Материал для урока развития речи. Слова -иностранцы.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Данный материал уместно использовать на уроках речевого развития, как дополнительный материал, в качестве материала кружковой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал к урокам речевого развития | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
Программа «Речевое развитие младших школьников»
Слова-иностранцы
(фрагмент)
Учитель нач.классов
МАОУ «Гимназия №4»
Мухина И.В.
- Взаимосвязь народов ( исторические, торговые, политические, культурные и др.)
- Заимствования в русском языке.
- Признаки «иностранцев»
- Словарь иностранных слов.
1)Сегодняшний мир окружающих нас вещей выражается астрономической цифрой 4000000 единиц и каждая вещь имеет свое название.
Так все ли слова в русском языке русские? И если нет-откуда они берутся и зачем? - вопрос, на который мы и попытаемся сегодня найти ответ.
Рассмотрим один из примеров. Обратимся к истории.
С V по VII век греческий язык выполнял функцию государственного и интернационального языка византийской империи. От греческого языка произошли все европейские алфавиты.
Греческие слова поникали на Русь до введения христианства или через другие языки.
Как? Еще в древние времена совместная охота мужчин из разных народов, совместное отражение врагов, браки между людьми разных народов, племен, торговый обмен и др. события влияли на ситуацию общения между людьми, говорящими на разных языках. Пришельцы из других языков обозначали понятия из области материальной культуры, искусства, быта: галактика, планета, грамота, алфавит, фонарь, гипс, крокодил и т. п.
Заимствования в древности XI-XIV в.в. слова- акула, килька, хлеб, тундра, пихта – указывали на связь славян с германскими и финскими народами-племенами.
XIII-XIV в.в. во времена монголо-татарского нашествия из тюркских языков пришли слова- арбуз, баклажан, барабан, барс, буерак, ватага, деньги, изюм, каракуль и др.
Очень много слов ( более 3500) пришли в наш язык в Петровскую эпоху.
2) Голландские-апельсин, боцман, каюта, лоцман, мачта и др.
Немецкие- армия, атака, грифель, группа, офицер, штаб, штык и др.
Французские- багаж, балкон, батист, билет, герой и др.
В России в VII-XIX в. Все образованные люди свободно владели французким языком, в русский язык пришло в это время много слов из этого языка: балет, пейзаж, режиссер, роман.
Через фр.яз. пришло и много греческих слов: история, математика, география, политика, демократия, коллизия, поэзия, пришли названия наук, политические , литературные , искусствоведческие термины.
XX в. Много слов интернациональной лексики ( телефон, телеграф, магнитофон, космонавт), слова связанные с научными открытиями.
Английские – футбол, волейбол, финиш, теннис, чемпион идр.
Как связаны страна и лексика, пришедшая из этой страны?
3) Как определить – русское или заимствованное?
У заимствованных слов свои признаки, свои приметы.Попробуем их обнаружить.
1.Что общего у слов 1 группы, чем они отличаются от слов 2 группы?
| Неизменяемые слова в 1 группе |
|
2.Какой фонематический признак отличает слова 1 группы?
| Слова начинаются с а |
| |
| Слова имеют звук ф |
| |
| Слова начинаются с э |
|
4) Как же узнать значения таких слов- иностранцев?
Знакомство с «Современным словарем иностранных слов»
Строение словарной статьи:
- Значение слова
- Из какого языка заимствовано
- Как пишется в словаре-источнике
5) Самостоятельная исследовательская работа.
Учащимся были предложены две таблицы. На основании сопоставления отдельных частей слов, их значении в греческом и латинском языках, объяснить значения слов, «перевести» их:
автомат, дуэт, география, революция, рота и др.
Затем правильность «перевода» проверить по «Словарю иностранных слов»
КЛЮЧИК К ТАЙНЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СЛОВ
грецизмы | значение | производные слова |
ант — био — ге — | сам | автограф, автомат |
латинизмьи | значение | производные слова |
аква | вода | аквариум |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи во 2 классе с изучением концепта, обозначенного в русском языке словом «Мама» по теме: Подготовка к составлению текста по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро»
Цель урока: Показать особое значение Матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в языковой картине мира народов России, в литературе как подготовка к восприятию конце...
Конспект урока развития речи В.Е.Маковский "две матери. Мать приемная и родная" . 4 класс
Тема урока: В.Е.Маковский "Две матери. Мать приемная и родная". Бытовая живопись.Цели урока:Образовательные:· Познакомить уч-ся с картиной В.Е.Маковског...
Урок развития речи в 1 классе. Урок-праздник: День матери.
Урок развития речи в 1 классе. Урок - праздник по теме "День матери"....
Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» (с использованием технологии «французских мастерских»).
Урок развития речи посвященный Дню матери.Составление синквейна к слову «мама»(с использованием технологии «французских мастерских»)....
Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама».
Мама, мамочка, несомненно, для всех людей в мире - и маленьких, и больших, главный человек в жизни. Именно мама дает всем нам жизнь. Попробуем составить синквейн со словом мама.Как мы знаем, син...
Раздаточный материал к уроку развития речи во 2 классе по картине С.А.Тутунова "Зима пришла. Детство" (УМК "Школа России").
Раздаточный материал к уроку развития речи....
Раздаточный материал к уроку развития речи
Для самостоятельной работы по восстановлению порядка слов в предложении в тексте"Тетёрка отводит врага"...