Урок русского языка «Правописание суффиксов –ик, -ек» 2класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата 11декабря 2014 года
Предмет русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»
Цели урока
- предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
- метапредметные: способствовать овладению принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
- личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
- по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
План урока:
1. Орг.момент.
Учитель:
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
2. Чтение алфавита.
-Дайте характеристику буквы Е. Буквы И.
- Что общего в них?
Работу с этими буквами мы продолжим сегодня на уроке.
3.Вспомним , что мы знаем о составе слова. Разминка. Возьмите карточку и отметьте + , если вы согласны - , если нет.
- Верно ли: мы знаем части слова: приставку, корень, суффикс, окончание.
- Верно ли: слово может состоять только из корня.
- Верно ли: суффикс стоит перед корнем.
- Верно ли: что в слове ЗВОНОК суффикс ОК
- Верно ли: при помощи Суффикса образуются новые слова.
- Верно ли: Суффикс – это маленькое слово
- Верно ли: Суффикс – это часть слова.
8 . Верно ли: Суффикс служит для связи слов в предложении.
( Взаимопроверка) Слайд
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+ | + | - | + | + | - | + | - |
- О какой же части слова пойдёт речь сегодня на уроке7
4. Ввод в тему.Давайте вспомним, что нам уже известно о суффиксе. Слайд ( открывается после каждого вопроса)
-Где находится суффикс?
-Что он образует?
-Суффикс – это слово?
-Все ли суффиксы надо проверять ?
-Какое значение имеет суффикс?
Приём РКМЧП «Кластер»
– Как вы думаете, всё ли мы уже знаем о нём?
5. Знакомство с темой урока.
Посмотрите на слова: ( на карточках на доске)
кузнеч…к сыночки кузнечики билет..к
сыноч…к мяч…к орешки
мячики ореш…к билетики
- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
- А сейчас на какие 2 группы мы разобьём эти слова?
-Кто что-то заметил?
-За какой частью слова вы будете наблюдать? (за суффиксом)
– Знаем ли мы, как они пишутся? Как мы можем узнать об этом?
Д. – Можно прочитать правило в учебнике.
Д. – Можно самим вывести это правило.
У. – Какой путь вы выбираете?
Д. – Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.
Есть замечательная пословица: ( Слайд)
Скажи мне - и я забуду, покажи мне- и я запомню, вовлеки меня – и я научусь.
-Сколько вариантов ответа и, какие могут возникнуть? (два: гласный может сохраниться, а может исчезнуть)
-Какой выбор вы сделаете? (Если гласный сохранился, то пишем суффикс –ик-, в противном случае –ек-)
Когда же нужно писать суффикс- Ик?
Когда же нужно писать суффикс -ек? Слайд.
-Какова же тема нашего урока? Чему мы должны научиться?
6. Просмотр фрагмента мультфильма.
-Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
Слайд Картинка у ворот страны невыученных уроков.
-Посмотрим фрагмент мультфильма.
Слайд . Смотрим фрагмент.
-Как видим, Витя Перестукин смог отличить –ик- от –ек-.
Это было единственное правило, которое знал Витя. Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется –ек-, а если не выпадает, пишется –-ик-.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.
Какой вывод мы сделаем?
-Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?
-Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 41. Совпадают ли они?
-Значит, мы совершили верное открытие?
7. Закрепление нового материала.
-Составляется алгоритм написания суффиксов. Слайд.
Алгоритм
1.Изменить форму слова. Поставить слово « НЕТ»
2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,
Если гласный сохраняется пиши –ИК-.
Упражнения с комментированием (на карточках).
-Определите, какую гласную следует писать в суффиксе существительных. Выделите в словах суффикс. (Пишем с комментированием)
Слайд .
|
8.Физминутка.
9.Работа с предложением. Слайд
- Списать вставить нужные буквы.
Много загадок таит в себе обыкновенный ёж..к. Колючий клубоч..к выдерживает мощные дозы ядов.
Проверка.
- А теперь предложите работу детям со вторым предложением.
Выборочное письмо.
( Ходячий комочек защищён мощнее, чем зримым своим заборчиком из иголочек. В природе ещё много тайн, секретов, ключик к которым надо искать и искать.) Проверка.
- А теперь послушайте внимательно интересные сведения о ежах.
Ежи родятся без колючек и через несколько часов у них появляются колючки. Когда они вырастают, самостоятельно делают себе гнездо из листьев. Очень много едят. Зимой залегают в спячку. Им страшны перепады температур. Почему? Ответите мне на этот вопрос на следующем уроке.
10. Итог урока.
Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?
-Смогли мы её достичь?
-На какие вопросы мы должны были ответить?
-Сумели ли мы это сделать?
11.Синквейн.
- Составьте « Синквейн» по теме урока.
(Работа ребёнка.)
Суффиксы ЕК,ИК
Хитрые, обманчивые.
Проверяй, думай, пиши.
Хорошо знай - могут обмануть.
Зубри.
12. Рефлексия.
- Без кого из ребят урок сегодня прошёл бы неинтересно?
- Что вам понравилось на уроке?
- Кто понял тему урока?
13. Домашнее задание.
1. Упр.73
2. Желающим сочинить сказку о суффиксах ИК, ЕК
14. Итог урока. Слайд.
- Прочитайте стихотворение и измените нужные слова так, чтобы были суффиксы ЕК, ИК.
Прозвени-ка, дружок, (дружочек)
Голосистый звонок, (звоночек)
Перемену ждут ребята.
Поиграть немножко надо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок
презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»
Материал включает в себя технологическую карту урока и презентацию, которая помогает учащимся выделить и сформулировать познавательную цель урока, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты п...
презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"
Презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"...
Презентация к уроку русского языка " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"
Презентация к уроку русского языка поможет детям в доступной и занимательной форме узнать тонкости великого русского языка!...
Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов –ик –ек».
Конспект урока русского языка. 3 класс УМК «Школа России». Тема «Правописание суффиксов –ик –ек». Формы организации познавательной деятельности: пои...