"Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Алфавит.
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание:
Планируемые результаты: Предметные результаты: Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей. Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке. УУД Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания. Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями. Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к русскому и чувашскому языкам.
- Организационный момент.Здравствуйте (слайд 1)
__Мы начинаем урок русского языка, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!» Ведь вокруг нас так много интересного, нового. Но мы должны помнить, в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Правила нашего урока(слайд 2)
1. Не выкрикиваем.
2. Не перебиваем друг друга.
3. Мы слышим друг друга.
4. Учимся работать сообща.
- Я желаю вам успехов! Прошу вас правильно рассуждать на уроке: «Я думаю…», «Я считаю…» (слайд 3)
- Мобилизация деятельности.
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
И всё получится у нас.
3.Самоопределение к деятельности
НА ДОСКЕ: Л Ф А Т В А И (слайд 4)
- Что написано на доске? (Буквы).
- На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
- Назовите согласные. (Л Ф Т В)
- Назовите гласные (А И).
- Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву... (А) (слайд 5)
Минутка чистописания.
19-ое октября .
Классная работа.
(слайд 6
Напишите в тетради по образцу заглавную буквуА и строчную букву а одну строчку.
- Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока.( слайд 7)(АЛФАВИТ).
Правильно, тема нашего урока алфавит)
4. Постановка целей и задач урока.
Как вы думаете, какова будет цель нашего путешествия?
_ Узнаем , что такое алфавит ? Для чего нужно знать алфавит?(Слайд 8)
5.Изучение нового.
На доске план:
1.Что такое алфавит?
2.Для чего он нужен?
- .Что такое алфавит? ( Буквы, расположенные в определенном порядке)(Высказывания детей).
- Правильно, алфавит это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В алфавите каждая буква имеет своё место и название (слайд 9).
- Работа по учебнику:
1) Чтение правила на стр. 39.(Чтение про себя)
2) Чтение правила хором.
3)Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.По учебнику и слайдам (Слайд 10.)
4)Задание алфавита: Назовите пропущенные буквы (Слайд 11)
3.Происхождение слов.
Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – алфавит.(слайд 12)
- Групповая работа
У детей на столах карточки с ребусом. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и записать их в тетрадь.
Появляется словоАЗБУКА:
- Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. (слайд 12 ).
- Русское слово азбука и греческое слово алфавит – обозначают одно и тоже понятие. Слова алфавит и азбука - синонимы.
А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)
- Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание которое находится в конвертах у вас на парте.
Задания в парах: раскодируйте слова, используя алфавит с номерами букв
12 10 18 10 13 13
14 6 22 16 5 10 11
- Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ((Проверка задания - слайд №13).
- Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
- Ребята, нам от азбуки пришло сообщение! Прочитать его? (Слайд №14).
Физкультминутка
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)
Дети садятся на свои места.
Исследование -сравнение
А вы знаете, кто является основателем чувашского алфавита?
( Предположения детей)
_Чувашский алфавит создал российский педагог, просветитель чувашского народа И.Я.Яковлев.(Слайд 15)
В чём схожи русский и чувашские алфавиты?(Предположения детей).
Какими буквами они отличаются?(Предположения детей).
Отличительным признаком служат все дополнительные буквы: А,Е,У,С. (Показываю)
В русском алфавите –33 буквы, а в чувашском алфавите -37.
Работа с текстом:
1)Чтение текста про себя(упражнение 2, стр.40)
2)Какое произведение вы читали?(Рассказ,стихотворение,сказка)
3)Назовите героев сказки? Кто они? (Выставляю картины барана, ослика, гуся и жука)
4)В какой школе они учатся?
5)Кто правильно произнёс название буквы?
6)Посмотрите на героев сказки. Кто лишний? Почему?(Предположения детей).
7)Чтение сказки по ролям
- Давайте подумаем, для чего нужен алфавит? (Предположения детей).
- Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.
- С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
- Значит, алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. (Слайд №16).
- Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему?(Высказывания детей).
- Конечно, он использует алфавит. (Слайд №17).
- Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему?(Предположения детей).
- Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.(Слайд №18).
6.Закрепление
1)Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги в алфавитном порядке. Слайд № 19
(Практическое пользование Алфавитом).
2)Запиши в алфавитном порядке имена обучающихся вашего класса). (Слайд №11).(Напомнить написание имён собственных).
Самостоятельная работа учащихся
(Проверка задания – слайд №12).
7.Домашнее задание : Выучить алфавит, письменно выполнить упр. 3 на с. 40
9.Рефлексия
- Что такое алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Кто уже запомнил алфавит?
- Кто правильно называет буквы?
- Кому ещё нужно потренироваться?
- Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Предлагаю провести игру «Алфавит – художник».
Соедините все буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.
( Первые, закончившие задание начинают раскрашивать картинку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/28/picture-583.jpg)
Алфавит в стихах 2 часть
Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-368-1670040933.jpg)
Детский алфавит
В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....
Английский алфавит в стихах
Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....
Английский алфавит
При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания при изучении букв...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24660.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
Совершенствование знаний алфавита...
Алфавит
Красочные карточки с буквами английского алфавита...