Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Канукова Марина Хаирбековна

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о том, как устроен наш язык, учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками, оформлением на письме.

Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку; формирование у детей представления о Родине, её природе, истории, великих представителях культуры.

 

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал:

репродукции с картины М. Джикаева «Ос - Багатыр — прославленный полководец Осетии», Е.А. Шугаева «Родина Коста», портреты И.А. Плиева, С. Адырхаевой, В. Гергиева.

 

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ»

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о том, как устроен наш язык, учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками, оформлением на письме.

Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку; формирование у детей представления о Родине, её природе, истории, великих представителях культуры.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал:

репродукции с картины М. Джикаева «Ос - Багатыр — прославленный полководец Осетии», Е.А. Шугаева «Родина Коста», портреты И.А. Плиева, С. Адырхаевой, В. Гергиева;

учебник «Русский язык» 3 класс, ч.2 (С.И. Иванов, А.О. Евдокимова) — М.: Вентана — Граф, 2012.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке, работа в парах,  группах.

Ход урока:

1.        Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

3) определить содержательные рамки урока: имена существительные собственные и нарицательные

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Откройте, пожалуйста, учебник на странице 66. В каком блоке мы будем сегодня работать? (Как устроен наш язык)
  • Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься сегодня?(Пополнять запас лингвистических знаний)
  • Будем ли мы работать над правописанием и развитием речи? (Нет)

-Вы снова правы!

-Что значит «узнавать новое»? Скажите конкретнее. (Мы должны понять « чего мы не знаем » и «сами найти способ» узнать это новое)

-Тогда давай возьмём в качестве девиза урока такое утверждение:

                         ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ – НАЙДЁТСЯ ПУТЬ!  (на доске карточка )

-У вас есть желание добывать новые знания? (да)

-Тогда в путь-дорогу.  Я желаю вам успеха!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в  пробном действии.

Цель: 

1) актуализировать представления об именах существительных собственных и нарицательных;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию – при повторении всего, что знают учащиеся об именах существительных;

3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение.

Организация учебного процесса на этапе 2:

     1) Актуализация представлений об именах существительных.

- Объясните понятие: «существительное»? (Слова, отвечающие на вопросы кто? что? и обозначающие предмет.)

- Назовите свойство, которое объединяет эти слова: школа, класс, учитель, ученики (обозначают предмет)

  • Можно ли отнести к множеству этих слов  слова  дружный, строгий, прилежные? (Нет.)
  • Почему? (обозначают признаки предметов)
  1. Уточнение по какому принципу задаются вопросы кто? что?

     3) Тренинг мыслительных операций (блиц- опрос):

  • Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду?
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос  что?
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
  • Имена существительные изменяются по числам?

- Как вы думаете, что я вам сейчас предложу и зачем? (Вы нам предложите задание, которое мы никогда не делали, для того чтобы мы поняли чего мы ещё не знаем. Мы попробуем с ним справится.)

4) Задание для пробного действия.

- Вы отлично справились с определением имени существительного, с тем, по какому принципу задаются вопросы кто?, что? А теперь пробное задание.

     Учитель раздает на листках задание. Учащиеся должны индивидуально ответить на вопрос:

-  Почему некоторые имена существительные в середине предложения пишутся с заглавной буквы?

 

Россия. Русь… вслушайтесь в музыку Чайковского, вглядитесь в картины Шишкина, вчитайтесь в стихи Пушкина, Есенина, Некрасова – в них поэзия русской природы, ее красота и величие. Россия – самое большое государство в мире. По ее земле текут великие реки – Обь, Енисей, Волга. Гирлянды горных цепей тянутся на тысячи километров. Старинные города: Москва, Санкт- Петербург, Суздаль, Владимир, Смоленск, Новгород хранят память о прошлом.

    При выполнении данного задания возникает затруднение ― некоторые дети смогут ответить на вопрос, другие ― нет. Возникшее затруднение фиксируется:

1.- Кто ничего не смог ответить на вопрос? В чём у вас возникло затруднение? (Я не смог определить ...)

2.- Кто ответил?

- Вы можете обосновать свой ответ на вопрос, каким способом?

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для ответа на данный вопрос.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Стоп! Уточните еще раз, на какой вопрос вам нужно ответить? (-  Почему некоторые имена существительные в середине предложения пишутся с заглавной буквы?)

- Где возникло затруднение?

- А почему некоторые не смогли это определить?

4. Построение проекта выхода из затруднения .

Цель:

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) учащиеся ставят цель проекта: определить принцип разбиения имен существительных на собственные и нарицательные;

2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

3) учащиеся определяют средства (приемы, правила и т.д.).

4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Так какую цель мы  поставим  перед собой? (определить, по какому принципу существительные делятся на собственные и нарицательные)

- Какова же тема урока? (  Имена существительные собственные и нарицательные.)

-Что нам пригодится в открытии новых знания? (все, что мы знаем об именах существительных)

5 . Реализация построенного  проекта.

Цель:

    1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

    2) организовать согласование способов и фиксацию построенного способа действия в речи;

  1. организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю вам разделить имена существительные на две группы. По какому принципу вы разделили бы слова?

 Организовать работу можно в группах, необходимо вспомнить правила работы в группах.

Задание группам:

1, 3  группы: существительные, называющие такие предметы, которые единичны, неповторимы ( Россия, Русь, Чайковский, Шишкин...)

Вопросы:

1) перечислите существительные, которые вы выписали;

2) можно ли к  множеству этих слов отнести слова страна, композитор и т. д.?

3) как вы это определили?

4) вывод.

2, 4 группы: существительные, называющие  неединичные предметы (музыка, картина, стихи...)

Вопросы:

) перечислите существительные, которые выписали вы;

2) можно ли к  множеству этих слов отнести слова Россия,Чайковский и т. д.?

3) как вы это определили?

4) вывод.

Представители групп у доски обобщают свою групповую работу, при этом уточняется, что

    ВСЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА

                  ДВЕ     БОЛЬШИЕ ГРУППЫ — СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ.

СОБСТВЕННЫЕ НАЗЫВАЮТ …

   НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАЗЫВАЮТ...

На доске появляется «собранное» правило.

- Проверим по учебнику, правильно ли вы рассуждали. Прочитайте в рубрике «Тайны  языка» ( с.66) о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

- Пользуясь каким правилом вы смогли разбить существительные на собственные и нарицательные?

- Приведите примеры собственных имен существительных.

-- Приведите примеры нарицательных имен существительных.

  • В истории Осетии запомнились имена трех цариц: Зарины, Томирис и Амаги.

Просклоняйте эти имена.

  • Поделитесь своими наблюдениями.
  • Как определить род таких имен существительных?

Вывод (дети делают сами, затем сверяют свой вывод с учебником на с. 67 в разделе «Обрати внимание»).

Среди собственных имен существительных встречаются несклоняемые слова, например, Томирис. Род таких существительных определяется по роду нарицательных имён существительных, которыми можно эти слова заменить.

Томирис — царица (ж. р.)

  • Вспомните, как изменяются имена существительные?
  • Измените имена нарицательные по числам:

город -

река -

поэт -

  • Можно ли поставить в форму множественного числа собственные имена существительные:

Владикавказ -

Терек -

Коста Леванович Хетагуров -

  • Какой вывод можно сделать?

Собственные имена существительные не изменяются по числам.)

(сверяют свой вывод с учебником на с. 68 в разделе «Обрати внимание»)

В завершение, обсуждается вопрос, вызвавший затруднение в начале урока.

  • Ребята, вы поняли по какому принципу существительные делятся на собственные и нарицательные?
  • Как определить род несклоняемых  имен существительных?
  • Изменяются ли по числам собственные имена существительные?

- Решили вы свою задачу? (Да.)

- Молодцы!

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  • У каждого человека есть свой заветный уголок земли, где он родился, где впервые ощутил ласку матери и увидел свет солнца, где лежит прах его предков. К этому уголку он испытывает особую привязанность.
  • Как называется ваша малая Родина?
  • А знаете ли вы, как назывались осетины раньше?
  • Скифы, сарматы, аланы — прародители осетин.
  • Найдите в тексте собственные и нарицательные имена существительные. Среди собственных имен существительных найдите и выделите несклоняемые.

На доске текст:

    Совсем недавно исполнилось 637 лет со времен битвы алан с монголами, когда после шестимесячного сражения пала столица Алании, город Дедяков (Дзауджикау). Это произошло 8 февраля 1378 года.

      В этом сражении погиб последний царь из династии Ахсартакката — Цараз. Его малолетние дети, царевичи Давид и Фидар, были переправлены до этого в столицу Грузии — город Тифлис. Сейчас этот город называется Тбилиси.

Задания выполняются с комментированием способов действий в громкой речи.

7.Физминутка

8 . Самостоятельная работа с самопроверкой  по образцу.

Цель:

1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения  делить имена существительные на собственные и нарицательные

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание. В первый столбик выпишите имена нарицательные, во второй — собственные несклоняемые имена существительные.

    Северная Осетия дала много великих людей не только России, но и всему миру. Знаменитый осетинский поэт Коста Хетагуров,  замечательный писатель Дабе Мамсуров, учёный с мировым именем Васо Абаев, осетинский борец - неоднократный победитель Олимпийских игр, Давид Мусульбес.

Учащиеся работают самостоятельно. На самостоятельную работу отводится 2 - 3 минуты.

- Закончили работу?

Учитель помещает на доску образец для самопроверки.

- Проверьте себя по образцу, зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

Дети выполняют самопроверку и фиксируют ее результат.

- Какие возникли затруднения?

- Исправьте ошибки.

- Поднимите руки те, кто сделал все верно? (…) Молодцы!

9. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) учиться применять полученные знания в работе;

2) тренировать способность к анализу упражнений и их выполнению.

Организация учебного процесса на этапе 9:

1) Повторение знаний о собственных и нарицательных именах существительных.

Учитель выставляет на доске  текст:

        Природа щедро одарила наш край. Величественная гора Казбек, бурная река Терек, светлая Картлийская долина, глубокое Джавское ущелье.

        Я люблю и горжусь народом, который дал человечеству полководца Исса Плиева, балерину Светлану Адырхаеву, дирижера Валерия Гергиева.

Работа организуется в парах. Проводится взаимопроверка. Двое учащихся  работают с переносной доской, остальные ― в тетрадях. Затем те, кто работал на переносных досках, озвучивают выполнение своих заданий с доказательствами, а остальные дети проверяют и записывают в тетрадях во второй столбик задание другого варианта.

10 . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 10:

- Какую цель мы ставили перед собой сегодня ? Достигли вы цели ? Докажите.

- Что нового узнали?

- Что вы сегодня повторили?

- В чем было затруднение? Над чем еще надо поработать?

- Какие группы сегодня слаженно работали? Кого из ребят вы отметите?

- Оцените свою работу.

- Любовь к своему народу, родному краю — святое и прекрасное чувство. Хочешь стать сыном честного и гордого народа — будь сам честным и гордым.

Домашнее задание:

  •  с. 55-56, выучить правило, взаимозачет ― в парах;
  • найти 7 несклоняемых собственных имен существительных и

         определить их род


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имена существительные: собственные и нарицательные».

Открытый урок включает правила имен собственных и нарицательных. Идет как экскурсия по городу Альметьевск....

«Имена существительные собственные и нарицательные» Урок русского языка во 2 классе

  Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык»,  2 класс,  Л.М.Зеленина, Т.Е ХохловаДанный урок находится в разделе «Части речи. Имя с...

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

Имена существительные собственные и нарицательные

Урок разработан по программе "Перспектива" для второго класса. Включает в себя повторение и обобщение уже имеющихся знаний у детей, а так же введение новых понятий и их закрепление в занимательной фор...

Имена существительные собственные и нарицательные

Технологическая карта урока русского языка (УМК "Начальная школа XXI века")...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....