Причины искажения названий букв русского алфавита и рациональные способы запоминания правильных названий
статья по русскому языку по теме

Шкаруба Ирина Альбертовна

В статье рассматривается вопрос , относящийся к области культуры речи и языкознания.Он включает в себя сведения о современных названиях русских букв - "а", "бэ", "в", "гэ" и т.д., которые заменили собой старые названия "аз", "буки", "веди", "глаголь". Новый "выговор" , принятый в народных училищах, считался по сравнению со старым, церковным, "как легчайший для детей". Но, как было раньше, когда ученики день и ночь зубрили названия букв и очень часто не могли их запомнить, то же зачастую происходит и сейчас. Запомнить правильное название согласных букв ("эф", "ка", "эль" и др.) не просто не только ученикам начальных классов, но и взрослым. По наблюдениям автора это происходит по тому, что нет логической последовательности в названиях согласных. Наблюдаются различные перебои: то имя буквы начинается со звука [ э ] (эм, эн, эр) , то заканчивается на [ э ] (пэ, тэ,цэ). В названиях КА, ХА, ША, ЩА  - конечный звук [ а ], а название буквы "эль" вообще выпадает из системы названий согласных букв.

Знать алфавитные названия букв важно по причине того, что это говорит о культуре речи человека. 

Заучивание алфавитных названий букв путём многократного повторения, т.е.способом механического запоминания, а попросту - зубрёжкой ,- малоэффективно. Автор делится своим опытом работы по этому вопросу и предлагает другие, более рациональные , на его взгляд ,  способы заучивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_bukvy.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

У каждой буквы есть название, закреплённое в алфавите. Названия букв, подобно названиям других предметов, выполняют функцию имён. Запомнить алфавитные названия букв ученикам начальных классов не просто. Часто на уроках русского языка дети искажают имена букв, на уроках чтения неправильно произносят инициалы знаменитых людей, инициально-буквенные  аббревиатуры (сложносокращённые слова).

 Современные названия русских букв - «а», «бэ», «вэ» и т.д. - заменили собой старые названия – «аз», «буки», «веди», «глаголь» и т.д. Новый «выговор» считается по сравнению со старым, церковным, «как легчайший для детей». Но как было раньше, когда ученики день и ночь зубрили названия букв и очень часто не могли их запомнить, тоже зачастую происходит и сейчас. Ведь заучивание названий букв в любом алфавите – занятие достаточно трудное для каждого ученика, не обладающего феноменальной памятью. Интересно отметить, что и взрослые не всегда  дают верные названия некоторых согласных букв . Подтверждением этому могут быть участники телевизионной игры «Поле чудес».

Знать алфавитные названия букв важно по причине того, что это связано с культурой речи. Ошибки в названиях букв («сэ» вместо «эс», «ча» вместо «че», «ий» вместо «и краткое» и т.п.) воспринимаются как грубые нарушения норм языка. Напротив, использование правильных имён букв оказывается заметным и выразительным показателем общей культуры человека.

Запомнить названия гласных букв несложно – они однозвуковые (а, о, у, ы, и, э) или двузвуковые, так называемые йотированные, (я, е, ё, ю,) и их названия характеризуются большей последовательностью, чем названия согласных, в которых наблюдаются различные перебои:

 то на конце с «а»: Ка, Ха, Ша, Ща,

 то на конце с «э»: Гэ, Пэ, Тэ,

то с начальным «э»: эС, эФ, эР, эМ и др.

Поэтому больше проблем возникает с запоминанием имён согласных букв, особенно начиная с имени буквы «й» и дальше всех остальных 15 согласных. Это как раз и происходит из-за того, что нет логической последовательности в названиях согласных. А имя  буквы «л» (эль) вообще выпадает из системы названий согласных букв.

В связи с этим каждый учитель начальных классов использует различные рациональные способы запоминания.Одним из эффективных способов запоминания названий букв русского алфавита, многократно опробованных на практике, считаю свою авторскую игру «Имя этой буквы». Провожу её по типу игры «Доскажи словечко».  Показав определённую букву, произношу небольшое предложение, в котором последнее слово является рифмой к названию буквы. В ответ на это  дети произносят одни и те же слова: «Имя этой буквы…» . Определить само название буквы им поможет рифма.

Учитель: «Вот тебе моя руКа»                       Дети:  «Имя этой буквы –… КА»

              «Карамель кладу в портфеЛь»                   «Имя этой буквы – ЭЛЬ»

              «Я печенье ем, ты - джеМ»                        «Имя этой буквы  – ЭМ»

             «Музыка взяла нас в плеН»                                                     - ЭН»

             «Едем вчетвером в куПе»                                                        - ПЭ»

             «Ест овсянку важный сэР»                                                      - ЭР»

             «Светит месяц нам с небеС»                                                        - ЭС»

             «Занимаюсь караТэ»                                                             - ТЭ»

            «Мне знаком писатель СеФ»                                                     - ЭФ»

            «Хороша была уХа»                                                                     - ХА»

             «Стоит цапля на крыльЦе»                                                      - ЦЭ»  

            «Огонёк горит в свеЧе»                                                             - ЧЕ»

            «Наша песня хороШа»                                                             - ША»

                  «Едет поезд скрежеЩа»                                                              - Ща»

Этот способ можно назвать и так: «Рифмование – лучший путь к запоминанию»

Другим эффективным способом запоминания имён букв считаю ознакомление детей с этимологическими справками о происхождении названий букв. Так, чтобы усвоить, что буква  «К» называется КА, а не КЭ, рассказываю, что раньше она называлась КАКО. Её название произошло от вопросительного местоимённого наречия. Человек спрашивал себя: «Как быть? Как жить? Как спастись?» Отсюда: КА, а не КЭ.

Первоначальное название буквы Й (И краткое) звучало как «И с КРАТКОЙ». Оно было дано по внешнему виду буквы И+КРАТКА (так назывался значок, который ставился над И).

Буква Ч(ЧЕ) называлась «ЧЕРВЬ». Отсюда: ЧЕ, а не ЧА.

Таким образом, на запоминание алфавитных названий букв влияют способы их  заучивания. Зубрёжка, т.е. механическое заучивание при многократном повторении, - плохой помощник.

Литература:

Пчелов Е. Как возник русский алфавит. //Народное образование - 2000- №10- с.13-23//

Кононенко М. Тайны русских букв  //Слово – 2002 № 4//

Успенский Л.В. По закону буквы.//Молодая гвардия, М., 1979//

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные буквы русского алфавита.

Анимированный  плакат....

Алфавит. ( в стихах) и Прописи букв русского алфавита.

Алфавит – наш лучший друг, Знают все на свете. Букв есть множество вокруг, Учат их все дети. Книжки чтобы прочитать, Азбуку должны все знать....

Письменные буквы русского алфавита

Анимированный плакат для объяснения написания письменных букв русского алфавита...

ЗАГАДКИ ПРО БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА

ПОДБОРКА ЗАГАДОК К ПРАЗДНИКУ...

сводная таблица "Звуки и буквы русского алфавита" 1 класс

Звуки и буквы русского алфавитаГласные буквы:  10         а о у и ы э е ё ю я Гласные звуки:  6...

Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....