОБЕЙ)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (ВОРОНА)

Все стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока

Вороватая …(СОРОКА)

Эта маленькая птица

 Петь большая мастерица

 На берёзке средь ветвей

 Трель заводит... (соловей)

-Ребята, а как одним словом можно назвать все ответы? (названия птиц)

На доске выставляем картинки птиц.

-А кто из вас знает, как выглядят эти птицы?

Дети соотносят картинки и надписи.

Вдруг учитель роняет карточки, а когда поднимает их, то оказывается,  что часть букв пропала:

С-Л-ВЕЙ     В-РОНА      С-РОКА          В-Р-БЕЙ

Ребята, надо срочно помочь словам.

Дети вписывают буквы в карточки и затем еще раз их проговаривают.

3. Работа над каллиграфией.

Открываем тетради и проговариваем слова-помощники:

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

 

Записываем дату и  «классная работа».

Чтобы узнать какую букву мы будем писать, надо посмотреть на словарные слова и ответить на вопрос «С какой буквы начинается 2-е и 4-е слова?»

Прописываем букву «в», проговариваем, из каких  элементов состоит, сравниваем с эталоном, подчеркиваем лучшие буквы.

 Затем прописываем слова «воробей», «ворона».

ФИЗМИНУТКА

«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

4. Постановка учебной задачи.

Запишем слова под диктовку: ягода ,яблоко, береза, пенал ,ландыш , рябина, ромашка.

-Сколько значений имеет каждое из этих  слов - одно или несколько?

Обсуждаем написание и значение каждого слова. Находим лишнее слово (ПЕНАЛ).

Дети приходят к выводу, что слово может иметь одно или несколько значений. А задача урока - узнать об однозначных и многозначных словах.

5.Актуализация необходимых знаний.

Стр.47 упр.58

Детям предлагаем рассмотреть рисунки, соотнести предметы и названия.

Составляем и записываем предложение с многозначным словом.

Делаем вывод: одним и тем же словом могут называться разные предметы, которые сходны в чем –то между собой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Веселая переменка.

Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой как бы гладьте что-то утюгом. Затем меняем руки.

 

-Давайте посмотрим на рисунки (изображение железной, проселочной и асфальтированной дороги).

- Каким словом можно назвать данные предметы?

-стр.48 упр.60

- выразительно читаем стихотворение В. Остена

-убеждаемся в правильности своего предположения

- записываем слово в тетрадь

- работаем с орфографическим и толковым словарями

- составляем предложение, записываем, подчеркиваем главные члены.

6.РЕФЛЕКСИЯ

-один из учеников (подготовленный ранее) читает стихотворение  А.Л. Барто  «Разговор мамы с дочкой».

- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?

- А мама?

- Почему дочка не поняла маму?

- Где можно узнать, что означает слово «теплота»?

- Откройте толковые словари и прочтите лексические значения этого слова.

-Так ли важно знать лексическое значение слова?

Дети делают вывод по теме урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи,  по данной теме...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...