Конспект урока русского языка. Изложение "Скворушка" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Котлова Наталья Александровна

Мы ждём вас из далёких стран.
Для гнёзд построим вам дворцы
И будем слушать по утрам,
Как весело поют    (скворцы)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык.

Тема

 Изложение.  «Скворушка»

Педагогическая цель

Создать условия для совершенствования умений определять тему и главную мысль, подбирать название к тексту, соотносить части текста с данным планом; наблюдать за использованием авторских средств и связью пред-ложений в тексте; способствовать развитию умения последовательно и подробно излагать содержание в соответствии с планом

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и  составлять  план  выполнения  заданий  на  уроке  под  руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

Всем, всем - добрый день
Прочь с дороги, злая лень
Не мешай учиться
Не мешай трудиться!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

  1. Постановка учебной задачи

ТЕМА   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 

– Сегодня мы будем учиться работать с текстом, вспомним, по каким правилам строится текст, будем учиться определять тему и основную мысль текста. А еще попробуем свое перо – попытаемся по памяти воспроизвести изученный на уроке текст

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Первичное
чтение текста упр. 191).

Определение его темы, беседа
по содержанию

Вопросы для обсуждения:

•  О ком и о чем говорится в тексте?

•  Что говорится о скворцах?

•  Почему птицы перед отлетом на юг решили посетить свой домик?

– О чем этот текст? Попробуйте его озаглавить.

– Для чего автор написал этот текст?

– Попытайтесь сформулировать главную (основную) мысль

Слушают учителя, отвечают на вопросы,

Знакомство
с планом текста

– Прочитайте план к тексту.

Подумайте, что отражает каждый пункт плана – тему или главную мысль части текста

Читают план текста. Соотносят пункты плана и части текста.

Работа с первой частью
текста

– Прочитайте первую часть текста. Сколько в ней предложений?

– Прочитайте первое предложение. Почему с этого предложения начинается первая часть?

– Является ли второе предложение продолжением первого?
Почему?

– Что означает словосочетание «поредела листва»?

– От какого слова образовалось слово «поредела»?

– Какой рисунок вы бы нарисовали к третьему предложению?

– Почему автор употребляет слово «сиротливо»?

– Почему скворечник получил такое название?

– Как бы вы озаглавили эту часть?

– Выберите из этой части трудные для написания слова

Чтение и обсуждение первой части.

Работа со второй частью
текста

– С какого слова начинается первое предложение и почему?

– Как названы птицы? Почему в одном предложении употреблено слово «скворчиха», а в другом – «скворушка»?

– Какой суффикс в словах указывает на доброжелательное, ласковое отношение автора к птице?

– Как вела себя скворчиха?

– Почему автор, говоря о действиях скворчихи, употребил словосочетание «быстро скользнула»? Что обозначают эти слова?

– Как автор говорит о действиях скворца?

– А как сказано о его песне?

– Есть ли различие в значении слов «тихо» и «тихонько»?

– Можно ли поменять местами второе и третье предложения?
Почему?

– Какое слово использовано в этой части для того, чтобы слово «скворечник» не повторялось?

Читают вторую часть текста.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа с третьей частью
текста

– С какого предложения и почему начинается третья часть?

– Какие слова использованы
вместо слова «птицы»
 во втором и в третьем предложениях третьей части?

– Каким словом можно заменить слово «им» в третьем предложении? Есть ли различие в значениях слов «прилетят» и «прилетели»?

– А что означают слова «сюда», «теперь»?

– Как бы вы озаглавили эту часть? Выберите из этой части трудные для написания слова

Чтение и обсуждение третьей части.

Самостоятельная творческая работа

Используя план (упр. 191),
напишите изложение по данному тексту.

– При выполнении работы обра-тите внимание на написание
трудных слов.
(На доске
могут быть написаны трудные слова:
 качается, скользнула,
закончилась, теперь, пора, сиротливо, поредела, прощались.)

Выполняют задание: создают письменный текст по плану, соблюдая нормы
русского языка

Рефлексия.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Текст на основе наблюдений на экскурсии.)

– Как учились писать изложение? (Ответы учащихся.)

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....

Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...