Мои печатные работы и публикации на сайтах интернет-конкурсов.
статья по русскому языку на тему

1)      Педагогический вестник №10 (516-517) 1-31 октября 2011, общероссийская педагогическая газета./ Развитие речи во взаимодействии. Андрюшкина Н. Н.

 

2)      Публикации в материалахВсероссийского интернет-конкурса педагогического творчества 2012-13 учебного года (на веб-сайте в электронном виде/Урок по русскому языку 4 класс/ www.educontest.net (свидетельство)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся в начальной школе.

Андрюшкина Н.Н., учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска

Опыт по развитию речи учащихся, а конкретно работа над изложением в начальной школе нередко освещается в педагогической литературе, представляется на различных семинарах и педмастерских. Однако широкой практической реализации записи нескольких текстов, относящихся к различным типам речи (например, описание, повествование, рассуждение)  на одном занятии пока ещё нет. Мной разработан вариант именно такой  структуры урока  по написанию изложений в условиях массовой школы. Данное занятие является итоговым по теме «Текст. Типы текстов» и предоставляет учащимся возможность на одном уроке вспомнить характерные особенности текстов, относящихся к разным типам речи.

Общие умения коммуникации – это необходимый компонент содержания современного образования (приложение № 2 ) Именно перед начальной школой стоит задача сформировать у каждого ребёнка умение слушать и читать с пониманием, а также излагать свои мысли устно и письменно. В этот период большое значение имеют уроки развития речи, так как именно они целенаправленно формируют у школьников умения работать с текстом. Однако, несмотря на достаточно большое количество таких уроков, остаётся низким качество оформления школьниками итогов своей работы. И это притом, что во время фронтальной работы подготовительный этап соответствовал всем методическим рекомендациям.

Вопрос низкого качества написания текстов связан не с отсутствием рекомендаций по организации индивидуальной речевой деятельности школьника, а с проблемами, как плодотворно включить каждого ученика в процесс порождения содержания будущего текста и его оформления.

Организация урока развития речи на коллективных учебных занятиях помогает преодолеть эти трудности и решить проблему низкой результативности работы учащихся над текстом.  На подобных занятиях основными методиками являются методика Ривина, которая позволяет осмыслить новый текст, и методика, обратная методике Ривина, когда учащиеся оформляют свой вариант текста. Суть методики Ривина в том, что учащийся, прорабатывая с новым напарником очередной фрагмент текста, в итоге получает его план. Если в классическом варианте по методике Ривина ученики осваивают одновременно разные тексты, то для наших занятий мы модифицировали методику Ривина: в парах сменного состава дети изучали один текст. Для этого класс был разбит на пять отрядов, в каждом отряде по четыре человека. Еженедельно проводили по одному занятию, на каждом из которых учащиеся работали над одним текстом. Таким образом, за четыре недели по данной методике мы освоили следующие тексты, относящиеся к различным типам речи: «Ёжик», «Кормушка в пруду» (повествование), «Осенняя елочка» (описание), «Вот чудеса-то!» (рассуждение). Структура одного из таких занятий приводится ниже Оно построено на сочетании всех четырех организационных форм обучения.

Оргформа[1]

Этапы занятия

Ф+П+И

Предъявление текста.

Учащиеся самостоятельно читают текст. Затем в паре определяют его тему и основную мысль. Во фронтальной работе отвечают на вопросы для уточнения своего понимания текста.

К

Работа над планом.

Деление текста на части (в 2-3 парах).

Пересказ каждой части, во время которого учащиеся восстанавливают содержание части, корректируют и дополняют своё понимание. Озаглавливание частей текста (количество сменных напарников при этом не меньше выделенных частей).

Ф

Показ образцов записи плана, комментирование, почему одни оказались удачнее, чем другие.

К

Орфографическая работа.

Учащиеся прорабатывают карточки с различными заданиями.

К тексту «Осенняя ёлочка».

1. Напиши проверочные слова к данным, вставь пропущенную орфограмму:                                       д..ревья –

                                                    ос..нью –

                                                    р..няет –

                                                    ры..ки –

                                                    ст..ит –

2. Найди в тексте эти слова, вставь пропущенную букву.

       к..тайские

       ф..нар..ки

       ..ранж..вые

       н..рядная

3. Поставь недостающие знаки препинания.

Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

При такой работе часть учеников занималась взаимотренажом. Это те ребята, которым нужно было повторить темы «Проверяемые орфограммы в корне слова». Остальные работали по методике ВПЗ (взаимопроверка индивидуальных заданий). Например, задания имели следующее содержание:   1) Среди данных слов выбрать проверочное, доказать свой выбор:

                            рыбкой, рыбки, рыбак

                           роняет, урон, уронил

                           деревья, деревянный, дерево

2) Выписать из текста по одному слову,  такой же структуры:

                         ёлочка_________________

                        подарки________________

                        деревья_________________

3) Найти среди слов каждой строки лишнее слово:

                                        осен..ю, лист..я, под..ехал

                                        под..ём, дерев..я, с..езд

                                       сем..я, пис..мо, солов..и

Ф

Проверка учителем карточек учащихся, выявление и устранение недочётов, ошибок.

Для более качественного освоения текста использовался приём схематического изображения содержания каждой части в тетрадях учащихся. После чего в совместной работе с учителем отбирались наиболее подходящие иллюстрации для общего «экранчика», который в дальнейшем будет служить средством для восстановления содержания, как отдельных частей, так и всего текста. К этому же «экранчику» мы неоднократно возвращались на уроках литературного чтения для запоминания или восстановления текста до написания изложения.

От занятия к занятию повышалось качество взаимодействия учащихся в паре. Менялась и роль учителя. Если на первых занятиях от него требовался пошаговый инструктаж при работе по алгоритму освоения текста, необходимость фронтальных корректировок во время соварно-орфографической работы, то на последующих занятиях действия учащихся становились более самостоятельными, повышалось качество сотрудничества в парах, в отрядах.

На пятой неделе было проведено занятие, на котором ребята писали изложение. После отгадывания загадок (приложение №3), отгадками которых явились названия текста, четыре ученика выразительно прочитали освоенные тексты. Одновременно с озвученным содержанием сопоставлялся «экранчик» и план текста. Далее мы обратились к красочной схеме «Алгоритм взаимодействия в паре по обратной методике Ривина», которая уже была знакома ребятам. На трёх плакатах (приложение №4) показана последовательность работы в 1, 2, 3 паре сменного состава по восстановлению текста.

На следующем этапе учащиеся разбиваются на группы, в каждой из которых по 4 человека. Здесь ребята договариваются, кто по какому тексту будет писать изложение. Далее начинается работа по записи текста. Сколько пунктов плана, столько и напарников. Ученики в паре читают пункт плана, подробно восстанавливают содержание части, записывают её в тетрадь. Здесь проводится взаимопроверка, коррекция. В новой паре обсуждают и проверяют, что написано в предыдущих абзацах, после чего работают по новому пункту плана. К услугам ребят все четыре «экранчика», индивидуальные карточки с трудными для запоминания словами. Самым главным моментом данного урока были правила «Я говорю – ты слушаешь. Я пишу – ты смотришь, помогаешь, исправляешь» Поработав таким образом, ученик получает целостный текст и может приступить к его коррекции и проверке с другим напарником. По желанию несколько учащихся представляют в отрядах восстановленный текст, выслушивают мнение членов группы по поводу его содержания. (приложение №1).

    Результат такой работы оказался очень хорошим: пятёрок за эту работу было 6, четвёрок – 10, троек – 4.

Наблюдая за работой учащихся в парах сменного состава, постоянно убеждалась в том, что именно такая деятельность по освоению текста самая продуктивная. Ребята говорят, рассуждают, соглашаются или отстаивают свою точку зрения, а значит идёт постоянный мыслительный процесс. Здесь очень важно, чтобы дети видели глаза друг друга. Так они учатся сотрудничать, понимать, договариваться, слышать и слушать друг друга. Повышается взаимоответственность и при этом ни у кого не возникает страха перед тем, что текст окажется не по силам. Ведь рядом есть напарник, который поможет в затруднительной ситуации. При этом очень важно, что ребята учатся оценивать себя и своих напарников

                                                                                                                                      Приложение 1.

Этапы

Текст

Тип текста

I неделя

Осенняя ёлочка.

Осенью деревья дарят ёлочке подарки.

Осинка дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка нарядная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.                                                (Н. Сладков)

описание

II неделя

Кормушка в пруду. [4]

Наступило утро. Ребята позавтракали и пошли к пруду.

Пруд – большой аквариум. На середине водоёма столик. Это кормушка для рыб. Она чуть затоплена водой.

Сторож повёз туда корм на лодке. Раздался звонок колокольчика. Он приглашал зеркальных карпов к завтраку.

повествование

III неделя

Ёжик.

Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.

Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.

                                                                    (Г. Цыферов)

повествование

IV неделя

Вот чудеса-то!

Весной и летом у всех птиц много забот. И только клесты спокойно перелетают с ели на ель.

Клесты выводят своих птенцов зимой. На дворе стужа, а в гнезде голенькие птенчики. Но почему же так? Ведь малышей надо хорошо кормить. А пища клестов – еловые шишки. Они созревают на ёлках в конце года, зимой. Поэтому и птенцы у этих птиц выводятся осенью и зимой.

Вот какие чудеса бывают в лесу!        (Ю. Дмитриев)

рассуждение

                                                                                                                           

                                                                                                                             Приложение 2.

Под общими умениями коммуникации принято понимать следующее:

  • Умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажений.
  • Умение оформить свои мысли в письменный текст.
  • Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному.
  • Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием). (Подробнее об этом см.[1] )

Приложение 3.

Загадки к текстам [3]

  1. Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж

Зимою в платье летнем.                          (Ель)

  1. По земле не хожу, на небо не гляжу,

Звёзд не считаю, людей не знаю.           (Рыба)

  1. Он зимой холодной

Вовсе не голодный.

Шишку лапками зажмёт,

Клювом острым разгрызёт.                     (Клёст)

  1. Лесом катится клубок.

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.                               (Ёж)

                                                                             

 Приложение 4.

1 пара                                2 пара                                        3 пара

Литература.

1. Запятая О. В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся/ О. В. Запятая // Методические рекомендации по работе учителя над формированием общих умений коммуникации учащихся: методическое пособие.- Красноярск, 2007.-с. 7.

2. Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий.- Красноярск: ИПК РО, 2002.- с. 29-32.

3. Занимательное  азбуковедение: кн. для учителя/ Сост. В. В. Волина.- М.: Просвещение. 1991.-368с.

4. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы.-5-е изд.-М.:Дрофа, 2000.- с._


[1] Условные обозначения:

Ф – групповая организационная форма обучения (фронтальная работа)

П – парная организационная форма обучения (взаимодействие в постоянных парах)

К – коллективная организационная форма обучения (взаимодействие в парах сменного состава)

И – индивидуальная организационная форма обучения (самостоятельная работа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"...

Свидетельство о публикации на сайте InfoUrok.RU

Свидетельство о публикации на сайте InfoUrok.RU...

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru...

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru...

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru...

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Свидетельство о публикации...