Законы волшебной сказки на материале сказки «Финист – ясный сокол».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Законы волшебной сказки на материале сказки «Финист – ясный сокол».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Законы волшебной сказки на материале сказки «Финист – ясный сокол».

  Тема:   Законы волшебной сказки на материале сказки «Финист – ясный сокол».

       Цели: 1. Выявить общие закономерности волшебной сказки;

                      В контексте вопросов и рассуждений побудить детей вспомнить,

                      в каких ещё сказках встречаются похожий сюжет, герои, волшебный предмет, описание чудес;

                      Обнаружить черты волшебной сказки, веры в волшебные металлы, силу слова, магические числа,

                       прохождение героя через испытания, чтобы  вернуть свою любовь.

                  2. Развивать коммуникативные навыки через коллективное обсуждение  прочитанного и услышанного,  

                     умение дискутировать, решать проблемные ситуации.  

                  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение друг к другу, любовь  к близким, умение прощать.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться воспринимать текст сказки, анализировать его, давать характеристику героев сказки, выражать своё мнение о героях сказки и его поступках.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу, осознают этапы организации учебной работы.

Познавательные: полно и адекватно воспринимают текст сказки, выделяют из текста непонятные слова, выделяют слова-признаки и слова действия для описания героя.

Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками, формулируют собственное мнение.

Личностные: проявляют эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев из сказки.

Оборудование:  Текст сказки «Финист – ясный сокол» В.Я. Пропп «Исторические корни волшебной сказки», mp3  запись текстов «Финист – ясный сокол», «Сказ о ясном соколе».

Компьютер, мультимедийный проектор.

Презентация сказки.

На предыдущем уроке большое внимание было уделено выразительному чтению сказки и расследованию особенностей сказочного жанра. Дома дети должны были ответить на вопрос: без чего не может существовать сказка?

Исследовательская проблема данного урока будет состоять в том, что уч-ся будут изучать сказку с позиции читателей, уже знакомых с некоторыми волшебными сказками – то есть исследовать, узнавая или не узнавая известные закономерности и черты волшебной сказки.

Сказка, передаваясь из уст в уста, претерпевает изменения. Поэтому некоторые моменты могут быть искажены, либо непонятны. Чтобы прояснить это, мы решили найти данное произведение в первозданном виде. Это «Сказ о ясном соколе» созданный ещё в ведические времена.

                                                                                        Слайд 1

                                                                                                                       Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.

                                                                                     Ход урока:

                                                                                                       

    Этапы урока

                               Деятельность на уроке

1. Орг. момент

Добрый день!

Мы начинаем самый интересный и любимый урок «литературное чтение».

Давайте мысленно вернёмся в то время, когда мы были совсем маленькие. Укладываясь спать, о чём мы просили свою маму, бабушку или папу? ( почитать сказку)

-почему именно сказку? (сказка привлекает детей захватывающим сюжетом, волшебными превращениями героев).

2. Актуализация  

         знаний

3. Постановка цели

                       урока

                         

                         Цель

                       С самых древних времен, еще до появления письменности, народ создает сказки.

                       В них отражены его мудрость, мечты и восприятие мира.

                       Сказки раскрывают характер народа, отражают стремление к свободе и справедл.

                       Народ никогда не покидала вера в торжество добра над злом.  

 -На прошлом уроке мы познакомились со сказкой «Финист-ясный сокол»

  Как вы считаете, о чём  эта сказка?

                  Герои сказок преодолевают множество препятствий на своем пути к счастью.

                  И хотя в этом им часто помогают волшебные силы, главное - сам человек, его мужество.

                  Сказка "Финист - ясный сокол" это сказка о человеческом счастье, о верности, о любви.

- Без чего не может существовать сказка?

 - Значит, она должна строиться  по определённым законам?

                                                     Слайд 2 ( законы )

- На чём держится порядок жанра волшебной сказки?

 ( порядок жанра держится на системе троекратных  повторов)

- Мы сегодня, ребята, будем работать  с одной из древнейших сказок «Финист-ясный сокол».

   Посмотрите на тему урока и сформулируйте задачи нашего урока

                                                       (задачи)

                           - выявим закономерности волшебной сказки

                            - найдём черты волшебной сказки

                            - вспомним в каких ещё сказках встречаются похожие сюжеты, описание чудес

                            - докажем древнейшее происхождение сказки

  Мы исследуем сказку, установим, к какому виду она относится и докажем это, найдём    черты  сходства с другими волшебными сказками.

  Вооружитесь теми знаниями, которые вы получили во время наших предыдущих уроков и мы    

  начнём нашу исследовательскую работу.

  Сегодня на уроке каждый из вас будет в роли исследователя, откроет для себя что-то новое.

4. Новый материал    

    основная форма

                    завязки

Дальнейшая композиция сказки.

           

   Кульминация

     Получение   волшебного средства.

                                         

    Развязка

         

       

- Ребята, вы прочитали сказку «Финист-ясный сокол», понравилась?

- Откройте тексты

- Как начинается сказка? Прочитайте.

                                                      Жил да был крестьянин

- Как называются эти строки?

                                                       Зачин. Так традиционно начинаются сказки.

- А как ещё начинаются сказки? В некотором царстве…

                                                       Зачин вызывает у нас настроение спокойствия, но оно обманчиво.

- Как вы считаете, кто является главным героем сказки?

                                                  Слайд 3 (01)

- Какой вы её представляете? (покладистая, послушная, трудолюбивая, заботливая)

- Назовите ещё персонажей сказки (второстепенные действующие лица)

                                                  Слайд 4 (02)

- Охарактеризуйте их.

- почему Марьюшке не нужны были наряды ?

                              Именно младший ребёнок в семье или сирота наделены способностью понимать

                              волшебный мир, именно они, пройдя через испытания, заслуживают счастья.

- что попросила М у отца?

                                                   Слайд 5 (03)

 Как узнала М, что пёрышко обладает тайной и какой именно?

   ( обращаемся к Сказу)

                                                   Слайд 6 (04)

- Какое зло задумали сёстры? Почему они решили это сделать?

                                                   Слайд 7 (05)

- Объясните сказочный факт превращения юноши в сокола. Вспомните древние представления   о мире.

                                    Люди верили в то, человек произошёл от животного или растения

                                    Человек считал зверей и птиц своими прародителями- тотемами и

                                    относился к ним с уважением.

                                     Индия – корова, Египет – кошка, На Руси издавна считался – медведь

                                    ( у каждого ребёнка –плюшевый медвежонок – охраняет, придаёт силу)                                     

- Что случилось с Марьюшкой ?

                                                       Слайд 8 (06)

- Случается беда ,она отправляется в чужой мир, где на её голову выпадает много испытаний

   Мир делится на свой и чужой, земной и волшебный

  Это 1 закон В.С. «Герой отправляется в волшебный мир»

                                                      Слайд 9 (07)

- Что прокричал ясный сокол, улетая?

                            Именно изнашивание обуви из железа воспринималось людьми, как

                            преодоление  невероятных расстояний, так как каждый себе представлял,

                            сколько нужно  пройти, чтобы сносить хотя бы пару железных сапог, и  

                            человек понимал, что   разговор идёт об огромных расстояниях.

                                                    ( символизируют долготу пути)

                              А в сказках железная обувь - признак отправления героя в иной мир.

- Как встречали М лесные жители?        

                                                      Слайд 10 (08)

- Что увидела М на поляне?

   -С Марьюшкой такие события происходят впервые?

   - У вас не складывается впечатление, что эта избушка как будто бы давно знакома М:

      — Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.

      Она нисколько не удивлена ею и знает, как себя держать.

      Эта магия слова  очень древняя

      Избушка  охраняет вход в царство мертвых, и  герой произносит магическое слово,

      открывающее ему вход в иное царство

- Кто поджидает М в избушке?                      

- Б-Я– это человек из земного мира или представитель враждебного мира?

  2 закон- Встреча с представителем враждебного мира

                                                       Слайд 11 (09)

сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос

Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

В  сказках у неё воспаленные веки и красные глаза, т. е. у нее нет глазных яблок, а есть красные орбиты без глаз

-Почему Б-Я говорит: — Тьфу, тьфу, русским духом пахнет!

М пахнет не просто как человек, а как живой  человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по  запаху

 Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Живые оскорбляют мертвых тем, что они живые

 Она занимает собой всю избу. "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос".

 - Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она

 не  великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она - мертвец. (северная богиня подземной страны мертвых) имеет цвет трупа, то это означает не что иное, как то, что она, богиня смерти, сама есть труп"

- Что Б-Я дала Марьюшке ?

 

                              Давая в руки героя волшебное средство, сказка достигает вершины. С этого момента

                               конец уже предвидится. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает, что он ее достигнет.                                                                                                          

3 закон- наличие волшебного предмета

- Перечислите волшебные предметы в этой сказке

- Как вы считаете кот, собака, волк – это волшебные помощники героини или просто её друзья?

                            Ведь животные обладают особым чутьём на хороших и плохих людей.

                                                      Слайд  12 (10)                                                                    

- А ещё в сказке есть волшебные помощники?

- А своими силами - человеческими, можно это было сделать? Почему?

                                                       Герой не может сам, своими силами выполнить сложное  

                                                       задание (найти жениха) он обязательно обращается за

                                                       помощью к волшебному помощнику

   4 Наличие волшебного помощника следующий закон волшебной сказки

- Где в сказке мы встречаемся с магическими числами?                                                

- В каких сказках мы ещё встречаемся с магическими числами?

 5 Ещё один закон волшебной сказки – наличие магических чисел.

                                                     Слайд 13 (11) 

- Где нашла М своего возлюбленного? ( В хрустальном тереме)                         

- Почему именно в хрустальном?

                                                    Издавна хрусталю приписывались особые волшебные свойства,

                                                    Ведь Финисту предстояло сказочное оживление.

                                                            Слайд 14 (12),13,14,15

-  Какое чудо помогло его разбудить?                                              

                                                        Именно сила любви и есть то чудо, благодаря которому

                                                        М прошла все испытания и  оживила Финиста.

                                                        Она способна совершать чудеса не только в сказках, но и

                                                         в настоящей жизни.

- А вы знаете сказки, в которых герои оживляют своих возлюбленных?

- Ребята, те сходства, которые мы проследили в русских народных и авторских волшебных сказках («Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», «Морозко»,  «Спящая красавица») называются сюжет, а точнее, не весь сюжет, а отдельные сюжетные линии.

             

- Чем заканчивается сказка?

                                               Оживление и счастливое возвращение домой

      6 Это тоже закон волшебной сказки

                                                           Слайд 18

- Какими словами заканчивается сказка?

                                               И стали они жить-поживать, да добра наживать .        

 – Как называются эти строчки?     Концовка     - такими словами традиционно заканчив. сказки                                                                                            

5. Итог урока

- Исследованием какой сказки мы занимались на уроке?

- Ребята, давайте вернёмся к теме и целям  нашего урока. Мы доказали что эта сказка волшебная?

- По каким законам строится эта сказка?

- О каких сказках ещё мы говорили на уроке?

- Что их объединяет? ( сюжетные линии)

- Чему учит нас эта сказка?                                          Прощать, быть добрыми.

   А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтоб жарко стало. Быстро передайте своё тепло своему другу, соединив свои ладошки с ладошками друга. На этом мы и закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перышко Финиста - ясна сокола" (русская народная сказка)

        К волшебной сказке очень любят обращаться психологи.  Есть новое направление в лечении, которое называется сказкотерапия.  Именно в сказках человек видит п...

Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

УМК «ПНШ» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ» ...

Русская народная сказка Финист - ясный сокол

Финист — ясный соколРусская народная сказка...

Символы в русской народной сказке «Перышко Финиста -Ясна Сокола»

Цель: познакомить учащихся с символами "зашифрованными" в сказке "Перышко Финиста-Ясна Сокола"...

Урок литературного чтения (по программе «Л. В Занкова»1класс IV четверть). Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Технологическая карта урока литературного чтения. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди» По программе развивающего обучения «Л. В Занкова»1классУча...

Законы волшебной сказки на примере русской народной сказки “Гуси – лебеди»

Задачи : содействовать формированию УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных....