конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК Школа Росии Автор учебника В.П. Канакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "А"

ГБОУ СОШ №11г.о. Октябрьск, (школьный), 21.03.2014г.

УМК "Школа России" автор В.П. Канакина

Автор: Землякова Е.Ф. учитель начальных классов

по теме: «Изменение имён прилагательных по родам»

Методический паспорт урока.

Тема: " Изменение имён прилагательных по родам"

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки  учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – усвоение новых знаний

Предмет – русский язык

Возраст детей – 10 лет, класс – 3

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)

По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: электронный учебник, пк , мультимедийный проектор, система мониторинга и контроля Proklass

Материалы: презентация «Изменение имён прилагательных по родам », учебники, словари, индивидуальные карточки.

Структура урока

1. Орг. момент. Мотивация.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Орфографическая минутка.

4. Введение в тему урока.

5. Постановка проблемной ситуации.

6. «Открытие» нового знания.

а) -Что мы уже знаем о прилагательном?

Гимнастика для глаз

б) Связь имён прилагательных с существительными

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Физкультминутка.

7. Первичное закрепление.

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

На уроке используются элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие  (физминутка, смена видов деятельности, упражнения на внимание);

• игровые;

• личностно – ориентированные (индивидуальные задания в ходе работы);

• информационно – коммуникационная технология (использование   мультимедийных средств обучения;

• проблемное обучение (частично – поисковое).

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется  творческими заданиями в парах, в группах, самостоятельными выводами в конце урока.

Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования

Таблица формирования универсальных учебных действий

Этапы урока

Формирование предметных

умений

Формирование УУД

Организационный

момент

Привитие культуры умственного

труда

Р. Планирование учебного

сотрудничества

Актуализация 

знаний

Закрепление правописания слов сбезударными гласными, повторение орфограмм, закрепление знаний об имени существительном. 

Р. Целеполагание на основании

соотнесения того, что известно и усвоено

 уч-ся и что ещё неизвестно

К. Поиск информации в традиционных

источниках.

Изучение 

материала

Минутка

чистописания

Развитие навыка

каллиграфического письма.

Р.Контроль в форме сличения способа

действия и результатом с заданным

эталоном.

П. Умения строить речевые

высказывания

Работа с загадкой

о весне, с деформированным предложением

Расширение словарного запаса

учащихся, развитие логических

операций.

П. Анализ объекта с целью выделения

признаков, синтез.

Работа в парах по

карточке

Группировка слов по

определённым признакам.

Работа с именами существительными.

Р.Планирование, определённая

последовательность промежуточных

целей с учётом конечного результата.

Р.Контроль в форме сличения способа

действия и результата с заданным

эталоном.

П. Выбор наиболее эффективных форм

решения проблем.

П. Логические универсальные действия:

анализ, синтез, классификация.

К. Умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группе.

К. Управление поведением партнёра.

Систематизация

имеющихся знаний

Повторение об основных грамматических признаках имён существительных, об имени прилагательном как части речи.

Р.Составление плана и

последовательности действий

Работа с текстом,

составление

словосочетаний

Отработка навыка правописания

слов с изученными

орфограммами.

К. Планирование учебного

сотрудничества со сверстниками

Взаимопроверка

выполненных

заданий по карточке

Развитие навыков само и

взаимопроверки.

Р. Контроль – сличение с эталоном

Работа со

словарными словами

Развитие монологической речи

учащихся.

Повторить написание слов с

непроверяемыми гласными на

тему «Весна»

Р. Саморегуляция – способность к

мобилизации сил и энергии к волевым

усилиям и преодолению препятствий

П. Смысловое чтение, анализ объектов

с целью выделения признаков.

П. Постановка и решение проблем,

самостоятельный способ решения

К. Умение выражать мысли в

соответствии с ситуацией.

К.Поиск информации в словаре.

Л. Экологическое осознание

окружающей среды.

Задание на дом

Закрепить правописание слов с

безударными гласными, парными

согласными в корне

Р. Целеполагание как постановка

учебной задачи на основании того, что

уже известно и усвоено уч-ся, и того, что

ещё неизвестно.

Обобщение

Учить детей самоанализу

деятельности на уроке,

объективно оценивать работу.

Л. Эмоциональная сформированность

потребности в самовыражении,

позитивной моральной самооценки и

моральных чувств.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

изменять прилагательные по родам, числам .

Умение: определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Мотивация.  

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Спины, плечи распрямили.

Сегодня на уроке мы будем

Все: Наблюдать!

Выводы делать!

 Рассуждать!

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

-Кто же пришёл? (весна)

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])

- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

В вде В евд В дев…

Запишите словарные слова на букву в( вчера, ветер, вокруг, вдруг)

Взаимопроверка. Оценивание на полях в тетради (+ ; -  )

3. Орфографическая минутка.

  Электронный учебник  "Русский язык" Словарная работа

-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите услышать и увидеть как это происходит?(Музыка) Послушали, а в течении урока, увидим как просыпается природа весной.

 - Посмотрите на слоги. Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму. ( 1 уч-к у доски)

(Одновременно вывешиваются картинки с этими предметами)

ЛАНДЫШ ,ТРАВА, СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ТЁПЛЫЙ,ПТИЦЫ

- Выполните дополнительное задание: работа с деформированным предложением.  (Мы бродили весной по лесу и любовались природой.)

1 уч-к  у доски составляет ( слова напечатаны на листочках в форме облака)

Выделить грамматическую основу предложения.

-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.

4. Введение в тему урока.

-Обратите внимание на получившийся ряд слов.

-Назовите «лишнее» слово.(тёплый)

-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных. Индивидуальная работа.

План рассуждения

На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

  1. Ландыш – м.р., ед.ч.
  2. Трава –,ж.р.,ед.ч.
  3. Солнце – с.р.; ед.ч.
  4. Ветер – м.р.; ед.ч.
  5. Птица – ж.р.,ед. ч.

-Проверка.  Оценивание на полях в тетради (+ ; -  )

- Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

5. Постановка проблемной ситуации.

-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплый

- Скажите, а сможем ли мы определить род  этого слова?

- Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

А могут ли изменяться по родам имена прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на этот вопрос.

-Сформулируем тему нашего урока. ( Изменение имён прилагательных по родам)

- Сформулируем  цель  нашего  урока.(Научиться определять род  имён прилагательных)

- Составим план дальнейших действий для достижения поставленной цели

(Таблички со словами-помощниками)

1.Как определить род имён прилагательных?

2. Родовые окончания имён прилагательных.

3.Связь имён прилагательных с именами существительными.

4.Упражнение в определении рода имён прилагательных.

5.

6. «Открытие» нового знания.

 Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает её более выразительной и точной.

2) Связь имён прилагательных с существительными.

- Ребята, прилагательное ТЁПЛЫЙ пригласило своих друзей: ДУШИСТЫЙ, ПЕРЕЛЁТНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВЕСЕННИЙ

- Назовите орфограммы в этих словах. Выделите окончания.

А сейчас первый и третий  ряд работают в парах, второй ряд работает группой.

- Составьте словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Работа в парах 

Затем выходят к доске и записывают прилагательное. Остальные пишут в тетрадях.

1.        Ландыш – м.р., ед.ч.    -    

2.        Трава – ж.р.,ед.ч.     -

3.        Солнце – с.р.; ед.ч.    -

4.        Ветер – м.р.; ед.ч.    -

5.        Птица – ж.р., ед. ч.      -

План работы для группы

1.        Прочитайте словосочетание. (Душистый ландыш. Зелёная трава. Весеннее солнце)

2.        Укажите имена существительные и имена прилагательные.

3.        Определите род имён существительных.

4.        По роду имени существительного определите род имени прилагательного.

5.        Выделите у прилагательных окончания.

6.        Сформулируйте вывод-отчёт.

Вывод отчёт группы

1.        Мы работали со словосочетаниями … (назвать).

2.        По роду имён существительных определили род имён прилагательных.

3.        У имен прилагательных выделили окончания.

4.        Мы узнали, что у имён прилагательных:

        в мужском роде окончания ……….;

        в женском роде окончания ………..;

        в среднем роде окончания …………

(Каждый в своей тетради)

- Поставьте слово тёплый в нужную форму относительно существительных женского рода, мужского рода, среднего рода (у доски).

тёплый… день (м.р., ед.ч.)

тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.) ?  Проверим. Анимация с таблицей (3)

- Что заметили

 Признаки рода  у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р..

-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные Н.Сладков в своём тексте.    

 Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени − как синие молнии. Голубая даль, голубые льды, голубые канавы.

- Почему в тексте так часто употребляется прилагательное голубой?

-Назовите словосочетания прилагательного голубой вместе с существительным с которым оно связано. (Ученики проговаривают, я подчёркиваю те которые они спишут)

-Выпиши словосочетания, которые я подчеркнула. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи род имён прилагательных, пользуясь таблицей. Проверка  по таблице. Оценивание на полях в тетради (+ ; -  )

-Какое словосочетание вызвало у вас затруднение? Почему?  

В каком числе стоит имя существительное? А прилагательное

Вывод: род имен прилагательных можно определить только в единственном числе.

Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

И такая связь в русском языке называется согласованием.

 Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

(Электронный учебник "Русский язык" раздел "Имя прилагательное" Анимация с  № 3)  

Оставить таблицу на экране.

Работа в парах на компьютере.  (Род имен прилагательных № 2,3,4)

Оценивание на полях в тетради (+ ; -  )

Физкультминутка.

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали,

В стороны развели, вперёд, хлопок,  назад, хлопок.

Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

7. Первичное закрепление. Учебник с. 75 упр.129

Весна приготовила для нас ещё одно задание. Откройте учебник ...

Проверили. Оценивание на полях в тетради (+ ; -  ) Закрыли учебники.

 Дополнительное задание. Тетради на печатной основе с.49 №109

Проверить. Оценивание в тетради на печатной основе (!!) Закрыли тетради.

8. Закрепление изученного материала. (Электронный учебник "Русский язык" раздел "Имя прилагательное" )

Работа на компьютерах (Проверочная работа. По вариантам. )

Работа с системой мониторинга и контроля Proklass. Тест по теме «Изменение имён прилагательных по родам»

Проверка (+ ; -). Оценивание. (Что мы ещё не можем определить у прилагательных - падеж - это мы и будем изучать на следующих уроках)

Работа с контрольно-измерительным материалом.

 КИМ с.40 - 1в; с.41 - 2в. (Сдать на проверку мне.)

9. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Научились ли вы чему- то новому?

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам).

Какие окончания имеют прилагательные м.р., ж.р., и с.р.?

- Сегодня на уроке я узнал …

- На этом уроке я похвалил бы себя…

- После урока мне захотелось…

 - Теперь я могу…

Весна подарила нам свои лучики и у нас появилась полянка. Но на ней нет цветов. Кому понравился урок- прикрепите на полянку разноцветные цветочки.

10. Домашнее задание: перечитать сведения из языка и с.75 упр.130 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку «Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Цель.     Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что родприлагательного совпадает с родом  существительно...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по числам"

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по числам"...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по родам" 3 класс

В разработке используются игровая технология, технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации обучения.Цели и задачи урока:Обучающие: ознаком...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по падежам"

Урок русского языка в третьем классе "Изменение имён прилагательных по падежам" разработан по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС НОО. На данном уроке предполагается работа в ...

конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по падежам"

Урок русского языка в третьем классе "Изменение имён прилагательных по падежам" разработан по УМК "Школа России" в соответст...

Конспект урока по русскому языку "Изменения имён прилагательных по родам"

Конспект урока по русскому языку "Изменения имён прилагательных по родам"...