Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ким Елена Олеговна

систематизировать знания детей о глаголе, как части речи, формировать практические навыки правильного написания личных окончаний глаголов;

формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

содействовать воспитанию культуры общения через работу в  парах, группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_spryazhenie_glagolov.docx135.16 КБ
Файл rabochiy_list_spryazhenie_glagolov.docx578.51 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

4 класс

Тема: Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Цель: формирование орфографической зоркости в правописании глагольных орфограмм.

Задачи:

систематизировать знания детей о глаголе, как части речи, формировать практические навыки правильного написания личных окончаний глаголов;

формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

содействовать воспитанию культуры общения через работу в  парах, группах.

Стратегии: формативное оценивание, самооценка, индивидуальные, парные и групповые. Фишбоун, чтение с пометами, «Верно - Неверно», составление графика.

Оборудование: рабочие листы, демонстрационный материал, толковый словарь С.Ожегова.

 

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто  что делает, расскажет.

Чертит, пишет   иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

– всё расскажет нам …                             (глагол)

- Что мы будем делать сегодня на уроке?

- Для чего необходима эта работа?

  1. Словарная работа. Чтение с пометами. Индивидуально.

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ.  А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.

Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща.

О  картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок.

Картошку копать, не руками махать.

Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Уважают и почитают картофель во многих странах: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи.   Не каждому овощу такая честь!

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:

"V" – это я знаю        

 "+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"!!" – это меня очень заинтересовало 

Работа со статьей:

- найдите в тексте глаголы неопределенной формы (копать, махать)

- найдите в тексте глаголы настоящего времени (знаете, называют, не обходится, уважают, почитают, утверждают,  создают, устанавливают)

  1. Лексическое значение слова:

глагол                       глаголить                            разглагольствовать

- Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Проверьте по толковому словарю.

- У вас возникло затруднение?

- Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре)

Глаголить – говорить. (Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать) В.Даль.

Разглагольствовать -  говорить многословно, бессодержательно.

  1. Верное – неверное утверждение. Самооценка «Градусник»

1)        Спряжение – это  изменение глагола по числам и лицам? +

2)        Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать? – (что сделать?)

3)        К I спряжению относятся глаголы, на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть; +

4)        Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться) относятся к I спряжению? – (ко II спряжению)

5)         У глагола прошедшего времени определяется род? +

6)        Личные окончания глаголов I спряжения:  ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ? +

7)        Личные окончания глаголов II спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ? – (АТ-ЯТ)

8)        Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся ко II спряжению? +

- Какие глаголы на –ать относятся ко II спряжению? (гнать, держать, слышать, дышать)

- Какие глаголы –еть относятся ко II спряжению? (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть)

- Какие глаголы на –ить относятся к I спряжению? (брить, стелить, зиждиться)

  1. Графический диктант. Самооценка «Светофор».

Вертят, рубишь, мокнет, откроет, возит, бреет (искл.),

схватит, плавает, делает, оденут.

- Как определить спряжение глагола?

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Комментированное письмо.

Наступа…шь (… спр.), пролета…м  (… спр.),  слыш…м (… спр.),   исчеза…шь (… спр.), чувству…м (… спр.), люб…м (…  спр.), гон…м (… спр.), дыш…шь (… спр.), смотр…м (… спр.), пробега…шь (… спр.), свет…шь (… спр.), вид…м (… спр.).

Наступаешь (наступать - I спр.), пролетаем  (пролетать - I спр.),  слышим (слышать – искл. II спр.), исчезаешь (исчезать - I спр.), чувствуем (чувствовать - I спр.), любим (любить - II  спр.), гоним (гнать - искл., II спр.), дышишь (дышать - искл., II спр.), смотрим (смотреть - искл., II спр.), пробегаешь (пробегать - I спр.), светишь (светить - II спр.), видим (видеть - искл., II спр.).

- Назовите личные окончания глаголов I спряжения.  (ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ) 

- Назовите личные окончания глаголов II спряжения (ИШЬ, ИМ, ИТЕ, АТ-ЯТ)

  1. Изменение глаголов по лицам и числам. Работа в парах.

- Что такое спряжение глагола? (изменение глаголов по лицам и числам)

- В форме какого времени глаголы изменяются по лицам и числам? (настоящего времени)

- Вот в этом мы и будем практиковаться.

- Какая часть речи поможет нам в спряжении глаголов? (местоимение)

- Обозначьте спряжение глаголов.

отвечать - I спр.

говорить - II спр.

Единственное число

1 лицо

я отвечаю

я говорю

2 лицо

ты отвечаешь

ты говоришь

3 лицо

он отвечает

он говорит

Множественное число

1 лицо

мы отвечаем

мы говорим

2 лицо

вы отвечаете

вы говорите

3 лицо

они отвечают

они говорят

  1. Морфологический разбор глагола

- Почему глагол является самой трудоемкой и ошибкоопасной частью речи?

- Какие постоянные признаки глагола вы знаете? (вид, спряжение, переходность, возвратность)

- Какие непостоянные признаки глагола вы знаете? (наклонение, время, лицо, число, род (в прошедшем времени)

I. (Метель) закрутит – глагол (что сделает?); н.ф. – закрутить;

II. Постоянные признаки: сов. вид, II спр., перех., невозвр.;

     Непостоянные признаки: в изъяв. накл., буд. вр., 3 лицо, ед. ч.

III. В предложении является сказуемым.

  1. Обобщение сведений о глаголе. Фишбоун. Работа в группе.

11. Рефлексия.

Закончите любое из выражений:

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что...

Меня удивило…

Мне бы хотелось...

12. Лестница успеха.

Обозначьте свое местоположение на лестнице успеха.

13. Домашнее задание.

- Вставьте пропущенные орфограммы. Обоснуйте свой ответ.

- Какие глагольные орфограммы встречаются в данном тексте?

Как белочка зимует

                                                                                    Г. Скребицкий и В. Чаплина

Как закрут…т (крутить, II спр.) метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит.

Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Забере….ся (тся, 3 лицо) белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер    (не)задувал, еще лазейку подстилкой закро…т (закрыть, I спр.). Потом сверне….ся (тся, 3 лицо) клубочком, пушистым хвостиком прикрое….ся (тся, 3 лицо) и спит.

А снаружи ледяной ветер так и во…т (выть, I спр.) , так и несет мелкий колючий снег. Утихн…т  (утихнуть, I спр.) непогода, белочка из гнезда вылез….т (вылезать, I спр.), встряхне….ся (тся, 3 лицо) и поскач….т (скакать, I спр.) с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщ…т (разыскать, I спр.) , который сама летом на суку сушить оставила.

Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жёлуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.



Предварительный просмотр:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=6b5406b314b3a6c6&mb=imgdb_preview_1482

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ.  А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/148/75148716_4278666_bystrye_diety0044.jpghttp://supercook.ru/images-garnir-veget/kart-cvet-01.jpg

Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща.

О  картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок.

Картошку копать, не руками махать.

Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Уважают и почитают картофель во многих странах: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи.   Не каждому овощу такая честь!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Спряжение – это  изменение глагола по числам и лицам?http://servistorg.ru/admin/pictures/7526b.jpg
  2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос:

Что делал? Что делать?

  1. К I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на

-еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;

  1. Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться) относятся к I спряжению?
  2.  У глагола прошедшего времени определяется род?
  3. Личные окончания глаголов I спряжения:  ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?
  4. Личные окончания глаголов II спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ? http://www.numama.ru/images/photos/medium/00c8899d1f64e6cad2a1d0248f481813.jpg
  5. Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся ко II спряжению?

Наступа…шь (… спр.), пролета…м  (… спр.),  слыш…м (… спр.),                  исчеза…шь (… спр.), чувству…м (… спр.), люб…м (…  спр.), гон…м (… спр.), дыш…шь (… спр.), смотр…м (… спр.), пробега…шь (… спр.), свет…шь (… спр.), вид…м (… спр.).

Единственное число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Множественное число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/759/99759220_yeto_zhe_tak_prosto.jpg

        

Домашнее задание:

- Вставьте пропущенные орфограммы. Обоснуйте свой ответ.

- Какие глагольные орфограммы встречаются в данном тексте?

- Морфологический разбор глагола ВЫЛЕЗЕТ.http://cs9665.vk.me/u72027495/133323148/x_8a85de9c.jpg

Как белочка зимует

                                                                                                           Г. Скребицкий и В. Чаплина

Как закрут…т метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит.

Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Забере….ся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер    (не)задувал, еще лазейку подстилкой закро…т. Потом сверне….ся клубочком, пушистым хвостиком прикрое….ся и спит.

А снаружи ледяной ветер так и во…т, так и несет мелкий колючий снег. Утихн…т непогода, белочка из гнезда вылез….т, встряхне….ся и поскач….т с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщ…т, который сама летом на суку сушить оставила.

Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жёлуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....

Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"

Урок составлен по требованиям новых ФГОС  в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ И ПРАВОПИСАНИЯ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Данный материал направлен на формирование умений находить спряжение глаголов....

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»

Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...