Исследовательская работа "Школьный жаргон".
творческая работа учащихся по русскому языку (4 класс) по теме

Тихомирова Ирина Альбертовна

Работа выполнена ученицей 4 А класса Дуркиной Анастасией.Посвящена актуальной проблеме засорения речи учащихся жаргонными словами. Работа стала призером (2 место) муниципального конкурса исследовательских работ "Ученые будущего" и участником II Международного Интернет-конкурса исследовательских работ "Радуга искусств через призму науки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Северодвинска

Городской конкурс учебно-исследовательских работ

школьников «Учёные будущего»

Школьный жаргон

                                                             Дуркина Анастасия Евгеньевна

                                                             ученица 4 А класса

                                                             Муниципальное бюджетное образовательное

                                                             учреждение  «Средняя общеобразовательная                          

                                                             школа №13»

                                     

                                                            Руководитель:

                                                            Тихомирова Ирина Альбертовна

                                                            учитель начальных классов

                                                            высшей квалификационной категории

Северодвинск

2015

                                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                                                     Введение.........................................................................................................................................3

Основная часть...............................................................................................................................4

Глава 1. Что такое жаргон и его происхождение........................................................................4

Глава 2. О молодёжном жаргоне..................................................................................................5

Глава 3. Почему мы так говорим..................................................................................................6

Заключение.....................................................................................................................................8

Литература......................................................................................................................................9

Приложение № 1. Жаргонные слова, употребляемые в детской литературе........................10

Приложение № 2. «Бестолковый словарь» школьника............................................................11

Приложение № 3. «Календарь наблюдений. Как часто учащиеся произносят жаргонные слова в школе».............................................................................................................................15

Приложение № 4. Анкетирование учащихся 4-х классов.......................................................16

Приложение № 5. Сочинение «Почему мы так говорим?».....................................................19

Приложение №6. Анкетирование родителей ...........................................................................20

                                                                                                                                                       3  

ВВЕДЕНИЕ

Всё чаще, общаясь между собой, школьники разговаривают на своём, особом языке, который  не понятен многим. Меня  заинтересовало такое  явление, имя которому – школьный жаргон.

         Актуальность темы: культура  речи – показатель интеллектуального развития человека. А речь школьников  переполнена словами и выражениями, которые не отвечают нормам русского языка. Учащиеся пользуются не литературным языком, а жаргонной лексикой.

        Для проведения исследования я выбрала методы:

- поиск информации;

 - анкетирование учащихся, родителей;

 - наблюдение над речью школьников;

- сбор молодёжного жаргона.

Гипотеза: предположим, что жаргонизмы школьникам необходимы, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от сверстников и взрослых. Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно.

Объект моего исследования: речь учащихся нашей школы во внеурочное время.

          Цель исследования: изучение сленга школьников и выяснение причины употребления ими в  речи большого количества жаргонных слов.

Для решения цели я поставила следующие задачи:

  - изучить  научную литературу о  жаргоне;

  - определить, какие жаргонные слова  употребляют в речи школьники;

 - установить причины употребления жаргонных слов и выражений;

 - выявить, что предпринять, чтобы сохранить  речевую культуру школьников;

 - составить словарь школьного жаргона.

                                                                                                                                                        4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1.  ЧТО ТАКОЕ ЖАРГОН И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ

        Какое же определение слову «жаргон» даёт толковый словарь С. И Ожегова?

 ЖАРГОН, -а, м. Речь какой-н. социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных. Ж. торговцев. Воровской ж. [ 6, 329].

        Жаргон - это своего рода язык в языке. Это слово пришло из французского языка, где первоначально обозначало «щебетание, болтовня, непонятный язык». Иногда термин жаргон применяют для обозначения искажённой, неправильной речи.

 Кроме общепринятого понятия «жаргон», существуют такие понятия, как «арго», «сленг» или «феня». Можно сказать, они обозначают одно и то же. В словаре слово «жаргон» и «арго» считаются синонимами. Слово «арго» произошло от французского «argot»- peчь определенных, замкнутых групп (нищих, воров, мошенников).  «Сленг» - слова или выражения, употребляемые людьми определённых возрастных  групп (молодёжный сленг).

       Существует школьный жаргон, студенческий, армейский, жаргон музыкантов, спортсменов, торговцев и др. За пределами профессионального общения такой жаргон непонятен.

        Иногда деятельность какой-то  группы людей скрывается от общества. В этом случае употребление особого «языка», непонятного чужим, диктуется жизненной необходимостью. В прошлом, например, существовали нищенский и воровской жаргоны.

Как появился жаргон? Были в дореволюционной России ( XIX в.) бродячие торговцы разными мелочами - коробейники, или офени.  Случалось, что на коробейников нападали, отбирали у них товар и деньги. Поэтому офени вынуждены были создать свой тайный язык, чтобы обеспечить безопасность ( никто не должен был знать, где они берут товар, сколько выручили денег за товар, когда и кому будут продавать и т.д.) Дом офени называли  рылъ, молоко - мелех, деньги - сары, товар – имвар и др. От имени торговцев-офеней и произошло слово «феня».

  Со временем  в  нашей речи появляются тысячи новых слов, отражающие  перемены в жизни людей, ведь каждому новому понятию должно соответствовать своё слово. Но, если раньше употребление жаргонов вызывалось стремлением скрыть смысл слов, то сейчас люди  употребляют жаргонные слова бездумно, просто потому, что они звучат необычно. Часто в СМИ (средствах массовой информации) мы читаем и  слышим

                                                                                                                                                         5

жаргонные слова и выражения. СМИ используют жаргоны, чтобы увеличить число подписчиков, зрителей, слушателей.

Читая детские современные книги, я тоже встречала в них жаргонные слова и выражения. ( Приложение №  1)

        Вывод: жаргонная лексика  появилась давно в кругу торговых людей и диктовалась жизненной необходимостью. Сейчас употребление  жаргонных слов  существует как в разговорной речи, так и в литературных произведениях современных писателей.

ГЛАВА 2.  О МОЛОДЁЖНОМ ЖАРГОНЕ

          Какие же жаргонные слова и выражения присутствуют в  речи школьников? Мною были собраны жаргонизмы, которые чаще всего употребляют ученики  –  96 слов.   ( Приложение № 2) . Также я провела небольшое наблюдение, как часто учащиеся пользуются сленгом ( Приложение № 3).

Изучая «свободную от уроков» речь школьников, я убедилась, что она насыщена жаргонными словами. Что же представляет собой молодёжный сленг?

В речи учеников много слов, как будто знакомых и в то же время иногда оскорбительных для слуха, не всем понятных. Например, «выпал в осадок», что означает на языке молодёжи «поразился, удивился»; «башка», «тыква» вместо голова ; «отвали», «отвянь», что значит отстань; «ботан» - заученный человек. Вместо того, чтобы произнести  «ушел», они скажут «слинял или свалил».

 Заменяя одни слова другими, ребята  часто сами не понимают, почему именно этим словом воспользовались.Просто потому, что звучит необычно. Страшным оскорблением для молодого человека в настоящее время является слово лох. Лох для молодого человека – это не только дурак, но и обманутый человек. А ведь лох когда-то у торговцев мелким товаром (у коробейников) было безобидным словом и обозначало крестьянина, а слово лоша – крестьянку. Потом оно перешло в арго шулеров, где обозначало жертву карточной игры, а затем словом лох стали пользоваться уголовники, и уже после этого лох перешел в жаргон молодежи.

         Если школьнику что-то нравится, он скажет: «законно, потрясно, классно, ништяк, клево». А ведь с  помощью синонимов русского языка можно сказать: «прекрасно, чудесно, восхитительно, отменно, бесподобно, здорово.»

«Прикол, прикид, понты, потрясно, клево, офонареть, отстой, в натуре, по жизни, чисто, конкретно», « лох» - вот наиболее употребительные слова из речи молодежи.

     

                                                                                                                                                         6

         Вывод:  несмотря на то, что происхождение и  значение многих жаргонных слов школьникам непонятны, они всё чаще заменяют ими правильную речь. Данные дневника наблюдений приблизительные (это только те случаи, которые я слышала), но они говорят о том, что учащиеся  не могут общаться без жаргонных слов.

ГЛАВА 3.  ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ

Так почему же школьники употребляют жаргонизмы? Что  их привлекает в сленге?

Я провела анкетирование, в котором приняли участие 43 учащихся 4-х классов (Приложение № 3). В 4 А классе ребята написали мини-сочинение «Почему мы так говорим?» ( Приложение № 4) .

       Результаты анкетирования  и анализ сочинений показали:

  1. Название молодёжного сленга («жаргон») знает 1 человек. Варианты ответов: весёлые слова, неформальные выражения, слова молодёжи, классные, модные, суперские, некультурные, глупые, попсовые, слова-паразиты, невоспитанные, современные слова. Это ещё раз доказывает, что употребляя жаргоны, ребята не знают  даже их название и откуда произошли эти слова.
  2. На вопрос «Для чего вы употребляете данные слова?» четвероклассники ответили, что они «модные, современные»; употребляют их «для связи слов», «делают речь понятней»; потому, что «все так говорят»; «вошло в привычку так говорить»; эти слова помогают выделиться среди других необычной речью и привлечь к себе внимание, а также для точного выражения своих эмоций.
  3. Слышат жаргонные слова по телевизору, на улице, в автобусах, в магазинах, на кружках и секциях, в школе, т.е. – всюду. Употребляют их в основном в кругу друзей, одноклассников, но есть случаи общения жаргонными словами с родителями. И только два человека их не употребляют совсем.

   4. Огорчает, что лишь  у небольшой группы  опрошенных четвероклассников есть

        желание избавиться от молодёжного сленга в своей речи. Большинство не желают  

        расставаться с жаргонными словами, так как считают, что они необходимы и не

        представляют свою жизнь без них. И только несколько человек думают, что такие  

        слова не нужны в нашей речи.            

        Мне захотелось узнать мнение взрослых на эту тему. На родительском собрании в 4 А классе я провела анкетирование, в котором приняли участие 25 человек (Приложение № 6).  Оказалось, что многие родители не видят ничего плохого в сленге, относятся к этому явлению спокойно и считают, что с возрастом дети перестанут говорить на жаргонном

                                                                                                                                                         7

языке (сами в детстве так говорили), а бороться с жаргонами не надо. Но всё же, большая часть родителей считают засорение языка проблемой, с которой надо бороться.

          Вывод: основная причина употребления школьниками жаргонизмов – «погоня»  за модой и современностью. Ученики считают, что современный язык  должен быть «прикольный», «крутой», правильная, культурная речь кажется молодежи скучной. Другая причина -  чтобы выделиться среди сверстников – я не такой, как все. Есть мнение,                  

что если школьники будут говорить на культурном языке, то одноклассники и друзья не только их не поймут, но и будут смеяться. Третья причина - в детстве  хочется  выглядеть взрослее, старше.  Школьники «изобретают» новые слова, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых.

                                                                                                                                                         8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование,  я пришла к выводу, что употребление   жаргонов в  речи – явление историческое, вызванное жизненными обстоятельствами. Но  сейчас наш язык  засорён непонятными и ненужными, порой очень обидными словами. В  настоящее время жаргонные слова употребляются  везде, даже в прессе, в кино и в литературе для придания речи живости. А дети подражают взрослым.

Исследование показало, что на сегодняшний день проблема школьного жаргона не разрешима. Учащиеся считают молодёжный сленг нормой, так как слышат его повсюду.

Для меня явилось открытием, что родители тоже считают жаргонизмы нормой.

        Гипотеза подтвердилась частично: школьники действительно употребляют жаргонные слова, чтобы выглядеть «круто» - быть не такими, как все, утвердиться при помощи сленга в среде сверстников и отличаться от взрослых. Но  исследование также показало, что жаргонизмы не являются необходимыми словами в нашей речи. Жаргонные слова и выражения не украшают, а портят язык, делают речь непонятной и оскорбительной.

         С грубыми,  оскорбительными словами нужно бороться. Ведь даже сказочные персонажи за чистую и красивую речь.

« - И к тому же у него очень засорена речь, - подхватила Кисонька. – Что это за слова: башка, чепуха, влётка! Надо будет поработать над его речью и постепенно отучить от некрасивых слов». [ 5, 106 ]

        Собирать «Бестолковый словарь» было интересно, но лучше, чтобы он не пополнялся, а убывал.

        Для школьников, желающих избавиться от жаргонов, можно порекомендовать:

- больше читать хорошей художественной литературы ( не комиксов) и  учить  

   наизусть  стихотворений;

- контролировать   свою речь;

- не следовать «моде», ведь завоевать  уважение можно и хорошими манерами, а не только «крутыми» словами.

Рекомендации взрослым:

- в присутствии детей не пользоваться жаргонными словами.

Язык общения  должен быть доступным и  понятным. Культурный, образованный человек не будет общаться на языке жаргона.

                                                                                                                                                         9

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абеди Изабель. Лола ищет подругу. Изд. «Ранок», 2013г.-192с.
  2. Беликов В.Н. Социолингвистика:учебник для вузов.-М.: Рос.гос.ун-т, 2001,-439с.
  3. Вальтер Х. Большой русско-немецкий словарь жаргона и просторечий. –М.: АСТ: Восток-Запад, 2007, -827 с.
  4. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – X.: Изд. –коммерч. Предпр. «Паритет» ЛТД, 1993г.- 296 с.
  5. Носов Н.Н.Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. /Ил. А.Лаптева и Г. Валька. – М.: ТЕРРА, 1991г.-720с.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992. –939 с.
  7. Интернет-источник: http://teenslang.su/authors.html

                                                                                                                                                       10                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ЖАРГОННЫЕ СЛОВА, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  1. «А однажды меня даже показали по ящику». [ 1, 76 ]

      2. «Не колышет ее ни то, что в ухе у меня стреляет, ни то, что спина чешется».[ 1, 98 ]

 

3.        «- Фу-у-у-у, ты противная корова! – завизжала она и швырнула Поли Покет мне в лицо. – Чеши отсюда и оставь меня в покое раз и навсегда!». [ 1, 102 ]

      4.        «Письмо, прямо скажем, - отпад. Тут тебе и могила, и мраморный ангел. Но то, которое получила Анализа, было еще круче». [ 1, 154 ]

       5. «- Ты спятил, братец, - сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши».[  4, 67 ]

       6.  «И я вошел во двор, и мы стали с Чапкой носиться и кувыркаться, и прыгать и колбаситься, подскакивать, и вертеться, и лаять, визжать, и смеяться, и валяться».

[ 4, 134 ]

       7. « - Это какая влётка? – спросила Кнопочка.

              - Ну, трепанация.

              - Что значит трепанация?

              - Ну, просто колотят» [ 5, 105 ]

                                                                                                                                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

КАЛЕНДАРЬ НАБЛЮДЕНИЙ.

КАК ЧАСТО УЧАЩИЕСЯ ПРОИЗНОСЯТ ЖАРГОННЫЕ СЛОВА В ШКОЛЕ

Понедельник

1 декабря

Вторник

2 декабря

Среда

3 декабря

Четверг

4 декабря

Пятница

5 декабря

Суббота

6 декабря

до уроков

2

2

1

4

2

3

1-я перемена

1

2

-

1

3

1

2-я перемена

3

1

2

-

2

1

3-я перемена

5

3

4

3

4

-

4-я

перемена

2

1

2

-

4

-

Итого:

13

9

9

8

15

5

В таблице приведено количество только тех случаев употребления жаргонных слов, которые я слышала лично сама.

                                                                                                                                                       

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

1.Слышите ли Вы в речи своего ребёнка жаргонные слова?

                                Да - 22 чел.       Нет – 3 чел.

   Как Вы к этому относитесь?

                                С юмором – 1 чел.

                                Спокойно – 2 чел.

                                Нормально – 9 чел.

                                Отрицательно – 12 чел.

2.  По Вашему мнению, употребление жаргонных слов детьми и подростками – это  

     норма  или проблема?

                              Норма – 10 чел.                   Проблема – 15 чел.

3. Как Вы считаете, почему школьники употребляют много жаргонных слов?

                              Влияет окружающая среда – 7 чел.

                                            Интернет, ТВ – 3 чел.

                              Так модно – 4 чел.

                              Для упрощения речи, удобно выражать свои мысли  – 5 чел.

                              Маленький словарный запас – 3 чел.

                              Подражание друг другу, быть «как все» - 3 чел.

                              Взрослые подают пример – 3 чел.

4. Надо ли бороться с жаргонными словами?

                             Да – 15 чел.

                             Бесполезно – 2 чел.

                             Пройдёт с возрастом - 2 чел.

                             Нет – 2 чел.

   Если «да», то как? Что Вы можете предложить?

                             - Родителям проводить беседы, следить за речью своих детей,

                               не позволять произносить эти слова хотя бы дома, поправлять,

                               делать замечания – 10 чел.

                             - Объяснять, что так говорить некрасиво, объяснять происхождение этих  

                              слов– 4 чел.

                             - В семье самим родителям разговаривать правильно – 1 чел.

                             - Взрослым следить за своей речью, показывать личный пример – 2 чел.

                            -  Учить правильно говорить – 2 чел.

                            -  Побольше учить наизусть стихов – 1 чел.

                            -  Чтение хорошей художественной литературы – 7 чел.

                           -   Изучение книг по культуре речи – 2 чел.




Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

«Бестолковый словарь» школьника

Б

Бабки – деньги.

Базар – разговор.

Балдеть –очень хорошо.

Башка – голова.

Блин – выражение отрицательных эмоций, досады.

Быковать – нападать.

В

Варить – думать.

Везуха – удача.

Велик – велосипед.

Водила – водитель.

Врезать – ударить.

Врубаться – понимать.

Выпал в осадок – очень удивился, поразился.

Г

Грузить – врать.

Д

Днюха – день рождения.

Домашка – домашнее задание.

До свидос – пока.

Достал – надоел.

Дуришь – врёшь.

Дыня – голова.

Ж

Жрать – есть.

З

Замётано – договорились.

Зануда – надоедливый человек.

Зубрила, ботан – заученный человек.

Зыришь –смотришь.

И                                                    

Инглиш – английский язык.

К

Кайф – удовольствие.

Клёвый – весёлый.

Колбаситься – бурно веселиться.

Комп, компик – компьютер.

Корячиться – трудиться.

Косяк – ошибка.

Кочан – голова.

Кроссы – кроссовки.

Круто – здорово

Крутой – добившийся успеха.

Крутяк – хорошо.

Л

Ляпнула – не вовремя сказала.

М

Матиша – математика.

Махнуть – поехать; поменяться чем-то.

Мобила – мобильный телефон.

Н

На фига – зачем.

Не колышет – не волнует.

Ни фига – полное отсутствие.

Ништяк – все хорошо.

О

Облом – неудача.

Обалдеть – с ума сойти, удивиться.

Окружайка – окружающий мир.

Отвали – уйди.

Отвяжись – отстань.

Отвянь – отойди,  отстань.

Отколоть – совершить необычный поступок.

Отстой – плохо, некрасиво.

Отпад – красиво, потрясающе.

Офигеть – Боже мой! С ума сойти.

Офонареть – удивиться.

П

Пара – двойка.

Пипец – всё плохо.

Плюхнуться – неловко сесть.

По-барабану - всё равно.

Посеял – потерял.

Потрясно – здорово.

Предки, родоки – родители.

Прибамбас – украшение.

Притаранить – принести.

Приколоться , прикольно – интересно.

Проехали – оставить в прошлом.

Пролёт – не получилось.

Р

Ржать – смеяться.

Русиш – русский язык.

С

Сеструха – сестра.

Слинял -  ушёл, сбежал.

Слизал – списал, перенял.

Спятил – сошёл с ума.

Срезаться – допустить промах.

Стукач – докладчик.

Столовка – столовая.

Стянуть – украсть.

Супер – хорошо.

Т

Тачка – машина.

Тормоз – медлительный человек; человек, который долго думает.

Тупица – плохо соображающий человек.

У

Угорать – долго смеяться.

Урыть – побить.

Правила поведения в школе

Ф

Фан – фанат.

Фигня – ерунда, чепуха.

Физра – физическая культура.

Фишка – смысл, суть.

Футбиш – футбол.

Х

Хавать – есть.

Хлюпик – слабый человек.

Ч

Чайник – голова; новичок.

Чел – человек.

Чеши отсюда – требование уйти.

Чувак – человек.

Ш

Шмыгать – ходить, метаться взад-вперед.

Я

Ящик – телевизор.

                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Анкетирование учащихся 4-х классов

Для чего вы  употребляете жаргонные слова?

Могли бы вы обойтись без них?

Как вы считаете, нужны ли такие слова в речи?

Где вы употребляете эти слова?

Возникало ли у вас желание избавиться от жаргонных слов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Родительское собрание. Школьный жаргон - миф или реальность.

Разработка родительского собрания "Школьный жаргон: миф или реальность?". Главной целью родительского собрания является: обратить внимание родителей на проблему жаргона, его влияния на манеру поведени...