Материал для урока развития речи. Слова -иностранцы.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Мухина Ирина Валерьевна

Данный материал  уместно использовать на уроках речевого развития, как дополнительный материал, в качестве  материала кружковой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Программа «Речевое развитие  младших школьников»

Слова-иностранцы

 (фрагмент)

Учитель нач.классов

МАОУ «Гимназия №4»

Мухина И.В.

  1. Взаимосвязь народов ( исторические, торговые, политические, культурные и др.)
  2. Заимствования в русском языке.
  3. Признаки «иностранцев»
  4. Словарь иностранных слов.

1)Сегодняшний мир окружающих нас вещей выражается астрономической цифрой 4000000 единиц и каждая вещь имеет свое название.

Так все ли слова в русском языке русские? И если нет-откуда они берутся и зачем? - вопрос, на  который мы и попытаемся сегодня найти ответ.

Рассмотрим один из примеров. Обратимся к истории.

С V по VII век греческий язык выполнял функцию государственного и интернационального языка византийской империи. От греческого языка произошли все европейские алфавиты.

Греческие слова поникали на Русь до введения христианства или  через другие языки.

Как? Еще в древние времена  совместная охота мужчин из разных народов, совместное отражение врагов, браки между людьми разных народов, племен, торговый обмен и др. события влияли на ситуацию общения между людьми, говорящими на разных языках. Пришельцы из других языков обозначали понятия из области материальной культуры, искусства, быта: галактика, планета, грамота, алфавит, фонарь, гипс, крокодил и т. п.

Заимствования в древности XI-XIV в.в. слова- акула, килька, хлеб, тундра, пихта – указывали на связь славян с германскими и финскими народами-племенами.

XIII-XIV в.в. во времена монголо-татарского нашествия  из тюркских языков пришли слова- арбуз, баклажан, барабан, барс, буерак, ватага, деньги, изюм, каракуль и др.

Очень много слов (  более 3500) пришли в наш язык в Петровскую эпоху.

2)         Голландские-апельсин, боцман, каюта, лоцман, мачта и др.

Немецкие- армия, атака, грифель, группа, офицер, штаб, штык и др.

Французские- багаж, балкон, батист, билет, герой и др.

В России в VII-XIX в. Все образованные люди свободно владели французким языком, в русский язык пришло в это время  много слов из этого языка: балет, пейзаж, режиссер, роман.

Через фр.яз. пришло и много греческих слов: история, математика, география, политика, демократия, коллизия, поэзия, пришли названия наук, политические , литературные , искусствоведческие термины.

XX в. Много слов интернациональной лексики ( телефон, телеграф, магнитофон, космонавт), слова связанные с научными открытиями.

Английские – футбол, волейбол, финиш, теннис, чемпион идр.

         Как связаны страна и лексика, пришедшая из этой страны?

3) Как определить – русское или заимствованное?

У заимствованных слов свои признаки, свои приметы.Попробуем их обнаружить.

1.Что общего у слов 1 группы, чем они отличаются от слов 2 группы?

  • Пальто, кино,кофе, шоссе, пианино

Неизменяемые слова в 1 группе

  • Окно, озеро, поле, село, яйцо

2.Какой  фонематический признак отличает слова  1 группы?

  • Апельсин,абрикос,ананас, арахис, айва

Слова начинаются  с  а

  • Яблоко, земляника, груша, слива, клубника
  • Фарук, фасоль, фамилия, конфета,профессия, фантазия

Слова имеют звук    ф

  • город,соловей, огород, ворота, голова
  • этаж,Эрмитаж,экскаватор,эстрада,эскадра

Слова начинаются  с  э

  • рука, нога, ветер,окно,

4) Как же узнать значения таких слов- иностранцев?

Знакомство с «Современным словарем иностранных слов»

Строение  словарной статьи:

  • Значение слова
  • Из какого языка заимствовано
  • Как пишется в словаре-источнике

5) Самостоятельная исследовательская работа.

Учащимся были предложены две таблицы. На основании сопоставления отдельных частей слов, их значении в греческом и латинском языках, объяснить значения слов, «перевести» их:
автомат, дуэт, география, революция, рота и др.
Затем правильность «перевода» проверить по «Словарю иностранных слов»


КЛЮЧИК К ТАЙНЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СЛОВ

грецизмы

значение

производные слова

ант био ге
гидр граф тека
микр
анти

сам
жизнь
земля
вода
написание, начертание вместилище
малый
против

автограф, автомат
биология
геология
гидра, гидрант
графа, график, телеграф дискотека, библиотека микроб, микроскоп
антипатия, антоним, антагонизм

латинизмьи

значение

производные слова

аква
ави
ду
контра терр

вода
птица, летать два
против
земля

аквариум
авиация, авиалайнер дубль, дублер контрабанда, контратака терраса, территория



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи во 2 классе с изучением концепта, обозначенного в русском языке словом «Мама» по теме: Подготовка к составлению текста по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро»

Цель  урока: Показать особое значение Матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в языковой картине мира народов России, в литературе  как подготовка к восприятию конце...

Конспект урока развития речи В.Е.Маковский "две матери. Мать приемная и родная" . 4 класс

Тема урока: В.Е.Маковский "Две матери. Мать приемная и родная". Бытовая живопись.Цели урока:Образовательные:·         Познакомить уч-ся с картиной В.Е.Маковског...

Урок развития речи в 1 классе. Урок-праздник: День матери.

Урок развития речи в 1 классе. Урок - праздник по теме "День матери"....

Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» (с использованием технологии «французских мастерских»).

Урок развития речи посвященный Дню матери.Составление синквейна к слову «мама»(с использованием технологии «французских мастерских»)....

Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама».

Мама, мамочка, несомненно, для всех людей в мире - и маленьких, и больших, главный человек в жизни. Именно мама дает всем нам жизнь. Попробуем составить синквейн со словом мама.Как мы знаем,  син...

Раздаточный материал к уроку развития речи

Для самостоятельной работы по восстановлению порядка слов в предложении в тексте"Тетёрка отводит врага"...