Урок - путешествие по частям речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Резан Татьяна Александровна

Конспект урока с презентацией по русскому языку 2 класс по теме "Части речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Части речи945.56 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Класс : 2

Учитель: Резан Т.А.

Тема: Повторение по теме «Части речи»

Цель: обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний у учащихся о частях речи.

Задачи:

а)образовательные:

- формировать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам;

- способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;

б)развивающие:

-  развивать устную и письменную речь учащихся;

- развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас;

- продолжить работу по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

в)воспитывающие:

- воспитывать аккуратность, самостоятельность;

- воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её;

- воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

2.Постановка цели на урок

Проблемная ситуация

 

3.Работа по теме урока

4. Закрепление

5. Рефлексия

6.Итог урока

Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие.

Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия?

А для нашего путешествия на уроке русского языка, как вы думаете, что необходимо?

Чтобы узнать, куда мы отправимся, вам необходимо соотнести цифру с номером  буквы в алфавите. (слайд 2)

Какая  тема урока? Какая цель?

 В этом городе живут слова, и вот какая с ними приключилась беда.(слайд 3, 4, 5,6)

 Ребята, может быть, вы сможете их помирить? Чтобы вы предложили для этого сделать?

(слайд 7)

Запишем эти слова по вопросам в тетради.

Что? Кто?

Какая? Какой?

Что делать? 

 А слова, к которым нельзя задать вопрос – в отдельную группу.

Что обозначают слова каждой группы?

А для чего нам нужны вот эти маленькие словечки? Как они называются?

Разошлись наши слова по улицам. А как называются эти улицы.

1.Всё что существует, оно обозначает, на вопросы Кто? и Что? верно отвечает.

2.Художницу нашу знает весь свет: раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие?

3.Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

 Строго сам за тем следит.

На какой улице живут слова, обладающие следующими

признаками? ( слайд 8)

Зайдем на улицу Имя существительное.  Все ли слова живут на этой улице? Какое слово с другой улицы? Почему?

С каких улиц эти слова?(слайд 9) Запишите слова в строчку через запятую, которые являются именами существительными.

 

Идём дальше.(слайд 10)

Прочитайте слова: мак, невежа, прозвище, лопата, друг, лягушка, дети, учитель, разговор. С какой улицы эти слова? Почему? Как вы думаете, эти слова живут все в одном доме? Почему?

Какие имена существительные называются одушевленными? Какие неодушевленными? Вам выданы листочки с домиками, работаем в паре, распределите имена существительные по домам. (слайд 11)

Почему данные слова живут все в одном доме: Пушок, Дереза, Илья, Россия, Ольга, Верховажье, Вага. (слайд 12)Какие слова мы называем собственными. Как пишутся имена существительные собственные?

А в соседнем доме, что за слова живут? Какие слова мы называем нарицательными? Найдите словам первого домика пару из второго. Запишите пары слов в строчку, через запятую.

Работа на карточке в группе. Распределите слова по квартирам, которые имеют такие признаки. (слайд 13)

Возьмите листы самооценки и оцените свою работу по имени существительному.

Заглянем не улицу Имя прилагательное. Какие слова с другой улицы? Почему?(слайд 14) Запишите в строчку, через запятую только имена прилагательные.

Вспомните, с какой частью речи дружат имена прилагательные?(слайд15) Составьте пары слов, запишите их в тетрадь. Какая из получившихся пар лишняя? Почему?

 Как определить число у имени прилагательного?

Запишите слова под диктовку и определите число: лесные, морской, московский, свежий, весёлые.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Пройдемся по улице Глагол. Какие слова не являются жителями этой улицы? Почему? (слайд 16)В строчку, через запятую запишите только глаголы.

Послушайте текст, запишите только глаголы через запятую. 1ученик работает за доской.

Лисичка зимой мышей ищет. Вот встала она на пенёк. Стоит лиса, слушает, смотрит. Вот под снегом мышка запищала. Снег шевельнулся. Лиса прыгнула и поймала мышку.

Оцените свою работу по глаголу.

Могут ли слова с разных улиц жить вместе?

Достаньте из конверта слова и составьте в парах предложения.  

Наступила, прошла, запели, птицы, зима, весна,  холодная, ранняя, радостно.

Проверяем по слайду.(слайд 17)

Что у нас получилось?

Озаглавьте текст. Запишите текст в тетрадь. Укажите над каждым словом часть речи.

Какое слово вызвало затруднение? Почему?

С этой частью речи мы познакомимся в 4 классе.

Самостоятельная работа по уровням

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши:
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
звон- … , … .

Оцените свою работу на уроке с помощью пиктограммы.

Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы эту цель? В каком городе мы побывали? Какие улицы посетили? Чем жители этих улиц отличаются друг от друга?

Удобные вещи, спортивная обувь, еда… и т.д.

Багаж знаний.

Части речи.

Слушают сказку.

Разделить слова по вопросам.

полка, белка

белая, милый

молчать, плакать

в, на, под

предмет, признак предмета, действие предмета.

Для связи слов в предложении. Предлоги.

Имя существительное

 имя прилагательное

глагол

им.сущ., им.прил., глагол

Слова золотая, говорит не относятся к имени существительному, т.к. не обозначают предмет и отвечают на вопросы какая? и что делает? Слово золотая с улицы имя прил., а говорит глагол.

Эти слова с улицы имя существительное, т.к отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают предмет. Но живут они в разных домах, т.к. одни слова одушевленные, а другие неодушевленные.

Работают в паре

Потому что это им.сущ., собственные.

Имена существительные собственные пишутся с заглавной буквы.

  В соседнем доме живут нарицательные им.сущ.

Работают четверками по карточке.

Оценивают себя

Звезда, летает – это не имена существительные.

Имена прилагательные дружат с именами существительными.Спелые яблоки – лишняя пара, т.к. мн.ч., а все остальные пары слов  в ед.ч.Если им.прил. обозначает признак одного предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?, то оно употреблено в форме ед.ч.Если им. прил. Обозначает признак нескольких  предметов и отвечает на вопрос какие?, то оно употреблено в форме мн.ч.

Записывают слова и определяют число.

Оценивают

Заколдованный, волшебница

На слух записывают только глаголы.

Оценивают

Да, если составить предложение.

Текст

Радостно

Л – широкая мотивационная основа учебной деятельности

П – использовать знаково – символические средства

Р – принимать и сохранять учебную задачу

П – обобщать, т.е. выведение общности для целого ряда объектов на основе  выделения сущностной связи

П – осуществлять подведение под понятие

К – договариваться и приходить к общему решению

П – устанавливать причинно-следственные связи

К – допускать возможность существования у людей различных точек зрения

Р – осуществлять пошаговый контроль по результату

П – подведение под понятие на основе выделения существенных признаков

П – устанавливать причинно-следственные связи

П – строить рассуждения в устной форме

Р – оценивать правильность выполнения действий

П – подведение под понятие на основе выделения признаков

П – осуществлять анализ

Р – оценивать правильность выполнения действия

П – осуществлять синтез

К – контролировать действия партнера

П – проводить сравнение по заданным критериям

П – владеть рядом общих приемов решения задач

Л – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Р – сохранять учебную задачу

Литература:

  1. Русский язык, 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч.2/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 144с.
  2. Русский язык, 2 класс. В.П. Канакина и др. Методическое пособие с поурочными разработками ( в 2-х частях)

http://zanimatika.narod.ru/Nachalka8.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...

Урок русского языка. Тема урока: "Наречие как часть речи."

Цели данного урока:1) Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.3) Воспиты...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Урок русского языка. 2 класс. тема урока: "Что такое части речи?"

Дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе...

Космическое путешествие по частям речи

Конспект урока расчитан для учащихся 3 класса на этапе закрепления изученного материала....