Урок русского языка «Правописание суффиксов –ик, -ек» 2класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bahar_g.i.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Дата 11декабря 2014 года

Предмет русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Цели урока        

  • предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
  • метапредметные: способствовать овладению  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

План урока:

1. Орг.момент.

Учитель:

Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!

2.  Чтение алфавита.

-Дайте характеристику буквы  Е.  Буквы И.

- Что общего в них?

Работу с этими буквами мы продолжим сегодня на уроке.

3.Вспомним , что мы знаем о составе слова. Разминка.  Возьмите карточку и отметьте + , если вы согласны  - , если нет.

  1. Верно ли: мы знаем части слова: приставку, корень, суффикс, окончание.
  2. Верно ли: слово может состоять только из корня.
  3. Верно ли: суффикс стоит перед корнем.
  4. Верно ли: что в слове ЗВОНОК суффикс ОК
  5. Верно ли: при помощи Суффикса образуются новые слова.
  6. Верно ли: Суффикс – это маленькое слово
  7. Верно ли: Суффикс – это часть слова.

     8 . Верно ли: Суффикс служит для связи слов в предложении.

 

                     

  ( Взаимопроверка) Слайд

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

-

+

+

-

+

-

- О какой же части слова пойдёт речь сегодня на уроке7

4. Ввод в тему.Давайте вспомним, что нам уже известно о суффиксе. Слайд ( открывается после каждого вопроса)

-Где находится суффикс?

-Что он образует?

-Суффикс – это слово?

-Все ли суффиксы надо проверять ?

-Какое значение имеет суффикс?

Приём РКМЧП «Кластер»

 

– Как вы думаете, всё ли мы уже знаем о нём?

5.  Знакомство с темой урока.

Посмотрите на слова: ( на карточках на доске)

кузнеч…к   сыночки   кузнечики билет..к

сыноч…к    мяч…к   орешки  

мячики    ореш…к  билетики

 - На какие 2 группы можно разделить эти слова?

-  А сейчас на какие 2 группы мы разобьём эти слова?

-Кто что-то заметил?

-За какой частью слова вы будете наблюдать? (за суффиксом)

– Знаем ли мы, как они пишутся? Как мы можем узнать об этом?

Д.  Можно прочитать правило в учебнике.

Д.  Можно самим вывести это правило.

У. –  Какой путь вы выбираете?

Д.  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

Есть замечательная пословица: ( Слайд)

 Скажи мне - и я забуду, покажи мне- и я запомню, вовлеки меня – и я научусь.

-Сколько вариантов ответа и, какие могут возникнуть? (два: гласный может сохраниться, а может исчезнуть)

-Какой выбор вы сделаете? (Если гласный сохранился, то пишем суффикс –ик-, в противном случае –ек-)

Когда же нужно писать суффикс- Ик?

Когда же нужно писать суффикс -ек? Слайд.

-Какова же тема нашего урока? Чему мы должны научиться?

6.  Просмотр фрагмента мультфильма.

-Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
Слайд  Картинка у ворот страны невыученных уроков.
-Посмотрим фрагмент мультфильма.
Слайд . Смотрим фрагмент.
-Как видим, Витя Перестукин смог отличить –ик- от –ек-.

Это было единственное правило, которое знал Витя. Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется –ек-, а если не выпадает, пишется –-ик-.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.

Какой вывод мы сделаем?

-Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?

-Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 41. Совпадают ли они?

-Значит, мы совершили верное открытие?


7. Закрепление нового материала.

-Составляется алгоритм написания суффиксов. Слайд.

                  Алгоритм

1.Изменить форму слова. Поставить слово « НЕТ»

2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,

Если гласный сохраняется пиши –ИК-.

Упражнения с комментированием (на карточках).

-Определите, какую гласную следует писать в суффиксе существительных.  Выделите в словах суффикс. (Пишем с комментированием)
Слайд .


Горош..к, веноч..к, чулоч..к. карандаш..к, кирпич..к, нос…к, звоноч…к, сыноч…к.

8.Физминутка.

9.Работа с предложением. Слайд

- Списать вставить нужные буквы.

Много загадок таит в себе обыкновенный ёж..к. Колючий клубоч..к выдерживает мощные дозы ядов.

Проверка.

- А теперь предложите работу детям со вторым предложением.

Выборочное письмо.

( Ходячий комочек защищён мощнее, чем зримым своим заборчиком из иголочек. В природе ещё много тайн, секретов, ключик к которым надо искать и искать.) Проверка.

- А теперь послушайте внимательно интересные сведения о ежах.

Ежи родятся без колючек и через несколько часов у них появляются колючки. Когда они вырастают, самостоятельно делают себе гнездо из листьев. Очень много едят. Зимой залегают в спячку. Им страшны перепады температур. Почему? Ответите мне на этот вопрос на следующем уроке.

10. Итог урока.

Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

-На какие вопросы мы должны были ответить?

-Сумели ли мы это сделать?

11.Синквейн.

- Составьте « Синквейн» по теме урока.

(Работа ребёнка.)

Суффиксы ЕК,ИК

Хитрые, обманчивые.

Проверяй, думай, пиши.

Хорошо знай - могут обмануть.

Зубри.

12. Рефлексия.

- Без кого из ребят урок сегодня прошёл бы неинтересно?

- Что вам понравилось на уроке?

- Кто понял тему урока?

13. Домашнее задание.

1. Упр.73

2. Желающим сочинить сказку о суффиксах ИК, ЕК

14. Итог урока. Слайд.

- Прочитайте стихотворение и измените нужные слова так, чтобы были суффиксы ЕК, ИК.

Прозвени-ка, дружок, (дружочек)
Голосистый звонок, (звоночек)
Перемену ждут ребята.
Поиграть немножко надо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок

презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»

Материал включает в себя технологическую карту урока и презентацию, которая помогает учащимся выделить и сформулировать познавательную цель урока, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты п...

презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"

Презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"...

Презентация к уроку русского языка " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"

Презентация к  уроку русского языка поможет детям в доступной и занимательной форме узнать тонкости великого русского языка!...

Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов –ик –ек».

Конспект урока русского языка. 3 класс УМК «Школа России». Тема «Правописание суффиксов –ик –ек». Формы организации познавательной деятельности:  пои...