"Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Алфавит. 

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом. 

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: 

 Планируемые результаты: Предметные результаты: Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей. Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке. УУД Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания. Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями. Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к русскому и чувашскому языкам.

 

  1. Организационный момент.Здравствуйте (слайд 1)

__Мы начинаем урок русского языка,  улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём  нашу  волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!»      Ведь вокруг нас так много интересного, нового. Но мы должны   помнить, в любом деле необходимо соблюдать определённые правила.   Правила нашего урока(слайд 2)

1. Не выкрикиваем.

 2. Не перебиваем друг друга.       

 3. Мы слышим друг друга.

 4. Учимся работать сообща.         

- Я желаю вам успехов! Прошу вас правильно рассуждать на уроке: «Я думаю…», «Я считаю…» (слайд 3)

  1. Мобилизация деятельности.

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

И всё получится у нас.

3.Самоопределение к деятельности

НА ДОСКЕ: Л  Ф  А  Т  В  А  И (слайд 4)

 

  • Что написано на доске? (Буквы).
  • На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
  • Назовите согласные. (Л Ф Т В)
  • Назовите гласные (А И).
  • Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву... (А) (слайд 5)

 

Минутка чистописания.

19-ое октября .

Классная работа.

http://h/DOCUME~1/F082~1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image001.png(слайд 6

Напишите в тетради по образцу заглавную буквуА и строчную букву а  одну строчку.

  • Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока.( слайд 7)(АЛФАВИТ).

Правильно, тема нашего урока алфавит)

4. Постановка целей и задач урока.

Как вы думаете, какова будет цель нашего путешествия?

_ Узнаем , что такое алфавит ? Для чего нужно знать алфавит?(Слайд 8)

5.Изучение нового.

На доске план:

1.Что такое алфавит?

2.Для чего он нужен?

 

  • .Что такое алфавит?  ( Буквы, расположенные в определенном порядке)(Высказывания детей).

 -       Правильно, алфавит это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В алфавите каждая буква имеет своё место и название (слайд 9).

  • Работа по учебнику:

1)      Чтение правила на стр. 39.(Чтение про себя)

2)      Чтение правила хором.

3)Давайте  прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.По учебнику и слайдам (Слайд 10.)

4)Задание алфавита: Назовите пропущенные буквы (Слайд 11)

3.Происхождение слов.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – алфавит.(слайд 12)

  • Групповая работа

 У детей на столах карточки с ребусом. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и записать их в тетрадь.http://h/DOCUME~1/F082~1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image003.png

Появляется словоАЗБУКА: 

  - Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. (слайд 12 ).

   - Русское слово азбука и греческое слово алфавит – обозначают одно и тоже понятие. Слова  алфавит и азбука  - синонимы.

А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

  • Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание которое находится в конвертах у вас на парте.

Задания в парах: раскодируйте слова, используя алфавит с номерами букв

12  10  18  10  13  13

14  6  22  16  5  10  11

  • Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ((Проверка задания  - слайд №13).
  • Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая  в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
  • Ребята, нам от азбуки пришло сообщение! Прочитать его? (Слайд №14).

Физкультминутка

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)

Дети садятся на свои места.

Исследование -сравнение

А вы знаете, кто является основателем чувашского  алфавита?

( Предположения детей)

_Чувашский алфавит создал российский педагог, просветитель чувашского народа И.Я.Яковлев.(Слайд 15)

 В чём схожи русский и чувашские алфавиты?(Предположения детей).

Какими буквами они отличаются?(Предположения детей).

Отличительным признаком служат все дополнительные буквы: А,Е,У,С. (Показываю)

В русском алфавите –33 буквы, а в чувашском алфавите -37.

Работа с текстом:

1)Чтение текста про себя(упражнение 2, стр.40)

2)Какое произведение вы читали?(Рассказ,стихотворение,сказка)

3)Назовите героев сказки? Кто они? (Выставляю картины барана, ослика, гуся и жука)

4)В какой школе они учатся?

5)Кто правильно произнёс название буквы?

6)Посмотрите на   героев сказки. Кто лишний? Почему?(Предположения детей).

7)Чтение сказки по ролям

  • Давайте подумаем, для чего нужен алфавит? (Предположения детей).
  • Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.
  • С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
  • Значит, алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. (Слайд №16).
  • Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему?(Высказывания детей).
  • Конечно, он использует алфавит. (Слайд №17).
  • Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему?(Предположения детей).
  • Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.(Слайд №18).

6.Закрепление 

1)Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги в алфавитном порядке.  Слайд № 19

(Практическое пользование Алфавитом).

2)Запиши в алфавитном порядке имена обучающихся вашего класса). (Слайд №11).(Напомнить написание имён собственных).

Самостоятельная работа  учащихся

(Проверка задания – слайд №12).

7.Домашнее задание  : Выучить алфавит, письменно выполнить упр. 3 на с. 40

9.Рефлексия

  • Что такое алфавит?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Кто уже запомнил алфавит?
  • Кто правильно называет буквы?
  • Кому ещё нужно  потренироваться?
  • Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Предлагаю провести игру «Алфавит – художник».

Соедините все буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.

      ( Первые, закончившие задание начинают раскрашивать картинку).

http://h/DOCUME~1/F082~1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image005.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алфавит в стихах

Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...

Алфавит в стихах 2 часть

Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...

Детский алфавит

В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....

Английский алфавит в стихах

Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....

Английский алфавит

При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания  при изучении букв...

Алфавит

Красочные карточки с буквами английского алфавита...