Рабочая программа по русскому языку к учебнику Канакина В.П."Русский язык.4 класс"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Стефаненко Татьяна Николаевна

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 4 класса, занимающихся по учебнику В.П. Канакиной "Русский язык" 4 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._r.yaz_._4_kl.docx105.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № ___ от _______

Руководитель____________

 Согласовано

Заместитель директора по УР

________/О.С. Галактионова/

«___» ___________ 20___ г.

Утверждаю

Директор школы

_________/Н.В. Алексеева/

«___» ___________ 20___ г.

Рабочая программа

по русскому языку

в 4 классе

на 2015 – 2016 учебный год

Рабочую программу составила:

                                                               Стефаненко Т.Н.

г. Велиж

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 4 класса школы составлена на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012
  2. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  3. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373»
  4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа,  
  5. Примерной программы «Русский язык» (Канакина В.П., Горецкий В.Г.  М.: «Просвещение» 2011)
  6. Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2015/2016 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа.
  7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  8. Годового календарного учебного графика на 2015/2016 учебный год МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа.

В связи с меньшим количеством часов в учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа (4 часа в неделю, 136 в год) уменьшено время на изучение всех разделов программы.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Целями изучения предмета «Русский язык» в 4 классе начальной школы являются:

  • продолжение ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Данная программа имеет следующую структуру:

  • Пояснительная записка.
  • Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
  • Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
  • Содержание учебного предмета «Русский язык»
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
  • Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Общая характеристика учебного предмета

 «Русский язык»

        Содержание предмета «Русский язык» в 4 классе направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Данная программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической  монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Данная программа определяет ряд общих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у четвероклассников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника. 

Данная программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования УУД. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

В 4 классе продолжается целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе дальнейшего освоения русского языка продолжают формироваться следующие умения: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Учащиеся 4 класса продолжают работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Учащиеся продолжают учиться анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать сообщения, отзывы, письма, поздравления, писать сочинения и изложения и т.д.

Данная программа предполагает организацию проектной деятельности, которая позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. В 4 классе авторами учебника предлагаются следующие темы для проектов:

  • Похвальное слово знакам препинания.
  • Говорите правильно.
  • Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
  • Пословицы и поговорки.
  1. Описание места учебного предмета «Русский язык»

в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на изучение русского языка в 4 классе выделяется 136 ч. (4 ч. – в неделю, 34 учебные недели).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

 Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Данная программа обеспечивает достижение  выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4 классе являются следующие умения и качества:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи;
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной  формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4 классе

является сформированность следующих умений:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки;
  • уметь определять части речи, делить их на самостоятельные и служебные, знать их значение, уметь изменять и т.д.
  • правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;
  • умение проверять написанное, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарём;
  • практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы, омонимы  и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но);
  • оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
  • разбирать доступные слова по составу;
  • подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после ответствующей подготовки;
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие; согласные глухие—звонкие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

6. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Основное содержание обучения в программе для 4 класса представлено разделами: «Повторение», «Предложение», «Слово в языке и речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение».

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюден6ие орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений, текстов в системе обучения грамотному и правильному письму на основании правил. Вырабатывание разборчивого аккуратного почерка с учётом правил письма. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений).

Содержание курса

Повторение (10ч).

Наша речь и наш язык. Предложение. Словосочетание.

Предложение (6ч).

Однородные члены предложения. Наши проекты «Похвальное слово знакам препинания». Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи (18ч).

Лексическое значение слова. Состав слова.

Имя существительное (30ч).

Изменение по падежам имён существительных. Три склонения имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Наши проекты «Говорите правильно!»

Имя прилагательное (21ч).

Повторение. Изменение по падежам имён прилагательных. Правописание падежных окончаний. Наши проекты  «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина». Обобщение.

Местоимение (7ч).

Личные местоимения.

Глагол (27ч).

Повторение. Спряжение глаголов. Наши проекты «Пословицы и поговорки». Правописание глаголов. Обобщение.

Повторение (17ч).

Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.

Слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова)

Человек, пожалуйста, каникулы, хозяин, хозяйство, горизонт, комбайн, комбайнёр, багаж, календарь, прекрасный, библиотека, библиотекарь, шофёр, ещё, корабль, костюм, железо, вокзал, пассажир, пассажирский, билет, двенадцать, одиннадцать, шестнадцать, двадцать, впереди, медленно, здесь, вчера, теперь, завтра, телефон, телепередача, аллея, беседа, беседовать, агроном, пейзаж, инженер, инженеры, хлебороб, овца, адрес, вчера, сегодня, костёр, портрет, путешествие, путешественник, директор, килограмм, грамм, газета, автомобиль, семена, электричество, электрический, сейчас, правительство, аппетит, космос, космический, километр, издалека, экскурсия. Вагон, кастрюля, тарелка, салют, богатство, ботинки, металл, металлический, победа, председатель, гореть, сверкать, лучше, расстояние, свитер, везде, сверху, снизу, сеялка, назад, вперёд, командир, свобода.

Чистописание

  • Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме.
  • Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
  • Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Развитие речи

В 4 классе продолжается практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Построение устных монологических высказываний на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, рассуждение, повествование).

При работе с текстами продолжается работа по определению текста по его признакам. Деление текста на части, определение темы всего текста и его частей. Последовательность предложений в тексте и частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректировка порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Определение типов текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Продолжение знакомства с жанрами письма и поздравления. Составление пейзажных зарисовок на определенную тему, по рисунку  и по своим впечатлениям.

Написание изложения по составленному плану и по вопросам. Составление рассказа по картине, используя готовый план, устное описание картины, составление текста-отзыва о картине. Написание сочинений по картине по плану, с опорными словами, изложения с элементами сочинения.

Картинная галерея

И.И. Левитан «Золотая осень»

В.М. Васнецов  «Иван Царевич на Сером волке»

А.А. Пластов «Первый снег»

В.А. Тропинин «Кружевница»

В.А. Серов «Мика Морозов»

Н.К. Рерих «Заморские гости»

И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»

        8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч.     Ч.1
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч.      Ч.2
  3. Канакина В.П.,  Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч.1
  4. Канакина В.П.,  Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч.2
  5. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы
  6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс
  7. Компьютер
  8. Принтер
  9. Классная доска

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Повторение (10ч)

Наша речь и наш язык.

Диалогическая и монологическая речь.

«Волшебные слова» русской речи: слова-приветствия, слова- прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Нормы речевого этикета.

Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога

*Слова с непроверяемым написанием: человек, пожалуйста.

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога.

Текст

(Работа над текстом продолжается при изучении всех тем языка)

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев) Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине.

Развитие чувства ответственности за порученное дело.

Слова с непроверяемым написанием: каникулы

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.

Развитие речи составление устного рассказа на выбранную тему.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения .

Составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»

Работать со страничкой для любознательных: «Знакомство с происхождением слова каникулы».

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой.

Предложение

(Работа над предложением продолжается при изучении всех разделов курса)

Виды предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Знаки препинания в конце предложений.

*Слова с непроверяемым написанием: хозяин, хозяйство

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Обращение

Предложения с обращением. Нахождение в предложение обращения в начале, середине, конце.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

Находить обращение в предложении.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

Связи между словами в предложении.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Предложения распространенные и нераспространенные. Моделирование предложений.

Разбор предложения по членам предложения.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Разбирать предложения по членам.

Словосочетание

Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

*Слова с непроверяемым написанием: горизонт.

Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам

Контрольный диктант

Проверочная работа

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложения по членам предложения.

Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Предложение (6ч)

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Распознавать однородные второстепенные члены предложения с однородными членами.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но)

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновать постановку запятых в предложении с однородными членами

Составлять рассказ по репродукции картины и по данному плану.

Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основы.

Составлять сложные предложения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Однородные члены предложения

Представление о предложениях с однородными членами.

Связь однородных членов предложения: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Запятая между однородными членами, соединенными союзами.

Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности. Формирование уважительного отношения к труду и людям труда.

Слова с непроверяемым написанием: комбайн, комбайнёр, багаж, календарь

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Простые и сложные предложения

Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

Союз в сложном предложении.

Знаки препинания в сложных предложениях.

*Слов ас непроверяемым написанием: прекрасный.

Проверочная работа

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Слово в языке и речи (18ч)

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение  которых требует уточнений.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять (выписывать) значения слова, пользуясь толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них значения, которых ранее было неизвестно.                                                                                  Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении.                                                                                                Подбирать к слову синонимы, антонимы.                                    Контролировать уместность использования слов в предложениях. Находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных словах для успешного решения коммуникативной задачи.    Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, омонимов, фразеологизмов и др.). Находить в них нужную информацию о слове.                                                                                                

Работать со страничкой для любознательных:        знакомство с этимологией слов, одно из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.                                                Работать со словарем иностранных слов.

Наблюдать над изобразительно выразительными средствами языка (словами, употребленными в переносном значении фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизмов.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, и слова с омонимичными корнями.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роли значения суффиксов и приставок.  Работать с памяткой «Разбор слова по составу».                                    Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу.

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нем однокоренных слов, слов с определенными суффиксами и приставками.

Моделировать слова.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

 Работать с памяткой «Звуко - буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко - буквенный разбор слов.

Работать с орфографическим словарем.

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

Сочинять объявление.

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Анализировать таблицы «Самостоятельной части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи.

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имен прилагательных.                              Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.                                                                              Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван - царевич на сером Волке», высказывать свое суждение и сочинять собственный текст - отзыв о картине художника.

Лексическое значение слова

(Работа над словом продолжается при изучении всех раздело курса)

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, о заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, омонимов, фразеологизмов).

*Слова с непроверяемым написанием: библиотека, библиотекарь, шофер, еще.

Высказывания о русском языке русских писателей; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку.

Сведения об источниках пополнения русского языка словами. Значение изобразительно-выразительных средств языка.

Развитие речи. Наблюдение над выразительно-изобразительными средствами языка (словами, употребленными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текстов по рисунку и фразеологизмов.

                                                                                                Состав слова

(Работа над составом слова продолжается при изучении всех раздело курса)

Значимые части слова.

Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок.

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различие однокоренных слов и синонимов, однокоренных сов и слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно-выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки. Суффикса (постфикса -ся) основы . Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Моделирование слова с определенным составом *Слова с непроверяемым написанием: корабль, костюм.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

Правописание слов с безударными гласными в слове, с парными по глухости-звонкости согласными, с непроизносимыми согласными. Правописание двойных согласных в словах.

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик и —ек.

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков

Работа с орфографическим словарем.

*Слова с непроверяемым написанием: вокзал, железо, пассажир, пассажирский, билет.

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявлений.

Части речи

Повторение и углубление представлений о частях речи.

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол.

*Слова с непроверяемым написанием: двенадцать, одиннадцать, двадцать, шестнадцать.

Формирование представлений о национальных ценностях России и бережном к ним отношении.

Наречие (общее представление)

Значение и употребление в речи.                                         *Слова с непроверяемым написанием: впереди, медленно, вчера, теперь, завтра.                                                         Контрольный диктант.

Контрольное списывание.                                                                                                                                   

                                                                                                                        Проверочная работа.                                                                         Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Имя существительное (30ч)

Изменение по падежам

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различие падежных смысловых (синтаксических) вопросов. начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).                *Слова с непроверяемым написанием: телефон, аллея.

Три склонения имен существительных

1-е склонение имен существительных.

Падежные окончания имен существительных 1 -го склонения.

*Слова с непроверяемым написание: беседа, беседовать.

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

2-е        склонение имен существительных.                         Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

*Слова с непроверяемым написанием: агроном.

3-е        склонение имен существительных.

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

*Слова с непроверяемым написанием: пейзаж, портрет.  

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (сочинение- отзыв).                                                                                                                                                                                                Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе                   Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.                                                       Именительный и винительный падежи.                  Родительный падеж.                                                       Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.                     Дательный падеж.                                                           Творительный падеж.                                                   Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.             Предложный падеж.                                                            Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.                                                                         *Слова с непроверяемым написанием: портрет, инженер, хлебороб, овца, адрес, вчера, сегодня, костер.                                               Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленном плану.                 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе.                                 Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе.                                                          Именительный падеж.  Родительный падеж.                    Винительный падеж одушевленных имен существительных Дательный, творительный, предложный падежи.           Лексические и грамматические нормы употребления имен существительных.                                                                Обсуждение вопросов экологической этики и правил  поведения в лесу на основе содержания текстов учебника.      * Слова с непроверяемым написанием: путешествие, путешественник, директор, килограмм, грамм, газета. Контрольный диктант.                                                       Контрольное списывание.                                                     Обобщение знаний об имени существительном Морфологический разбор имен существительных.     Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.           Сочинение сказка на основе творческого воображения по данному началу.                                                                Формирование мотивации к проведению исследовательской работы.                                                                                             Проект «Говорите правильно!».

Различать имена существительные, определять признаки, присущее имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имен существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имен существительных в речи.

Определять принадлежность имен существительных к 1 -му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1 -го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 1 -го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1 -го склонения.

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).

Определять принадлежность имен существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Сравнивать имена существительные 1 -го и 2-го склонений: находить сходство и различии. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительных разных склонений: находить сходство и различии. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

Составлять тест - отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Использовать правило при написании имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом, задачей).

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

 Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.).

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи».

Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Подробно письменно передавать содержание повествовательного теста.

Сочинять текст - сказку на основе творческого изображения по данному началу.

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Имя прилагательное (21ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

Значение и употребление в речи. Словообразование имен прилагательных.

Род и число имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе).

Начальная форма имен прилагательных.

*Слова с непроверяемым написанием:        автомобиль,        семена,

электростанция, электровоз, электричество, электрический, сейчас.

Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина».

Изменение по падежам имен прилагательных

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов».

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Именительный, винительный, родительный падежи.

Творительный и предложный падежи.

Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

Развитие чувства любви к родному краю - частичке своей большой Родины на основе содержания текстов.

*Слова с непроверяемым написанием: правительство, аппетит, километр, космос, космический, командир.

Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе

Именительный и винительные падежи.

Родительный, дательный, творительный падежи.

Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к национальному достоянию других стран и народов.    Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (поселка).          *Слова с непроверяемым написанием: экскурсия, вагон, кастрюля, издалека.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Иметь представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста; составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

Именительный и винительные падежи.

Родительный и дательные падежи.

Дательный и творительные падежи.

* Слова с непроверяемым написанием: салют, ботинки, богатство.

Нормы правильного согласования прилагательных и имен существительных в речи.

Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов.

Обобщение знаний об имени прилагательном.                             Морфологический разбор имен прилагательных.

Контрольный диктант.

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имен прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имен прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имен прилагательных. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов - имен прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе». Изменять импена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, - ин).

Работать с        памяткой «Как        определить падеж имен

прилагательных».

Определять падеж имен прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста - рассуждения». Составлять текст - рассуждение о своем впечатлении от картины.

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания        имени        прилагательного        и выбирать наиболее

рациональный способ проверки для имени прилагательного.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.

Анализировать и излагать письменно содержание описательной  части текста - образца.

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

Записывать текст по памяти.

Находить информацию о достопримечательностях своего города (поселка), обобщать ее и составлять сообщение.

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Высказывать свое мнение о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Личные местоимения (7ч)

Местоимение (повторение и углубление представлений о личных местоимениях)

Роль личных местоимений в речи.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Изменение по падежам личных местоимений.

Правописание местоимений.

Склонение личных местоимений 1 -го, 2-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Окончания личных местоимений в косвенных формах Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

* Слова с непроверяемым написанием: металл, металлический, победа, председатель.

Морфологический разбор личных местоимений.   Контрольный диктант.                                                        

Формирование почтительного отношения к родным, окружающим, уважительно отношения мальчиков к девочкам.                                                                                        Развитие речи. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога; подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки.

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений.

Определять лицо, число, род у личный местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенную формы различных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Редактировать текст в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употребленных в формах косвенных падежей.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять небольшие тексты - диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений.

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.

Сочинять поздравительную открытку к 8-му марта.

Глагол (27ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам.

*Слова с непроверяемым написанием: гореть, сверкать.

Неопределенная форма глагола

  •  Слова с непроверяемым написанием: лучшая, расстояние, везде, свитер, сверху, снизу.

Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.

Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

Спряжение глагола.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

Лицо и число глаголов.

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.).

  1. е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.
  •  Слова с непроверяемым написанием: сеялка.

Контрольный диктант.                                                 Контрольное списывание.                                                          Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».                                     I и II спряжение глаголов                                                    Спряжение глаголов в настоящем времени.                      Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Правописание глаголов.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями 

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

* Слова с непроверяемым написанием: назад, вперёд.

Правописание возвратных глаголов.

Возвратные глаголы (общее представление).

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

Правописание глаголов в прошедшем времени

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах.

Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны.

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

* Слова с непроверяемым написанием: свобода, здесь.

Обобщение по теме «Глагол»

Морфологический разбор глаголов.

Контрольный диктант.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Различать глаголы среди других слов и в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имен существительных (знать, печь).

Образовывать от глаголов в неопределенной форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нем языковых средств.

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любознательных:        знакомство        с

глаголами которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.).

Определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их списывания.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова написания родовых окончаний глаголов.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

Повторение (17ч)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 1 класс

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебного...

Карточки по русскому языку к учебнику Канакиной 2 класс

Карточки для ежеурочной тренировки по изучаемым темам....

Карточки по русскому языку к учебнику Канакиной 2 класс

Проверочная работа по теме "Слово и его лексическое значение"...

Календарно – тематическое планирование Русский язык В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2 класс

Календарно- тематическое планирование Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по адыгейскому языку к учебнику А.Ю. Каратабан "Адыгейский язык учу с удовольствием".

Рабочая программа по адыгейскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образования...

Рабочая программа по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 1 класс

Программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной программы начального общ...